Сценарий урока "Жанры публицистики" 8 класс
Оценка 4.9

Сценарий урока "Жанры публицистики" 8 класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
7 кл—11 кл
08.08.2022
Сценарий урока "Жанры публицистики" 8 класс
Сценарий урока Жанры публицистики.docx

Сценарий урока по теме «Жанры публицистики» (8 класс)

 

Цель занятия: обобщить материал по данной теме урока.

Тип урока: урок систематизации знаний.

Задачи:
Обучающая: закрепление представлений о жанровых особенностях публицистического стиля;
Развивающая: развитие устной и письменной речи учащихся.
Воспитательная: формирование интереса к творческому труду, к профессии журналиста, умение работать в команде.
Планируемые результаты:
Предметные: понимать жанровые особенности текстов публицистического стиля, составлять текст публицистического стиля в  различных жанрах.
Личностные: оценивать собственную учебную деятельность, выражать положительное отношение к процессу познания, применять правила делового сотрудничества;
Метапредметные:
Познавательные: структурировать знания, воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
Регулятивные: планироваать своих действий в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимать оценку учителя или ученика-эксперта, корректирвать деятельность после его завершения на основе оценки; анализировать собственную работу, оцениваать уровень владения учебным действием.
Коммуникативные: уметь работать в группе, обсуждать, отстаивать и корректировать свою точку зрения.
Формы работы: индивидуальная, групповая, парная, учащийся-консультант, учащийся-эксперт.

Используемая технология: развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)
Оборудование: презентация, раздаточный материал, мультимедийный проектор, учебник Русский язык 8 класс п/р М.М.Разумовской и др. М.: Дрофа, 2018

 

 

 №

Этап урока

Работа учителя

Работа учащихся

Работа экспертов

 

1.

5 мин

 

Актуализация знаний

1)      Словарная работа

          Приложение 1.1

2)      Просмотр новостного ролика «Банановый кризис в Эквадоре»   https://youtu.be/znLkM2iag_s   (ответы на вопросы к ролику)

          Приложение 1.2

3)      Обсуждение фотографий, связанных с темой журналистики (любые на выбор)

Приложение 9

4)      Игра «Да-нет-ка»: «Типы речи. Стили речи» с выводом-характеристикой «Публицистически стиль»

             Приложение 2

 

Учитель направляет учащихся к теме урока «Стили речи. Публицистический стиль. Жанры публицистического стиля»

,

 

 

 

 

 

Подводит итог-характеристику публицистического стиля (учебник + презентация) по плану:

1.      Сфера употребления

2.      Задачи речи

3.      Стилевые черты

4.      Языковые средства

5.      Жанры

Приложение 1.3

 

Учащиеся вспоминают известный материал, пытаются понять, какова будет тема урока

Команды придумывают себе название, связанное с темой «СМИ, журналистика», «Стили речи» «Публицистический стиль»

 

Эксперты оценивают индивидуальные   ответы учащихся

Приложение 5

и вносят в общую таблицу баллы

Приложение 4 в соответствии с критериями оценки

2.

2-3 мин

Формулировка темы урока учащимися

Напомнить, какие жанры публицистики известны учащимися, а какое сегодня станет новым

Напомнить с помощью презентации, какие жанры речи включает в себя публицистический стиль

Приложение 3

Учащиеся с помощью педагога формулируют тему

Эксперты учитывают в оценке групп индивидуальные ответы   учащихся

Приложение 4, 5

3.

 5 мин

Первый этап освоения материала

Оказывает помощь консультантам (при необходимости) в подготовке доклада-выступления

 Выступление консультантов в паре от каждой групп по представлению своего жанра (план-характеристика выдан каждой паре заранее) =-1 минута каждой паре+ 1-2 минута оценка экспертов

      Приложение 5

Оценка экспертами выступления консультантов в паре (по определенным критериям)

    Приложение 4, 5

4.

3-5 мин

Второй этап освоения материала

Оказывает помощь (при необходимости) в определении жанровой принадлежности тексту  

Определить жанр представленного публицистического текста (в школьном газетном издании)- с места

 

Оценка экспертами   выступления представителей группы 2-3 человека (по определенным критериям)

Приложение 4, 5

5.

12+3 мин.

Контроль усвоения изученного материала и его оценивание

 

 

Оказывает помощь направляет (при необходимости) учащихся в процессе создания текста

Создать коллективно текст в жанре (репортаж, статья, очерк) или его начало..

Тема «Школа. Школьные будни…» (темы могут быть любые, но у всех групп одинаковые, отличие состоит именно в жанровых особенностях текста).

Приложение 7.1

 

Индивидуальная работа (1 учащийся от группы)- в номере школьной газеты найти статью определенного жанра (указать особенности)

Приложение 7.2

 

 

Оценка экспертами текста, созданного группой коллективно (по определенным критериям). Выступает вся группа или представители (кто не выступал).

 

Приложение 4,5

6.

2 мин.

Итоги урока. Общие результаты

Педагог просматривает листы оценивания консультантов (все выступления (индивидуальные, парные групповые) выносятся в одну общую таблицу в течение урока), озвучивает общие и индивидуальные поощрения и рекомендации

Приложение 4

Учащиеся могут оценить индивидуальную работу одноклассника или всей группы

Итоговая оценка экспертами   коллективной работы командам (по общим результатам) и выделяют индивидуальную работу отдельных учащихся

Приложение 4

7.

3 мин

Рефлексия. Домашнее задание (пар-ф 42 прочитать, конспект, упр.372, преобразовать предложения по образцу)

Предлагает продолжить фразы (выданы некоторым учащимся)

Окончить фразу:

На уроке я узнал…

На уроке я понял…

Работая в команде, я ощутил…

Слушая оценки экспертов, я решил (подумал, запланировал, не согласился и т.п.)…

На уроке мне было сложно…

Эксперты и консультанты в свободной форме могут выразить свои мысли по поводу собственной работы на уроке (что было сложно, что далось легко)

8.

Самоанализ урока и его обсуждение с коллегами

https://zh-nikishina.edusite.ru/p9aa1.html 

 

Приложение 8 

-

Мнение педагогов-экспертов об уроке

 

 

 

Приложение

1.1 Словарная работа

 1)Ко…едж, оск..рбить, к..нсенсус, ц..вилизация, собстве…ость, д..вальвация, к..ммюнике, конс..лидация, пу…лицистика.

Вопросы:

А. Написать грамотно данные слова (при необходимости проверьте их написание по орфографическому словарю).

Б. К какой орфограмме можно отнести пропущенные гласные и согласные в данных словах?

Б. Подумать, где можно использовать данные слова (ситуация, стиль речи, особенности речи).

2) Пьеса, масон, ресурс, фельетон, очерк, ассонанс, мезонин, десант, адъютант.

Задания:

А. Запишите данные слова.

Б. Найдите «ошибкоопасные места» в данных словах.

В. Значение каких слов вам непонятно? (или сомневаетесь)

Г. Проверьте лексическое значение данных слов по Толковому словарю.

Подумайте, какой темой объединены все слова с непроверяемыми гласными и согласными?

 

       1.2.  Вопросы к видеоматериалу «Банановый кризис в Эвадоре»:

           А. Посмотрите видеоролик.

           Б. Определите стиль речи, тему, цель выступления, языковые особенности.

           В. Как вы думаете, какими качествами должен обладать тележурналист?

      1.3. Основные особенности публицистического стиля речи:

1)      Сфера употребления публицистического стиля: общественно-экономические, политические, культурные отношения; используется в газетах, журналах.

2)      Задачи речи: информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.

3)      Стилевые черты. Для публицистического стиля характерны логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, страстность, общедоступность.

4)      Языковые средства:

а) общественно-политическая лексика;

б) эпитеты, сравнения, метафоры, лексические повторы, градация, фразеологизмы, термины в переносном значении;

в) побудительные и вопросительные предложения;

г) риторические вопросы;

д) распространенные обращения;

е) вводные слова, причастные и деепричастные обороты, сложные синтаксические конструкции.

     5)  Жанры публицистики: статья в газете, журнале, очерк, репортаж, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад.

 

1.      Игра «Да-нет-ка». «Язык. Речь. Формы речи. Типы и стили речи»

1)      Язык – средство общения.+

2)      Речь делится на устную и монологическую, письменную и диалогическую.-

3)      В русском языке 3 типа речи.+

4)      Повествование указывает на одновременность признаков.-

5)      Описание – на последовательность действий.-

6)      В рассуждении размышляют о причинах свойств и явлений.+

7)      В русском языке 4 стиля речи. Все они книжные.-

8)      Разговорный стиль используется в непринужденной обстановке.+

9)      Научный стиль используется в энциклопедиях.+

10)  Художественный стиль – стиль художественной литературы.+

11)  Деловой стиль – стиль СМИ.-

12)  Публицистический стиль используется в делопроизводстве.-

 

2.      Памятка «Жанры публицистики»

Заметка – краткое сообщение в печати.

Статья – научное или публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете.

Очерк – небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых).

Репортаж – сообщение о местных событиях, событиях дня, оперативная информация (в печати, по радио и телевидению).

Интервью – предназначенная для печати (или передачи по радио и телевидению) беседа в форме вопросов и ответов с каким-либо лицом.

Отзыв – отклик, мнение о ком-чем-нибудь, оценка кого-чего-нибудь в печати или в устной форме.

 

3.      Оценка работы команд экспертами

 

Название команды

 1 этап

2 этап

3 этап

4 этап

5 этап

Итог

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальные достижения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоги:

 

 

Общие рекомендации:

 

 

 

 

5. Критерии оценивания (по 1 баллу):

1)Индивидуальных выступлений (1 и 2 этапы):

А) Содержание ответа

Б) Речь

В) Орфоэпические ошибки

Г) Грамматические ошибки

Д) Культура общения

 

2) Парной работы (3 этап):

А) Содержание представленного материала

Б) Речь

В) Орфоэпические ошибки

Г) Грамматические ошибки

Д) Культура общения в паре

 

3) Коллективной работы (4 и 5 этапы):

А) Содержание ответа (или соответствие текста представленному жанру)

Б) Речь

В) Орфоэпические ошибки

Г) Грамматические ошибки

Д) Культура общения в группе

 

 

 

 

6.      План характеристики жанров публицистического стиля

Репортаж

Статья

Очерк

1

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

4

 

 

 

5

 

 

 

6

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

7.1  Памятка «Правила создания текста в определенном жанре»

 

А) Выбрать тему и объект для создания текста

Б) Вспомнить особенности данного жанра публицистического стиля (репортаж, статья, очерк)

Б) Композиция текста должна соответствовать особенностям публицистического стиля

В) Текст должен соответствовать типу речи (описание, повествование, рассуждение, смешение типов в 1 тексте)

Г) Стиль речи – публицистический. Главная задача- воздействие на массы, значимость темы.

Д) Особенностях речи (лексические, синтаксические)

Е) Грамотность речи (орфография, пунктуация, грамматика, речь)

 

7.2 Работа со школьной газетой (определение жанровых особенностей текста):

1.В номере школьной газеты выберите текст определенного жанра (репортах, очерк, статья) публицистического стиля.

2. Определите жанр Вашего текста. Какова тема текста?

3. Какую задачу ставит перед собой автор текста? (привлечь внимание читателей к проблеме,

призвать к чему-либо, вызвать читательский отклик, сформировать читательское мнение)

4. Какие лексические средства автор использует для воздействия на читателей?

5. Какие стандартные фразы вы заметили?

6. Приметы каких других стилей увидели вы в тексте?

 

 

 

 

8.Самоанализ урока по ФГОС

САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО ФГОС

Вариант №1

 

 

Данный  урок  (по предмету ... ) является уроком №…  в системе уроков по разделу … Тема урока: (назвать тему…)

Цели урока: образовательные…, воспитательные…, развивающие….

В данном классе я поставила следующие задачи (указать задачи), направленные на формирование УУД (личностные:…, познавательные: …, коммуникативные: …, регулятивные: …)

В результате проведенного урока я предполагала получить следующие результаты:. .

Это урок (указать тип урока). 

Он включал в себя (указать количество) этапов (структура урока).

При проведении урока я использовала современные образовательные технологии в соответствии с требованиями ФГОС (назвать 1 или несколько технологий) и использовала их на следующих этапах урока (указать этапы урока).

Чтобы добиться цели урока, я подобрала … (содержание урока: примеры, вопросы, задания), соответствующие возрастным особенностям.

Материал урока оказался … (сложным, легким, интересным для учащихся и др.).

В ходе урока была организована … (индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная) работа учащихся.

Наиболее эффективной оказался (указать вид работы), потому что (указать причину).  

Соотношение деятельности учитель-ученик соответствуетне соответствует реализации личностно ориентированного подхода в обучении: (применение диалоговых форм общения, создание проблемных ситуаций, осуществление обратной связи, объем и характер самостоятельной работы).

На уроке мною использовались следующие средства обучения: (наглядный материал, различные источники информации и др.).

Темп урока быстрый/медленный; монотонный/динамичный/исходя из возможностей класса.

Распределение времени было рациональное/нерациональное.

Мне удалось/не удалось уложиться по времени.

Мне было (легко/тяжело) вести урок. Учащиеся включались в работу (активно, неохотно, тяжело).  

Меня порадовали … , удивили … , огорчили … (кто из учащихся?), потому что ….

Результаты урока совпадают/не совпадают с целью урока.

Я полагаю, что все научились …, что подтверждают результаты самоконтроля и самооценки учащихся.

Домашнее задание имеет (оптимальный объем, предоставление права выбора, доступность и др.), поэтому (не) вызовет затруднения у учащихся.

В целом урок можно считать ….

 

 

САМОАНАЛИЗ УРОКА   ПО ФГОС

 (2 ВАРИАНТ)

 

 

1.     Каково место данного урока в теме?

2.     Как данный урок связан с предыдущим, как работает на последующие уроки?

3.     Каковы цель и задачи урока (образовательная, воспитательная, развивающая)? Какой результат хотелось получить к концу урока?

4.     Насколько удачно было отобрано содержание урока в соответствии с поставленной целью?

5.     Можно ли считать, что избранное сочетание методов (изложения знаний, закрепления, контроля, стимулирования деятельности), приемов и средств обучения является на уроке оптимальным для данного класса?

6.     Рационально ли было распределено время на этапы урока?

7.     Логичны ли были "связки" между этапами урока?

8.     Какую роль сыграли наглядные пособия в достижении поставленной цели?

9.     Насколько удачно осуществлялся на уроке контроль за качеством усвоения знаний, умений и коррекция?

10.   Правильно ли определен объем и содержание домашнего задания с учетом цели, особенностей класса и качества усвоения материала на уроке?

11.   Психологическая атмосфера урока. Получили ли учащиеся удовлетворение от урока?

12.   Как Вы сами оцениваете результаты своего урока?

13.   Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?

14.   Получили ли удовлетворение от урока? Что стоит исправить? Над чем нужно еще поработать?

 

 Приложение 9

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Сценарий урока по теме «Жанры публицистики» (8 класс)

Сценарий урока по теме «Жанры публицистики» (8 класс)

Приложение 1.1 1) Просмотр новостного ролика «Банановый кризис в

Приложение 1.1 1) Просмотр новостного ролика «Банановый кризис в

Приложение 5 Оценка экспертами выступления консультантов в паре (по определенным критериям)

Приложение 5 Оценка экспертами выступления консультантов в паре (по определенным критериям)

Итоги урока. Общие результаты

Итоги урока. Общие результаты

Задания: А. Запишите данные слова

Задания: А. Запишите данные слова

Жанры публицистики: статья в газете, журнале, очерк, репортаж, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад

Жанры публицистики: статья в газете, журнале, очерк, репортаж, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад

Индивидуальные достижения

Индивидуальные достижения

План характеристики жанров публицистического стиля №

План характеристики жанров публицистического стиля №

Самоанализ урока по ФГОС САМОАНАЛИЗ

Самоанализ урока по ФГОС САМОАНАЛИЗ

Домашнее задание имеет (оптимальный объем, предоставление права выбора, доступность и др

Домашнее задание имеет (оптимальный объем, предоставление права выбора, доступность и др

Сценарий урока "Жанры публицистики" 8 класс

Сценарий урока "Жанры публицистики" 8 класс

Сценарий урока "Жанры публицистики" 8 класс

Сценарий урока "Жанры публицистики" 8 класс

Сценарий урока "Жанры публицистики" 8 класс

Сценарий урока "Жанры публицистики" 8 класс

Сценарий урока "Жанры публицистики" 8 класс

Сценарий урока "Жанры публицистики" 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.08.2022