Урок 8. Монолог – рассуждение «Учитесь любить учиться»
Время - 40 минут |
Количество учащихся – 8 |
Вид урока |
Практический (комбинированный) |
План урока
|
1.Монолог-рассуждение 2.Работа над текстом «Учитесь любить учиться» 3.Выполнение после текстовых заданий |
Цель урока: Дать понятие о монологе - рассуждении «Учитесь любить учиться» |
|
Педагогические задании: 1. Знакомит с темой урока; 2. Объясняет о монологе-рассуждение 3.Задает работу над текстом «Учитесь любить учиться» 4.Задает после текстовые задания. |
Итоги учебного процесса: 1.Знакомятся с темой урока; 2. Имеют общий обзор о монологе-рассуждение 3. Работают над текстом «Учитесь любить учиться» 4.Выполняютт после текстовые задания |
Методы применяемые на уроке: |
Лекция, “Работа в малых группах”, “Кластер”. |
Тип урока: |
Комбинированный. |
Оборудование урока: |
Журнал, доска, мел, учебник: З.Джураева, телевизор, ДВД. |
Место проведение урока: |
Учебный кабинет |
Критерий оценок и мониторинг: |
устный и письменный опрос, задание. |
Рассуждение — вид монологической речи. Монолог-рассуждение носит оценочный характер. Он состоит из логических доказательств, мыслей, чувств, убеждений.
Цель монолога-рассуждения — доказать или опровергнуть основное положение (тезис) текста. В монологе-рассуждении важно не только правильно изложить основное положение, но и аргументировать свою точку зрения, дать оценку героям или событиям.
Монолог-рассуждение строится по следующей схеме:
1. Вступление представляет собой подведение к раскрытию центральной проблемы монолога, например: Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, какой скучной, серой и неинтересной стала бы наша жизнь, если бы вдруг исчезла необходимость учиться?
2.Основная часть — это система тезисов и доказательств. Это самая большая по объёму часть в монологе. После того, как изложено главное утверждение, приводятся аргументы (доказательства), например: Я за высшее образование. Но не за высшее техническое и не за высшее гуманитарное. Я за высшее нравственное.
3. Заключение — это завершение монолога. В нём делаются выводы. Оно должно закончить работу, связав её с началом. Заключение должно быть таким, чтобы читающий понял, что об этом больше сказать нечего, например: Знание — вот единственное, к чему человек всегда должен стремиться.
Для того, чтобы монолог-рассуждение получился завершённым и доказательным, важно, чтобы:
1) основной тезис соответствовал теме монолога;
2) доказательства были убедительными;
3) части рассуждения — тесно связанными;
4)выводы — чёткими.
ЗАДАНИЕ |
Работа над текстом «Учитесь любить учиться» |
УЧИТЕСЬ ЛЮБИТЬ УЧИТЬСЯ! Мы вступаем в век, в котором знания будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний нельзя будет работать. Учение — вот что нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться — не сможешь учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Самое благоприятное время для учения — молодость. Именно в молодости ум человека наиболее восприимчив. Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутным потоком глупой и бесцельной информации. Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро. И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете! А где развлечения? Да нет же! Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и развлечения выбирать умные, которые разовьют наши способности, нужные нам в жизни. А если не нравится учиться? Значит, вы не открыли той радости, которую приносит приобретение знаний и навыков. Посмотрите, с каким удовольствием маленький ребёнок учится ходить, говорить, играть. Постарайтесь продолжить эту радость освоения нового. Не зарекайтесь: не люблю учиться! Попробуйте любить все предметы. Постарайтесь в каждом предмете найти радость приобретения нового. Учитесь любить учиться! (Д. Лихачёв) |
ЗАДАНИЕ |
Выполнение после текстовых заданий |
После текстовые задания 1. Ответьте на вопросы. 1. В какой век мы вступаем? 2. Что нужно молодому человеку с детства? 3. Какое время самое благоприятное для учения? 4. Для чего надо себя беречь? 5. Когда учение тяжело? 6. Что должно приносить приобретение знаний и навыков? 7. Чему советует учиться академик Лихачёв? 2. Объясните, как вы понимаете название текста «Учитесь любить учиться!». Как можно озаглавить текст по-другому? Найдите другой вариант в самом тексте. 3. Докажите, что слова учиться, время многозначны. 4. Найдите в тексте четыре-пять многозначных слов. 5. Выделите смысловые части текста, озаглавьте их. 6. Найдите основное положение (тезис). 7. Выделите доказательства в монологе. 8. Укажите предложения, в которых автор сознательно обостряет спор. 9. Найдите заключение. 10. Определите в тексте фразы, которые можно было бы отнести к крылатым. Запомните их. 11. Составьте план к тексту. Полученный план используйте при пересказе монолога. Упражнение 1.. Подтвердите или опровергните следующие мнения. Обоснуйте свой ответ. 1. Пусть наши ученики ошибаются, спорят и не соглашаются с нами, учителями. Пусть только они никогда не будут равнодушными! 2. Учитель — не самый главный человек на уроке, а первый среди равных ему. 3. Тетрадь — зеркало ученика, экран его умственных способностей, показатель характера. (По ЕЛ. Ильину) Упражнение 2. Продолжите текст: расскажите о своих любимых книгах, покажите, за что вы их любите. КНИГИ, БЕЗ КОТОРЫХ Я НЕ МОГУ ОБОЙТИСЬ Если бы книгам угрожал всемирный потоп, я бы поспешил построить корабль и захватил бы с собой на него всех своих любимцев. Однако мне трудно решить этот вопрос, ведь я очень люблю читать. А всё-таки. Какие же из миллионов книг вошли бы в число любимых? Первая книга — это, конечно же... |
МЕТОД «КЛАСТЕР»
Работа над текстом «Учитесь любить учиться» |
УЧИТЕСЬ ЛЮБИТЬ УЧИТЬСЯ! Мы вступаем в век, в котором знания будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний нельзя будет работать. Учение — вот что нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться — не сможешь учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Самое благоприятное время для учения — молодость. Именно в молодости ум человека наиболее восприимчив. Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутным потоком глупой и бесцельной информации. Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро. И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете! А где развлечения? Да нет же! Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и развлечения выбирать умные, которые разовьют наши способности, нужные нам в жизни. А если не нравится учиться? Значит, вы не открыли той радости, которую приносит приобретение знаний и навыков. Посмотрите, с каким удовольствием маленький ребёнок учится ходить, говорить, играть. Постарайтесь продолжить эту радость освоения нового. Не зарекайтесь: не люблю учиться! Попробуйте любить все предметы. Постарайтесь в каждом предмете найти радость приобретения нового. Учитесь любить учиться! (Д. Лихачёв) |
ЗАДАНИЕ |
Ответьте на вопросы. 1. В какой век мы вступаем? 2. Что нужно молодому человеку с детства? 3. Какое время самое благоприятное для учения? 4. Для чего надо себя беречь? 5. Когда учение тяжело? 6. Что должно приносить приобретение знаний и навыков? 7. Чему советует учиться академик Лихачёв? 8. Объясните, как вы понимаете название текста «Учитесь любить учиться!». Как можно озаглавить текст по-другому? Найдите другой вариант в самом тексте. 9. Докажите, что слова учиться, время многозначны. 10.Найдите в тексте четыре-пять многозначных слов. 11.Выделите смысловые части текста, озаглавьте их. 12.Найдите основное положение (тезис). 13.Выделите доказательства в монологе. 14.Укажите предложения, в которых автор сознательно обостряет спор. 15.Найдите заключение. 16.Определите в тексте фразы, которые можно было бы отнести к крылатым. Запомните их. 17.Составьте план к тексту. Полученный план используйте при пересказе монолога. Упражнение 1.. Подтвердите или опровергните следующие мнения. Обоснуйте свой ответ. 1.Пусть наши ученики ошибаются, спорят и не соглашаются с нами, учителями. Пусть только они никогда не будут равнодушными! 2.Учитель — не самый главный человек на уроке, а первый среди равных ему. 3.Тетрадь — зеркало ученика, экран его умственных способностей, показатель характера. (По ЕЛ. Ильину) Упражнение 2. Продолжите текст: расскажите о своих любимых книгах, покажите, за что вы их любите. КНИГИ, БЕЗ КОТОРЫХ Я НЕ МОГУ ОБОЙТИСЬ Если бы книгам угрожал всемирный потоп, я бы поспешил построить корабль и захватил бы с собой на него всех своих любимцев. Однако мне трудно решить этот вопрос, ведь я очень люблю читать. А всё-таки. Какие же из миллионов книг вошли бы в число любимых? Первая книга — это, конечно же... |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.