Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного ленинградской поэтессе Ольге Берггольц и диктору всесоюзного радио Юрию Левитану
Оценка 4.9

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного ленинградской поэтессе Ольге Берггольц и диктору всесоюзного радио Юрию Левитану

Оценка 4.9
docx
25.10.2020
Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного ленинградской поэтессе Ольге Берггольц и диктору всесоюзного радио Юрию Левитану
Голоса Победы.docx

                                           ГОЛОСА ПОБЕДЫ

Сценарий посвящен выдающимся деятелям Советской культуры, радиоведущим времен Великой Отечественной Войны Ольге Берггольц и Юрию Левитану.

Творческий проект проводится на сцене образовательного учреждения. Для проведения необходим проектор, экран, музыкально-звуковое оборудование.

На экране к началу проекта заставка с названием «Голоса Победы»

На сцене под музыку появляются учащиеся  9-х  классов гимназии «ГАММА», которые готовили и ведут проект.

Вступительное слово произносит художественный руководитель проекта «Голоса Победы»

Рук-ль проекта:

История Великой Отечественной была написана с помощью тысяч человеческих судеб. Путь к Победе был долог, труден и, наверно, не был бы окончен так триумфально, если бы не патриотизм, трогательная любовь к своей земле и невероятное упорство  тех, кто жил, боролся, приближал этот день для себя, соотечественников и их благодарных потомков.

Теперь судьбы таких людей мы изучаем, как пример доблести.

И этих примеров хватит на всю жизнь и нам, взрослым, и вам, юным, и вашим будущим детям.

Потому что у подвигов чести нет срока давности. Навсегда останутся в памяти людской героями краснодонские комсомольцы, бакинские комиссары, Александр Матросов, Алексей Мересьев, Николай Гастелло…

Их имена , как и имена всех борцов за Родину, выбиты золотом на памятных гранитных монументах.

Остались документы, свидетельствующие о жизни этих славных людей. И сегодня документы будут звучать. С экрана. Со сцены. Потому что наш проект  называется «Голоса Победы»

 Два города - Москва и Ленинград. Два голоса - мужской и женский.

ЕЕ голос знает любой горожанин, переживший или не сумевший пережить блокаду.

ЕГО голос знал весь Советский Союз, вся Европа, весь мир.

Ольга Берггольц и Юрий Левитан, верные борцы, что сражались с врагом верой и словом. Как? Ведь недаром гласит  народная мудрость: «Кулаком убьешь одного, словом тысячу». Вот и убивали они своих невидимых за стенами студий звукозаписи врагов. Враги их боялись. Враги их ненавидели. Хотели уничтожить.

Но Родина  оберегала своих вестников надежды. Свои голоса, которые ни с кем не спутать.

Сегодня мы своими голосами скажем о них.

 

На экране фото -Ольга Берггольц ведет радиоэфир.


Первый ведущий: Ольга Берггольц…Одна из сотен узников холодного, почти умертвленного , но непокоренного врагом города… Силой своего таланта, жаром своей души, горящими строками своих смелых стихов дарящая мужество замученным голодом ленинградцам.

Ольга Федоровна Берггольц, ставшая впоследствии великой русской советской поэтессой и писательницей, родилась 16 мая 1910 году в Санкт-Петербурге в семье врача.

 

На экране фото – Ольга Берггольц в окружении семьи.

Второй ведущий: Первые публикации произведений Ольги Берггольц появились в печати еще во время ее обучения в трудовой школе в Угличе в 1925 году, куда семья перебралась из Ленинграда.  В том же году начинающая поэтесса вошла в состав литературного объединения рабочей молодежи «Смена».

На экране фото – Берггольц в литературном объединении.

Третий ведущий: Поступив в 1926 году на Высшие государственные курсы искусствоведения, Ольга Берггольц через несколько лет перевелась в Ленинградский университет на филологический факультет, который она окончила в 1930 году.

Она занималась разнообразным литературным и поэтическим творчеством вплоть до наступления войны.

 

На экране фото - Берггольц среди студентов и преподавателей Ленинградского университета.

Четвертый ведущий: Все два с половиной года блокады Ольга Берггольц провела в осажденном Ленинграде. После скоропостижной смерти мужа в ноябре 1941 года была направлена  на городское радио. Спустя совсем недолгое время ее тихий голос стал громким голосом огромного осажденного города. Именно в это тяжелое время Ольга Берггольц написала свои наиболее яркие и пронзительные произведения – поэмы «Февральский дневник» и «Ленинградская поэма», олицетворяющие собой стойкость защитников города на Неве.

 

На экране фото Блокадного заснеженного Ленинграда с вмерзшими в лед трамваями.

 

Отрывки стихов из «Февральского дневника» и «Ленинградской поэмы» 
 
Был день, как день. 

Ко мне пришла подруга,

И, плача рассказала, что вчера

единственного схоронила друга…

И мы молчали с нею до утра.

 

Какие ж я могла найти слова?

Я тоже - ленинградская вдова.

 

Мы съели хлеб,

               что был отложен на день,

В один платок закутались вдвоём,

И тихо-тихо стало в Ленинграде…

Один, стуча, трудился метроном...

 

Звучит фонограмма метронома.

 

 Пятый ведущий: Позднее вышла еще одна книга, посвященная блокаде - «Говорит Ленинград». Она была составлена из ежедневных радиопередач, прозвучавших в эфире ленинградского радио во время осады 1941-43 годов.

Государство высоко оценила вклад поэтессы в оборону города. Ее наградили орденами Ленина и Трудового Красного Знамени, а также несколькими медалями.

Шестой ведущий: Помимо книги «Говорит Ленинград» после войны Ольга Берггольц создала пьесу «Они жили в Ленинграде». В 1952 году был напечатан цикл стихов об обороне Сталинграда.

 Вернувшись из командировки в Севастополь, также познавший ужасы блокады во время войны, Ольга Берггольц написала трагедию «Верность», которая была издана в 1954 году.

 

Я, как рубеж, запомню вечер: 
Декабрь, безогненная мгла, 
Я хлеб в руке домой несла, 
И вдруг соседка мне навстречу. 
«Сменяй на платье, - говорит, - 
Менять не хочешь - дай по дружбе. 
Десятый день, как дочь лежит. 
Не хороню. Ей гробик нужен. 
Его за хлеб сколотят нам. 
Отдай. Ведь ты сама рожала...» 
И я сказала: «Не отдам». 
И бедный ломоть крепче сжала. 
«Отдай, - она просила, - ты 
Сама ребёнка хоронила. 
Я принесла тогда цветы, 
Чтоб ты украсила могилу». 
...Как будто на краю земли, 
Одни, во мгле, в жестокой схватке, 
Две женщины, мы рядом шли, 
Две матери, две ленинградки. 
И, одержимая, она 
Молила долго, горько, робко. 
И сил хватило у меня 
Не уступить мой хлеб на гробик. 
И сил хватило - привести 
Её к себе, шепнув угрюмо: 
«На, съешь кусочек, съешь... прости! 
Мне для живых не жаль - не думай». 
...Прожив декабрь, январь, февраль, 
Я повторяю с дрожью счастья: 
Мне ничего живым не жаль - 
Ни слёз, ни радости, ни страсти. 
Перед лицом твоим, Война, 
Я поднимаю клятву эту, 
Как вечной жизни эстафету, 
Что мне друзьями вручена. 
Их множество - друзей моих, 
Друзей родного Ленинграда. 
О, мы задохлись бы без них 
В мучительном кольце блокады.

 

 

Седьмой ведущий: Неким итогом послевоенного периода творчества писательницы стала книга «Дневные звезды», вышедшая в свет в 1959 году. В следующем десятилетии были напечатаны стихотворные сборники «Испытание» и «Узел», а в последние годы жизни писательницы и поэтессы -«Память».

 

На экране видео - Ольга Берггольц читает отрывок из поэмы.

13 ноября 1975 года Ольги Федоровны Берггольц не стало.

 

На экране фото людей, слушающих сводку с фронта.

 

Звучит обращение Левитана к народу в день начала войны.

 

Первый ведущий:

«Я помню грозный этот голос
В те исторические дни.
Он был подобьем правды голой
И дымной танковой брони».

 

Так писал поэт Александр Городницкий в стихах о Левитане.

Второй ведущий: Юрий Борисович Левитан появился на свет  2 октября 1914 года в малоимущей еврейской семье.

.                        На экране фото Левитана с родителями.


Детство Юры протекало во Владимире. Жила его семья в доме зажиточной купчихи - на первом этаже огромной избы располагалась харчевня, а на втором съемные комнаты.

Родители не имели никакого образования.

Третий ведущий: В отличие от своего отца Юрий Борисович получил образование.  

Отец желал видеть своего сына  военным инженером, однако сам Юра к подобной деятельности ни разу не проявил интереса. Много времени Левитан посвящал внеклассной деятельности и занятиям в кружках, в частности, декламировал стихи, пел в хоре, мечтал стать актером.

Четвертый ведущий: В 1931 году, окончив девять классов средней школы, Юрий получил от горкома города Владимира комсомольскую путевку в столицу для поступления в Государственную киношколу (ныне ВГИК). Отправившись осенью этого же года в Москву, Левитан уже видел себя именитым артистом, раздающим на каждом углу автографы.

Пятый ведущий: Однако вступительные экзамены провалились – приемная комиссия отвергла семнадцатилетнего абитуриента, чуть ли не с порога, разъяснив, что невзрачная внешность и «окающий» владимирский акцент Левитана – это непреодолимое препятствие для проникновения в сияющий мир кино. Попытка попасть в театральное училище успехом также не увенчалась – экзаменаторы посчитали, что поступающий слишком молод и не обладает харизматичным обликом.

 Шестой ведущий: На обычном уличном столбе он прочел объявление о наборе в школу радиодикторов. Левитан, не имея ни малейшего представления о данном ремесле, решил попробовать пройти отборочный тур.

В конкурсе приняло участие несколько сот соискателей, среди которых были и профессиональные актёры. Появление среди искушённой московской публики владимирского парня в застиранной майке и спортивных штанах вызвало улыбки среди членов комиссии, в числе которых был и популярный мхатовский актёр Василий Качалов. Седьмой ведущий: Однако Юрин голос, завораживающий, обладающий поразительной глубиной и тембром, произвёл на присутствующих впечатление. Несмотря на провинциальный акцент, после недолгих колебаний комиссия постановила принять парня в число стажёров Радиокомитета.
  Первый ведущий: В короткие сроки Левитан превратился в одного из самых популярных и узнаваемых дикторов Всесоюзного радио. Он сообщал гражданам СССР о спасении команды ледокола «Челюскин», о авиаперелёте в Соединенные Штаты экипажей Громова и Чкалова, об успехах арктического похода Ивана Папанина, о вводе в эксплуатацию Днепрогэса и о множестве прочих событий, происходящих в нашей стране и в мире.

 

           На экране фото Левитана, ведущего радиоэфир.

.

Второй ведущий: А дальше наступила война. В то памятное воскресное утро Юрий Борисович находился дома. Внезапно раздался звонок из Радиокомитета, по телефону сказали: «Выезжайте срочно, машину за Вами уже послали».

К полудню Левитану принесли текст, и он, расположившись перед микрофоном, сказал как обычно: «Внимание, говорит Москва!».

Третий ведущий: В этот миг в его натренированном горле стал комок. Наступила пауза, в аппаратной встревоженно зашевелились: «Что случилось? Продолжайте». И тогда, сжав кулаки, Левитан ровным рокочущим голосом в эфире Всесоюзного радио зачитал страшное сообщение о нападении на Советский Союз.

 

На экране видео «Левитан читает объявление о начале войны»

Четвертый ведущий: Среди остальных дикторов Левитан выделялся не только полным  достоинства голосом и убедительностью речи, он обладал потрясающей способностью, зачитывая сообщения даже о трагических событиях на фронте, найти такие интонации, что все слушатели верили – наша страна все-таки выстоит и одержит победу
Первым сообщая советским гражданам о победах и поражениях, Левитан, как близкий человек, вошел в каждую семью, в каждый дом. Когда он произносил первые фразы, все в стране как по команде оставляли дела и мчались к радиоточке. Уже по первым словам миллионы люди понимали характер сообщения – будет оно печальным или радостным.

                       На экране фото Левитана с деятелями культуры времен ВОВ.


Пятый ведущий: Долгие четыре года не прерывалась работа Юрия Борисовича у микрофона. Всю войну спать легендарному диктору приходилось урывками, его вызывали в студию в любое время дня и ночи. Даже в тот страшный день, когда немецкая пятисоткилограммовая бомба в ходе артналета рухнула во дворе московской радиостудии, и командование противника объявило, что радиоцентр большевиков разрушен, уже через пятнадцать минут радиовещание было возобновлено, и в эфире раздался знакомый голос – бомба, к счастью, не взорвалась.

Шестой ведущий: Осенью 1941 Левитана эвакуировали в Свердловск (сегодня город Екатеринбург). Осуществлять вещание из Москвы к тому времени было уже технически невозможно – все радиовышки были разобраны, поскольку являлись отличными ориентирами для вражеских бомбардировщиков.

Седьмой ведущий: Уральская студия располагалась в подвальном помещении, а сам Левитан жил поблизости в бараке на условиях абсолютной секретности.. В свою очередь десятки трансляционных станций, разбросанных по всей стране, мешали запеленговать центральный радиоузел. Кроме работы в эфире Юрий Борисович успевал озвучивать документальные киноленты, которые на этой же студии и монтировали. Информация о пребывании знаменитого диктора в Свердловске была рассекречена только спустя четверть века.

Первый ведущий: В марте 1943 Левитана тайно перевезли в Куйбышев (Самара), где уже был размещен советский Радиокомитет. Секретность действительно была необходима «диктору номер один». За Левитаном шла охота. Как известно, дороже всех его мастерство и талант оценил сам Гитлер, объявив врагом Третьего рейха под номером один (Сталин шел под номером два). За голову Юрия Борисовича была назначена крупная награда – 250 тысяч немецких марок.

 Второй ведущий: Министр пропаганды Германии лично желал повесить Левитана, а руководство немецкой разведки разрабатывало операции по его похищению или ликвидации. Противник отлично понимал, что голос выдающегося диктора – эта та ниточка надежды, что придает сил гражданским людям в глубоком тылу и солдатам на фронте. Убить его означало убить голос целого народа, сокрушить его дух.

Третий ведущий: К счастью, ни один из подобных планов не был осуществлен. Оберегали Юрия Борисовича на государственном уровне. Охрана постоянно сопровождала его, а в уличной толпе диктору вообще было запрещено открывать рот, ибо в то время более узнаваемого голоса в Советском Союзе не существовало. К счастью, как на самом деле выглядит Левитан, знали лишь немногие..

Четвертый ведущий: Существует история, что когда кто-то спросил у Иосифа Сталина: «Когда наступит победа?», главком отшутился: «Когда Левитан объявит».

 Честь прочитать акт о капитуляции нацистской Германии выпала Юрию Борисовичу 9 мая 1945. Вечером этого дня его вызвали в Кремль и вручили текст с приказом главнокомандующего. Через тридцать пять минут его было необходимо прочесть.

Пятый ведущий: Радиостудия, откуда шли передачи подобного рода, располагалась недалеко от Кремля, в здании ГУМа. Чтобы туда попасть, Левитану предстояло всего лишь пересечь Красную площадь. Однако в тот день она была заполнена толпами празднующих и ликующих жителей столицы. Работники радио преодолели с боем пять метров, но дальше не смогли продвинуться. Левитан вспоминал: «В ответ на слова: «Товарищи, пропустите. Нам по делу!», мы услышали лишь: «Какие могут быть дела? Сейчас Левитан по радио приказ о победе зачитает, будет салют. Смотрите и слушайте!».

 

На экране видео «Левитан  читает сообщение о капитуляции Германии»

Шестой ведущий: Именно в это время 9 мая 1945 года Левитан объявил в эфире о победоносном окончании Великой Отечественной войны.
После войны Левитан продолжил работать ведущим диктором Советского Всесоюзного радио. Все трагические и великие события того времени продолжали входить в каждую семью с голосом великого диктора.

Руководитель проекта:

Люди, о которых мы вам рассказали, жили с огромным чувством Родины в сердце.

И поверьте, углубившись в судьбу большинства русских людей того времени, мы встретим такой же патриотизм и несгибаемую волю, надежность в поступках и мыслях, трогательную заботу, проявляемую к мудрой старости и безмятежному детству.

А люди, которым одинаково дороги старики и дети, небо и поле, город и деревня,дом и друзья, знают цену миру. И никогда не победить таких людей врагам.

Звучит песня «С чего начинается Родина» (В. Баснер, М. Матусовский к/ф «Щит и меч»), которую исполняют все участники проекта.

С чего начинается
Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни ,что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять!
С чего начинается
Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой березки ,что во поле
Под ветром ,склоняясь ,растет.
А может, она начинается
С весенней запевки скворца?
И с этой дороги проселочной
Которой не видно конца?
С чего начинается
Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской буденовки,
Что где-то в шкафу мы нашли,
А может, она начинается
Со стука вагонных колес
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес.
С чего начинается
Родина?

 

 


 

ГОЛОСА ПОБЕДЫ Сценарий посвящен выдающимся деятелям

ГОЛОСА ПОБЕДЫ Сценарий посвящен выдающимся деятелям

На экране фото – Берггольц в литературном объединении

На экране фото – Берггольц в литературном объединении

Вернувшись из командировки в Севастополь, также познавший ужасы блокады во время войны,

Вернувшись из командировки в Севастополь, также познавший ужасы блокады во время войны,

На экране видео - Ольга Берггольц читает отрывок из поэмы

На экране видео - Ольга Берггольц читает отрывок из поэмы

Несмотря на провинциальный акцент, после недолгих колебаний комиссия постановила принять парня в число стажёров

Несмотря на провинциальный акцент, после недолгих колебаний комиссия постановила принять парня в число стажёров

Информация о пребывании знаменитого диктора в

Информация о пребывании знаменитого диктора в

И поверьте, углубившись в судьбу большинства русских людей того времени, мы встретим такой же патриотизм и несгибаемую волю, надежность в поступках и мыслях, трогательную заботу,…

И поверьте, углубившись в судьбу большинства русских людей того времени, мы встретим такой же патриотизм и несгибаемую волю, надежность в поступках и мыслях, трогательную заботу,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.10.2020