Тема: “Твая зямля, твая Радзіма названа светла – Беларусь!”
Цель: создать условія для углубления знаний учащихся оБеларуси, её истории; показать, что государственная символика – это общечеловеческая, государственная ценность; способствовать формированию любви и уважения к своей стране, чувства гордости за неё.
Оборудование: герб , флаг Республики Беларусь; фотоснимки архитектурных достопримечательностей РБ.
Ход урока
Беларускія краявіды…
Перазвоны азёр і бароў.
Над палеткамі бульбы і жыта –
Песня велічных курганоў.
Гэта наша зямля дарагая,
Гэта нашы лугі і палі,
Над якімі спрадвеку лунае
Бусел – сімвал Бяссмерця Зямлі.
А. Грачанікаў
I. Вступительное слово учителя.
“Зямля…
Вялікі, бязмерны абшар зямлі адкрываецца воку майму.
Я падымаюся вышэй і вышэй на нейкіх крылах, з дзівам разглядаю велізарнае ўладарства зямлі…
Як у казцы, нясуцца перада мной шыры гэтай зямлі…
Як у казцы, нясуцца перада мной поры года: святая зялёная вясна, гарачае залатое лета, сытная багатая восень, бліскучая здаровая зіма…
І мяняюцца фарбы, і мяняюцца віды…
Усё жыве, усё рухаецца… шуміць…
Зямля! Маці наша! Чуецца заўсёды і ўсюды тваё цёплае, жыватворнае дыханне, каторае мёдам па жылах разліваецца…
Усе мы дзеці твае: і расліна, і жывёла, і чалавек…
Усіх ты нас родзіш, усе мы жывём на табе ,усіх ты нас ізноў прымаешь…
І хто каранямі сваімі глыбей у зямлю стараецца ўлезці, у таго галава чуць не да самага сонейка даходзіць, у таго шчасце ракой-морам расшыраецца…” (Змітрок Бядуля).
- О чём эти строки?
- Почему земля – мать наша? Как человек связан с родной землёй?
-Что такое Родина? (Родина – это наша история, наша культура, наши традиции. А ещё то, что нас окружает: наши города и сёла, луга и леса, наша школа, наши соседи, наш народ.)
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзки, и дороги,
По которым мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём.
II. Работа по вопросам.
Давным-давно, там, где сейчас стоят города и сёла, шумел густой могучий лес, расстилались широкие безлюдные равнины. И вот однажды к берегам рек пришли люди. И были на них белоснежные одежды, и волосы у них были светлые, и мысли у них были чистые. И решили они, что останутся тут жить.одобрили их помыслы птицы счастья – аисты, укрыли землю своими крыльями от бед и ненастья. И стали называть эту землю Белая Русь.
Гэта наша зямля дарагая,
Гэта нашы лугі і палі,
Над якімі спрадвеку лунае бусел –
Сімвал бяссмерця зямлі.
Именно эти строки я взяла в качестве эпиграфа к нашему уроку. Потому что нет лучше и краше родной земли, родного языка, родного человека. Много людей живёт в Беларуси, все люди разные, но все любят свою Родину и должны стараться стать настоящими её гражданами. Тема первого урока в этом учебном году “Твая зямля, твая Радзіма названа светла – Беларусь!”.
- Как вы понимаете название урока?
- А что значит быть настоящим гражданином ?
На доске: знать…
беречь…
помнить…
любить…
- Значит ли, что гражданин - только известная личность, например, полководец, просветитель, поэт, учёный, герой?
- Могут ли быть поступком настоящего гражданина, например, сдача донорской крови, помощь человеку, бережное отношение к природе?
Гражданин- человек, который совершает поступки ради людей и Родины.
- Назовите, какие символы Республики Беларусь вы знаете? (герб, флаг, гимн).
- Какого цвета наш флаг? Как вы думаете, что обозначают цвета белорусского флага?
Государственный флаг – это главный символ страны. Каждый её гражданин должен понимать язык белорусского флага, чтобы почитать флаг и гордиться им, как гордятся своим народом и его славной историей. Наш флаг имеет три цвета: красный, зелёный и белый.
Красный цвет – смелость, отвага, символ огня и вечной жизни.
Зелёный цвет – цвет природы, полей, лесов, добра, роста, благополучия и мира.
Белый цвет – цвет света, чистоты, гостеприимства, свободы.
На флаге есть орнамент – символический рисунок , который означает трудолюбие и трудовое мастерство белорусского народа.
- Что изображено на белорусском гербе? (Каждая деталь герба имеет значение и даёт важные сведения о нашей стране. Зелёный контур (границы) страны в золотых лучах восходящего солнца обозначает, что это наша земля, нам чужой не нужно, но и своей не отдадим. Венок из пучка ржи – символ трудолюбия белорусского народа. Клевер – символ связи с миром животных, для которых он – лучший корм. Лён – стмвол добра и достатка. Земной шар – знак того, что Республика Беларусь воспринимает все народы Земли как равноправных друзей, готова с ними дружить и торговать.)
- А теперь откройте текст белорусского гимна и прочитайте самые главные слова.(Дети зачитывают).
ІІІ. Работа в группах. (Дети разбиваются на 3 группы.)
Задание 1 группе:
1) Написать, к какой поре года относится каждый из праздников:
Дзяды, Купалле, Масленіца, Каляды, Свята Перамогі, Вялікдзень, Дзень незалежнасці.
2) Як называецца веснавое свята ў гонар Сонца, абуджэння прыроды і надыходу “вялікіх дзён” палявых работ? ( Вялікдзень)
3) Ян называецца свята ў гонар нашых продкаў? ( Дзяды)
4) Свята, калі распальвалі вогнішча, шукалі папараць-кветку.( Купалле)
5) Свята, якое адзначаюць на працягу 2 тыдняў, з 24 снежня да 6 студзеня. У гэтыя дні хадзілі па сяле пераапранутыя хлопцы і дзяўчаты, якія вадзілі з сабою “казу”. Яны віталі гаспадароў, жадалі ім шчасця, спявалі, танцавалі? ( Каляды)
Задание 2 группе: Заполните пропуски.
Францыск Скарына -…(першадрукар)
У Нясвіжы помнік -…( Сымону Буднаму)
Ефрасіння Полацкая -…( асветніца)
Янка Купала, Якуб Колас, Эдзі Агняцвет, Уладзімір Караткевіч -… (пісьменнікі)
Максім Мірны, Аксана Менькова -…( спартсмены)
Пётр Клімук, Уладзімір Кавалёнак -…( касманаўты)
Ксенія Сітнік, Аляксей Жыгалковіч -…( пераможцы Еўрабачання)
Задание 3 группе: Ответить на вопросы викторины “ Знатоки родного края”
1. Што з’яўляецца галоўным багаццем нашай краіны? ( Лясы)
2. Які запаведнік на тэрыторыі Беларусі з’яўляецца самым старажытным у свеце? (Белавежская пушча)
3. Птушка-сімвал Беларусі.( Бусел)
4. Чаму Беларусь часта называюць сінявокай? ( Шмат рэк і азёр)
5. Які караняплод беларусы ўжываюць у вялікай колькасці? ( Бульба)
6. Назавіце самага магутнага звера- жыхара беларускіх лясоў.( Зубр, яго вага ад 1000 да 1200 кг)
8. Самы высокі будынак у Беларусі? ( Нацыянальная бібліятэка, вышыня 72,6 м. Тут сабраны каля 70 тыс. рэдкіх і старадрукаваных кніг, рукапісаў)
9. Самы блізкі і родны чалавек? ( Мама)
Презентация групп.
IV. Слово учителя.
В. Караткевич писал: “У падзеях мінулага нашы карані. А дрэва без кораня не можа існаваць, і тым больш прыносіць плады.”
Настоящий гражданин должен знать не только символы своего края, но и его историю, знаменитых людей, культурные ценности родной страны.
- Какие знаменитые имена вы знаете?
У истоков белорусского печатного слова стаяли Франциск Скорина – белорусский первопечатник, Симеон Будны – основатель типографии в Несвиже, Симеон Полоцкий – поэт, просветитель, проповедник, основатель русского театра. Ефросинья Полоцкая - святая, которую издавна уважают как небесную заступницу белорусской земли якую, ее желая выходить замуж, она поселилась в келье Софийского собора, где переписывала церковные книги, позже основала женский и мужской монастыри. Янка Купала, Якуб Колас и т.д. Мирский замок, Софийский собор, Витебская ратуша, Брестская крепость и т.д.
V. Физкультминутка (Если “ да”- встать, если “ нет”- присесть возле парт).
- Якуб Колас, Янка Купала - беларускія першадрукары? (нет)
- Сымону Буднаму стаіць помнік у Мінску? (нет)
- Ефрасіння Полацкая лічыцца нябеснай заступніцай беларускай зямлі? (да)
- Францыск Скарына- беларускі першадрукар? (да)
День Победы - один из самых значительных праздников нашей страны
- Сколько прошло лет со Дня Победы? ( 66 лет)
- Когда празднуется День Победы? ( 9 мая)
- Куда пришёлся первый удар врага? (Первыми встретили гитлеровцев защитники Брестской крепости. Больше месяца небольшой гарнизон, находясь в окружении, отбивал атаки врага. Наши бойцы стояли насмерть. Крепость на границе стала символом мужества и отваги.)
- Назовите деревню, сожжённую в годы войны вместе с жителями, на месте которой находится мемориальный комплекс.(Хатынь. 22 марта 1943 года фашистские каратели уничтожили деревню Хатынь. Они зажыво сожгли её жителей, в том числе и младенцев. Вечный огонь на земле Хатыни - это вечная память народа.)
- Назовите имя лётчика, который направил охваченный огнём самолёт на колонну военной техники? ( Николай Гастело)
- Когда была освобождена Беларусь? (3 июля 1944 года, 3 июля - День независимости РБ.)
Победой кончилась война,
Те годы позади.
Горят медали, ордена
У многих на груди.
Кто носит орден боевой
За подвиги в бою,
А кто за подвиг трудовой
В своём родном краю.
Надеюсь, что то, что вы сегодня узнали, услышали, тронуло ваши сердца, вызвало волну любви к родному краю, к своей Родине. Очень хотелось бы, чтобы в ваших сердцах никогда не гасла любовь к родной земле, к её благозвучному языку, гордость за знаменитых земляков.
Праляцяць непрыкметна гады,
Пераменіцца многае ў свеце,
Толькі помніць мы будзем заўжды
Той адзіны куток на планеце,
Дзе матуля нам песні спявала,
Дзе дарогу ў жыццё мы бяром
Той куток ,нам такі дарагі,
Мы з маленства Радзімай завём.
VI. Подведение итогов урока.
Дидактическая игра «Закончи предложение».
Наша страна называется…
Символы государства – это…
Нашего президента зовут….
Главная песня нашей страны - …
Столица нашего государства - …
VII. Рефлексия. Вернёмся к началу нашего урока.
Итак, что мы должны
знать…
беречь…
помнить…
любить…
На этом наш урок закончен.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.