Дата |
21.04.2019 |
Учитель |
Мотынга Елена Анатольевна, Сафошина Оксана Александровна |
Класс |
4 (13 человек) |
Программа |
Содержательный модуль «Две недели в лагере здоровья» программы «Разговор о правильном питании» |
Предмет |
Внеурочная деятельность |
Тема учебного занятия |
Что мы знаем о здоровом образе жизни. Квест-игра «Часы здоровья» |
Место занятия в изучаемой теме |
Обобщение знаний и способов действий в разделе «Повторение. Нестандартные учебные занятия и занятия-праздники» |
Цель |
создание условий для формирования представления о здоровом образе жизни; правилах здорового образа жизни и использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности. |
Задачи |
1. Обобщать знания учащихся о профилактических методикам (оздоровительная гимнастика, закаливание); элементарных гигиенических навыков (гигиена тела, гигиена зрения); соблюдении режима для и основных правил здорового питания. 2. Развивать поисковую активность детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий, направленных на формирование здорового образа жизни. 3. Воспитывать желание быть здоровым душой и телом; стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия. |
Основные понятия |
Здоровый образ жизни, режим дня, правила личной гигиены (гигиена тела, гигиена зрения), режим питания и разнообразие пищи, закаливание, занятия физической культурой и спортом. |
Форма работы |
Работа в группе постоянного состава. |
Ресурсы обеспечения |
Для учителя: Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/Методическое пособие. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2015. 2. Средства ИКТ: ноутбук (компьютер), колонки. Для обучающихся: 1. Дидактические материалы: авторское дидактическое средство «Часы Здоровья»; ключи; стрелки; карточки с заданиями; мягкий кубик с цифровыми обозначениями; игровое напольное поле; колпачки-фишки; предметный столик. |
Планируемые результаты (предметные) |
Применять знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья. |
Личностные УУД |
Овладеть навыками бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, предупреждения заболеваний; проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей. |
Метапредметные УУД |
Характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности. |
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Здоровьесозидательный потенциал учебного занятия |
1. Организационный момент. Цель: осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. |
||
- Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу предложить вам стать участниками увлекательной игры «Квест». - Кто-нибудь знает, что такое «Квест». - Хорошо, мои юные исследователи. Тогда ответьте на вопросы. - Во время игры игроки путешествуют? - Они выполняют задания? - Когда игра заканчивается? - Вот и я приглашаю вас стать участниками увлекательной игры. В процессе мы будем выполнять различные интересные задания. Помогут нам в этом ключи. Вы согласны? - Чтобы быстро и правильно выполнять задания, мы должны работать все вместе и дружно. Вы согласны с этим? - Вы готовы к путешествию? Готовы выполнять задания и помогать друг другу? Тогда соединим наши руки, а на счет три мы размыкаем наши руки. Давайте сосчитаем вместе: один, два, три. |
Отвечают на вопросы учителя. - Квест – это увлекательная игра, связанная обычно с поиском клада. - Во время игры игроки путешествуют. - Да, они выполняют задания. - Игра заканчивается, когда участники выполняют все задания и находят клад. |
Гигиеническая обоснованность: - соблюдение требований к санитарному состоянию спортивного зала; - обоснованное применение средств обучения, в том числе и ТСО. Профилактическая направленность: - создание положительного эмоционального настроя на уроке с помощью приема-приветствия «Раз, два, три». |
2. Постановка цели и задач воспитательного мероприятия. Мотивация (самоопределение) к познавательной деятельности. Цель: постановка цели мероприятия, выбор способа решения учебной проблемы. |
||
Приложение 1. - А вот о чем будут задания, нам помогут волшебные часы. Посмотрите внимательно, мне кажется, что они с ними что-то случилось. Мне кажется, они сломались? - Почему вы так решили? - Мне кажется, если мы откроем буквы, то они помогут нам понять, о чем будут все задания? - Нам нужен ключ. Определите цвет ключа. - Тогда отправляемся к фиолетовому ключу на паровозе. Встали друг за другом, прицепились, как вагоны. А я буду вашим локомотивом. Согласны? - Тогда держимся крепко, мы отправляемся в путь. Приложение 2. - Улыбаемся нашим гостям, машем ручкой. Стоп, прибыли. - (Имя ребенка), пожалуйста, аккуратно сними первый ключ. (Имя ребенка), прочитай задание, которое для нас приготовили волшебные часы. Приложение 3. Приложение 4. - Посмотрите, по периметру зала расположены разные задания. Где же загадки, которые помогут вернуть буквы? - (Имя ребенка), прочитай первую загадку. (Имя ребенка), открой одну любую букву и возвращайся к нам. А мы не будем терять время, а будем отгадывать следующую загадку. - Посмотрите, какое слово у нас получилось? - Правильно. Оказывается это не просто волшебные часы, это часы здоровья. Кто догадался, о чем будут все задания? - Правильно. Все задания сегодня будут связаны со здоровьем. А что такое здоровье? - Правильно. Здоровье – это сила, красота, когда хорошее настроение, и ты не болеешь. |
Самостоятельно отвечают на вопросы учителя. - Да, часы сломались. - Пропали некоторые буквы и цифры. - Нам нужен фиолетовый ключ. - Да, мы согласны. Дети и учитель передвигаются к фиолетовому ключу под музыку после слов: Паровозиком встаем. Весело гудок даем. Чух-чух-чух, скорей вперед! Эх, машина, полный ход! Самостоятельно открепляют первый ключ. Читают и определяют тип задания. - Одну загадку отгадаешь – одну букву открываешь. - Загадки записаны на фиолетовых листах. Участники игры двигаются от первой стрелки. Самостоятельно читают и отгадывают загадки. - Зубная щетка, душ, расческа, мыло, вода, зеркало. Ученики постепенно открывают буквы и читают слово. - Здоровье. Дети дают варианты ответов. |
Личностная (деятельностная) ориентированность: - активация познавательной учебной деятельности на основе формы проведения (игра-квест); - создание условий для свободного выбора учащимся содержания. Психологическая безопасность: - оказание учителем помощи и поддержки учащимся. Направленность на формирование здорового образа жизни: - включение в урок содержания о здоровом образе жизни (часы здоровья, загадки о различных средствах личной гигиены). Гигиеническая обоснованность: - обоснованное применение средств обучения, в том числе и ТСО.
|
3. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации. Цель: самостоятельное выдвижение воспитанниками гипотезы и построение модели исходной проблемной ситуации. |
||
- Что каждый из вас делает для укрепления своего здоровья? - Знаете ли вы, что у здоровья есть свои правила. Открыть эти правила нам помогут волшебные часы. На какое поле указывают стрелки. - Вы сможете открыть красное поле, освободить число 12, если правило ответите на мои вопросы. - Посмотрите, что изображено на этой иллюстрации? - Что это за предметы? - Правильно, а какие еще предметы личной гигиены вы знаете? -
Почему в режиме дня обязательны водные процедуры? - Подумайте, как будет звучать первое правило? - Проверим? Учитель открывает красную долю около числа 12. - Правильно. Гигиена тела. - Первое правило: мы открыли. Готовы отправиться в путешествие за остальными правилами? |
Дети отвечают на вопросы учителя. - Занимаюсь физкультурой, делаю зарядку, закаляюсь, правильно питаюсь, соблюдаю режим дня, слежу за чистотой, употребляю в пищу витамины. - На красное. - Зубная щетка. Мыло. - Это средства личной гигиены. Полотенце, зубная паста, зубочистки, зубная нить, носовой платок, шампунь, гель для душа, пена для ванны и другие. - Вода очищает наше тело. Руки нужно мыть чаще. На руки чаще попадают микробы. Мыло помогает уничтожить микробы. Под ногтями скапливается много микробов! - Соблюдайте чистоту (гигиену) тела. - Да. Да. Мы готовы. |
Личностная (деятельностная) ориентированность: - создание условий для свободного выбора учащимися содержания и способа; - создание условий для совместной деятельности учащихся (работа в группе постоянного состава). Психологическая безопасность: - безопасное оценивание (эффективная обратная связь); - организация отношений сотрудничества, взаимопомощи, поддержки между участниками игры. |
- Какой ключ нам понадобится, чтобы открыть следующее число? - Встаем в дружный паровозик за локомотивом. Приложение 2. - (Имя ребенка), аккуратно сними второй ключ. Посмотрите, какое задание приготовили часы здоровья. Приложение 3. Приложение 5. - Посмотрите и найдите начало игры. По каким стрелкам будем двигаться? - (Имя ребенка), прочитай первое задание. - Вы уже догадались, какое правило спряталось под оранжевым полем? - Проверим? - Отправляемся дальше? |
Дети отвечают на вопросы учителя. - Нам понадобится оранжевый ключ. Дети и учитель передвигаются к оранжевому ключу под музыку. Самостоятельно открепляют второй ключ. Читают и определяют тип задания. - Игра «Я начну, вы завершайте». - Мы будем двигаться по оранжевым стрелкам. - Ответы: острым, не читай, глаза, экрану, близко, сантиметров, не лишай, не забывай. - Гигиена глаз. - Да. Учитель совместно с детьми открывает оранжевую долю около числа 2. - Отправляемся дальше. |
Профилактическая направленность: - включение в занятие блоков и комплексов динамических нагрузок (прием передвижения по залу); - применение приемов психологической разгрузки (использование музыкального материала «Паровозик»). Психологическая безопасность: - обеспечение доброжелательных взаимоотношений между учителем и учениками (дети интерпретируют движения по образцу учителя). |
- Куда теперь мы будем держать путь на нашем веселом паровозе? - Какой ключ нам в этом поможет? Приложение 2. - (Имя ребенка), аккуратно сними желтый ключ. А мы пробудем догадаться, что за задание нам приготовили волшебные часы. Приложение 3. Приложение 6. - Посмотрите, что обозначает этот рисунок? Когда мы используем эти предметы? - Правильно, а сегодня мы будем играть не в настольную игру, а напольную. Найдите нужные предметы. Принесите. Расстелите карту на пол. Для игры мы разделимся на две команды. Посмотрите на ваши бейджики и разделитесь на две группы. Займите место рядом с табличкой вашей группы. - Мне нужны игроки-фишки. Учитель на голову надевает двум ученикам колпачки. - Попрошу наши «фишки» встать на старт. - Мне нужны по одному игроку от команды, чтобы бросать кубик. Ваше место здесь. Мне нужны игроки-скороходы, которые будут приносить задание со стола для своей команды. Остальные игроки будут решать задания. Команды готовы? - Команде-победитель предоставляется право открыть следующее правило на циферблате. - А вы догадались, какое правило здоровья скрывает число 4? Молодцы. А вы соблюдаете правило здорового питания? |
Дети отвечают на вопросы учителя. - Мы отправляемся за числом 4 и за третьим правилом. - Желтый ключ. Дети и учитель передвигаются к желтому ключу под музыку. Дети отвечают на вопросы учителя. - Когда играем в настольную игру. - Команды готовы. Дети выполняют задания до завершения карты игры. Дети открепляют от циферблата желтую долю. - Это правило «Здоровое питание». - Да.
|
Личностная (деятельностная) ориентированность: - создание условий для свободного выбора учащимися содержания и способа; - создание условий для совместной коллективной деятельности учащихся. Психологическая безопасность: - безопасное оценивание (эффективная обратная связь); - организация отношений сотрудничества, взаимопомощи в процессе коллективной практической работы: напольная игра «Правильное питание». |
- Тогда нам пора в путь. За каким ключом мы отправляемся? - Собираемся, машем ручкой провожающим на перроне, поехали. Приложение 2. - (Имя ребенка), помоги снять четвертый ключ. Попробуйте соединить слоги. Что у вас получилось? Приложение 3. Приложение 7. - Посмотрите, где располагается наше следующее задание? - Правильно. Посмотрите на рисунок. Что-то здесь не так. Не пойму... - Точно. Как мы можем исправить это? - А у меня другое предложение. По периметру зала расположены кружки, на них указано время. Используя для этого цвет своего бейджика, соберите их около рисунка. - С чего вы начнете свой день? - Какое время укажем? - Что сделаете 2 этапом? - Укажите нужное время. - Как вы считаете, какое правило спряталось под зеленым полем? - Открывайте. Зачем нужно соблюдать режим дня? А вы соблюдаете режим дня? Вовремя ложитесь спать? Сколько раз принимаете пищу? - Вы просто молодцы. Я думаю, нам пора отправлять в путь. Готовы? |
Отвечают на вопросы учителя. - Мы отправляемся за зеленым ключом. Дети и учитель передвигаются к зеленому ключу под музыку. Дети самостоятельно читают задание. - Режим дня школьника. Дети и учитель подходят к заданию. Самостоятельно отвечаю на вопросы учителя. - Все картинки перепутались. - Поставим по порядку. - С подъема. - 7 часов утра. - Надо умыться или сделать зарядку. - 7 ч 10 мин. Работа по остальным режимным моментам ведется аналогично. - Режим дня. Дети открепляют от циферблата зеленую долю. |
Личностная (деятельностная) ориентированность: - создание условий для свободного выбора учащимися содержания и способа; - создание условий для совместной коллективной деятельности учащихся: составление схемы «Режим дня». Психологическая безопасность: - безопасное оценивание (эффективная обратная связь); - организация отношений сотрудничества, взаимопомощи в процессе коллективной практической работы. |
- Собираемся паровозиком. Звучит гудок, а мы весело двигаемся…К какому ключу? Приложение 2. Приложение 3. Приложение 8. - (Имя ребенка), помоги снять голубой ключ. Читаем вместе задание, которое приготовили волшебные часы. - А в чем же нам помогают солнце, воздух и вода. - Где же задание, которое мы будем выполнять. Молодцы. Чего же здесь не хватает? Может, нужны правила закаливания организма. Тогда отберите истинные правила, т.е. правильные. И принести к нашей схеме. Жду вас. - Проверим, какие правила вы отобрали. - А какие правила не стали брать. Почему? А из вас кто-нибудь занимается закаливанием своего организма? - В какое время года лучше начинать закаливание? - Правильно, летом. - Можем открыть правило? И это правило… |
Дети самостоятельно отвечают на вопросы учителя. - Мы двигаемся к голубому ключу. Дети и учитель передвигаются к голубому ключу под музыку. - В закаливании организма. Дети собирают истинные правила закаливания и заполняют схему. - Летом. Дети самостоятельно открепляют от циферблата голубую долю. - Закаливание.
|
Личностная (деятельностная) ориентированность: - создание условий для свободного выбора учащимися содержания и способа; - создание условий для совместной коллективной деятельности учащихся. Психологическая безопасность: - безопасное оценивание (эффективная обратная связь); - организация отношений сотрудничества, взаимопомощи в процессе коллективной практической работы. |
- А у нас осталось последнее правило. И мы отправляемся к … В паровозик становись. Дружно друг другу улыбнись. Вперед. Приложение 2. Приложение 3. - (Имя ребенка), открепи, пожалуйста, последний ключ. Что же мы здесь видим? Что могут обозначать эти картинки? - Зачем нужно заниматься спортом? Кто из вас занимается спортом, и каким? - Вы каждый день делаете утреннюю зарядку? - Я для вас приготовила музыкальной разминки. Приложение 9. - Молодцы. Вы заслуживаете самых бурных аплодисментов. И мне кажется, что пора открыть последнее правило. Как вы думаете, мы угадали это правило? |
Дети самостоятельно отвечают на вопросы учителя. - Синему ключу. Дети и учитель передвигаются к синему ключу под музыку. - Нужно заниматься спортом. - Заниматься физкультурой. Делать утреннюю зарядку. Дети самостоятельно открепляют от циферблата синюю долю. - Занятия спортом и физкультурой.
|
Личностная (деятельностная) ориентированность: - создание условий для совместной коллективной деятельности учащихся: музыкальная разминка. Психологическая безопасность: - безопасное оценивание; - организация отношений сотрудничества. |
4. Рефлексия познавательной деятельности на мероприятии. Цель: фиксирование нового содержания, изученного во время проведения мероприятия, организация рефлексии и самооценки воспитанниками собственной учебной деятельности. |
||
- Молодцы. Вы смогли открыть все правила и восстановить волшебные часы здоровья. Наше занятие подошло к концу. Вы помните, как мы начинали наше знакомство? - Предлагаю так же закончить наше занятие с одним изменением. Посмотрите еще раз на правила. Выберите то правило, которое вы не всегда соблюдаете. Елена Анатольевна, я буду соблюдать режим дня, буду вовремя ложиться спать. … - На счет три раскрепляем руки: один, два, три… - Эта корзина с фруктами будет вашей наградой. Согласны? Здесь 26 яблок. А вас всего 13. Почему? - Спасибо вам, мне понравилось с вами играть и открывать волшебные правила здоровья. - А вам понравилось играть. Тогда и вы поблагодарите меня. |
Выбирают одно из правил и формулируют, используя шаблон. - Нужно поделиться с ребятами и Оксаной Александровной. Дети выполняют прием рефлексии «Раз, два, три». Дети благодарят учителя аплодисментами. |
Личностная (деятельностная) ориентированность: - активация социальной учебной мотивации; - создание условий для самоооценочной деятельности (Прием «Аплодисменты»). Психологическая безопасность: - безопасное оценивание (эффективная обратная связь: прием «Корзина яблок»).
|
ЛИТЕРАТУРА:
1. Белозерцева, М.А. Наглядно-дидактическое пособие из серии Рассказы по картинкам. Распорядок дня / М.А. Белозерцева. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 8 с.
2. Богачева, Е.А. Из опыта работы образовательных организаций в воспитании культуры здоровья обучающихся: сборник методических материалов[Текст] / Е.А. Богачева [и д.р.]. – Б.: Белгород БелИРО, 2016. – 116 с.
3. Богачева, Е.А. Дневник двигательной активности ученика. Методическое пособие[Текст] / Е.А. Богачева. – Б.: Белгород БелИРО, 2016. – 30 с.
4. Ирхин, В.Н. Здоровьеориентированная деятельность учителя на уроке: учебное пособие[Текст] / В.Н. Ирхин, И.В. Ирхина. – Б.: Белгород НИУ БелГУ, 2017. – 136 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.