Сценарий урока по русскому языку в 8 классе по теме "Монолог - рассуждение"

  • Работа в классе
  • Разработки уроков
  • docx
  • 15.09.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный урок содержит следующие педагогические задания:Педагогические задании: 1. Знакомит с темой урока; 2. Объясняет о монологе-рассуждение 3.Задает работу над текстом «Учитесь любить учиться» 4.Задает после текстовые задания.
Иконка файла материала Урок 8.docx

Урок 8. Монолог – рассуждение «Учитесь любить учиться»

Время - 40 минут

Количество учащихся  –  8

Вид урока

Практический (комбинированный)

План урока

 

1.Монолог-рассуждение

2.Работа над текстом «Учитесь любить учиться»

3.Выполнение после текстовых заданий

Цель урока:

Дать понятие о монологе -  рассуждении «Учитесь любить учиться»

Педагогические задании:

1. Знакомит с темой урока;

2. Объясняет о монологе-рассуждение

3.Задает работу над текстом «Учитесь любить учиться»

4.Задает после текстовые задания.

Итоги учебного процесса:

1.Знакомятся с темой урока;

2. Имеют общий обзор  о монологе-рассуждение

3.  Работают над текстом «Учитесь любить учиться»

4.Выполняютт после текстовые задания

Методы применяемые на уроке:

Лекция, “Работа в малых группах”, “Кластер”.

Тип урока:

Комбинированный.

Оборудование урока:

Журнал, доска, мел, учебник: З.Джураева, телевизор, ДВД.

Место проведение урока:

Учебный кабинет

Критерий оценок и мониторинг:

устный и письменный опрос, задание.

Рассуждение — вид монологической речи. Монолог-рассуждение носит оценочный характер. Он состоит из логичес­ких доказательств, мыслей, чувств, убеждений.

Цель монолога-рассуждения — доказать или опровергнуть основное положение (тезис) текста. В монологе-рассуждении важно не только пра­вильно изложить основное положение, но и аргументировать свою точку зрения, дать оценку героям или событиям.

Монолог-рассуждение строится по следующей схеме:

1.          Вступление представляет собой подведение к раскрытию центральной проблемы монолога, например: Задумы­вались ли вы когда-нибудь над тем, какой скучной, серой и неин­тересной стала бы наша жизнь, если бы вдруг исчезла необходи­мость учиться?

2.Основная    часть — это система тезисов и доказательств. Это самая большая по объёму часть в монологе. После того, как изложено главное утверждение, приводятся ар­гументы (доказательства), например: Я за высшее образование. Но не за высшее техническое и не за высшее гуманитарное. Я за высшее нравственное.

3. Заключение — это завершение монолога. В нём делаются выводы. Оно должно закончить работу, связав её с началом. Заключение должно быть таким, чтобы читающий по­нял, что об этом больше сказать нечего, например: Знание вот единственное, к чему человек всегда должен стремиться.

Для того, чтобы монолог-рассуждение получился завершён­ным и доказательным, важно, чтобы:

1)     основной тезис соответствовал теме монолога;

2)    доказательства были убедительными;

3)    части рассуждения — тесно связанными;

        4)выводы — чёткими.

ЗАДАНИЕ

Работа над текстом «Учитесь любить учиться»

УЧИТЕСЬ ЛЮБИТЬ УЧИТЬСЯ!

Мы вступаем в век, в котором знания будут играть определя­ющую роль в судьбе человека. Без знаний нельзя будет работать.

Учение — вот что нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться — не сможешь учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Самое благоприятное время для учения — молодость. Именно в молодос­ти ум человека наиболее восприимчив.

Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутным потоком глупой и бесцельной инфор­мации. Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро. И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете! А где развлечения?

Да нет же! Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и развлечения выбирать умные, которые разовьют наши способности, нужные нам в жизни.

А если не нравится учиться? Значит, вы не открыли той радости, которую приносит приобретение знаний и навыков. По­смотрите, с каким удовольствием маленький ребёнок учится хо­дить, говорить, играть. Постарайтесь продолжить эту радость осво­ения нового. Не зарекайтесь: не люблю учиться! Попробуйте лю­бить все предметы. Постарайтесь в каждом предмете найти радость приобретения нового.

Учитесь любить учиться!           (Д. Лихачёв)

 

 

ЗАДАНИЕ

Выполнение после текстовых заданий

После текстовые задания

1. Ответьте на вопросы.

1.     В какой век мы вступаем?

2.    Что нужно молодому человеку с детства?

3.    Какое время самое благоприятное для учения?

4.    Для чего надо себя беречь?

5.    Когда учение тяжело?

6.    Что должно приносить приобретение знаний и навыков?

7.    Чему советует учиться академик Лихачёв?

2.     Объясните, как вы понимаете название текста «Учитесь любить учиться!». Как можно озаглавить текст по-другому? Найдите другой ва­риант в самом тексте.

3.     Докажите, что слова учиться, время многозначны.

4.     Найдите в тексте четыре-пять многозначных слов.

5.     Выделите смысловые части текста, озаглавьте их.

6.     Найдите основное положение (тезис).

7.     Выделите доказательства в монологе.


8.  Укажите предложения, в которых автор сознательно обостряет спор.

9. Найдите заключение.

10.     Определите в тексте фразы, которые можно было бы отнести к крылатым. Запомните их.

11.     Составьте план к тексту. Полученный план используйте при пе­ресказе монолога.

Упражнение 1.. Подтвердите или опровергните следующие мнения. Обоснуйте свой ответ.

1.     Пусть наши ученики ошибаются, спорят и не соглашаются с нами, учителями. Пусть только они никогда не будут равнодуш­ными!

2.    Учитель — не самый главный человек на уроке, а первый среди равных ему.

3.    Тетрадь — зеркало ученика, экран его умственных способно­стей, показатель характера.

(По ЕЛ. Ильину)

Упражнение 2. Продолжите текст: расскажите о своих любимых книгах, покажите, за что вы их любите.

КНИГИ, БЕЗ КОТОРЫХ Я НЕ МОГУ ОБОЙТИСЬ

Если бы книгам угрожал всемирный потоп, я бы поспешил построить корабль и захватил бы с собой на него всех своих любимцев. Однако мне трудно решить этот вопрос, ведь я очень люблю читать.

А всё-таки. Какие же из миллионов книг вошли бы в число любимых?

Первая книга — это, конечно же...

 

 

 

 

 

 

МЕТОД «КЛАСТЕР»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Работа над текстом «Учитесь любить учиться»

УЧИТЕСЬ ЛЮБИТЬ УЧИТЬСЯ!

Мы вступаем в век, в котором знания будут играть определя­ющую роль в судьбе человека. Без знаний нельзя будет работать.

Учение — вот что нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться — не сможешь учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Самое благоприятное время для учения — молодость. Именно в молодос­ти ум человека наиболее восприимчив.

Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутным потоком глупой и бесцельной инфор­мации. Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро. И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете! А где развлечения?

Да нет же! Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и развлечения выбирать умные, которые разовьют наши способности, нужные нам в жизни.

А если не нравится учиться? Значит, вы не открыли той радости, которую приносит приобретение знаний и навыков. По­смотрите, с каким удовольствием маленький ребёнок учится хо­дить, говорить, играть. Постарайтесь продолжить эту радость осво­ения нового. Не зарекайтесь: не люблю учиться! Попробуйте лю­бить все предметы. Постарайтесь в каждом предмете найти радость приобретения нового.   Учитесь любить учиться!           (Д. Лихачёв)

 

ЗАДАНИЕ

Ответьте на вопросы.

1.      В какой век мы вступаем?

2.      Что нужно молодому человеку с детства?

3.      Какое время самое благоприятное для учения?

4.      Для чего надо себя беречь?

5.      Когда учение тяжело?

6.      Что должно приносить приобретение знаний и навыков?

7.      Чему советует учиться академик Лихачёв?

8.    Объясните, как вы понимаете название текста «Учитесь любить учиться!». Как можно озаглавить текст по-другому? Найдите другой ва­риант в самом тексте.

9.    Докажите, что слова учиться, время многозначны.

10.Найдите в тексте четыре-пять многозначных слов.

11.Выделите смысловые части текста, озаглавьте их.

12.Найдите основное положение (тезис).

13.Выделите доказательства в монологе.

14.Укажите предложения, в которых автор сознательно обостряет спор.

15.Найдите заключение.

16.Определите в тексте фразы, которые можно было бы отнести к крылатым. Запомните их.

17.Составьте план к тексту. Полученный план используйте при пе­ресказе монолога.

Упражнение 1.. Подтвердите или опровергните следующие мнения. Обоснуйте свой ответ.

1.Пусть наши ученики ошибаются, спорят и не соглашаются с нами, учителями. Пусть только они никогда не будут равнодуш­ными!

2.Учитель — не самый главный человек на уроке, а первый среди равных ему.

3.Тетрадь — зеркало ученика, экран его умственных способно­стей, показатель характера.

(По ЕЛ. Ильину)

Упражнение 2. Продолжите текст: расскажите о своих любимых книгах, покажите, за что вы их любите.

КНИГИ, БЕЗ КОТОРЫХ Я НЕ МОГУ ОБОЙТИСЬ

Если бы книгам угрожал всемирный потоп, я бы поспешил построить корабль и захватил бы с собой на него всех своих любимцев. Однако мне трудно решить этот вопрос, ведь я очень люблю читать.

А всё-таки. Какие же из миллионов книг вошли бы в число любимых?

Первая книга — это, конечно же...