Сценарий "Я в вожатые пойду пусть меня научат"
Оценка 4.7

Сценарий "Я в вожатые пойду пусть меня научат"

Оценка 4.7
doc
30.09.2022
Сценарий "Я в вожатые пойду пусть меня научат"
лидерство ( для вожатого).doc

 

                                                             Сценарий

                                                 интеллектуальной игры

                                     «Я в вожатые иду , пусть меня научат»

 

Цель и задача : определить профессиональные и личностные качества будущих вожатых в пришкольных лагерях

 

  Ход программы                     

 

Ведущая: Дорогие друзья!

Прежде чем мы начнём, давайте, исходя из сложившихся собственных взглядов, попытаемся дать   определение понятию «вожатый».

 

Предположительные высказывания участников программы:

 

1-й участник: «Вожатый - это хороший друг и товарищ для детей. Он поможет в любой возможной ситуации и отнесётся к вам со всей душой;

2-й участник:       Это лидер; организатор детского досуга;

3-й участник:       Друг и помощник детей;

4-й  участник:    «Сундучок идей» «ящик» с советами и играми;

5-й участник:      «Жилетка», в которую можно поплакать;

6-й участник:      Добрый,    отзывчивый,    понимающий психолог, спасатель;

7-й участник:      Остроумный и симпатичный;

8-й участник:    Человек,   способный   найти   взаимопонимание   с детьми, читать в их душах без слов.

   Ведущая:          Вожатый ,на мой взгляд, это состояние души.

Этот список можно продолжать почти до бесконечности. Важно то, что все определения справедливы и, в целом, наверное, достаточно и полно характеризуют это понятие, эту профессию.

 Сегодня предметом нашего особого интереса и анализа будет являться рассмотрение личностных качеств вожатого, отдельных особенностей его профессиональной деятельности, а также необходимости владения специальными знаниями, навыками и умениями с позиций психологии личности, психологии и социологии управления, педагогики, теории социального лидерства.

Для участие в нашей программе мы пригласили психолога, который поможет нам разобраться во многих вопросах, связанных с профессией вожатого.

 

Ведущая представляет психолога и приглашает занять место за столиком.

 

Ведущая: Как уже отмечали ребята, вожатый — это тот, кто ведёт за собой. Он лидер, руководитель, организатор деятельности своей организации.

О деловых качествах лидера мы и попросим рассказать нашу гостью.

 

Психолог: Очевидно, что личность вожатого и его профессиональные (деловые) качества играют решающее значение. Выявление и анализ личностных способностей вожатого как руководителя имеют большое значение не только для педагогической работы с детьми, но и для успешного осуществления им в настоящем и будущем разноплановой управленческой деятельности.

Какими же из них должен обладать этот руководитель? Этой проблеме посвящены многочисленные исследования педагогов, психологов, социологов. Исследователи, специализирующиеся на изучении данной проблемы, традиционно выделяют общие и специальные способности,о которых м ы сейчас поговорим.

Общие способности - те, которые обеспечивают успешное овладение человеком многими видами деятельности.

Специальные способности — те, которые обеспечивают человеку успех в каком-либо одном виде деятельности (например: литературные, музыкальные и другие).

Отечественный учёный Л.И. Уманский, внёсший большой вклад в разработку проблематики управления учебной и внеучебной деятельностью детей школьного возраста, выделял общие и специфические, способности умелого организатора.

Остановимся на них более подробно:

Общие способности личности организатора (такие, которые встречаются и у людей, не являющихся хорошими организаторами):

·         практичность ума - способность применять знания, опыт в любой конкретной ситуации;

·         общительность (коммуникативность) — открытость другим, готовность и умение идти на контакт с людьми;

·         инициативность — творческое проявление активности, способность к генерированию идей, новых подходов к решению известных проблем и др.;

·         настойчивость - умение доводить дело до конца;

·         самообладание - управление собственными чувствами и поведением в соответствии с требованиями ситуации;

·         работоспособность - способность длительное время работать без признаков усталости;

·         наблюдательность - умение видеть главное с первого взгляда, запоминать и систематизировать важные детали;

·         организованность - умение подчиняться определённому ритму работы и планировать свою деятельность.

Специфические организаторские способности – те, которые необходимы для работы с детьми, Л.И. Уманский подразделял на три группы:

1. Организационное чутьё.

2. Эмоционально-волевая воздейственность.

3. Склонность к организационной деятельности.

В первую группу в свою очередь входят три компоненты:

1. Психологическая избирательность, понимаемая как способность быстро и глубоко вникать в психологию другого человека и «отражать» её, умело, изменяя тон и форму общения, средства и методы воздействия адекватно ситуации.

Одним из важных показателей психологической избирательности является эмпатия - постижение эмоционального состояния другого человека. Способность «вчувствоваться» в его переживания, понять, ощутить его состояние, сопереживание.

Вожатый - руководитель, обладающий развитой психологической избирательностью, хорошо представляет, каких результатов можно ожидать от деятельности того или иного ребенка и не даёт детям поручений и заданий, с которыми они не готовы или не способны справиться. Он правильно оценивает состояние ребёнка, понимает его душевную и физическую боль, радуется вместе с ним.

2. Практически-психологический ум - способность руководителя учитывать индивидуально-психологические особенности каждого человека с целью повышения эффективности деятельности.

Для вожатого это качество проявляется в умелой расстановке ребят при подготовке коллективных дел и других ситуациях. Оно выражается в грамотном распределении обязанностей между членами команды, в способности быстро ориентироваться в ситуациях, требующих применения знаний детской и подростковой психологии, умении подбирать интересные для детей игры и задания.

3. Психологический такт - умение быстро находить приемлемую в данных условиях форму общения с людьми в зависимости от их психологических особенностей и эмоционального настроя. Выбирать и реализовать на практике тип и форму общения с людьми в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями личности каждого члена  коллектива.  При этом: справедливость,           чуткость, выдержанность,  объективность подхода в любой ситуации - это те качества, которые дети ценят как никто другой.

Во вторую группу (эмоционально-волевая воздейственность) входят общественная энергичность, требовательность и критичность. Рассмотрим их более подробно:

1) Общественная энергичность понимается, как способность заражать своей энергией других людей, используя самые разнообразные педагогические и психологические    средства,    приёмы   воздействия    и методы влияния  на них.  И,  прежде  всего – личный пример.

Эффект воздействия зависит от того, какие механизмы воздействия используются. Наиболее известные из них заражение, внушение и убеждение.

Можно выделить пять характерных ступеней процесса влияния на людей :

I ступень. Расположить к себе:

·         контакт;

·         внимание;

·         симпатия;

·         готовность к разговору.

II ступень. Заинтересованность:

·         представить выгодные стороны;

·         пробудить и усилить интерес;

·         определить  взаимную  заинтересованность.

III ступень. Убедить:

·         логика;

·         аргументация;

·         обоснование;

·         деловитость.

IV ступень. Воздействовать:

·         активность;

·         искусство убеждения;

·         мотивирование.

V ступень. Завоевать:

·         достоверность;

·         непоколебимость;

·                  доверительные     отношения     (как высшее достижение).

Теперь   рассмотрим   вторую   составляющую   группы эмоционально-волевой воздейственности:

2) Требовательность — характеризуется постоянством и реальностью проявления конкретных требований, связанных с соблюдением установленных правил с учётом складывающейся ситуации.

Если вожатый выдвигает какие-либо требования в адрес ребенка, он должен их постоянно подкреплять последующими действиями: контролировать их соблюдение, анализировать причины нарушения и, если этого требует ситуация,  применить меры воздействия к нарушителю. Но в то же время, прежде чем выдвигать требования - он должен оценить конкретную ситуацию и реальность их выполнения в сложившихся условиях.

Требования должны быть выполнимыми и разумными.

3) Критичность - способность анализировать и максимально объективно оценивать деятельность и поведение как собственное, так и других людей.

При критичном в работе с детьми подходе требуется доброжелательность, искренность, объективность суждений и поступков вожатого.

В третью группу специфических организаторских способностей (склонность к организаторской деятельности) входят:

-   самостоятельное включение в деятельность;

-   быстрое вхождение в роль организатора;

-   умение нести ответственность за собственные действия и действия других людей.

Поскольку вожатый является одновременно и воспитателем, и руководителем детского коллектива — то представляется целесообразным описать здесь черты, обуславливающие эффективность руководства, которые выделяет современный психолог Р.Л. Кричевский.

К ним, прежде всего, относятся:

·         доминантность;

·         уверенность в себе;

·         эмоциональная уравновешенность;

·         стрессо-устойчивость;

·         креативность;

·         стремление к достижению цели:

·         предприимчивость;

·         ответственность;

·         надёжность в выполнении заданий;

·         независимость и общительность.

Остановимся более подробно на некоторых из них.

Под доминантностью понимается стремление руководителя влиять на своих подчинённых, преобладать над ними, над их мнением (до определенного уровня, иначе формируется авторитарный стиль руководства).

При отсутствии доминантности эффективно управлять людьми достаточно трудно. Для реализации этого качества мало одной лишь опоры на официальную, формально закрепленную власть. Наряду с этим, влияние руководителя - вожатого также должно опираться на систему неформально организованных психологических связей, сложившихся у него непосредственно с каждым ребенком, с активом и детским школьным коллективом в целом.

Только в этом случае он может рассчитывать на искреннюю поддержку со стороны своих подопечных и результативное взаимодействие с ними.

Уверенность в себе. Имеет для вожатого двоякое значение: с одной стороны, она обеспечивает психологический комфорт детей, так как в соответствии с описанным ранее механизмом заражения, неуверенное поведение вожатого передается детям и вызывает в них чувство дискомфорта и нестабильности, а с другой - необходима для его успешного, паритетного взаимодействия с руководством и со своими коллегами.

Однако эта «медаль» может иметь и обратную сторону. Быть «уверенным в себе» не означает быть излишне самоуверенным. При таком подходе вожатый может совершить немало грубых и не всегда поправимых ошибок. Во всём, в том числе и при определении собственной самооценки и своих возможностей, необходим здравый смысл и чувство меры.

Креативность. Рассматривается как способность к творческому решению задач. Для вожатого особенно важно подходить к организации деятельности творчески, с учётом ситуации, особенностей характеров детей и их личностных качеств. Творчески - значит больше включать в действие фантазию и воображение, ориентироваться на интересы, умело «ломать» стереотипы, уходить от шаблонов, поступать в каждой ситуации с учётом её новизны и индивидуальности. Для творческого, ориентированного на получение высоких результатов, подхода к деятельности важно не только осознавать поставленную цель, но и комплексно, многосторонне представлять ситуацию, в которой эта цель реализуется. Здесь, видимо, полезно и уместно, вспомнить о том, что знаменитый древнеримский оратор Цицерон для описания какого-либо события или ситуации, требующих решения, предложил схему в виде следующей последовательности вопросов:

 

Кто? ——-Что?——Чем? —— Почему, зачем? —— Как? —-- Когда?  —— Где?

(субъект)  (цель)    (средство) (мотив)              (способы)   (время)         (место)

 

 Препятствует успешному творческому процессу приверженность к использованию привычных, традиционных способов, стереотипность, страх, боязнь ошибки, и, конечно же, физическая, интеллектуальная, эмоциональная напряженность и усталость.

 

Табу вожатого

·         НЕ позволяй себе неодобрительных замечаний по поводу внешних и внутренних недостатков че­ловека в присутствии детей.

·          НЕ допускай оскорблений по отношению к детям со стороны других детей.

·          НЕ навязывай детям свою волю.

·          НЕ держись изолированно от детей.

·          НЕ проявляй самоуправства в моменты неподчине­ния.

·          НЕ создавай стрессовых ситуаций для детей и кол­лег.

·          НЕ будь безразличным к недисциплинированности детей.

·          НЕ занимайся своими личными делами в рабочее время.

·          НЕ слушай только себя.

·          НЕ позволяй равнодушного отношения к детям.

·          НЕ потакай ленивым.

·          НЕ пытайся выяснить что-либо с помощью силы.

·          НЕ веди беседы на запрещенные темы в присутствии детей.

·          НЕ срывай свое плохое настроение на детях.

·          НЕ командуй.

·          НЕ унижай детей и не смейся над ними.

НЕЛЬЗЯ: запрещать что-либо, а потом это же позволять; быть хмурым, скучным, нудным, равнодушным, появляться перед детьми в неопрятной одежде.

 

4. Управленческие аспекты деятельности вожатого (занятие 9)

 

Очевидно, что специфика работы вожатого состоит в ее многообразии.

Под деятельностью в психологии понимается форма активного созидательного взаимодействия личности с социальной средой, реализующая ее потребности и направленная на достижение сознательно поставленной цели познания или преобразования окружающего мира.

Общение, игра, учение и труд - это основные виды деятельности, обеспечивающие формирование человека как личности и его физическое существование.

Существует множество разнообразных определений для такого понятия как «управление». Обобщая их, можно сказать, что управление, прежде всего, представляет собой воздействие. Но при этом не всякое воздействие - это управление. Управление отличает целенаправленность.

Управление - это осуществление субъектом управления целенаправленного воздействия на объект управления для приведения его в требуемое состояние, получение, достижение необходимого результата (цели),

В нашем случае, на уровне школьной организации, актива школы , в качестве субъекта управления выступает вожатый и органы самоуправления детской организации (в сотрудничестве с ним).

Объектом управления является часть окружающей среды, на которую оказывается управляющее воздействие. В данном случае это школьная организация, актив школы.

Цель - это то, на что непосредственно направлена деятельность, желаемый, идеальный результат.

Управление - особый вид человеческой деятельности. Любой динамический процесс, протекающий во времени состоит из отдельных процедур, операций. Содержание этих операций, характерных для данного процесса, составляет основу управленческих функций.

Традиционно в теории управления выделяют следующие основные функции:

•   планирование;

•   организация;

•   мотивация;

•   руководство;

•   контроль.

Рассмотрим их несколько подробнее.

Планирование - это совокупность действий по проектированию работы управляемого объекта, определению целей, перспектив действий, расчету ресурсов и так далее.

В организации деятельности вожатого планирование имеет важное значение, так как обеспечивает оптимальное распределение, сочетание физической и эмоциональной нагрузки, позволяет задать определенный ритм их жизни ребят во внеурочное время, оптимально соотносить классные, и общешкольные мероприятия, предусмотреть вопросы необходимого материального или иного обеспечения и т. д..

Вам, в своей работе, в обязательном порядке, придется руководствоваться планом-сеткой и личным рабочим планом вожатого. Кроме того, возникнет необходимость разработки планов организационного обеспечения отдельных коллективных дел и сценарных планов праздников. Об этом мы более подробно поговорим в отдельной главе.

Организация как функция управления представляет собой четкое подразделение целей на конкретные задачи и обеспечение их выполнения.

По своему содержанию, организация является деятельностью по распределению конкретных функций, задач, заданий между членами коллектива, формированию его упорядоченной внутренней структуры, обеспечению эффективного включения ребят в коллективную деятельность и ее  координации между участниками.

Мотивация - побуждение людей к деятельности, осуществляемое посредством реализации комплекса мероприятий по стимулированию участия человека или коллектива в процессе достижения индивидуальных или общих целей.

Достаточно широко распространенной управленческой ошибкой в работе вожатых является то, что в качестве источника мотивации детей они в основном опираются на стимул (приз, грамота, похвала и т.д.). Но стимул - всего лишь внешний побудитель к действию. Он принадлежит к внешней среде, окружающей ребенка. А в качестве первичной категории выступает потребность, то есть психологическое или физиологическое ощущение недостатка чего-либо.

Однако сама по себе потребность еще не является причиной действия. Потребность порождает интерес, а интерес в свою очередь формирует мотив, то есть мотив возникает тогда, когда интерес переходит в состояние целеустремленности.

Для того, чтобы вызвать осознанную активность ребенка или другого человека, вожатый должен подобрать соответствующий набор стимулов, уметь вызвать интерес, знать потребности людей, с которыми вступает во взаимодействие, сформировать устойчивую мотивацию.

Руководство. Содержание этой функции непосредственно связано с управлением кадровыми ресурсами (людьми) в процессе уже организованной деятельности. Сюда, в первую очередь, следует отнести действия вожатого, связанные с подбором актива школы, его обучением, созданием условий для выявления, развития и реализации лидерских качеств детей, анализом и разрешением сложных ситуаций.

 Контроль как функция управления обеспечивает выявление, констатацию существующего положения дел, сопоставление полученных результатов с желаемыми (ожидаемыми), заданными параметрами целей, анализ и оценку организуемой вами вместе с детьми деятельности для выработки, в случае необходимости, корректирующих действий. Прежде всего, контроль необходим для обеспечения безопасности детей во время игр, мероприятий, при подготовке творческих дел, для оказания помощи ребенку при выполнении им самостоятельных заданий.

Очень важно помнить, что стремление к тотальному (всеобщему) контролю порождает противоречие, заключающееся в том, что чем шире содержание контроля, тем ниже качество получаемой в его ходе информации. Поэтому необходимо выделить приоритетные направления и формы контроля, учитывая при этом индивидуальность детей, стадии развития детского коллектива и степень новизны организуемой деятельности. В тоже время, помните, что постоянная опека действий ребенка сковывает его инициативу, мешает учиться принимать самостоятельные решения, ведет к апатии, безразличию.

Подводя итоги сказанному, технологию управленческой деятельности вожатого можно представить в виде следующего алгоритма:

1.   Постановка целей деятельности;

2.   Анализ, изучение ситуации, сбор информации;

3.  Разработка набора возможных решений с комплексом обоснований (ресурсы, кадры и т.д.);

4.   Выбор оптимального решения из набора альтернатив;

5.   Реализация решения:

6.   Оценка итогов деятельности;

7.  Осуществление корректирующих воздействий на объект управления для достижения наибольшего соответствия результата с целью.

 

5.4. Решение конфликтов

Зубкова Е.В.

Во время конфликта активизируется огромное количество отрицательных эмоций. Почему мы тратим свои бесценные нервы и силы на участие в конфликтах? Потому, что это привычно!

Почему некоторые люди способны предупреждать и решать конфликты, а другие нет?

Адекватному поведению во время конфликта можно и нужно учиться.

Вот некоторые особенности поведения в конфликтной ситуации:

·         «открытость» ума  (человек с «открытым» умом настроен на понимание аргументов собеседника. Он допускает, что любая позиция или любое предложение в конфликте несут в себе как выгоды, так и потери.);

·         позитивное (положительное)  отношение к оппоненту  (попробуй увидеть «друга» в своем оппоненте и его лучшую сторону. С другом всегда легче договориться, чем с врагом.);

·         рациональное мышление (контролируй свои эмоции, учись дипломатии. Существует две самостоятельные задачи: найти разрешение конфликта и сохранить хорошие отношения с оппонентом.);

·         сотрудничество (типичная ошибка – стремление к одностороннему выигрышу, ориентация на стандартную победу, где есть победитель и побежденный. Только установка на равенство и сотрудничество дает выход из конфликта.).

 

Правила поведения в конфликте

·         Дай партнеру «выпустить пар».

·         Если Ваш партнер раздражен и агрессивен, то нужно помочь ему снизить внутреннее напряжение. Пока этого не произойдет, договориться с ним будет трудно или невозможно. Наилучший прием в эти минуты – представить, что вокруг тебя оболочка (аура), через которую не проходят стрелы агрессии. Ты будешь надежно защищена, как в защитном коконе.

·         Потребуй от него спокойно обосновать претензии.

·         Людям свойственно путать факты и эмоции. Следует учитывать только факты и объективные доказательства.

·         Не бойся извинятся, если чувствуешь,  что не прав. Во-первых, это обезоруживает, во-вторых, вызывает уважение. Ведь только сильные и уверенные люди способны признавать свои ошибки.

·         Независимо от результата разрешения конфликта старайся не разрушать отношения.

·         Вырази свое уважение и расположение, согласись с наличием определенных трудностей.

10 «нельзя»  в конфликтной ситуации

1.  Критически оценивать партнера.

2. Приписывать ему  негативное поведение и нечестные намерения.

3. Демонстрировать свое превосходство.

4. Игнорировать  интересы оппонента.

5.  Рассматривать всю ситуацию со своей стороны (тянуть одеяло на себя).

6.  Уменьшать и принижать заслуги собеседника и его вклад.

7.  Преувеличивать свои заслуги.

8.  Нервничать, кричать, оскорблять.

9.  Напоминать об ошибках и промахах собеседника.

10.   Демонстрировать недовольство и обиду на партнера.

Межличностный конфликт

Межличностный конфликт возникает тогда, когда ожидания одного партнера расходится с ожиданиями другого. Ожидания – наши представления о том, что мы хотим видеть и/или получить.

            Варианты конфликта:

1.        Поведение другого человека нас не устраивает или  раздражает

Есть два пути: изменить другого или успокоить себя и попытаться не обращать внимания на провокацию, стать терпимей, изменить свое отношение к данной проблеме.

2.       Наше поведение раздражает других.

Можешь ли ты изменить свое поведение в соответствии с ожиданиями других? Если да, то проблема исчерпана. Поступай так, как хотят другие, и избежишь конфликта. Но скорее всего, ты не можешь или не хочешь меняться. Если бы было иначе, то конфликта не было бы. Главное иметь внутреннюю убежденность в своей позиции и уметь идти на компромисс.

 

Научись отказываться от конфликта

·         Откажись от ссоры (если хочешь избегать скандалов и ссор – научись сознательно отказываться от участия в них);

·         Не  доказывай (во время конфликта отрицательные эмоции блокируют способность понимать, анализировать. Работа мысли останавливается. Если человек не думает, его рациональная часть мозга выключена, то незачем и пытаться что- то доказать. Это – бесполезное  и пустое занятие);

·         Сделай паузу (если Вы оказались втянутыми в конфликт, попытайся сделать единственное возможное – замолчи, не жди, что это сделает кто-то другой);

·         Одностороннего конфликта не бывает (Ваше молчание позволит выйти из ссоры и прекратить ее. В любом конфликте участвует две стороны. а если одна исчезла – с кем ссориться?);

·         Уходя, не хлопай дверью (ссору можно прекратить, если спокойно и без всяких слов выйти из комнаты. Но если при этом хлопнуть дверью или сказать что-то обидное, можно вызвать эффект страшной, разрушительной силы);

·         Говори, когда партнер остыл и сможет услышать доводы (побеждает  тот, кто сможет остановить конфликт вначале, не даст ему разгона);

Школьные и семейные конфликты оборачиваются детскими страхами, чувством безысходности, невротическими расстройствами, психопатиями и социопатиями… Это слишком дорогая цена! Гораздо эффективнее – научиться вовремя распознавать надвигающийся конфликт и суметь его остановить или выйти из него с наименьшими потерями.


Скачано с www.znanio.ru

Сценарий интеллектуальной игры «Я в вожатые иду , пусть меня научат»

Сценарий интеллектуальной игры «Я в вожатые иду , пусть меня научат»

Остановимся на них более подробно:

Остановимся на них более подробно:

II ступень. Заинтересованность: · представить выгодные стороны; · пробудить и усилить интерес; · определить взаимную з аинтересованность

II ступень. Заинтересованность: · представить выгодные стороны; · пробудить и усилить интерес; · определить взаимную з аинтересованность

При отсутствии доминантности эффективно управлять людьми достаточно трудно

При отсутствии доминантности эффективно управлять людьми достаточно трудно

Управленческие аспекты деятельности вожатого (занятие 9)

Управленческие аспекты деятельности вожатого (занятие 9)

Для того, чтобы вызвать осознанную активность ребенка или другого человека, вожатый должен подобрать соответствующий набор стимулов, уметь вызвать интерес, знать потребности людей, с которыми вступает…

Для того, чтобы вызвать осознанную активность ребенка или другого человека, вожатый должен подобрать соответствующий набор стимулов, уметь вызвать интерес, знать потребности людей, с которыми вступает…

Если Ваш партнер раздражен и агрессивен, то нужно помочь ему снизить внутреннее напряжение

Если Ваш партнер раздражен и агрессивен, то нужно помочь ему снизить внутреннее напряжение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.09.2022