Сценарий занятия "110 лет со дня рождения С. В. Михалкова" (1-2 класс)

  • docx
  • 10.03.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Сценарий занятия 110 лет со дня рождения С. В. Михалкова (1-2 класс).docx

Сценарий занятия «110 лет со дня рождения советского писателя и поэта, автора слов гимна СССР и гимна России С. В. Михалкова» (1-2 класс)

Цель: расширять представления обучающихся о творчестве С. В. Михалкова, воспитывать нравственно-ценностные взаимоотношения со сверстниками на примерах героев произведений С. В. Михалкова, развивать познавательную активность и интерес к творчеству писателя.

Формирующиеся ценности: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, историческая память и преемственность поколений.

Планируемые результаты.

Личностные:

*      проявлять интерес к произведениям С. В. Михалкова;

*      осознавать ценностный смысл произведений С. В. Михалкова;

*      понимать значение произведений поэта для принятия нравственных ценностей, раскрывающих правила взаимоотношений с окружающими людьми.

Метапредметные:

*      анализировать содержание произведений и определять их главную мысль;

*      участвовать в коллективной формулировке вывода по результатам обсуждения;

*      проявлять умения работать с разными видами информации: поэтический текст, иллюстрации, библиографическая информация;

*      принимать участие в коллективной деятельности, высказывать своё отношение к обсуждаемым вопросам.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагмента, презентации, включает в себя работу с информацией, выполнение интерактивных заданий.

Структура занятия

Часть 1.

Мотивационная. Игровое задание в начале занятия позволяет подвести обучающихся к теме занятия, актуализировать имеющуюся информацию о творчестве С. В. Михалкова.

Часть 2.

Основная. В продолжение раскрытия темы занятия учитель организует работу с выставкой книг С. В. Михалкова и знакомит обучающихся с некоторыми фактами жизни и творчества С. В. Михалкова. Следующим этапом основной части занятия выступают выполнение интерактивных заданий и организация беседы по анализу произведений писателя.

Часть 3.

Заключительная. В завершение занятия педагог акцентирует внимание обучающихся на роли С. В. Михалкова в создании гимна России, обобщает обсуждение и подводит итоги занятия.

 

Сценарий

 

Мотивационная часть

Вступительное слово

           Наше занятие мы начнем с выполнения необычного задания. Прослушаем отрывки из произведений и назовем их.

Интерактивное задание № 1 https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/mihalkov-12-1/index.html?back_url=/topic/42/grade/12/

 

«Дядя Степа»

«Котята»

«А что у вас?»

         Автор этих весёлых произведений – Сергей Владимирович Михалков. 13 марта, исполняется 110 лет со дня его рождения. Сергей Михалков – автор многих известных произведений, о нём и его творчестве мы сегодня и поговорим.

 

Основная часть

           

           Книги Сергея Владимировича известны многим поколениям, они – на все времена! Давайте составим выставку книг Михалкова.

Интерактивное задание № 2 «Книги С. В. Михалкова». https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/mihalkov-12-2/index.html?back_url=/topic/42/grade/12/

 

 

           (Содержание задания: отобрать из предложенных книг те, автором которых является С. В. Михалков. Исходя из организационных возможностей конкретного класса, возможны два варианта выполнения задания.

Первый вариант: педагог подбирает книги из библиотеки, а затем предлагает обучающимся рассмотреть их и отобрать те, автором которых является С. В. Михалков. Второй вариант: педагог работает с интерактивным выбором предложенных книг.)

 

           Давайте ещё раз назовём книги Сергея Владимирович Михалкова, которые мы разместили на выставке.

(Ответы детей).

          Произведения Сергея Владимировича наполнены мягким юмором и поучительны, поэтому неудивительно, что они интересны и любимы и в наши дни.

А знаете, сколько было лет Михалкову, когда его первое произведение было напечатано? Какому литературному герою произведения Сергея Владимировича установлены памятники?

          Посмотрим видео и узнаем подробней о жизни этого замечательного писателя и поэта.

 

Просмотр видео https://razgovor.edsoo.ru/video/2105/

(дикторский текст).

           110 лет назад, в 1913 году, в Москве родился писатель Сергей Владимирович Михалков. С раннего детства будущий поэт полюбил литературу. И уже в 9 лет написал своё первое стихотворение.

           В 15 лет первые стихи Михалкова напечатали во «взрослом» журнале «На подъёме». А в 22 года он выпустил своё самое известное стихотворение – «Дядя Стёпа»: «По фамилии Степанов и по имени Степан». Писатель создал доброго и отзывчивого героя, чьи отличительные черты – высокий рост и готовность всегда помогать людям.  

          Стихотворение стало настолько популярным, что появились даже конфеты с названием «Дядя Стёпа» и памятники этому любимому литературному герою.

          Михалков работал в разных жанрах: писал пьесы для детских театров, сценарии для мультфильмов, сочинял стихи и басни, которые полюбили дети не только в нашей стране, но и за рубежом.

         Михалков чувствовал детей, знал, как они воспринимают мир, поскольку и сам в душе оставался ребёнком.

         И сегодня каждый может продолжить его знаменитые строки: «Мамы разные нужны –… мамы разные важны», «А у нас в квартире газ, а у вас? А у нас … водопровод. Вот!».

 

         Сколько же было лет Михалкову, когда его первое произведение было напечатано? (Ответы детей).

         Какому литературному герою из произведения Сергея Владимировича установлены памятники?

(Ответы детей).

        Давайте вспомним поступки этого литературного героя и выполним интерактивное задание.

 

Интерактивное задание № 3 «Дядя Стёпа». https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/mihalkov-12-3/index.html?back_url=/topic/42/grade/12/

         (Содержание задания: необходимо вспомнить отрывок из произведения и восстановить правильную последовательность строк в строфе. Первая строка в строфе отмечена подчеркиванием. После восстановления строфы появляется видео соответствующего фрагмента из мультфильма.)

 

 

 

Рассуждать Степан не стал –

Светофор рукой достал,

В серединку заглянул,

Что-то где-то подвернул…

 

 

Поднимает над собою,  

Над собой и над толпою

Под высокий потолок:

- Посмотри вокруг, сынок!

 

Дядя Стёпа сквозь туман  

Смотрит вдаль, как капитан.

Видит – льдина. А на льдине

Плачет бабка на корзине.

 

Рассмотрите фотографии.

            Каким вы представляете «Дядю Стёпу»? Какая основная черта «Дяди Стёпы»? Расскажите.

(Ответы детей)

            Дядя Стёпа, по фамилии Степанов и по имени Степан, не просто герой необычно высокого роста, но и пример доброты, справедливости и чести.

           А вы знаете, что первыми иллюстрациями к поэме стали фотографии самого автора, которого за высокий рост и добрые глаза невольно сравнивали

Просмотр видео https://razgovor.edsoo.ru/video/2106/

С. Михалков читает свои стихи.

          Сергей Михалков проснулся знаменитым среди маленькой по возрасту, но очень требовательной аудитории.

Послушайте ещё одно стихотворение Сергея Владимировича «Булка»

Три паренька по переулку,

Играя будто бы в футбол,

Туда-сюда гоняли булку

И забивали ею гол.

 

Шёл мимо незнакомый дядя,

Остановился и вздохнул

И, на ребят почти не глядя,

К той булке руку протянул.

 

Потом, насупившись сердито,

Он долго пыль с неё сдувал

И вдруг спокойно и открыто

При всех её поцеловал.

 

- Вы кто такой? – спросили дети,

Забыв на время про футбол.

- Я пекарь! – человек ответил

И с булкой медленно ушёл.

 

И это слово пахло хлебом

И той особой теплотой,

Которой налиты под небом

Моря пшеницы золотой.

 

         Какое чувство испытал прохожий, увидев, что дети играют в футбол хлебом? (Ответы детей).

         Почему человек испытал такие чувства?

Только ли потому, что он оказался пекарем, и дети не уважали его труд?

(Ответы детей).

        В каких строках стихотворения кроется ответ на вопрос: «Почему к хлебу нужно бережно относиться?».

Какую важную мысль подчёркивает в своём стихотворении С. В. Михалков?

(Ответы детей).

       «Поэт из страны детства», – говорили о Михалкове. Но у нас с вами есть возможность услышать воспоминания о Сергее Владимировиче его сына, Никиты Сергеевича Михалкова. Послушаем.

Просмотр видео. Воспоминания Н.С. Михалкова об отце https://razgovor.edsoo.ru/video/2107/

 

Заключительная часть.

        Добрыми и весёлыми глазами своего дяди Стёпы умел глядеть на мир и показывать его в своих стихах Сергей Владимирович. Но поэтическое дарование Михалкова проявилось не только в детских стихах, но и в создании важного государственного символа. Какого? Давайте вспомним, как у нас начинается наш первый день учебной недели?

       (Ответы детей: мы слушаем (поём) гимн России, мы смотрим, как поднимают флаг нашего государства).

        Мы слушаем гимн России, а Михалков – автор его слов. Как это произошло?

       В 1943 году был объявлен конкурс на создание гимна, и Сергей Михалков вместе с военным журналистом Габриэлем Эль-Регистаном начали работу. По словам Михалкова, они «старались писать текст простыми ясными словами, ведь гимн должен быть понятным любому человеку государства: от школьника до академика». Свою версию гимна друзья отправили Дмитрию Шостаковичу, а сами уехали на фронт. Но именно их вариант гимна был утверждён и впервые прозвучал по радио в новогоднюю ночь 1944 года.

       Но время шло, страна менялась, и после ещё одной редакции Сергея Владимировича появился гимн России, который впервые прозвучал в Большом Кремлёвском дворце в канун Нового 2001 года.

       Как надо слушать гимн?

(Ответы детей).

       Послушаем несколько строк:

Россия — священная наша держава,

Россия — любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава —

Твоё достоянье на все времена!

        В начале занятия мы с вами составили выставку книг С. В. Михалкова.

Рассмотрите ещё раз книги на выставке и выберите те, что вам захотелось прочитать дома.

 

Использованный материал:

https://razgovor.edsoo.ru/topic/42/grade/12/ 


 

Скачано с www.znanio.ru