Сценарий внеклассного мероприятия «Язык моих предков угаснуть не должен…»
Оценка 4.9

Сценарий внеклассного мероприятия «Язык моих предков угаснуть не должен…»

Оценка 4.9
doc
21.07.2020
Сценарий внеклассного мероприятия «Язык моих предков угаснуть не должен…»
Язык моих предков.doc

Сценарий внеклассного мероприятия

«Язык моих предков угаснуть не должен…»

Ведущий -1:

 …Родина – это движение народа по своей земле из глубин веков к желанному будущему, в которое он верит и создает своими руками для себя и своих поколений. Это вечно отмирающий и вечно рождающийся поток людей, несущих свой язык, свою духовную и материальную культуру и непоколебимую веру в законность  своего места на земле…

Ведущий -2:

Земля «оттич и дедич» - это те берега полноводных рек и лесные поляны, куда пришел наш пращур жить навечно. Он был силен и бородат, в посконной рубахе, соленой на лопатках, смышлен и нетороплив, как вся дремучая природа вокруг него. На бугре над рекою он огородил тыном свое жилище и поглядел по пути солнца в даль веков.

Ведущий -1:

Я видел торжество во славу Языка

 И лики мудрецов над волнами народа.

 И букву «Аз» несла могучая река.

 И в сердце у меня рождалась эта ода.

 И ленты улиц, и арены площадей –

 Всё радостно текло, плескалось и сияло!

 Весёлые глаза танцующих людей

 Рассыпали вокруг дыханье карнавала.

Ведущий -2:

Много смог увидеть пращур, из-под ладони глядя по солнцу… «Ничего, мы сдюжим», - сказал он и начал жить. Дивной вязью он плел невидимую сеть русского языка: яркого, как радуга, - вслед весеннему ливню, меткому, как стрелы, задушевного, как песня над колыбелью, певучего и богатого. Он назвал все вещи своими именами и воспел свой труд. И дремучий мир, на который он накинул волшебную сеть слова, покорился ему, как обузданный конь, и стал его достоянием и для потомков его стал родиной.

Ведущий -1:

 Былое быльем поросло. Трава забвенья покрыла старые пепелища. Желание же увидеть собственными глазами то, что было, - неодолимо. В глубине души каждый сознает желание распахнуть окно в исчезнувший мир – подобно магнитному притяжению. Позавчерашнее и вчерашнее живут в сегодняшнем. И увидеть прошлое как небо в звездах – можно.

Ведущий -2:

Да и прошло ли прошлое? Разве оно не с нами? Не в нас? Язык, подобно человеку, изменяясь, все–таки остается самим собой. Что ведала Русь изначальная о младенчестве своем, о своей колыбели? Что досталось ей от культур, расцветавших и растоптанных потом натиском кочевников? И как - об этом вопрошали еще первые наши летописцы – Русская земля утвердилась?

Ведущий -1:

И мы сегодня не можем быть Иванами, не помнящими родства. Не имеем права забывать о том, что складывалось и развивалось веками, а именно – письменность и культура. Сегодня мы при помощи нашего устного журнала еще раз обратимся к своим истокам, воздадим дань прошлому. А помогут нам в этом странички, посвященные Празднику славянской письменности.

Ведущий -2:

Высокий лад царил в движеньях и речах,

Вздымая древних лиц вершины снеговые.

Я много празднеств знал и вынес на плечах,

Но праздник Слова был передо мной впервые!

Ведущий -1:

Был строен Алфавит. И буквиц череда

Парила над землёй, как брошенные зёрна.

И я благословил безумие труда

За рукотворный ключ к стезе нерукотворной.

Ведущий -2:

А люди шли и шли. А праздник плыл и плыл.

И солнце поперёк лежало полосами.

Вновь разума корабль Мефодий и Кирилл

Творили, и вели, и были парусами.

Ведущий -1:

Но если вдруг народ язык свой обронит,

Рассыплет впопыхах средь торга мирового!

Тогда напрасно всё! Ни воля, ни гранит

Не смогут сохранить то, чем владело слово.

Ведущий -2:

И яркая звезда прочертит след прямой!

Но тотчас же и след затянется во мраке.

И тайно со страниц Истории самой

Уйдут в небытие сияющие знаки.

Ведущий -1:

И всё, чем жил народ, навек укроет тьма,

Чтоб мир судил о нём по домыслам и сплетням…

Гордись, страна! Ни плена, ни ярма

Не ведал твой язык в пути тысячелетнем.

И факел истовый славянского письма

Подвалами времён твои сыны сквозь иго

Несли уверенно… И вновь весна!

И древняя зашелестела книга.

Ведущий -2:

Я видел торжество во славу Языка

Впервые на земле.

И мысль была легка.

Вся оплетённая цветами карнавала,

Она невестилась и сердце волновала:

Пока язык храним и в Слове зреет свет –

Мечтам предела нет и самой смерти нет!

Вовеки быть отважному народу!

Я Слову на земле слагаю оду.

Ведущий – 1

С полным основанием можно говорить об уникальности этого праздника. Он представляет собой значительное явление в культурной и политической жизни. Обращение к истокам национальных культур славянских народов и их тесная взаимосвязь подчеркивают органическое единство и вместе с тем многообразие культурных традиций.

Ведущий – 2 .

День славянской письменности и культуры отмечается и государством, и Русской Православной Церковью. В эти дни внимание общественности особо обращено на “великий, могучий русский язык”, который пора очистить от налипшей на него “грязи” - слов - паразитов, засилья сленга (особенно это касается речи молодого поколения).

Ведущий – 1.

Из “Повести временных лет” мы уже знаем, что азбуку славянам дали святые братья Кирилл-Константин и Мефодий. В “Житии Константина-Кирилла” тоже описывается просьба моравского князя Ростислава прислать учителя, который может изложить христианскую веру на славянском языке.

Ведущий – 2 .

И вот какой интересный разговор приводится между византийским царем Михаилом и Константином.(можно разыграть диалог).

“Философ, - обращается к Константину царь, - знаю, что ты утомлен, но подобает тебе идти, ибо дела этого никто совершить не может, как ты”.

Отвечал Философ: “Тело мое утомлено, и я болен, но пойду с радостью, если у них ест буквы для их языка… Учить без азбуки и без книг все равно, что писать беседу на воде”.

Говорил ему снова царь: “Если захочешь, то может тебе дать Бог, что дает всем, кто просит без сомнения, и открывает стучащим”. Пошел же Философ и по старому своему обычаю стал на молитву и с иными помощниками. И вскоре открыл ему их Бог, что внимает молитвам рабов Своих, и тогда сложил письмена и начал писать слова Евангелия: “Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог”.

Ведущий – 1.

В житии Константина-Кирилла создание им славянской азбуки описывается как великое чудо и откровение Божие. И в самом деле, как для современников святого Кирилла, так и для нас, потомков, создание славянской письменности является чудом. Константин не ограничился созданием алфавита со всеми знаками, необходимыми для произношения славянских слов, но сразу начал переводить самые разнообразные по форме литературные произведения и прежде всего молитвы и отрывки Библии.

Ведущий – 2 .

В Библии встречаются образцы биографий конкретных лиц и панорамные описания истории народов, образцы самой изысканной поэзии и лаконичные диалоги, образцы проповедей, притчи и заповеди. Каждый жанр имеет свои законы, требует своих литературных форм, особых изобразительных приемов.

Ведущий – 1.

Кроме Священного Писания, Константин, а потом и Мефодий переводили богослужебные книги, в которых должны отображаться особенности произнесения текста нараспев или его пения. Греческий литературный язык имел к этому времени более чем тысячелетнюю традицию. И создать такой инструмент славянской письменности, который бы передавал все литературные тонкости греческих оригиналов, словарное богатство, разнообразие стилей, - это воистину задача не для одного человека и не на одно столетие. А “Повесть временных лет” свидетельствует:“Повелея всякому нищему и убогому приходити на двор княжев, взимая всякую потребу, житие и ядение”

Ведущий – 2.

С переводом Библии впервые заговорили на Руси о любви к ближнему, о помощи “сирым и убогим”. Русская летопись гласила: “Повелел всякому нищему и убогому приходити на двор княж, взимати всякую потребу, питие и ядение”. Благотворительность, не рассчитанная на общественное признание, воспринималась как выражение любви к ближнему, как сотворение блага.

Ведущий – 1.

Хорошее слово - Как влага в пустыне,

Как спичка, когда твоя кровь уже стынет,

Как мост над ущельем, Спадающем круто,

как это кольцо на чехле парашюта.

А слово плохое – Как брошенный камень:

Его не догонишь, не схватишь руками.

Оно разбивает оконные рамы,

Оно оставляет глубокие раны

Оно на гранату похожим бывает,

Оно убивает, Людей убивает!

Ведущий – 2

Упрячьте, забудьте жестокое слово,

Ищите хорошее Снова и снова

И людям дарить не считайте за труд –

Они его вам Непременно вернут.

Ведущий – 1

Кирилл и Мефодий, братья, славянские просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства. Кирилл (ок. 827-869; до принятия в 869 монашества – Константин) и Мефодий (ок. 815-885) в 863 были приглашены из Византии кн. Ростиславом в Великоморавскую державу для введения богослужения на славянском языке. Перевели с греческого на старославянский язык основные богослужебные книги.

Ведущий – 2

Из жизнеописаний святых Кирилла и Мефодия мы знаем, что братья были родом из македонского города Солуни. Теперь это город Салоники на берегу Эгейского моря в Греции. Мефодий был старшим из семи братьев, а младшим был Константин. Имя Кирилл он получил при пострижении в монашество уже перед самой кончиной. Отец Мефодия и Кирилла занимал высокий пост помощника управителя города. Предположительно, мать их была славянкой, потому что братья с детства знали славянский язык так же хорошо, как и греческий.

Ведущий – 1.

Много лет прошло с тех далеких пор,

Много вод стекло в море – океан,

И тот подвиг был жив, сквозь века прошёл

И в звучанье букв воплотился он.

Ой, давным-давно, 1000 лет назад

К императору, да великому,

К императору византийскому

Человек пришёл из Моравии.

Ведущий – 2.

С болью, с просьбою за народ, за свой –

Вести проповедь, да понятную,

Чтоб с Христом он мог разговоры весть.

Не случайно же выбор упал тогда

На Кирилла – свет да Мефодия,

Братьев Cолунских с Македонии.

Обручен Кирилл с детства с Мудростью,

Он наук познал Тайны важные,

Опыт был богат и душа чиста;

А Мефодий – брат очень скромен был,

Опекал во всем брата младшего,

Брата младшего да любимого.

Ведущий – 1.

И создал Кирилл во короткий срок

Письмена славян, чтоб учить по ним,

За основу взял буквы древние,

Буквы древние, финикийские.

И Евангелие, и Псалтырь он взял,

Перевел он всё с языка гречан,

И Мефодий – брат помогал ему.

Ведущий – 2.

С родной матушкой распростившися,

И со тщанием помолившися,

Братья светлые в путь отправились,

В трудный путь пошли, на чужбинушку.

В город Велеград понесли они

Свои знания да бесценный труд.

Встретил их народ с большой радостью,

Ростислав почет им оказывал.

И внимали все с изумлением

Чудным звукам родных и понятных слов.

Люди – вестники да избранники,

Одаренные, озаренные,

В трудный путь идут, тяжкий крест несут,

Но в веках живут их деяния.

Ведущий – 1

В 863 году в Константинополь прибыло посольство от князя Великой Моравии Ростислава со следующей просьбой: прислать учителей, которые могли бы научить мораван нести церковную службу на родном языке. К просьбе отнеслись с пониманием и поручили её выполнение солунским братьям Кириллу (Константину) и Мефодию.

Первой книгой, переведённой братьями на славянский язык, стало «Евангелие», затем они перевели «Апостол», «Псалтирь» и весь чин церковного богослужения. Константин создал оригинальную, хорошо приспособленную к записи славянской речи азбуку, получившую название кириллица, в честь его церковного имени.Алфавит, созданный Кириллом, имел все буквы, необходимые для правильной передачи звуков в славянской речи.

Ведущий – 2.

Кириллица – одна их двух (вместе с глаголицей) первых славянских азбук. Названа по имени славянского просветителя Кирилла. Создана на основе греческого уставного письма в к. 9-н. 10 в.в. с добавлением нескольких букв. Была распространена у южных, восточных и, вероятно, западных славян. В 1708 г. в России реформирована. Легла в основу русского алфавита. До Кирилла и Мефодия в Европе и Византии существовало твёрдое убеждение, будто только три языка являются достойными для богослужения и написания книг: древнееврейский, греческий и латинский. Солунские же братья попытались утвердить мысль о равенстве всех существующих языков. «Как вам не стыдно, - упрекал Кирилл венецианское духовенство, - принимать во внимание только три языка, а прочие народы и племена заставлять быть слепыми и глухими?»

Ведущий – 1.

Научиться читать в старину было гораздо труднее, чем сейчас. Сначала надо было вызубрить трудные названия букв, потом научиться складывать из букв слоги. Одолев склады, принимались, наконец, за чтение. Книги у нас в России до 16 века не печатались, а переписывались от руки. Нелегко было разбираться в затейливом почерке переписчика, во всех его крючках и завитках. Да к тому же нередко из-за экономии писали подряд, не отделяя слова друг от друга. В Древней Руси текст записывали без деления его на абзацы и предложения, без знаков препинания. Читать и понимать такие записи было очень трудно. С изобретением знаков препинания стало гораздо легче и удобнее воспринимать то, что написано другими, и выражать свои мысли и чувства на письме.

Ведущий – 2.

В старину учились дети –

Их учил церковный дьяк, -

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б – как Аз да Буки,

В – как Веди, Г – глаголь.

И учитель для науки

По субботам их порол.

Вот такой чудной вначале

Наша грамота была!

Вот каким пером писали –

Из гусиного крыла!

Этот нож не без причины

Называли «перочинным»:

Очиняли им перо,

Если не было остро.

Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину,

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки

На славянском языке.

Ведущий – 1.

 Можете ли вы себе представить, какой была древнерусская школа? Вот как она изображена на одной из гравюр 1634 г. Длинный стол, между столом и стеной лавка, на стене полка с книгами и обязательная плетка. На лавке сидят ученики. Они все босы. Значит, это школа не для богачей, а для простых детей. За столом сидит учитель. Перед ним на коленях ученик отвечает урок. Все следят за его ответом по книгам. Тут же другой ученик, в чем-то провинившийся, ожидает наказания. Учебный день продолжался до самого вечера (с двухчасовым обеденным перерывом). Так от темна до темна шли уроки в древнерусской школе. Уроками их можно назвать очень условно. Каждый ученик получал от учителя персональное задание: один делал первые шаги – зубрил азбуку, другой перешел уже к «складам», третий уже читал «Часослов». И всё следовало выучить «назубок», «вызубрить» Каждый своё учил вслух. Недаром пословицу сложили: «Азбуку учат – во всю избу кричат».

Ведущий – 2

Учили каждую букву по ее названию.

Азъ – “я”.

Буки (букы) – “буквы, письмена”.

Веди (веде) – “познал”, совершенное прошедшее время от “ведити” - знать, ведать.

Объединяя акрофонические названия первых трех букв Азбуки, получаем следующую фразу: Азъ буки веде – я знаю буквы.

Глаголъ – “слово”, причем не только изреченное, но и написанное.

Добро – “достояние, нажитое богатство”.

Ведущий – 1

Есть (есте) - 3-е л. ед. ч. от глагола “быть”.

Глаголъ добро есте: слово - это достояние.

Живите (вместо второго “и” раньше писалась буква “ять”, произносилось живете) – повелительное наклонение, множественное число от “жить” - “жить в труде, а не прозябать”.

Зело (передавало сочетание дз = звонкое ц) – “усердно, со рвением”, ср. англ. zeal (упорный, ревностный), jealous (ревнивый), а также библейское имя Зелот – “ревнитель”

Ведущий – 2

Земля – “планета Земля и ее обитатели, земляне”.

И – союз “и”.

Иже – “те, которые, они же” (передавало придыхательный звук типа озвонченного английского h, греческого ? или украинского г).

Како – “как”, “подобно”.

Люди – “существа разумные”.

Живите зело, земля, и иже како люди: живите, трудясь усердно, земляне, и, как подобает людям…

Ведущий – 1

Мыслите (писалось с буквой “ять”, произносилось мыслете, так же как и “живете”) –“мыслить, постигать разумом”.

Нашъ – “наш” в обычном значении.

Онъ – “оный” в значении “единственный, единый”.

Покои (покой) – “основа (мироздания)”. Ср. “покоиться” - “основываться на...”.

Мыслите нашъ онъ покои: постигайте наше мироздание.

Рцы (рци) - повелительное наклонение: “говори, изрекай, читай вслух”. Ср. “речь”.

Слово – “передающее знание”.

Твердо – “уверенно, убежденно”.

Укъ - основа знания, доктрина. Ср. наука, учить, навык, обычай.

Фертъ, ф(ъ)ретъ – “оплодотворяет”( нейтрально для учеников - “даёт жизнь”). Азбука зафиксировала различие звуков “п” и “ф”, в иудеоэллинском же произношении эти звуки не различались. Праславянский корень пър в форме “fer-” присутствует, например, в англ., ит., фр. fertile “плодородный”, в нем. fertig “готовый, годный”. Ср. однокоренное фрукт, при русском спорый, чешском и польском spory “зрелый”, литовском sperus. Кстати, возможно, что в таком случае прозвище египетской царицы Нефертити просто означает “бесплодная”, каковой она и была

Ведущий – 2

Херъ – “божественный, данный свыше”. Ср. нем. Herr (господин, Бог), греч. “иеро-” (божественный), англ. hero (герой), а также русское имя Бога - Хорс.

Укъ фъретъ Херъ: знание оплодотворяет (нейтрально для учеников - даёт) Всевышний, знание – дар Божий.

Цы (ци, цти) – “точи, проникай, вникай, дерзай”. Ср. аналогично многозначное нем. ziehe с преимущественным значением “проникни”.

Червь (черве) – “тот, кто точит, проникает”.

Ш(т)а (Ш, Щ) – “что” в значении “чтобы”.   Ср. укр. “що”, болг. “щ”.

 Ъ, Ь (еръ/ерь, ъръ) –варианты одной буквы, означавшей неопределенный краткий гласный, близкий к э.

Ведущий – 1

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

Он – язык луны и планет,

Наших спутников и ракет,

На совете за круглым столом

Разговаривайте на нём:

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

Викторина:

1.Кто нам скажет, как называлось первое верование предков наших? (Язычество)

 2.А какой государь крепил государство не только силой могучею, но и красотой небывалою, строя храмы великие, да соборы златоглавые? (Ярослав Мудрый)

3.Кто же первый создал кириллицу нашу? (Кирилл и Мефодий)

4.Где воздвигнут памятник этим великим братьям? (В Москве, на Славянской площади)

5.А как же звалась поэма о битве Куликовской? («Задонщина»)

6.Кто же был великим живописцем в XIV веке? (Андрей Рублев)

7.А какой праздник празднует народ русский 24 мая? (День славянской письменности и культуры)

8.В каком слове сорок гласных? (Сорока)

9.В каких словах по сто согласных? (Стол, стон, стог, стоп.)

10.Какое слово жалуется, что ему не хватает до сотни? (Станет)

11.Какой алфавит состоит всего из шести букв? ( Азбука)

12.Как превратить высокую траву, растущую по берегам водоёмов, в маленького грызуна? (Ка-мыш - мыш-ка)

13.В каком слове 100 отрицаний. ( Стонет.)

14.Какова разница в значении между словами индус и индеец? (Индус - житель Индии; индеец - представитель коренного населения Америки.)

15.Каково происхождение слова столица? (В древней Руси слово стол означало престол, трон, кресло, на котором сидит князь. Поэтому главный город княжества называли стольным градом или столицей.)

16.Каково происхождение слова мешок? (Слово мешок произошло от слова мех, так как сначала мешки делались из шкур и имели мех.)

Викторина 2.(подбери синоним)

«Удача» мужского рода. (Успех.)

«Фотография» мужского рода. (Снимок, кадр.)

«Окно» мужского рода. (Иллюминатор.)

«Болезнь» мужского рода. (Недуг.)

«Картина» мужского рода. (Рисунок.)

«Эпидемия» мужского рода. (Мор.)

«Обоняние» мужского рода. (Нюх.)

«Кокетство» мужского рода. (Флирт.)

«Аксиома» мужского рода. (Постулат.)

«Резина» мужского рода. (Каучук.)

«Распечатка» мужского рода. (Листинг.)

«Прищепка» мужского рода. (Зажим.)

«Двойка», «пара» мужского рода. (Неуд.)

«Лыжа» мужского рода. (Полоз.)

«Сплетня» мужского рода. (Слух.)

«Туловище» мужского рода. (Корпус, торс.)

«Ткань» мужского рода. (Материал.)

«Село» мужского рода. (Хутор.)

«Кочка» мужского рода. (Бугор.)

«Колонна» мужского рода. (Столб.)

«Успех» женского рода. (Слава.)

«Дом» женского рода. (Изба.)

«Лес» женского рода. (Роща, чаща, пуща, тайга.)

«Стол» женского рода. (Парта.)

«Кино» женского рода. (Картина.)

«Веник» женского рода. (Метла.)

«Село» женского рода. (Деревня.)

«Автомобиль» женского рода. ( Машина.)

«Мороз» женского рода . (Стужа.)

«Затор» (дорожный) женского рода. (Пробка.)

«Санаторий» женского рода. (Здравница.)

«Кредит» женского рода. (Ссуда.)

«Калорифер» женского рода. (Батарея.)

«Диван» женского рода. (Софа, тахта, кушетка, оттоманка.)

«Безделье» женского рода. (Лень.)

«Фантик» женского рода. (Обёртка.)

«Мираж» женского рода. (Иллюзия.)

«Спор» женского рода. (Дискуссия.)

«Суп» женского рода. (Похлёбка.)

«Окоп» женского рода. (Сапа.)

«Ухаб» женского рода. (Выбоина, яма.)

«Картина» среднего рода. (Полотно.)

«Скульптура» среднего рода. (Изваяние.)

«Аркан» среднего рода. (Лассо.)

«Макушка» среднего рода. (Темя.)

«Жаргон» среднего рода. (Арго.)

«Страна» среднего рода. (Государство.)

«Огонь» среднего рода. (Пламя.)

«Лимонад» среднего рода. (Ситро.)

«Веер» среднего рода. (Опахало.)

«Туча» среднего рода. (Облако.)

«Мармелад» среднего рода. (Повидло.)

«Кровать» («постель») среднего рода. (Ложе.)

«Клякса» среднего рода. (Пятно.)

«Глаз» среднего рода. (Око.)

«Век» среднего рода. (Столетие.)

«Ребёнок» среднего рода. (Чадо, дитя.)

«Вокал» среднего рода. (Пение.)

ВИКТОРИНА "МЫ - ПОЛИГЛОТЫ"

1.Все вы знаете, как будет по-французски слово «гриб». Этим словом мы называем самые "магазинные" грибы. Так как же? (Шампиньон.)

2.Скажите по-французски «круг», если для нас это  этап какого-либо соревнования или этап в выборах. (Тур.)

3.Скажите по-французски «мальчик», если это французский официант. (Гарсон.)

4.Скажите по-французски «туз», если для нас это первоклассный лётчик или большой мастер своего дела. (Ас.)

5.Скажите по-французски «кувшинчик», если для нас это фруктовый алкогольный или газированный напиток. (Крюшон.)

6.Скажите по-французски «никто», если это слово стало именем знаменитого капитана из романа Жюля Верна? (Немо.)

7.Скажите по-французски «место уединения», если для нас это знаменитый художественный и культурно-исторический музей в Санкт-Петербурге. (Эрмитаж.)

8.Скажите по-французски «открытый воздух», если для нас это природа как объект творчества живописца. (Пленэр.)

9.Скажите по-французски «столичный», если для нас это подземный вид транспорта в больших городах. (Метрополитен.)

10.Скажите по-французски «пена», если для нас это  название сладкого блюда из взбитой фруктовой, ягодной, молочной или шоколадной массы. (Мусс.)

11.Скажите по-французски «голубь», если мы так называем франтоватых молодых людей. (Пижон.)

12.Скажите по-французски «истопник», «кочегар», если для нас это водитель автомобильного транспорта. (Шофёр. За 100 лет до появления автомобилей с двигателями внутреннего сгорания во Франции строили самодвижущиеся экипажи с паровым двигателем. Управлял экипажем человек, который должен был поддерживать температуру в паровом котле  - истопник.)

13.Французское слово «пенсне» в переводе на русский означает «защемлять нос», а «кашне» - «прятать нос». Теперь скажите, как будет  по-французски «нос»? («Не» - нос.)

14.Скажите по-французски «украшение», если это украшение полагается к мясу или рыбе. (Гарнир.)

15.Скажите по-французски «поцелуй», если для нас это пирожное из взбитых яичных белков и сахара. (Безе.)

16.Скажите по-французски «вспышка», «молния», если для нас это пирожное из заварного теста с кремом внутри. (Эклер.)

17.Скажите по-французски «тряпка», если для нас это тонкая шёлковая ткань для красивых платьев. (Шифон.)

18.Вы приехали в Италию, но не знаете языка страны. Какой овощ вы можете купить, вспомнив известную итальянскую сказку? Произнесите его название на русском и итальянском языке. (Лук - чипполо. «Приключения Чиполлино» Джанни Родари.)

19.Скажите по-итальянски "дыхание", если для нас это вокальное произведение для одного голоса в составе оперы или оперетты. (Ария.)

20.Скажите по-итальянски (по-французски) «господин», «владыка», если для нас это популярная настольная игра .(Домино.)

21.Скажите по-итальянски «колокольчик», если это музыкальная пьеса, подражающая перезвону «цветочного» самозвучащего ударного инструмента. (Кампанелла.)

22.Скажите по-итальянски «книжечка», если для нас это краткое изложение содержания оперы или балета. (Либретто, первоначально публиковалось в виде отдельной книжечки.)

23.Скажите по-итальянски «учитель», если мы так называем крупных музыкантов, живописцев и выдающихся шахматистов. (Маэстро.)

24.Скажите по-итальянски «смертельный прыжок», если его исполняют циркачи и акробаты, оставаясь, к нашему счастью, живыми. (Сальто-мортале.)

25.Скажите по-английски «разведчик», если для нас это слово сейчас обозначает члена детской или юношеской организации, воспитывающей подростков путём познания природы, ремесла и игр. (Скаут.)

26.Скажите по-английски «мощная бомба», если её мы можем видеть каждый день с экрана телевизоров и кинотеатров. (Блокбастер.)

27.Скажите по-английски «пляж», если для нас это кнут или бедствие и несчастье. (Бич.)

28.Скажите по-английски «петушиный хвост», если для нас это смесь из спиртных напитков. (Коктейль.)

29.Скажите по-английски «знаю как», если для нас это эффективная технологическая идея, изобретение. (Ноу-хау.)

30.Скажите по-английски «лисий шаг», если для нас это американский бальный танец. (Фокстрот.)

31.Вспомнив одного из упитанных героев романа Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», скажите, как по-испански будет «пузо, брюхо, живот»? (Панса - «pansa». Санчо Панса - упитанный оруженосец Дон Кихота.)

32.Скажите по-турецки «рыба», если для нас это, безусловно рыба, но деликатесная и уже копчёная, без головы и костей. (Балык.)

33.Скажите по-португальски «змея», если для нас это не просто змея, а её конкретный очень ядовитый вид. (Кобра.)

34.Скажите по-португальски «огонь», «пламя», если для нас это красивая розовая птица. (Фламинго.)

35.Скажите по-немецки «змея», если этой «змеёй» садоводы поливают свои грядки. (Шланг.)

36.Скажите по-немецки «лоб», если для нас это обращённая к противнику сторона боевого расположения войск. (Фронт.)

37.Скажите по-немецки «водоворот», «пучина», если для нас это яблочный пирог, на котором яблоки расположены по кругу - "водоворотиком". (Штрудель.)

38.Скажите по-польски «мир», если у нас это - состояние тишины, отдыха, бездеятельности и отсутствие беспокойства. (Покой.)

39.Скажите по-нидерландски  «человек», если для нас это бездушная кукла в витрине магазина. (Манекен.)

40.Скажите по-китайски «молодой листок», если мы видим эти листки исключительно в сушёном виде. (Чай.)

41.Скажите по латыни «свет», если для нас это лучший номер в гостинице.( Люкс.)

 Скажите на латыни «в другом месте», если это общеизвестный юридический термин. (Алиби.)

42.Скажите по латыни «дважды», если это слово мы часто кричим в театре. (Бис.)

 Скажите по латыни «шар», если для нас это школьное пособие для урока географии. (Глобус.)

 Викторина - Дальше… дальше».  За 1 минуту каждый должен назвать как можно больше значений оборотов. Если не знаете, говорите: «Дальше».

-в час по чайной ложке (мало)

-раз, два и  обчелся  (мало)

-вставлять палки в колеса (мешать)                                                

-заячья душа (трус)

-кожа да кости ( худой)

-кривить душой (лгать)                                        

-засучив рукава (хорошо)

-во весь дух (быстро).

-в двух словах (коротко)

-язык проглотить (молчать)

-зарубить на носу (запомнить)

-клевать носом (дремать)

-говорить сквозь зубы (неохотно)

-бросать слова на ветер ( говорить зря)

-делать из мухи слона (преувеличивать)

-избушка на курьих ножках(старое что-то)

-куры не клюют (много)

-идти в ногу (действовать согласованно)

-стреляный воробей (опытный чел.)            

-одна нога здесь, другая там (быстро)

-спустя рукава (плохо)

-водить за нос (обманывать)

-играть первую скрипку (быть главным)                                     

-сломя голову (быстро) 

-мастер на все руки (умелец)

-гонять лодыря (бездельничать)

-во все лопатки (быстро)                               

-повесить голову (печалиться)

-рукой подать (близко)  

-ушки на макушке (внимательно)                                                                       

-витать в облаках (мечтать)                       

Викторина. Закончите фразеологизмы.

Не взирая... (на лица) 

Два сапога... (пара).

Буря в... (в стакане).                     

Топтаться на...(месте).

Кусать...(локти).                            

Не мудрствуя...(лукаво).

Волчий...(аппетит).

Как две капли... (похожи).

Черепашьим...(шагом).                   

От корки... (до корки).

За семь верст...(киселя хлебать).   

Ждать у...(моря погоды).

Принять за чистую...(монету).       

Овчинка... (выделки не стоит).

Проще пареной...(репы).               

Обвести вокруг..(пальца).

Не в бровь... (а в глаз).

Сулить золотые...(горы).

Не видеть дальше...(собст.носа). 

Краем уха...(слышать).

Плакать в...(жилетку).            

Кисейная…(барышня).

Еле-еле душа...(в теле).               

Рог... (изобилия).

На сон... (грядущий).                     

Голод не...(тетка).

Из школьных сочинений.

1.Ленский пригласил Онегина на дуэль.

2.В приемной городничего были утки, гуси и другой хлам.

3.Анна Каренина бросилась под поезд, и он  еще долго влачил ее жалкое существование.

4.Акакий Акакиевич впился в шинель, потому что своя рубашка ближе к телу.

5.Над головой Васнецовской  Аленушки летают ласточки. Они не боятся Аленушку, она не выстрелит  в них из ружья.

6.Во второй половине дня Печорин любил пить кофе со сливками общества.

7.Городничий и все чиновники заискивали перед Хлестаковым, чтобы избежать уголовной ответственности.

8.Чацкий очень крепко любил Софью. Так крепко может любить только самостоятельный человек.

9.Все царское барахло ненавидело Пушкина. Каждый из этого барахла старался вредить Пушкину.

10.Словно мифический Антей из земли, Обломов вбирал силы от дивана.

11.О гибели поэта стало известно на всю окрестность.

12.Если б Герасим не был так закрепощен, то он бы утопил не Муму, а свою барыню.

13.Собака визжала нечеловеческим голосом.

14.Взобравшись на чердак. Сергей ловко забросил в комнату бутылку с горючим, в которой находились немцы.

15.Роман «Мать»  многим открыл глаза и не давал их закрыть.

16.Люди прячут свои души в кабаках и пивных, а дома выносят их на своих жен.

17.Когда поздней ночью возвращался Майданников домой, он решил сходить на баз и посоветоваться со своим быком: нужно ли ему вступать в колхоз.

Викторина заключительная:

1.Кто создал славянскую азбуку?  (Кирилл и Мефодий)

2.Какой год считается годом возникновения славянского письма и книжного дела?   (863)

3.Почему Кирилла и Мефодия называют «Солунскими братьями»? (Место рождения братьев-просветителей город Солунь в Македонии)

4.Какое имя в миру до монашеского пострига  носил Кирилл?(Константин)

5.Кто был старшим братом: Кирилл или Мефодий?  (Мефодий)

6.Кто из братьев был библиотекарем, а кто воином?  (Кирилл – библиотекарь, Мефодий – военачальник, как и его отец)

7.Как называли Кирилла за ум и прилежание?  (Философ)

8.Какой город на Руси стал центром славянского книгопечатания и местом основания Кирилло-Мефодиевского общества?  (Киев)

9.Каким письмом были написаны первые славянские письменные памятники? (Глаголицей)

10.Какой язык является древнейшим литературным языком?  (Славянский)

11.В чьё царствование славянская азбука была заменена «гражданской»

(По Указу Петра Первого)

12.Сколько букв в кириллице было до Петра Первого? (43 буквы)

13.Кто был первопечатником на Руси?    (Иван Фёдоров)

14.Когда вышла его первая книга и как она называлась?  (в 16в.,«Апостол»)

15.К какой группе языков относятся славянские языки? (Индоевропейской)

Ведущий -1

Когда с природой я наедине,

То различаю языки земные:

Беседуют деревья в тишине.

Друг с другом птицы говорят лесные.

Ведущий -2

Есть говор свой у волн вдали,

Насвистывает что-то тихий ветер...

Мне не узнать всех языков Земли

За краткий срок, отпущенный на свете.

Так тяжко на Земле без языка!

Ведущий -1

Не высказать ни счастья, ни печали...

Безмолвны горы долгие года.

О чём они, возвысясь. замечали?

Всё в языке: рожденье, первый шаг,

Любовь и смерть, и жизнь на новом взлете.

И если вдруг исчезнет мой язык.

То и меня вы больше не найдете!

 

 

                                  

 


Сценарий внеклассного мероприятия «Язык моих предков угаснуть не должен…»

Сценарий внеклассного мероприятия «Язык моих предков угаснуть не должен…»

Ведущий -1: И мы сегодня не можем быть

Ведущий -1: И мы сегодня не можем быть

Впервые на земле. И мысль была легка

Впервые на земле. И мысль была легка

Библии. Ведущий – 2 . В Библии встречаются образцы биографий конкретных лиц и панорамные описания истории народов, образцы самой изысканной поэзии и лаконичные диалоги, образцы…

Библии. Ведущий – 2 . В Библии встречаются образцы биографий конкретных лиц и панорамные описания истории народов, образцы самой изысканной поэзии и лаконичные диалоги, образцы…

Ростиславом в Великоморавскую державу для введения богослужения на славянском языке

Ростиславом в Великоморавскую державу для введения богослужения на славянском языке

И со тщанием помолившися, Братья светлые в путь отправились,

И со тщанием помолившися, Братья светлые в путь отправились,

Читать и понимать такие записи было очень трудно

Читать и понимать такие записи было очень трудно

Учили каждую букву по ее названию

Учили каждую букву по ее названию

Кстати, возможно, что в таком случае прозвище египетской царицы

Кстати, возможно, что в таком случае прозвище египетской царицы

Какова разница в значении между словами индус и индеец? (Индус - житель

Какова разница в значении между словами индус и индеец? (Индус - житель

Безделье» женского рода. (Лень

Безделье» женского рода. (Лень

Скажите по-французски «пена», если для нас это название сладкого блюда из взбитой фруктовой, ягодной, молочной или шоколадной массы

Скажите по-французски «пена», если для нас это название сладкого блюда из взбитой фруктовой, ягодной, молочной или шоколадной массы

Скажите по-английски «петушиный хвост», если для нас это смесь из спиртных напитков

Скажите по-английски «петушиный хвост», если для нас это смесь из спиртных напитков

Викторина. Закончите фразеологизмы

Викторина. Закончите фразеологизмы

Сулить золотые...(горы). Не видеть дальше

Сулить золотые...(горы). Не видеть дальше

Каким письмом были написаны первые славянские письменные памятники? (Глаголицей) 10

Каким письмом были написаны первые славянские письменные памятники? (Глаголицей) 10
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.07.2020