ГОЛОСА ПОБЕДЫ
Сценарий посвящен выдающимся деятелям Советской культуры, радиоведущим времен Великой Отечественной Войны Ольге Берггольц и Юрию Левитану.
Творческий проект проводится на сцене образовательного учреждения. Для проведения необходим проектор, экран, музыкально-звуковое оборудование.
На экране к началу проекта заставка с названием «Голоса Победы»
На сцене под музыку появляются учащиеся 9-х классов гимназии «ГАММА», которые готовили и ведут проект.
Вступительное слово произносит художественный руководитель проекта «Голоса Победы»
Рук-ль проекта:
История Великой Отечественной была написана с помощью тысяч человеческих судеб. Путь к Победе был долог, труден и, наверно, не был бы окончен так триумфально, если бы не патриотизм, трогательная любовь к своей земле и невероятное упорство тех, кто жил, боролся, приближал этот день для себя, соотечественников и их благодарных потомков.
Теперь судьбы таких людей мы изучаем, как пример доблести.
И этих примеров хватит на всю жизнь и нам, взрослым, и вам, юным, и вашим будущим детям.
Потому что у подвигов чести нет срока давности. Навсегда останутся в памяти людской героями краснодонские комсомольцы, бакинские комиссары, Александр Матросов, Алексей Мересьев, Николай Гастелло…
Их имена , как и имена всех борцов за Родину, выбиты золотом на памятных гранитных монументах.
Остались документы, свидетельствующие о жизни этих славных людей. И сегодня документы будут звучать. С экрана. Со сцены. Потому что наш проект называется «Голоса Победы»
Два города - Москва и Ленинград. Два голоса - мужской и женский.
ЕЕ голос знает любой горожанин, переживший или не сумевший пережить блокаду.
ЕГО голос знал весь Советский Союз, вся Европа, весь мир.
Ольга Берггольц и Юрий Левитан, верные борцы, что сражались с врагом верой и словом. Как? Ведь недаром гласит народная мудрость: «Кулаком убьешь одного, словом тысячу». Вот и убивали они своих невидимых за стенами студий звукозаписи врагов. Враги их боялись. Враги их ненавидели. Хотели уничтожить.
Но Родина оберегала своих вестников надежды. Свои голоса, которые ни с кем не спутать.
Сегодня мы своими голосами скажем о них.
На экране фото -Ольга Берггольц ведет радиоэфир.
Первый
ведущий:
Ольга Берггольц…Одна из сотен узников холодного, почти умертвленного , но
непокоренного врагом города… Силой своего таланта, жаром своей души, горящими
строками своих смелых стихов дарящая мужество замученным голодом ленинградцам.
Ольга Федоровна Берггольц, ставшая впоследствии великой русской советской поэтессой и писательницей, родилась 16 мая 1910 году в Санкт-Петербурге в семье врача.
На
экране фото – Ольга Берггольц в окружении семьи.
Второй
ведущий:
Первые публикации произведений Ольги Берггольц появились в печати еще во время
ее обучения в трудовой школе в Угличе в 1925 году, куда семья перебралась из
Ленинграда. В том же году начинающая поэтесса вошла в состав литературного
объединения рабочей молодежи «Смена».
На
экране фото – Берггольц в литературном объединении.
Третий
ведущий:
Поступив в 1926 году на Высшие государственные курсы искусствоведения, Ольга
Берггольц через несколько лет перевелась в Ленинградский университет на
филологический факультет, который она окончила в 1930 году.
Она занималась разнообразным литературным и поэтическим творчеством вплоть до наступления войны.
На
экране фото - Берггольц среди студентов и преподавателей Ленинградского
университета.
Четвертый ведущий: Все два с половиной года блокады Ольга Берггольц
провела в осажденном Ленинграде. После скоропостижной смерти мужа в ноябре 1941
года была направлена на городское радио. Спустя совсем недолгое время ее тихий
голос стал громким голосом огромного осажденного города. Именно в это тяжелое
время Ольга Берггольц написала свои наиболее яркие и пронзительные произведения
– поэмы «Февральский дневник» и «Ленинградская поэма», олицетворяющие собой
стойкость защитников города на Неве.
На экране фото Блокадного заснеженного Ленинграда с вмерзшими в лед трамваями.
Отрывки стихов из «Февральского дневника» и «Ленинградской поэмы»
Был день, как день.
Ко мне пришла подруга,
И, плача рассказала, что вчера
единственного схоронила друга…
И мы молчали с нею до утра.
Какие ж я могла найти слова?
Я тоже - ленинградская вдова.
Мы съели хлеб,
что был отложен на день,
В один платок закутались вдвоём,
И тихо-тихо стало в Ленинграде…
Один, стуча, трудился метроном...
Звучит фонограмма метронома.
Пятый
ведущий: Позднее вышла еще одна книга, посвященная блокаде - «Говорит
Ленинград». Она была составлена из ежедневных радиопередач, прозвучавших в
эфире ленинградского радио во время осады 1941-43 годов.
Государство высоко оценила вклад поэтессы в оборону города. Ее наградили орденами Ленина и Трудового Красного Знамени, а также
несколькими медалями.
Шестой ведущий: Помимо книги «Говорит Ленинград» после войны Ольга
Берггольц создала пьесу «Они жили в Ленинграде». В 1952 году был напечатан цикл
стихов об обороне Сталинграда.
Вернувшись из командировки в Севастополь, также познавший ужасы блокады во время войны, Ольга Берггольц написала трагедию «Верность», которая была издана в 1954 году.
Я, как рубеж, запомню вечер:
Декабрь, безогненная мгла,
Я хлеб в руке домой несла,
И вдруг соседка мне навстречу.
«Сменяй на платье, - говорит, -
Менять не хочешь - дай по дружбе.
Десятый день, как дочь лежит.
Не хороню. Ей гробик нужен.
Его за хлеб сколотят нам.
Отдай. Ведь ты сама рожала...»
И я сказала: «Не отдам».
И бедный ломоть крепче сжала.
«Отдай, - она просила, - ты
Сама ребёнка хоронила.
Я принесла тогда цветы,
Чтоб ты украсила могилу».
...Как будто на краю земли,
Одни, во мгле, в жестокой схватке,
Две женщины, мы рядом шли,
Две матери, две ленинградки.
И, одержимая, она
Молила долго, горько, робко.
И сил хватило у меня
Не уступить мой хлеб на гробик.
И сил хватило - привести
Её к себе, шепнув угрюмо:
«На, съешь кусочек, съешь... прости!
Мне для живых не жаль - не думай».
...Прожив декабрь, январь, февраль,
Я повторяю с дрожью счастья:
Мне ничего живым не жаль -
Ни слёз, ни радости, ни страсти.
Перед лицом твоим, Война,
Я поднимаю клятву эту,
Как вечной жизни эстафету,
Что мне друзьями вручена.
Их множество - друзей моих,
Друзей родного Ленинграда.
О, мы задохлись бы без них
В мучительном кольце блокады.
Седьмой ведущий: Неким итогом послевоенного периода творчества писательницы стала книга «Дневные звезды», вышедшая в свет в 1959 году. В следующем десятилетии были напечатаны стихотворные сборники «Испытание» и «Узел», а в последние годы жизни писательницы и поэтессы -«Память».
На
экране видео - Ольга Берггольц читает отрывок из поэмы.
13 ноября 1975 года Ольги Федоровны Берггольц не стало.
На экране фото людей, слушающих сводку с фронта.
Звучит обращение Левитана к народу в день начала войны.
Первый ведущий:
«Я
помню грозный этот голос
В те исторические дни.
Он был подобьем правды голой
И дымной танковой брони».
Так писал поэт Александр Городницкий в стихах о Левитане.
Второй ведущий: Юрий Борисович Левитан появился на свет 2 октября 1914 года в малоимущей еврейской семье.
. На экране фото Левитана с родителями.
Детство Юры протекало во Владимире. Жила его семья в доме зажиточной купчихи - на
первом этаже огромной избы располагалась харчевня, а на втором съемные комнаты.
Родители не имели никакого образования.
Третий ведущий: В отличие от своего отца Юрий Борисович получил образование.
Отец желал видеть своего сына военным инженером, однако сам Юра к подобной деятельности ни разу не проявил интереса. Много времени Левитан посвящал внеклассной деятельности и занятиям в кружках, в частности, декламировал стихи, пел в хоре, мечтал стать актером.
Четвертый ведущий: В 1931 году, окончив девять классов средней школы, Юрий получил от горкома города Владимира комсомольскую путевку в столицу для поступления в Государственную киношколу (ныне ВГИК). Отправившись осенью этого же года в Москву, Левитан уже видел себя именитым артистом, раздающим на каждом углу автографы.
Пятый
ведущий:
Однако вступительные экзамены провалились – приемная комиссия отвергла
семнадцатилетнего абитуриента, чуть ли не с порога, разъяснив, что невзрачная
внешность и «окающий» владимирский акцент Левитана – это непреодолимое
препятствие для проникновения в сияющий мир кино. Попытка попасть в театральное
училище успехом также не увенчалась – экзаменаторы посчитали, что поступающий
слишком молод и не обладает харизматичным обликом.
Шестой ведущий: На обычном уличном столбе он прочел объявление о наборе
в школу радиодикторов. Левитан, не имея ни малейшего представления о данном
ремесле, решил попробовать пройти отборочный тур.
В
конкурсе приняло участие несколько сот соискателей, среди которых были и профессиональные
актёры. Появление среди искушённой московской публики владимирского парня в
застиранной майке и спортивных штанах вызвало улыбки среди членов комиссии, в
числе которых был и популярный мхатовский актёр Василий Качалов. Седьмой
ведущий: Однако Юрин голос, завораживающий, обладающий поразительной глубиной и
тембром, произвёл на присутствующих впечатление. Несмотря на провинциальный
акцент, после недолгих колебаний комиссия постановила принять парня в число
стажёров Радиокомитета.
Первый ведущий: В короткие сроки Левитан превратился в одного из
самых популярных и узнаваемых дикторов Всесоюзного радио. Он сообщал гражданам
СССР о спасении команды ледокола «Челюскин», о авиаперелёте в Соединенные Штаты
экипажей Громова и Чкалова, об успехах арктического похода Ивана Папанина, о
вводе в эксплуатацию Днепрогэса и о множестве прочих событий, происходящих в
нашей стране и в мире.
На экране фото Левитана, ведущего радиоэфир.
.
Второй ведущий: А дальше наступила война. В то памятное воскресное утро Юрий Борисович находился дома. Внезапно раздался звонок из Радиокомитета, по телефону сказали: «Выезжайте срочно, машину за Вами уже послали».
К полудню Левитану принесли текст, и он, расположившись перед микрофоном, сказал как обычно: «Внимание, говорит Москва!».
Третий ведущий: В этот миг в его натренированном горле стал комок. Наступила пауза, в аппаратной встревоженно зашевелились: «Что случилось? Продолжайте». И тогда, сжав кулаки, Левитан ровным рокочущим голосом в эфире Всесоюзного радио зачитал страшное сообщение о нападении на Советский Союз.
На экране видео «Левитан читает объявление о начале войны»
Четвертый ведущий: Среди остальных дикторов Левитан выделялся не
только полным достоинства голосом и убедительностью речи, он обладал
потрясающей способностью, зачитывая сообщения даже о трагических событиях на
фронте, найти такие интонации, что все слушатели верили – наша страна все-таки
выстоит и одержит победу
Первым сообщая советским гражданам о победах и поражениях, Левитан, как близкий
человек, вошел в каждую семью, в каждый дом. Когда он произносил первые фразы,
все в стране как по команде оставляли дела и мчались к радиоточке. Уже по
первым словам миллионы люди понимали характер сообщения – будет оно печальным
или радостным.
На экране фото Левитана с деятелями культуры времен ВОВ.
Пятый ведущий: Долгие четыре года не прерывалась работа Юрия Борисовича
у микрофона. Всю войну спать легендарному диктору приходилось урывками, его
вызывали в студию в любое время дня и ночи. Даже в тот страшный день, когда
немецкая пятисоткилограммовая бомба в ходе артналета рухнула во дворе
московской радиостудии, и командование противника объявило, что радиоцентр
большевиков разрушен, уже через пятнадцать минут радиовещание было
возобновлено, и в эфире раздался знакомый голос – бомба, к счастью, не
взорвалась.
Шестой ведущий: Осенью 1941 Левитана эвакуировали в Свердловск (сегодня город Екатеринбург). Осуществлять вещание из Москвы к тому времени было уже технически невозможно – все радиовышки были разобраны, поскольку являлись отличными ориентирами для вражеских бомбардировщиков.
Седьмой ведущий: Уральская студия располагалась в подвальном
помещении, а сам Левитан жил поблизости в бараке на условиях абсолютной
секретности.. В свою очередь десятки трансляционных станций, разбросанных по
всей стране, мешали запеленговать центральный радиоузел. Кроме работы в эфире
Юрий Борисович успевал озвучивать документальные киноленты, которые на этой же
студии и монтировали. Информация о пребывании знаменитого диктора в Свердловске
была рассекречена только спустя четверть века.
Первый ведущий: В марте 1943 Левитана тайно перевезли в Куйбышев
(Самара), где уже был размещен советский Радиокомитет. Секретность
действительно была необходима «диктору номер один». За Левитаном шла охота. Как
известно, дороже всех его мастерство и талант оценил сам Гитлер, объявив врагом
Третьего рейха под номером один (Сталин шел под номером два). За голову Юрия
Борисовича была назначена крупная награда – 250 тысяч немецких марок.
Второй ведущий: Министр пропаганды Германии лично желал повесить
Левитана, а руководство немецкой разведки разрабатывало операции по его
похищению или ликвидации. Противник отлично понимал, что голос выдающегося
диктора – эта та ниточка надежды, что придает сил гражданским людям в глубоком
тылу и солдатам на фронте. Убить его означало убить голос целого народа,
сокрушить его дух.
Третий ведущий: К счастью, ни один из подобных планов не был осуществлен.
Оберегали Юрия Борисовича на государственном уровне. Охрана постоянно
сопровождала его, а в уличной толпе диктору вообще было запрещено открывать
рот, ибо в то время более узнаваемого голоса в Советском Союзе не существовало.
К счастью, как на самом деле выглядит Левитан, знали лишь немногие..
Четвертый ведущий: Существует история, что когда кто-то спросил у Иосифа Сталина: «Когда наступит победа?», главком отшутился: «Когда Левитан объявит».
Честь прочитать акт о капитуляции нацистской Германии выпала Юрию Борисовичу 9 мая 1945. Вечером этого дня его вызвали в Кремль и вручили текст с приказом главнокомандующего. Через тридцать пять минут его было необходимо прочесть.
Пятый ведущий: Радиостудия, откуда шли передачи подобного рода, располагалась недалеко от Кремля, в здании ГУМа. Чтобы туда попасть, Левитану предстояло всего лишь пересечь Красную площадь. Однако в тот день она была заполнена толпами празднующих и ликующих жителей столицы. Работники радио преодолели с боем пять метров, но дальше не смогли продвинуться. Левитан вспоминал: «В ответ на слова: «Товарищи, пропустите. Нам по делу!», мы услышали лишь: «Какие могут быть дела? Сейчас Левитан по радио приказ о победе зачитает, будет салют. Смотрите и слушайте!».
На экране видео «Левитан читает сообщение о капитуляции Германии»
Шестой ведущий: Именно в это время 9 мая 1945 года Левитан объявил в
эфире о победоносном окончании Великой Отечественной войны.
После войны Левитан продолжил работать ведущим диктором Советского Всесоюзного
радио. Все трагические и великие события того времени продолжали входить в
каждую семью с голосом великого диктора.
Руководитель проекта:
Люди, о которых мы вам рассказали, жили с огромным чувством Родины в сердце.
И поверьте, углубившись в судьбу большинства русских людей того времени, мы встретим такой же патриотизм и несгибаемую волю, надежность в поступках и мыслях, трогательную заботу, проявляемую к мудрой старости и безмятежному детству.
А люди, которым одинаково дороги старики и дети, небо и поле, город и деревня,дом и друзья, знают цену миру. И никогда не победить таких людей врагам.
Звучит песня «С чего начинается Родина» (В. Баснер, М. Матусовский к/ф «Щит и меч»), которую исполняют все участники проекта.
С чего начинается
Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни ,что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять!
С чего начинается
Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой березки ,что во поле
Под ветром ,склоняясь ,растет.
А может, она начинается
С весенней запевки скворца?
И с этой дороги проселочной
Которой не видно конца?
С чего начинается
Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской буденовки,
Что где-то в шкафу мы нашли,
А может, она начинается
Со стука вагонных колес
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес.
С чего начинается
Родина?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.