ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа «Туриада» объединение “Дети гор», реализуемая в Муниципальном упреждении дополнительного учреждения « Дом творчества детей и молодежи Усть-Джегутинского муниципального района.
В последние годы Правительство Российской Федерации одной из важнейших задач считает оздоровление нации. Наша задача - как можно быстрее отвлечь подростков и молодёжь от вредных привычек. Для этого необходимо привлечь учащихся к занятиям физической культурой и спортом.
Данная программа предлагает разнообразные виды деятельности учащихся: дети обучаются туристским навыкам, правилам поведения вынужденной автономии, оказанию первой медицинской помощи, знакомятся с историей, монументами и памятниками своего района и края.
Программа предусматривает выездные и пешие походы по историческим местам, по местам отдыха с целю опознавания, тренировки и наведения порядка на территории памятников, в пути следования и местах отдыха. При использовании современных технологий имеется возможность использования сети Интернет для знакомства с другими клубами по краю, для встреч, совместных походов, отдыха и соревнований. Туризм, личность, труд – звенья одной цепи: это и познание, и повышение культурного уровня, и важное средство общения, и дружба, и укрепление здоровья учащихся, и немало важно - любовь к своей малой родине, природе и истории. Туризм – это и спорт.
Туристские походы на протяжении многих лет утвердили свое право на жизнь. Но при всей своей привлекательности, полезности, эмоциональной насыщенности они имеют и существенные недостатки. Главный из них - громоздкость организации, значительная пестрота состава участников, ведущая к разноплановости интересов. Поэтому при планировании и организации походов нужно учитывать возраст и интересы детей. Снизить массовость до минимума с целью повышения качества мероприятий и обеспечения безопасности детей. Частые походы и поездки могут мешать учебному процессу, поэтому их надо планировать преимущественно на каникулы :летние или осенние, зимнее и весенние, возможны однодневные походы выходного дня.
Воспитание молодого поколения в духе патриотизма — это первоочередная задача современного образования. Беда нашей страны — растущее число малолетних преступников, наркоманов, ранняя алкоголизация населения. Современный ребенок стремится к тому, что он получает с экранов телевизоров. Он не видит и не замечает мира, существующего за границами его «виртуального бытия». Отсюда идет и массовое ухудшение здоровья детей — слабая физическая активность, интенсивные информационные нагрузки, и, как итог, психические расстройства, доводящие многих до девиантного поведения. Активизировать познавательную деятельность молодежи, оздоровить молодое поколение как морально, так и физически — вот еще важнейшие задачи современного образования. Туризм позволяет реализовать все эти задачи в полном объеме через путешествия, знакомящие с культурой, историей, природой родной страны.
Педагогическая целесообразность программы в том, что выполнение задач занятий, развитие физической и технической подготовленности, соблюдение постоянного режима способствует воспитанию волевых качеств обучающихся. В процессе волевых проявлений формируются инициативность и самостоятельность, решительность и смелость, выдержка и самообладание. Все эти качества взаимосвязаны, но главным, ведущим является целеустремленность, которая в значительной мере определяет уровень воспитания и проявления других качеств. Волевые качества при рациональном педагогическом руководстве становятся постоянными чертами личности. Это позволяет детям проявлять их в трудовой, учебной, общественной и других видах деятельности; даст возможность в подростковом возрасте избежать влияния таких социальных явлений, как юношеский алкоголизм, наркомания, токсикомания и других.
Цель - пропаганда туризма, как средства укрепления здоровья и привития стремления к здоровому образу жизни, привитие навыков экологической культуры;, ознакомление с историей, привитие навыков туризма, выживания при вынужденной автономии, оказанию первой медицинской помощи, удовлетворение естественной потребности учащихся в непосредственном познании мира, своего края.
Задачи:
Обучающие:
-обучать навыкам туристско-краеведческой деятельности, оказания первой медицинской помощи, правилам поведения при вынужденной автономии;
-обучать двигательным действиям, нацеленным на укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
-изучать культуру и природу России через туристские походы, посещение памятников истории.
Развивающие:
-развивать основные физические качества: координационные, ориентационно-пространственные, скоростоно-силовые; выносливость, гибкость и ловкость;
-способствовать развитию и тренировке психических процессов, моторико –двигательной и логической памяти обучающихся;
-обеспечить формирование правильной осанки, укрепление мышечного корсета;
-способствовать укреплению здоровья и совершенствованию физической подготовленности обучающихся;
Воспитательные:
-способствовать формированию и развитию нравственно –коммуникативных качеств личности обучающихся;
-воспитывать личность обучающегося с установкой на здоровый образ жизни;
-воспитывать физически сильного, высокоморального, трудоспособного, толерантного гражданина современной России.
Условия реализации программы:
1. Опыт педагога. Для реализации программы необходимо, чтобы педагог (руководитель туристской группы) имел туристскую квалификацию, соответствующую той спортивной программе, которую он для себя наметил. Для работы по Пешеходному профилю необходимо иметь опыт руководства походом не ниже 1 категории сложности, а при включении в план тем из горного, водного и других профилей — опыт руководства походом данного вида не ниже 2 категории сложности и звание Инструктора детско-юношеского туризма или Инструктора туризма.
2. Материально-техническая и учебно-методическая база. Требования к материально-техническому оснащению учебного процесса зависят от направленности реализуемой программы: для первого года обучения по пешеходному профилю достаточно иметь небольшое помещение для занятий с группой, комплект группового снаряжения для непродолжительных походов по Средней полосе, рассчитанный на количество занимающихся в группе и комплект наиболее дорогостоящего личного снаряжения, как-то: рюкзаки, спальные мешки, штормовки. Впоследствии дети приобретут себе личное снаряжение, но на первых порах целесообразнее ходить с казенным — не у каждой семьи есть возможность единовременно экипировать ребенка для похода; для второго и последующего годов обучения требуется уже специальное снаряжение, как личное, так и групповое, в связи с включением в программу тем из горного и водного профилей. Помимо снаряжения хорошо бы иметь наглядные пособия по топографии, медицине, полезно самостоятельно вместе с детьми сделать стенд по туристским узлам. Это позволит детям более подробно изучить используемые в туризме узлы. Для размещения всего этого хозяйства хорошо бы иметь небольшое подсобное помещение под склад и классную комнату с доской для постоянных занятий группы, где бы можно было разместить наглядные пособия, фотоотчеты о походах, сделанные ребятами и т.п.
3. Технические средства обучения. Оправляясь в поход, туристы обычно, помимо фотоаппарата, берут еще и видеокамеру. Поэтому полезно время от времени устраивать на занятиях групповые просмотры походных видео дневников или слайдов. Для этой цели необходимо иметь видеомагнитофон или видеоплеер с телевизором и слайд-проектор. Очень полезным может оказаться персональный компьютер, с помощью которого подготавливаются отчеты о походах, а выход в сеть Интернет позволяет находить оперативную информацию о районах путешествий, отчеты о походах других групп, связываться с туристами и туристскими организациями из других городов.
4. Связь с туристскими организациями. Педагогу, работающему в области туризма, следует наладить связь с вышестоящими туристскими и образовательными организациями. Такими организациями могут быть Окружное управление образования (в лице ответственного за внешкольную работу), Окружной центр детского туризма (это и библиотека туристской литературы, и детская МКК, и более опытные педагоги, которые могут помочь молодому руководителю в организации работы), Городская станция юных туристов, Городской Клуб туристов.
5. Финансирование походов. Очень многие, особенно дальние, походы невозможно будет реализовать без финансирования со стороны Комитета образования. Поэтому педагогу следует своевременно подавать заявку на проведение походов с детьми в Сеть оздоровительных мероприятий Комитета образования. Возможна помощь муниципалитетов и управ, а также привлечение спонсорских средств.
Направленность программы- туристско-краеведческая
Срок реализации программы- 2 года
Возраст обучающихся: 13 - 15 лет
Режим занятий: 2 часа в неделю
Состав учебной группы:
Заниматься в группе может каждый школьник, прошедший медицинский осмотр и допущенный врачом к занятиям.
При решении учебных задач предусматривается укомплектование групп детьми из других учебных заведений.(школы, гимназии, лицеи)
Форма проведения занятий: групповая, малогрупповая
Ежегодная продолжительность обучения - 72 часа
Примечание: все походы и экскурсии в сетку часов не входят, для них составляются отдельный план и карта маршрута.
Ожидаемые результаты усвоения программы:
- физическое и психическое оздоровление воспитанников; воспитание патриотизма и верности своей Родине; приобретение жизненно-важных двигательных навыков и умений:
- уметь ориентироваться по местным признакам, компасу, карте, определять азимут, двигаться по компасу и карте;
- знать способы оказания первой медицинской помощи при кровотечении, переломах, вывихах, ранениях, ожогах, обморожениях;
- уметь соорудить временное убежище из подручного материала, уметь добывать пищу, воду, огонь, изготавливать оружие для охоты и рыбалки;
После первого года занятий основной целью обучающихся является летний
зачетный некатегорийный поход и важным стимулом для них должно стать получение
в результате занятий юношеских спортивных разрядов по туризму.
Дать ребятам возможность освоить все премудрости туризма — значит привить им
страсть к путешествиям, к познанию, к самосовершенствованию.
Способы оценки результатов:
Для оценки качества знаний, умений и навыков учащихся следует проводить различного рода контрольно-проверочные мероприятия. Так, в конце каждого года обучения следует проводить зачет по теоретическому курсу с проверкой знаний по изученным дисциплинам.
По завершении изучения курса учащиеся должны уметь самостоятельно разрабатывать маршруты походов по равнинной части до 1 категории сложности, составлять и рассчитывать продуктовую раскладку, перечень группового и личного снаряжения, рассчитывать вес рюкзака.
В связи с этим целесообразно контроль практических навыков в этой области провести с использованием так называемой проектной методики. Т.е. предложить учащимся самостоятельно разработать маршрут похода по заданному району и в заданные сроки. Нет большей награды, чем практическая реализация того проекта, который ты сам разработал. Не следует забывать, что педагог работает не для себя, а для детей, поэтому желательно, чтобы районы походов предлагались самими детьми. А для того, чтобы они имели представление о том, куда и как можно пойти в поход, следует в рамках изучения темы «Краеведческая подготовка» провести семинар по районам путешествий. Причем, важно, чтобы дети самостоятельно подготовили сообщения о выбранных районах, а помощь педагога заключалась бы в подборе иллюстративного и демонстрационного материала и в небольших дополнениях к сообщению.
Уровень технического мастерства проверяется на соревнованиях, которые проводят местные и городские туристские органы.
Учебно-тематический план:
№ |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов |
Сроки |
Примечание |
|
теория |
практика |
||||
Вводное занятие |
|||||
1 |
Правил поведения в походе. Правила проведения на природе |
|
1 |
|
|
История развития туризма. Туризм в России. Исторические данные о туризме КЧР. Природные особенности, история, известные земляки. |
|||||
2 |
Географическое положение |
|
1 |
|
|
3 |
Географическое положение |
|
1 |
|
|
4 |
Площадь территории и численность населения. Город. История, известные земляки. |
|
1 |
|
|
5 |
Площадь территории и численность населения. Город. История, известные земляки. |
|
1 |
|
|
6 |
Природно- климатические условия. Реки и озера |
|
1 |
|
|
Туристические возможности КЧР, обзор экскурсионных объектов. |
|||||
7 |
Основные исторические и культурные объекты |
|
1 |
|
|
8 |
Водные памятники. Памятники истории и культуры. |
|
1 |
|
|
Изучение об охране природы |
|||||
9 |
Меры по охране природы. Заповедники и заказники |
|
1 |
|
|
10 |
Очистка лесов, борьба с вредителями леса Охрана рек и озер |
|
1 |
|
|
Топографическая подготовка. Ориентирование. |
|||||
11 |
Общее понятие о топографической работе |
|
1 |
|
|
12 |
План и карта. Ориентирование на местности. |
|
1 |
|
|
13 |
Компас и его устройство |
|
1 |
|
|
14 |
Компас и его устройство |
|
1 |
|
|
15 |
Электромагнитный компас. Гирокомпас. Электронный компас. |
|
1 |
|
|
16 |
Ориентирование на местности |
|
1 |
|
|
17 |
Земная поверхность на плане и на карте. Отличие топографической карты от аэрофотоснимка |
|
1 |
|
|
18 |
Географическая карта |
|
1 |
|
|
19 |
Общее понятие об условных знаках |
|
1 |
|
|
20 |
Вычерчивание топографических знаков |
|
1 |
|
|
21 |
Вычерчивание топографических знаков |
|
1 |
|
|
22 |
Вычерчивание топографических знаков |
|
1 |
|
|
23 |
Общее понятие об измерении |
|
1 |
|
|
24 |
Глазомерное определение расстояний. Способы определения расстояний. |
|
1 |
|
|
25 |
Ориентирование по местных признакам |
|
1 |
|
|
26 |
Действия в случае потери ориентировки |
|
1 |
|
|
Краеведческие наблюдения |
|||||
27 |
Признаки изменения природы |
|
1 |
|
|
28 |
Личный и групповой дневник. Фотография в походе |
|
1 |
|
|
Физическая подготовка туриста |
|||||
29 |
Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влияние физических упражнений. |
|
1 |
|
|
30 |
Спортивные игры |
|
1 |
|
|
31 |
Спортивные игры |
|
1 |
|
|
32 |
Беговые тренировки |
|
1 |
|
|
33 |
Сдача норм ГТО. Закаливание организма |
|
1 |
|
|
Туристическое снаряжение |
|||||
34 |
Личное снаряжение |
|
1 |
|
|
35 |
Групповое снаряжение |
|
1 |
|
|
36 |
Виды палаток и их установка |
|
1 |
|
|
37 |
Установка палаток |
|
1 |
|
|
38 |
Разведение костра. Типы костров. Костровые принадлежности |
|
1 |
|
|
39 |
Ремнабор |
|
1 |
|
|
Туристический быт |
|||||
40 |
Подготовка к походу, путешествию. |
|
1 |
|
|
41 |
Правила движения в походе, преодоление препятствий. Туристические должности в группе |
|
1 |
|
|
42 |
Выбор места для бивака. |
|
1 |
|
|
43 |
Снятие бивака |
|
1 |
|
|
44 |
Уборка места привала |
|
1 |
|
|
45 |
Питание в походе. Режим дня в походе и на дневке |
|
1 |
|
|
46 |
Игры в походе |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Гигиена туризма. Доврачебная помощь |
|||||
47 |
Походная аптечка |
|
1 |
|
|
48 |
Общие гигиенические требования в походе. |
|
1 |
|
|
49 |
Требование к обуви и одежде |
|
1 |
|
|
50 |
Питьевой режим. Обеззараживание воды. |
|
1 |
|
|
51 |
Основные способы оказания первой доврачебной помощи. |
|
1 |
|
|
52 |
Помощь при тепловом ударе, ожоге. |
|
1 |
|
|
53 |
Помощь получившим различные травмы |
|
1 |
|
|
54 |
Помощь при желудочных и простудных заболеваниях |
|
1 |
|
|
55 |
Способы транспортировки пострадавшего |
|
1 |
|
|
56 |
Изготовление простейших транспортных средств |
|
1 |
|
|
Техника пешеходного туризма |
|||||
57 |
Основные узлы и их применение |
|
1 |
|
|
58 |
Вспомогательные узлы и их применение |
|
1 |
|
|
59 |
Вязка узлов |
|
1 |
|
|
60 |
Вязка узлов |
|
1 |
|
|
61 |
Вязка узлов |
|
1 |
|
|
62 |
Вязка узлов |
|
1 |
|
|
63 |
Вязка узлов |
|
1 |
|
|
64 |
Вязка узлов |
|
1 |
|
|
65 |
Зачет по вязке узлов |
|
1 |
|
|
66 |
Грудная обвязка, система их применения |
|
1 |
|
|
67 |
Грудная обвязка, система их применения |
|
1 |
|
|
Итоговые занятия |
|||||
68 |
Соревнование по ТПТ |
|
1 |
|
|
69 |
Соревнование по спортивному ориентированию |
|
1 |
|
|
70 |
Туристический поход |
|
1 |
|
|
71 |
Туристический поход |
|
1 |
|
|
72 |
Туристический поход |
|
1 |
|
|
|
|
34 |
38 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.