СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
«БОГАТЫРСКИЕ ОБРАЗЫ В ИСКУССТВЕ»
Кнышова Валентина Ивановна
Учитель музыки
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение лицей имени Дважды Героя Социалистического труда В.Ф. Резникова
1. Приветствие детей. Определение темы занятия.
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть всех сегодня на нашем внеурочном занятии. Встреча сегодня необычная, много гостей у нас сегодня, поприветствуем. Давайте начнем, о чем же мы будем с вами говорить, какие новые впечатления ждут нас? Попробуйте определить тему нашей встречи сами, по услышанному фрагменту произведения.
-Какие имена героев вы услышите?
-О каком художественном произведении говорится?
(Звучит былинный наигрыш)
Под славным городом под Киевом,
Стояла застава богатырская,
На заставе был богатырь:
Илья, Илья Муромец- сын Иванович…
А и конь под Ильей словно лютый зверь,
А сам на коне, как ясен сокол…!
А и был на заставе Добрыня Никитич млад…
Что из красна города из Ростова,
А Алёшенька - он наровчат был,
Он наровчат – то, да увертлив был,
А и в та поры он догадлив был…
(ответы детей) Сегодня мы поговорим о богатырях, богатырских образах в искусстве.
Тема нашего занятия: «Богатырские образы в искусстве»
«Богатырская тема» с давних пор звучала в русском искусстве. Мы встречаемся с ней в народном творчестве, в поэзии, живописи, музыке, театре, кино… Это от того , что с давних времен и, можно сказать, до нашего времени со всех концов на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями, богатствами, поработить, наш народ.
Образ богатыря и родился в русском искусстве, как образ могучего защитника Родины.
-Давайте, вслушаемся, рассмотрим слово «Богатырь», от какого слова произошло, какие слова спрятаны внутри его?
БОГАТЫРЬ - сила ? _ ум___
(богатый, ходит под богом, богом данный дар и…) добр_
_ опыт_
- Какой дар дан богатырю, как , вы _ловкость_
считаете?
- Достаточно ли одной силы, чтобы быть
защитников своей Родины, своего народа?
На этот вопрос нам предстоит найти ответ…
Предлагаю поработать в группах, нам нужно выяснить все ли герои – богатыри наделены только силой?
1 группа: Илья Муромец ( старый казак, вольный человек,
сильный духом и телом)
2 группа: Добрыня Никитич (добрый, великодушный,
поэтому так и назвали его
Добрыня Никитич, умный,
рассудительный, выдержанный,
готов выполнить сложное поручение)
3 группа: Алеша Попович (ловок и хитер, молодой красавец,
смел и отважен, певец и гусляр)
-Давайте вернемся к слову «Богатырь»,
- Какой дар дан каждому из них? ( сила, ум, добро, ловкость)
( одно добро, без силы и ума будет действовать?... А сила без ума и добра что несет миру?...
- А как вы думаете, почему художник изобразил музыкальный инструмент ( гусли) ? ( песня, музыка всегда была с человеком и в радости и в горе, это духовный мир человека).
Значит, мы можем сказать, что в картине спрятан более глубокий смысл о единстве телесного, душевного и духовного начала, что только совместное существование трех начал делает человека поистине богатым.
- Каким же должен быть настоящий защитник своей Родины?
(сильным, умным, добрым, рассудительным, и т. д.)
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА
- Как будущие защитники вы должны быть здоровыми, сильными, умными, ловкими, и поможет нам в этом зарядка:
Звучит фрагмент песни «Богатырская сила»
Дружно встали раз, два, три-
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глаза приставим,
Ноги крепкие поставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво
И налево надо тоже
Поглядеть из под ладошек.
И направо и еще
Через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце - руки в боки,
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!
Видеофрагмент: (Как создавал картину В. Васнецов)
Знакомство с музыкальным произведением.
Когда Виктор Васнецов закончил свою картину «Богатыри», он говорил, что ему хотелось, чтобы картина «зазвучала как музыка…»
И вот она зазвучала в «Богатырской симфонии» А.П. Бородина.
-Вспомним, что такое симфония?
Один из самых почетных жанров музыки, не случайно богатырскую тему автор изложил в такой сложной и благородной музыкальной форме.
Звучит фрагмент Симфонии №2 А. Бородина
- Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор, чтоб создать в музыке образ богатыря- защитника русской земли ?
Итог занятия.
- Как вы, считаете, а в наше время есть богатыри ?
( Людей, которые защищали Родину в годы Великой отечественной войны, многие из них не вернулись с поля боя?
А юноши, выполняющие интернациональный долг в Афганистане, Сирии в наше время, в чеченской войне?
Спортсмены, представляющие нашу страну на международных соревнованиях, олимпиадах, чемпионатах мира, прославляющие нашу родину своими победами?
Ну , и конечно. Это те люди, которые в мирное время трудятся на благо своей Родины- хлеборобы, ученые, животноводы и т. д.
Д/З : написать мини- сочинения «Богатыри нашего времени».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.