Сценарий занятия «110 лет со дня рождения советского писателя и поэта, автора слов гимна СССР и гимна России С. В. Михалкова» (1-2 класс)
Цель: расширять представления обучающихся о творчестве С. В. Михалкова, воспитывать нравственно-ценностные взаимоотношения со сверстниками на примерах героев произведений С. В. Михалкова, развивать познавательную активность и интерес к творчеству писателя.
Формирующиеся ценности: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, историческая память и преемственность поколений.
Планируемые результаты.
Личностные:
проявлять
интерес к произведениям С. В. Михалкова;
осознавать
ценностный смысл произведений С. В. Михалкова;
понимать
значение произведений поэта для принятия нравственных ценностей, раскрывающих
правила взаимоотношений с окружающими людьми.
Метапредметные:
анализировать
содержание произведений и определять их главную мысль;
участвовать
в коллективной формулировке вывода по результатам обсуждения;
проявлять
умения работать с разными видами информации: поэтический текст, иллюстрации,
библиографическая информация;
принимать
участие в коллективной деятельности, высказывать своё отношение к обсуждаемым
вопросам.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагмента, презентации, включает в себя работу с информацией, выполнение интерактивных заданий.
Структура занятия
Часть 1.
Мотивационная. Игровое задание в начале занятия позволяет подвести обучающихся к теме занятия, актуализировать имеющуюся информацию о творчестве С. В. Михалкова.
Часть 2.
Основная. В продолжение раскрытия темы занятия учитель организует работу с выставкой книг С. В. Михалкова и знакомит обучающихся с некоторыми фактами жизни и творчества С. В. Михалкова. Следующим этапом основной части занятия выступают выполнение интерактивных заданий и организация беседы по анализу произведений писателя.
Часть 3.
Заключительная. В завершение занятия педагог акцентирует внимание обучающихся на роли С. В. Михалкова в создании гимна России, обобщает обсуждение и подводит итоги занятия.
Сценарий
Мотивационная часть
Вступительное слово
Наше занятие мы начнем с выполнения необычного задания. Прослушаем отрывки из произведений и назовем их.
Интерактивное задание № 1 https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/mihalkov-12-1/index.html?back_url=/topic/42/grade/12/
«Дядя Степа»
«Котята»
«А что у вас?»
Автор этих весёлых произведений – Сергей Владимирович Михалков. 13 марта, исполняется 110 лет со дня его рождения. Сергей Михалков – автор многих известных произведений, о нём и его творчестве мы сегодня и поговорим.
Основная часть
Книги Сергея Владимировича известны многим поколениям, они – на все времена! Давайте составим выставку книг Михалкова.
Интерактивное задание № 2 «Книги С. В. Михалкова». https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/mihalkov-12-2/index.html?back_url=/topic/42/grade/12/
(Содержание задания: отобрать из предложенных книг те, автором которых является С. В. Михалков. Исходя из организационных возможностей конкретного класса, возможны два варианта выполнения задания.
Первый вариант: педагог подбирает книги из библиотеки, а затем предлагает обучающимся рассмотреть их и отобрать те, автором которых является С. В. Михалков. Второй вариант: педагог работает с интерактивным выбором предложенных книг.)
Давайте ещё раз назовём книги Сергея Владимирович Михалкова, которые мы разместили на выставке.
(Ответы детей).
Произведения Сергея Владимировича наполнены мягким юмором и поучительны, поэтому неудивительно, что они интересны и любимы и в наши дни.
А знаете, сколько было лет Михалкову, когда его первое произведение было напечатано? Какому литературному герою произведения Сергея Владимировича установлены памятники?
Посмотрим видео и узнаем подробней о жизни этого замечательного писателя и поэта.
Просмотр видео https://razgovor.edsoo.ru/video/2105/
(дикторский текст).
110 лет назад, в 1913 году, в Москве родился писатель Сергей Владимирович Михалков. С раннего детства будущий поэт полюбил литературу. И уже в 9 лет написал своё первое стихотворение.
В 15 лет первые стихи Михалкова напечатали во «взрослом» журнале «На подъёме». А в 22 года он выпустил своё самое известное стихотворение – «Дядя Стёпа»: «По фамилии Степанов и по имени Степан». Писатель создал доброго и отзывчивого героя, чьи отличительные черты – высокий рост и готовность всегда помогать людям.
Стихотворение стало настолько популярным, что появились даже конфеты с названием «Дядя Стёпа» и памятники этому любимому литературному герою.
Михалков работал в разных жанрах: писал пьесы для детских театров, сценарии для мультфильмов, сочинял стихи и басни, которые полюбили дети не только в нашей стране, но и за рубежом.
Михалков чувствовал детей, знал, как они воспринимают мир, поскольку и сам в душе оставался ребёнком.
И сегодня каждый может продолжить его знаменитые строки: «Мамы разные нужны –… мамы разные важны», «А у нас в квартире газ, а у вас? А у нас … водопровод. Вот!».
Сколько же было лет Михалкову, когда его первое произведение было напечатано? (Ответы детей).
Какому литературному герою из произведения Сергея Владимировича установлены памятники?
(Ответы детей).
Давайте вспомним поступки этого литературного героя и выполним интерактивное задание.
Интерактивное задание № 3 «Дядя Стёпа». https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/mihalkov-12-3/index.html?back_url=/topic/42/grade/12/
(Содержание задания: необходимо вспомнить отрывок из произведения и восстановить правильную последовательность строк в строфе. Первая строка в строфе отмечена подчеркиванием. После восстановления строфы появляется видео соответствующего фрагмента из мультфильма.)
Рассуждать Степан не стал –
Светофор рукой достал,
В серединку заглянул,
Что-то где-то подвернул…
Поднимает над собою,
Над собой и над толпою
Под высокий потолок:
- Посмотри вокруг, сынок!
Дядя Стёпа сквозь туман
Смотрит вдаль, как капитан.
Видит – льдина. А на льдине
Плачет бабка на корзине.
Рассмотрите фотографии.
Каким вы представляете «Дядю Стёпу»? Какая основная черта «Дяди Стёпы»? Расскажите.
(Ответы детей)
Дядя Стёпа, по фамилии Степанов и по имени Степан, не просто герой необычно высокого роста, но и пример доброты, справедливости и чести.
А вы знаете, что первыми иллюстрациями к поэме стали фотографии самого автора, которого за высокий рост и добрые глаза невольно сравнивали
Просмотр видео https://razgovor.edsoo.ru/video/2106/
С. Михалков читает свои стихи.
Сергей Михалков проснулся знаменитым среди маленькой по возрасту, но очень требовательной аудитории.
Послушайте ещё одно стихотворение Сергея Владимировича «Булка»
Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Шёл мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с неё сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех её поцеловал.
- Вы кто такой? – спросили дети,
Забыв на время про футбол.
- Я пекарь! – человек ответил
И с булкой медленно ушёл.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой.
Какое чувство испытал прохожий, увидев, что дети играют в футбол хлебом? (Ответы детей).
Почему человек испытал такие чувства?
Только ли потому, что он оказался пекарем, и дети не уважали его труд?
(Ответы детей).
В каких строках стихотворения кроется ответ на вопрос: «Почему к хлебу нужно бережно относиться?».
Какую важную мысль подчёркивает в своём стихотворении С. В. Михалков?
(Ответы детей).
«Поэт из страны детства», – говорили о Михалкове. Но у нас с вами есть возможность услышать воспоминания о Сергее Владимировиче его сына, Никиты Сергеевича Михалкова. Послушаем.
Просмотр видео. Воспоминания Н.С. Михалкова об отце https://razgovor.edsoo.ru/video/2107/
Заключительная часть.
Добрыми и весёлыми глазами своего дяди Стёпы умел глядеть на мир и показывать его в своих стихах Сергей Владимирович. Но поэтическое дарование Михалкова проявилось не только в детских стихах, но и в создании важного государственного символа. Какого? Давайте вспомним, как у нас начинается наш первый день учебной недели?
(Ответы детей: мы слушаем (поём) гимн России, мы смотрим, как поднимают флаг нашего государства).
Мы слушаем гимн России, а Михалков – автор его слов. Как это произошло?
В 1943 году был объявлен конкурс на создание гимна, и Сергей Михалков вместе с военным журналистом Габриэлем Эль-Регистаном начали работу. По словам Михалкова, они «старались писать текст простыми ясными словами, ведь гимн должен быть понятным любому человеку государства: от школьника до академика». Свою версию гимна друзья отправили Дмитрию Шостаковичу, а сами уехали на фронт. Но именно их вариант гимна был утверждён и впервые прозвучал по радио в новогоднюю ночь 1944 года.
Но время шло, страна менялась, и после ещё одной редакции Сергея Владимировича появился гимн России, который впервые прозвучал в Большом Кремлёвском дворце в канун Нового 2001 года.
Как надо слушать гимн?
(Ответы детей).
Послушаем несколько строк:
Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твоё достоянье на все времена!
В начале занятия мы с вами составили выставку книг С. В. Михалкова.
Рассмотрите ещё раз книги на выставке и выберите те, что вам захотелось прочитать дома.
Использованный материал:
https://razgovor.edsoo.ru/topic/42/grade/12/
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.