Сценарий внеклассного мероприятия "Нравственный подвиг учителя"
Оценка 4.9

Сценарий внеклассного мероприятия "Нравственный подвиг учителя"

Оценка 4.9
docx
13.01.2020
Сценарий внеклассного мероприятия "Нравственный подвиг учителя"
Нравственный подвиг учителя.docx

 

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области

«НОВОЧЕРКАССКИЙ  ПРОМЫШЛЕННО-ГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ  РО «НПГК»)

 

СЦЕНАРИЙ ТЕМАТИЧЕСКОГО КЛАССНОГО ЧАСА

«НРАВСТВЕННЫЙ ПОДВИГ УЧИТЕЛЯ»

 

Цели классного часа:

-  формирование положительного отношения к учителю;

-  воспитание нравственности, чувства патриотизма;

-  развитие уважения к памяти народа.

 

Предварительная подготовительная работа:

            Студентам предлагаются различные задания:

-   подбор стихотворений;

-   подготовка сообщений;

-   подготовка презентации к классному часу.

 

Обеспечение классного часа:

· сообщения студентов;

· сценарий классного часа;

· презентация классного часа.

      

Ход классного часа.

            Организационный момент.

1. Вступительное слово куратора:

 

«Вам, памятник, учителя,

Я высек бы

Из красного гранита

Установил бы на просторе

Большое человеческое сердце…»

А. Дусенбиев

 

Слайд 1 - Куратор: Сегодня у нас необычный классный час. Мы будем говорить об учителе о его нравственном подвиге.

 

2. Нравственный подвиг учителя.

Слайд 2 - Куратор: В годы Великой Отечественной войны героические поступки совершали все: летчики в небе, моряки на флоте, женщины на заводах и полях. В преддверии празднования Дня Победы я задала себе этот вопрос. Давно смолки гулы снарядов, матери не провожают на фронт сыновей, люди не прячутся в бомбоубежищах. Означат ли это то, что в мирное время место подвигу нет? Отнюдь. Подвиг может совершить каждый из нас: врач, пожарник, летчик-испытатель. Значит, выбор профессии – это тоже подвиг. Тем более, профессии учителя. Ведь именно педагоги, несмотря на все невзгоды современной жизни,  делают из нас настоящих людей.

Слайд 3 - 22 июня 1941 года. Юность. Последний звонок. Выпускной. И мечты, мечты, мечты…

Слайд 4 - «Внимание, говорит Москва. Передаем важное правительственное сообщение. Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня в 4 часа утра без всякого объявления войны германские вооруженные силы атаковали границы Советского Союза. Началась Великая Отечественная война советского народа против немецко-фашистских захватчиков. Наше дело правое, враг будет разбит. Победа будет за нами!»

.… Как гром среди ясного неба прозвучали эти слова из репродуктора. Беда ворвалась в каждый дом непрошенной гостьей. Отцы и старшие сыновья уходили на фронт; матери трудились в тылу; потом дошла очередь и до дедов. Жизнь разделилась на две половины: до 22 июня и после. Мечты, которым не суждено было сбыться.

Через всю поэзию военных лет проходит тема опаленной юности, тема юношей 41-го года, прямо со школьной скамьи, ушедших на фронт. О них, о юношах и девушках в солдатских шинелях, с проникновенной человечностью рассказывают стихи Булата Окуджавы.

 

Студент 1 (читает стихотворение «До свидания, мальчики» Булата Окуджавы (1958))

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры,

 

 

 

На пороге едва помаячили,

И ушли, за солдатом солдат…

До свидания, мальчики! Мальчики,

Постарайтесь вернуться назад.

 

 Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

 Не жалейте ни пуль, ни гранат,

 И себя не щадите, и всё-таки

 Постарайтесь вернуться назад.

 

 

 

Ах война, что ж ты, подлая, сделала:
Вместо свадеб — разлуки и дым.
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестрёнкам своим.

 

Сапоги - ну куда от них денешься?

Да зелёные крылья погон…

Вы наплюйте на сплетников, девочки,

Мы сведём с ними счёты пото́м.

 

 

 

Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идёте войной наугад…
До свидания, девочки! Девочки,
Постарайтесь вернуться назад.

 

 

Куратор (продолжает): Говорят, что первой жертвой на войне становится правда. В нынешнем, 21 веке эти слова справедливы, как никогда. И сегодня, в мирное время «нечистоплотные» авторы позволяют себе порочить тех, кто ради мира на земле взял в руки оружие; ценой собственной жизни защищал дело правое.  К сожалению, средства масс-медиа допускают демонстрацию зачастую не проверенной информации, разбавленной авторскими домыслами, что искажает представление подростков о Великой Отечественной войне, убивает и без того хрупкие ростки патриотизма в юных душах.

К войне можно относиться по-разному. Главное – не быть равнодушным. Как-то я обратилась к студентам с вопросом: «Что может быть страшнее войны?». Ребята предлагали разные ответы: болезнь, нищета, смерть. Но были и те, кто назвал трусость, предательство, эгоизм.

 

Студент 2: К сожалению, пока на западном фронте без перемен. О патриотизме и любви к родине сегодня не говорит только ленивый.  Но зачастую слова остаются только словами. На бумаге. Ведь бумага стерпит все. Но, увы, сгорит в языках пламени огня вечного. Огня, который сметает со своего пути все лживое и напускное, отставляя лишь ценности непреходящие. К коим относятся память.

Всё дальше во времени уходит от нас военная пора. Но какие они были, солдаты Великой Отечественной? Какими были они, девушки и юноши весны сорок первого года? Учителя, ученики этой весны? Именно мы, учителя, должны рассказать об этом. Рассказать так, чтобы героические события прошлого остались высеченными не сухими, ничего не значащими датами, а согревали, подобно огню, душу; озаряли жизненный путь; расцвечивали разными гранями мечты.

 

Слайд 5 - Куратор: Помню, в одном учебнике по педагогике мне встретились слова маршала Советского Союза Александра Михайловича Василевского: «Учитель и на фронте, в окопах, оставался верен своей профессии - личным примером учил, как надо воевать». Тогда, будучи студенткой,  впервые задумалась над тем, что значит «быть верным своей профессии».  А сейчас поняла:  учить надо так, как учили тогда, в блокадном Ленинграде, когда   всё меньше становилась дневная норма хлеба, часть учебных зданий занимали госпитали, а школьной мебелью, чтобы не замерзнуть, топили печи. Но книги не трогали. И в блокадную зиму в школах теплилась жизнь. В осаде, под прицелом вражеских орудий, там создавались кружки, где дети занимались искусством, писали стихи и песни, издавали рукописные литературные журналы, готовились к предметным олимпиадам, выступали с концертами. Превозмогая голод и смерть, дети шли в школу. Если в самые суровые дни блокады зимы 1941-1942 гг. в осажденном городе работало 39 школ, то позже их стало более 80.  

Я считаю: в мире не существует величины, чтобы измерить заслуги этих людей. Поэтому, преклоняя колени перед их героизмом, отдавая дань памяти их заслугам, каждый учитель должен вести урок так,  как будто это день может стать последним. Тем самым мы увековечим подвиг педагогов и подростков, приближавших своей стойкостью час разгрома гитлеровцев.

Слайд 6 - В произведении Василя Быкова «Обелиск» главный герой Алесь Иванович Мороз. Этот сельский учитель мог часами читать с ребятами Толстого, дабы научить их слушать и понимать прекрасное; для него важнее всего был не багаж знаний, усвоенный учениками, а то, какими они станут людьми. Поэтому, когда началась война, Мороз не ушел, как многие, в партизанский отряд, а продолжал учить людей, вызывая косые взгляды и недобрые подозрения. Он сделал это для того, чтобы не допустить «расчеловечивания» фашистами этих ребят, ибо слишком много вложил в них. Именно поэтому, он, зная, что его учеников ожидает смерть,  добровольно сдается немцам, чтобы в страшные минуты быть рядом с теми, кого любил больше жизни, не позволить фашистам сломать то, что ранее цвело в их душах. Кстати, один, чудом спасшийся благодаря Алесю Ивановичу подросток  уже в мирное время, тоже, кстати,  стал учителем. Значит,…..

 

Студент 3:    

Учительство - не труд, а отреченье,

            Умение всего себя отдать,

Уйти на долгий подвиг и мученье,

И в этом видеть свет и благодать.

Учительство - когда в глазах холодных

Зажжется понимания заря,

И ты поймешь: старался не бесплодно

И знания разбрасывал не зря.

 

Слайд 7 - Куратор: А разве можно не вспомнить польского педагога и писателя Януша Корчака, основавшего «Дом сирот» для еврейских детей, которого вместе с ребятами гитлеровцы переселили в гетто?

 

Слайд 8 - Студент 4: Корчак  считал, что «люди несут общую ответственность … за традицию помощи детям». Наверное, потому, когда бывшие коллеги организовывали учителю побег из гетто, он отказывался: разве можно жить с сознанием, что покинул детей в минуту их смерти… И он остался. Только для того, чтобы скрыть от ребят   правду, чтобы до последней минуты, искренне глядя им в глаза, говорить, что они едут за город, в деревню… Корчак шел во главе колонны поющих детей, держа на руках ослабевшего мальчика, а за руку девочку. Шел, вероятно, с улыбкой, ведь дети – народ наблюдательный и сразу бы поняли все. О своей смерти он, конечно же, не думал… Обман, на который способны только родители умирающего ребенка… Януш Корчак  не пожелал расстаться со своими воспитанниками и добровольно разделил с ними смерть в газовой камере Треблинки в 1942 году.

 

Слайд 9 - Куратор: А сколько учителей приняли смерть, оставшись неизвестными миру? Скептики скажут: «Дела давно минувших лет». Нет, не давно. Это вечная тема, вечная боль, вечный огнь…

Недавно ушел из жизни замечательный человек – Соколова Агриппина Владимировна. Бывшая учительница. Нет, не бывшая. Просто – учительница, ведь учитель - это категория вечная, это навсегда. В отличие от большинства пожилых людей, Агриппина Владимировна никогда не осуждала современную молодёжь, прекрасно понимала все проблемы нашего поколения, общалась со ними на равных. Одно воспоминание, казалось, приносило ей боль: день 1 июля  1941, когда немцы прорвали оборону Коростень – Новоград Волынский  и вошли в  Проскуров (место, где она жила и работала). Фашистские захватчики в предместье Раково устроили лагерь особого режима для военнопленных, в котором за годы оккупации было уничтожено около 60 тысяч человек.

Но и в те страшные годы  школы продолжали работать. Правда, теперь по немецким правилам: преподавание истории было запрещено, из учебников вырывались страницы, рассказывающие о героическом прошлом нашей родины и прославлявшие светлое коммунистическое настоящее. Взамен вводились «уроки текущих событий», для которых требовалось использовать немецкие газеты и политические брошюры. Учителя были обязаны строго следовать всем указанием фашистов. Шаг вправо, шаг влево приравнивался к расстрелу.  Но даже в той страшной обстановке Агриппина Владимировна не отступила от своего жизненного принципа: всегда говорить правду. Она продолжала вести уроки так, как всегда: с гордостью говоря о прошлом; с вызовом – о настоящем; и с верой - о будущем. Воспитание душевной стойкости – такого предмета не было в расписании.  По сути, это был репортаж с петлей на шее, вернее - урок под дулом пистолета.

В 2010 году умерла Агриппина Владимировна - два года не дожила до 65-летия великой победы. А как мечтала об этом дне! Нет, дожила. И не только до этой даты. Память о ней будет жить вечно: в детях, учениках, внуках, знакомых; в лучах майского солнца и языках пламени вечного огня, который никогда не гаснет на центральной площади города.

Бесспорно, камни живут дольше, чем люди, но именно люди дают бессмертие всему, чего коснётся их подвиг. Я не хочу, чтобы для моих студентов день 22 июня 1941 года остался датой в учебниках или цифрой, выбитой в камне.

Пройдут годы и десятилетия, придут новые поколения людей, но всегда к памятникам, воздвигнутым в честь павших, будут приходить их внуки и правнуки. Здесь они, думая о прошлом и мечтая о будущем, будут вспоминать тех, кто погиб, защищая вечный огонь жизни. Пусть вечно горит в сердцах пламя любви и благодарности к героям, защитившим мирное небо над нашей головой!

Слайд 10 - В 1944 году более 5 тысяч учителей были награждены медалями и орденами на самоотверженную работу в школе по воспитанию и обучению детей. Многие с оружием в руках сражались с врагом и были удостоены звания Героя Советского Союза.

 

Слайд 11 - Студент 5:

Вспомним всех поименно,

Горем вспомним своим…

Это нужно – не мертвым!

Это надо живым!   (Роберт Рождественский)

 

3. Подведение итогов классного часа.

Куратор: Наш классный час подошел к концу. Я думаю, что вы всегда будете помнить своих учителей. Благодарность к ним пронесете через все годы.

 

 

Разработала куратор гр. 711.43.01.09 _________________ Е.Н. Батухова

Сценарий внеклассного мероприятия "Нравственный подвиг учителя"

Сценарий внеклассного мероприятия "Нравственный подвиг учителя"

Сценарий внеклассного мероприятия "Нравственный подвиг учителя"

Сценарий внеклассного мероприятия "Нравственный подвиг учителя"

Сценарий внеклассного мероприятия "Нравственный подвиг учителя"

Сценарий внеклассного мероприятия "Нравственный подвиг учителя"

Сценарий внеклассного мероприятия "Нравственный подвиг учителя"

Сценарий внеклассного мероприятия "Нравственный подвиг учителя"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2020