Сценарий внеурочного занятия по профориентации
«Формула профессии» в 9 в классе.
Составила классный руководитель Холмова Елена Павловна.
Цель:
Определение формулы профессии.
Задачи:
расширить представление детей о различных профессиях;
формировать позитивное отношение к труду, к профессиональному росту;
побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.
Оформление:
- крупными буквами написать сверху доски тему классного часа так, чтобы справа осталось место для слов «Формула профессии = ?»;проектор .
План
1. Вводная беседа
2. Тест «Профпригодность»
3. Групповая работа по теме «Самые нужные профессии».
4. Проблемная ситуация «Чей это выбор?»
5. Мини-лекция «Формула профессии».
6. Демонстрация осознанного выбора профессии «Это мой выбор!».
5. Заключительное слово.
6. Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа
I. Классный руководитель. Вы ребята учитесь в 9 классе, скоро окончите основную школу, наверняка многие из вас задают вопрос «А что мне делать дальше?». Вы все наверняка помните стихи:
«У меня растут года,
Будет мне семнадцать.
Где работать мне тогда,
Чем заниматься?»
Наше внеурочное занятие по профориентации называется «Формула профессии». Как вы думаете: «Какова его цель?», «Какие задачи нам нужно решить?». Когда мы произносим или слышим фразу «Кем быть ?», то, что Мы имеем ввиду? ( ответы детей).
Сегодня мы будем говорить о выборе вашей будущей жизни. Ведь от того насколько правильно вы выберете себе профессию, будет зависеть счастье, благосостояние вас и вашей семьи, да и общества в целом.
I .Беседа по теме «Профессиональная характеристика».
Классный руководитель.
«Тот, кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто смолоду понял, что хлеб добывается только в поте лица, тот способен к подвигу, потому что в нужный день и час у него найдётся воля его выполнить и силы для этого». (Жюль Верн)
-Ребята . как вы понимаете эти слова?( ответы детей)
Классный руководитель.
Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог - именно столько сейчас существует сейчас профессий в мире. И важно, не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Что же такое профессия?
На доске написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами?
(Дети дают ответы.).Классный руководитель помогает подвести итог.
Профессия - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.
Специальность - это комплекс знаний, навыков, умений и опыта, которые человек приобретает в рамках выбранной профессии.
Квалификация-уровень знаний, умений и навыков, которыми обладает человек в определенной области деятельности.
Должность-служебное положение, место в каком-л. учреждении, предприятии и т. п. и связанные с ним служебные обязанности.
II. Проведем тест «Профпригодность»
1.Новогодняя ночь для тебя - лучшее время, чтобы:
а) выспаться;
б) посмотреть телевизор вместе с семьей;
в) оказаться в кругу друзей.
2. Из трех подарков ты предпочёл(чла) бы:
а) удочку(набор для вышивания);
б) коньки и лыжи;
в) турпутевку или билет на интересное представление.
3. Если бы ты оказался(лась) в одиночестве на острове или в лесу, то:
а) почувствовал(а) бы полную свободу;
б) занялся(ась) бы поиском выхода или каким-нибудь делом;
в) ощутил бы тоску, неприкаянность, страх.
4. В своё свободное время ты любишь:
а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать;
б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьём или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор;
в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино.
III. Итоги теста.
Классный руководитель.
Подсчитайте количество баллов.
«а)» - 1 балл, «б)» -2 балла, «в)» -3 балла
Если вы набрали от 5 до 8 баллов - советуем подумать о профессии, где вам не придётся общаться с большим числом людей (продавец, учитель, журналист и психолог в данном случае не очень подходят). Зато исследовательская деятельность или работа в охотохозяйстве, лесничестве, зверопитомнике или на собственной ферме, специальность программиста, слесаря или токаря, профессия бухгалтера вполне будут приемлемы для вас, поскольку ваши ответы показывают, что вы цените тишину, не любите шумных, незнакомых компаний.
Вы чуть-чуть стеснительны и замкнуты, встречи с незнакомыми людьми вам доставляют беспокойство.
Если вы чаще ставили галочки возле буквы «б» и набрали от 8 до 12 очков, то считайте - вам крупно повезло. Вы относитесь к людям, которым не страшно одиночество и которые прекрасно чувствуют себя в любой компании. Вы не боитесь новых знакомств и спокойно обходитесь без общения длительное время.
Выбор профессии здесь практически не ограничен!
Ну а если в вашем активе от 12 до 15 очков, снова задумайтесь над выбором: стоит ли вам, человеку общительному, легко вступающему в контакт, отказываться от возможности иметь интересную профессию менеджера, агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера? В вас огромный потенциал энергии и сил, которых хватит для работы с большой аудиторией и коллективом коллег. Вам будет тесно в маленькой лаборатории или у конвейера, охотничьем хозяйстве или мастерской.
Классный руководитель.
-Ребята ,вам нужно разделиться на три группы, в зависимости от набранных баллов .
IV. Групповая работа по теме «Самые нужные профессии».
Классный руководитель.
Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т. п.? (Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль...)
Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация - это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий. Для этого разделимся на группы.
Первая группа будет составлять список «Самые модные профессии».
Вторая группа - «Самые забытые профессии».
Третья группа - «Профессии, которые всегда нужны».
Послушаем, что у вас получилось.
Примерные списки профессий(озвучивают представители от каждой из 3х групп)Самые модные: юрист, экономист, менеджер, журналист, программист, автослесарь, нефтяник, пластический хирург, президент, спикер, эколог и т. п.
Самые забытые: конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик и т. п.
Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель), парикмахер, полицейский,юрист, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-сантехник и т. п.
Конечно, здесь Вы перечислили не все профессии. Их в мире, как я уже говорила, около 50 тыс. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой живем.
Проведем игровую разминку.
Капитаны команд приглашаются к доске для жеребьевки. Вам необходимо вытянуть карточку с буквой.
Задание для команд: команде надо вспомнить профессии или специальности, начинающиеся на заданную букву. За каждую названную профессию или специальность команда получает 1 балл. Если названная профессия или специальность вызывает сомнение, команда должна объяснить, чем занимается представитель данной профессии или специальности. Если команда не сможет дать объяснение, то ответ не засчитывается.
Время выполнения – 3 минуты.
ОКРП
Окулист Контролер Разведчик Проводник Орнитолог Киноартист Рыбак
Плотник Ортопед Крановщик Редактор Пилот
Обходчик железнодорожных путей Кочегар Радиоведущий Пожарный
Оператор машинного доения Киномеханик Рентгенолог Полицейский
Оператор связи Космонавт Радист Полярник
И еще , примеры различных профессий (Кабельщик, Репортер ,Пограничник
,Кровельщик,Печник,Каменщик,Пиротехник,Кутюрье,Повар,Кондитер,Пекарь,КондукторПортной,Парашютист)
Сейчас мы выясним качества, присущие следующим профессиям :водитель, учитель, повар,
бухгалтер).
Капитаны команд приглашаются для жеребьевки к доске.
Время выполнения 5 минут. Выигрывает та команда, которая более полно составит профессиональные качества – 5 баллов. Командам необходимо подобрать 6 качеств.
ВОДИТЕЛЬ УЧИТЕЛЬ ПОВАР БУХГАЛТЕР
Способность реагировать на неожиданный сигнал посредством определённых движений.
Коммуникабельность, Образованность, Ответственность, Самообладание
Любовь к детям, Хорошо развитая вкусовая память, зрительная, обонятельная ,Умение оперировать цифрами, информацией, Дисциплина, Гуманность, Хорошая координация движений; Точность ,Ответственность, Образованность ,Твердость руки, устойчивость кистей рук ;Собранность, Концентрированность внимания, быстрота реакции.
Терпение ,Хороший глазомер ,Информированность, Умение быстро ориентироваться в окружающей среде, Самосовершенствование, Коммуникабельность.
V. Создание проблемной ситуации «Чей это выбор?».
Классный руководитель.- Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий (!) ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы подругой дороге. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы считаете?
Примерные ответы детей:
- «Давят» родители.
- Идут за модой.
- Ничего не знают о профессии, которую выбрали.
- Выбирают «за компанию».
- Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.
- Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.
- Подражают героям кино и телесериалов.
Классный руководитель.- Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессии. Это давление родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за модой, переоценка собственных сил и способностей. Но как же тогда правильно выбрать профессию?
VI. Мини-лекция «Формула профессии».
Классный руководитель.- Скажите, пожалуйста, что получится, если длину нашей классной комнаты умножить на ширину (пишет на доске: А х B=S)? (Площадь классной комнаты.)
А что получится, если сложить три слова, которые вынесены в тему сегодняшнего классного часа: «хочу», «могу» и «надо»?
(Учитель мелом перечеркивает тире между словами в названии темы классного часа, получаются плюсы. Дети высказывают предположения.)
Классный руководитель -Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии.
Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.
(Учитель дописывает на доске после трех слов называния классного часа: « = осознанный выбор профессии».)
Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:
- хочу - это все, что мне нравится, к чему лежит душа;
- могу - это все, что мне по силам, по способностям;
- надо - это все, что нужно для общества, страны.
Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор-это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в это профессии именно в данный момент (надо).
VII. Демонстрация осознанного выбора профессии.
«Это мой выбор!»
Классный руководитель-Как же работает формула осознанного выбора профессии?
Сейчас вы услышите от своих одноклассников .Пожалуйста , ребята , Вам слово
(К доске выходят ученики, читают или произносят тексты.)
София Е.. Хочу быть врачом. Могу ставить уколы , оказывать первую доврачебную помощь. От того , каким грамотным специалистом я стану , будет зависеть , какому количеству людей , я смогу правильно поставить диагноз и правильно их лечить.
Регина И. Хочу быть полицейским : честным и справедливым. Могу быть тренером, так как являюсь КМС по самбо и дзюдо .В обществе должен быть порядок и почему то решили , что профессия полицейского –не женская профессия , я хочу всем мужчинам и скептикам доказать обратное.
Богдан К. Хочу быть высоклассным специалистом в сфере IT-технологий, буду создавать новые программы ( не исключаю, что для детей ).Так как много лет , плотно занимаюсь футболом , не исключаю , что захочу получить второе образование – тренера .Хочу приносить пользу обществу и стране , в которой живу.
Шахри Я. Хочу стать профессиональным журналистом : грамотным , честным , чтобы правдиво освещать все мероприятия. Могу получить педагогическое образование и преподавать ребятам русский язык и литературу. Хочется видеть грамотное , читающее поколение.
Классный руководитель.Вы , просто . молодцы , Очень приятно , что со всей ответственностью подошли и многие уже определились с выбором профессии. Кто из вас тоже хочет продемонстрировать, как работает формула осознанного выбора профессии?
(Дети поднимают руки, предлагают свои варианты осознанного выбора.)
Соотношение между «хочу» и «могу» - в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.
VIII. Заключительное слово.
Классный руководитель. Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».
IX. Подведение итогов (рефлексия).
Классный руководитель. Какие чувства остались после классного часа? Какие открытия вы для себя сделали?
Примерные ответы детей:
- Остались положительные чувства. Профессию будем выбирать сознательно.
- Открыл, что, оказывается, у меня тип ученого, это очень странно.
- Открыл, что в мире 50 тыс. профессий. Пока не знаю, какую выбрать.
- Никаких чувств не осталось, тест интересный, но на выбор профессии он не повлияет.
- Куда скажут родители, туда и пойду после 9 класса.
- Главное открытие - разобрался в профессиональной характеристике человека.
- Обязательно узнаю все это и о своих родителях.
Классный руководитель
Предлагаю вам к следующему нашему разговору о профессиях , подготовить презентацию о той профессии , которую , вы бы хотели освоить .Можно объединиться в небольшие группы (не более 3х человек ) по интересам)и попробовать доказать ребятам , что выбранная Вами будущая профессия интересная , востребованная .
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.