Сценарий урока "Твая зямля, твая Радзіма названа светла - Беларусь!"
Оценка 4.9

Сценарий урока "Твая зямля, твая Радзіма названа светла - Беларусь!"

Оценка 4.9
docx
03.05.2020
Сценарий урока "Твая зямля, твая Радзіма названа светла - Беларусь!"
первый урок.docx

Тема: “Твая зямля, твая Радзіма названа светла – Беларусь!”

 

Цель: создать условія для углубления знаний учащихся оБеларуси, её истории; показать, что государственная символика – это общечеловеческая, государственная ценность; способствовать формированию любви и уважения к своей стране, чувства гордости за неё.

Оборудование:   герб , флаг Республики Беларусь; фотоснимки архитектурных достопримечательностей РБ.

                                                                                                      

                                              Ход урока

Беларускія краявіды…

Перазвоны азёр і бароў.

Над палеткамі бульбы і жыта –

Песня велічных курганоў.

Гэта наша зямля дарагая,

Гэта нашы лугі і палі,

Над якімі спрадвеку лунае

Бусел – сімвал Бяссмерця Зямлі.

                  А. Грачанікаў

 

 

I. Вступительное слово учителя.

 “Зямля…

         Вялікі, бязмерны абшар зямлі адкрываецца воку майму.

         Я падымаюся вышэй і вышэй на нейкіх крылах, з дзівам разглядаю велізарнае ўладарства зямлі…

         Як у казцы, нясуцца перада мной шыры гэтай зямлі…

         Як у казцы, нясуцца перада мной поры года: святая зялёная вясна,  гарачае залатое лета, сытная багатая восень, бліскучая здаровая зіма…

         І мяняюцца фарбы, і мяняюцца віды…

         Усё жыве, усё рухаецца… шуміць…

         Зямля! Маці наша! Чуецца заўсёды і ўсюды тваё цёплае, жыватворнае дыханне, каторае мёдам па жылах разліваецца…

         Усе мы дзеці твае: і расліна, і жывёла, і чалавек…

         Усіх ты нас родзіш, усе мы жывём на табе ,усіх ты нас ізноў прымаешь…

         І хто каранямі сваімі глыбей у зямлю стараецца ўлезці, у таго галава чуць не да самага сонейка даходзіць, у таго шчасце ракой-морам расшыраецца…” (Змітрок Бядуля).

         - О чём эти строки?

         - Почему земля – мать наша? Как человек связан с родной землёй?

         -Что такое Родина? (Родина – это наша история, наша культура, наши традиции. А ещё то, что нас окружает: наши города и сёла, луга и леса, наша школа, наши соседи, наш народ.)

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой растём,

И берёзки, и дороги,

По которым мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовём?

Край, где мы с тобой живём.

II. Работа по вопросам.

         Давным-давно, там, где сейчас стоят города и сёла, шумел густой могучий лес, расстилались широкие безлюдные равнины. И вот однажды к берегам рек пришли люди. И были на них белоснежные одежды, и волосы у них были светлые, и мысли у них были чистые. И решили они, что останутся тут жить.одобрили их помыслы птицы счастья – аисты, укрыли землю своими крыльями от бед и ненастья. И стали называть эту землю Белая Русь.

Гэта наша зямля дарагая,

Гэта нашы лугі і палі,

Над якімі спрадвеку лунае бусел –

Сімвал бяссмерця зямлі.

         Именно эти строки я взяла в качестве эпиграфа к нашему уроку. Потому что нет лучше и краше родной земли, родного языка, родного человека. Много людей живёт в Беларуси, все люди разные, но все любят свою Родину и должны стараться стать настоящими её гражданами. Тема первого урока в этом учебном году “Твая зямля, твая Радзіма названа светла – Беларусь!”.

-         Как вы понимаете название урока?

-          А что значит быть настоящим гражданином ?

На доске:   знать

                  беречь

                  помнить

                  любить

-         Значит ли, что гражданин - только известная личность, например, полководец, просветитель, поэт, учёный, герой?

-         Могут ли быть поступком настоящего гражданина, например, сдача донорской крови, помощь человеку, бережное отношение к природе?

Гражданин- человек, который совершает поступки ради людей и Родины.

 

- Назовите, какие символы Республики Беларусь вы знаете? (герб, флаг, гимн).

- Какого цвета наш флаг? Как вы думаете, что обозначают цвета белорусского флага?

 Государственный флаг – это главный символ страны. Каждый её гражданин должен понимать язык белорусского флага, чтобы почитать флаг и гордиться им, как гордятся своим народом и его славной историей. Наш флаг имеет три цвета: красный, зелёный и белый.

Красный цвет – смелость, отвага, символ огня и вечной жизни.

Зелёный цвет – цвет природы, полей, лесов, добра, роста, благополучия и мира.

Белый цвет – цвет света, чистоты, гостеприимства, свободы.

На флаге есть орнамент – символический рисунок , который означает трудолюбие и трудовое мастерство белорусского народа.

-         Что изображено на белорусском гербе? (Каждая деталь герба имеет значение и даёт важные сведения о нашей стране. Зелёный контур (границы) страны в золотых лучах восходящего солнца обозначает, что это наша земля, нам чужой не нужно, но и своей не отдадим. Венок из пучка ржи – символ трудолюбия белорусского народа. Клевер – символ связи с миром животных, для которых он – лучший корм. Лён – стмвол добра и достатка. Земной шар – знак того, что Республика Беларусь воспринимает все народы Земли как равноправных друзей, готова с ними дружить и торговать.)

-         А теперь откройте текст белорусского гимна и прочитайте самые главные слова.(Дети зачитывают).

 

ІІІ. Работа в группах. (Дети разбиваются на 3 группы.)

 

Задание 1 группе:

1)    Написать, к какой поре года относится каждый из праздников:

 Дзяды, Купалле, Масленіца, Каляды, Свята Перамогі,  Вялікдзень, Дзень незалежнасці.

2)    Як называецца веснавое свята ў гонар Сонца, абуджэння прыроды і надыходу “вялікіх дзён” палявых работ? ( Вялікдзень)

3)    Ян называецца свята ў гонар нашых продкаў? ( Дзяды)

4)    Свята, калі распальвалі вогнішча, шукалі папараць-кветку.( Купалле)

5)    Свята, якое адзначаюць на працягу 2 тыдняў, з 24 снежня да 6 студзеня. У гэтыя дні хадзілі  па сяле пераапранутыя хлопцы і дзяўчаты, якія вадзілі з сабою “казу”. Яны віталі гаспадароў, жадалі ім шчасця, спявалі, танцавалі? ( Каляды)

 

Задание 2 группе:  Заполните пропуски.

Францыск Скарына -…(першадрукар)

У Нясвіжы помнік -…( Сымону Буднаму)

Ефрасіння Полацкая -…( асветніца)

Янка Купала, Якуб Колас, Эдзі Агняцвет, Уладзімір Караткевіч -… (пісьменнікі)

Максім Мірны, Аксана Менькова -…( спартсмены)

Пётр Клімук, Уладзімір Кавалёнак  -…( касманаўты)

Ксенія Сітнік, Аляксей Жыгалковіч  -…( пераможцы Еўрабачання)

 

Задание 3 группе: Ответить на вопросы викторины “ Знатоки родного края”

1.   Што з’яўляецца галоўным багаццем нашай краіны? ( Лясы)

2.   Які запаведнік на тэрыторыі Беларусі з’яўляецца самым старажытным у свеце? (Белавежская пушча)

3.   Птушка-сімвал Беларусі.( Бусел)

4.   Чаму Беларусь часта называюць сінявокай? ( Шмат рэк і азёр)

5.   Які караняплод беларусы ўжываюць у вялікай колькасці? ( Бульба)

6.   Назавіце самага магутнага звера- жыхара беларускіх лясоў.( Зубр, яго вага ад 1000 да 1200 кг)

8. Самы высокі будынак у Беларусі? ( Нацыянальная бібліятэка, вышыня 72,6 м. Тут сабраны каля 70 тыс. рэдкіх і старадрукаваных кніг, рукапісаў)

9. Самы блізкі і родны чалавек? ( Мама)

 

Презентация групп.

 

IV. Слово учителя.

    В. Караткевич писал: “У падзеях мінулага нашы карані. А дрэва без кораня не можа існаваць, і тым больш прыносіць плады.”

   Настоящий гражданин должен знать не только символы своего края, но и его историю, знаменитых людей, культурные ценности родной страны.

-         Какие знаменитые имена вы знаете?

У истоков белорусского печатного слова стаяли Франциск Скорина – белорусский первопечатник, Симеон Будны – основатель типографии в Несвиже, Симеон Полоцкий – поэт, просветитель, проповедник, основатель русского театра. Ефросинья Полоцкая -  святая, которую издавна уважают как небесную заступницу белорусской земли якую, ее  желая выходить замуж, она поселилась в келье Софийского собора, где переписывала церковные книги, позже основала женский и мужской монастыри. Янка Купала,  Якуб Колас и т.д. Мирский замок, Софийский собор, Витебская ратуша, Брестская крепость и т.д.

 

V. Физкультминутка (Если “ да”- встать, если “ нет”- присесть возле парт).

-         Якуб Колас, Янка Купала -  беларускія першадрукары? (нет)

-         Сымону Буднаму стаіць помнік у Мінску? (нет)

-         Ефрасіння Полацкая лічыцца нябеснай заступніцай беларускай зямлі? (да)

-         Францыск Скарына- беларускі першадрукар? (да)

 

День Победы - один из самых значительных праздников нашей страны

- Сколько прошло лет со Дня Победы? ( 66 лет)

- Когда празднуется День Победы? ( 9 мая)

- Куда пришёлся первый удар врага? (Первыми встретили гитлеровцев защитники  Брестской крепости. Больше месяца небольшой гарнизон, находясь в окружении, отбивал атаки врага. Наши бойцы стояли насмерть. Крепость на границе стала символом мужества и отваги.)

- Назовите деревню, сожжённую в годы войны вместе с жителями, на месте которой находится мемориальный комплекс.(Хатынь. 22 марта 1943 года фашистские каратели уничтожили деревню Хатынь. Они зажыво сожгли её жителей, в том числе и младенцев. Вечный огонь на земле Хатыни - это вечная память народа.)

- Назовите имя лётчика, который направил охваченный огнём самолёт на колонну военной техники? ( Николай Гастело)

- Когда была освобождена Беларусь? (3 июля 1944 года, 3 июля - День независимости РБ.)

Победой кончилась война,

Те годы позади.

Горят медали, ордена

У многих на груди.

Кто носит орден боевой

За подвиги в бою,

А кто за подвиг трудовой

В своём родном краю.

 

 Надеюсь, что то, что вы сегодня узнали, услышали, тронуло ваши сердца, вызвало волну любви к родному краю, к своей Родине. Очень хотелось бы, чтобы в ваших  сердцах никогда не гасла любовь к родной земле, к её благозвучному языку, гордость за знаменитых земляков.

Праляцяць непрыкметна гады,

Пераменіцца многае ў свеце,

Толькі помніць мы будзем заўжды

Той адзіны куток на планеце,

Дзе матуля нам песні спявала,

Дзе дарогу ў жыццё мы бяром

Той куток ,нам такі дарагі,

Мы з маленства Радзімай завём.

VI. Подведение итогов урока.

Дидактическая игра «Закончи предложение».

Наша страна называется…

Символы государства – это…

Нашего президента зовут….

Главная песня нашей страны - …

Столица нашего государства - …

VII. Рефлексия. Вернёмся к началу нашего урока.

Итак, что мы должны

 знать

беречь

помнить

любить

На этом наш урок закончен.


 

Тема: “Твая зямля, твая Радзіма названа светла –

Тема: “Твая зямля, твая Радзіма названа светла –

Что такое Родина? (Родина – это наша история, наша культура, наши традиции

Что такое Родина? (Родина – это наша история, наша культура, наши традиции

Назовите, какие символы Республики

Назовите, какие символы Республики

Янка Купала, Якуб Колас, Эдзі Агняцвет,

Янка Купала, Якуб Колас, Эдзі Агняцвет,

День Победы - один из самых значительных праздников нашей страны -

День Победы - один из самых значительных праздников нашей страны -

Главная песня нашей страны - …

Главная песня нашей страны - …
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2020