Сценарий занятия "110 лет со дня рождения С. В. Михалкова" (3-4 класс)

  • docx
  • 10.03.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Сценарий занятия 110 лет со дня рождения С. В. Михалкова» (3-4 класс).docx

Сценарий занятия «110 лет со дня рождения советского писателя и поэта, автора слов гимна СССР и гимна России С. В. Михалкова» (3-4 класс)

Цель:

расширять представления учащихся о творчестве С. В. Михалкова, воспитывать нравственно-ценностные взаимоотношения со сверстниками на примерах героев произведений С. В. Михалкова, развивать познавательную активность и интерес к творчеству писателя.

 

Формирующиеся ценности:

жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, историческая память и преемственность поколений.

 

Планируемые результаты.

Личностные:

ü  проявлять интерес к произведениям С. В. Михалкова;

ü  осознавать ценностный смысл произведений С. В. Михалкова;

ü  понимать значение произведений поэта для принятия нравственных ценностей, раскрывающих правила взаимоотношений с окружающими людьми.

Метапредметные:

ü  анализировать содержание произведений и определять их главную мысль;

ü  участвовать в коллективной формулировке вывода по результатам обсуждения;

ü  проявлять умения работать с разными видами информации: поэтический текст, иллюстрации, библиографическая информация;

ü  принимать участие в коллективной деятельности, высказывать своё отношение к обсуждаемым вопросам.

 

Продолжительность занятия: 30 минут.

 

Рекомендуемая форма занятия:

эвристическая беседа. Занятие предполагает использование видеофрагмента, презентации, включает в себя работу с информацией, выполнение интерактивных заданий.

 

Структура занятия

 

Мотивационная часть.

Игровое задание в начале занятия позволяет подвести обучающихся к теме занятия, актуализировать имеющуюся информацию о творчестве С. В. Михалкова.

 

Основная часть.

В продолжение раскрытия темы занятия учитель знакомит обучающихся с некоторыми фактами жизни и творчества С. В. Михалкова. Следующим этапом основной части занятия становится выполнение интерактивных заданий и организация беседы по анализу произведений писателя.

 

Заключительная часть.

В завершение занятия учитель акцентирует внимание обучающихся на роли С. В. Михалкова в создании гимна России, обобщает обсуждение и подводит итоги занятия.

 

Сценарий

Мотивационная часть

Вступительное слово

           Наше занятие мы начнем с выполнения необычного задания. Прослушаем отрывки из произведений и назовем их.

Интерактивное задание № 1 https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/mihalkov-34-1/index.html?back_url=/topic/42/grade/34/

«Дядя Степа»

«Котята»

«А что у вас?»

         Автор этих весёлых произведений – Сергей Владимирович Михалков. 13 марта, исполняется 110 лет со дня его рождения. Сергей Михалков – автор многих известных произведений, о нём и его творчестве мы сегодня и поговорим.

 

Основная часть   

           Книги Сергея Владимировича известны многим поколениям, они – на все времена!

Произведения Сергея Владимировича наполнены мягким юмором и поучительны, поэтому неудивительно, что они интересны и любимы всеми и в наши дни. Михалков работал в разных жанрах: писал пьесы для детских театров, сценарии для мультфильмов, сочинял стихи и басни.     

        И у нас есть возможность увидеть Сергея Владимировича на экране и послушать, как он читает свои стихи.

 

Демонстрация видео. С. Михалков читает стихи. https://razgovor.edsoo.ru/video/2116/

         Из какого произведения читает отрывок Сергей Владимирович?

(Ответы детей).

           Конечно, из поэмы «Дядя Стёпа». Дядя Стёпа, по фамилии Степанов и по имени Степан, не просто герой необычно высокого роста, но и пример доброты, справедливости и чести. Михалков чувствовал детей, знал, как они воспринимают мир, поскольку и сам в душе оставался ребёнком. «Поэт из страны детства», – говорили о Михалкове.

Текст к видео

Это детский писатель Сергей Михалков в гостях у московских школьников.

***

Что такое за обман?

Никакого семафора —

У пути стоит Степан.

 

Он стоит и говорит:

— Здесь дождями путь размыт.

Я нарочно поднял руку —

Показать, что путь закрыт.

***

Мы с приятелем вдвоём

Просыпаемся, встаём,

Открываем настежь двери,

В школу с книжками бежим…

И гуляют наши звери

По квартирам по чужим.

 

         По сути, именно с «Дядей Стёпой» я и стал настоящим писателем. «Дядя Стёпа» очень понравился детям. Так что это не я выбрал детей, а дети выбрали меня.

 

          Но не только весёлые детские стихи были в творчестве писателя. В первые дни Великой Отечественной войны Михалков был мобилизован для работы армейской печати, так началась его деятельность военного писателя-корреспондента

 

Просмотр видео «С.В. Михалков – военный корреспондент»

(дикторский текст):

        В годы Великой Отечественной войны Михалков работал военным корреспондентом в газетах «Сталинский сокол» и «Во славу Родины», где печатались его стихи и рассказы, очерки и заметки, басни и даже юморески о фронтовой жизни солдат.

       Поэт на совесть служил своим согражданам, создавая правдивые статьи о происходящем на фронте. Он вместе с нашими войсками сражался за Сталинград, был контужен, а после награждён боевыми орденами и медалями. Многое готов был отдать для победы: например, вместе с художниками Кукрыниксами передал полученную Сталинскую премию на покупку тяжёлого танка КВ.

        По сценариям поэта сняты фильмы «Бой под Соколом», «Боевой киносборник № 12» и «Фронтовые подруги», за который он получил Государственную премию СССР.

        В первый же год войны Михалков написал строки, которые навсегда отложились в памяти каждого фронтовика:

«…Но никогда такой народ,

Как русский наш народ,

Не упадёт и не умрёт

И в рабство не пойдёт!..»

         После окончания Великой Отечественной войны на гранитной плите около Могилы Неизвестного Солдата в Москве высечены слова, которые предложил поэт: «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен».

 

        Выполняя задания редакции в действующей армии, Сергей Владимирович писал очерки о героях фронта, стихи и заметки. В своих произведениях Михалков обращается ко всем читателям: солдатам и офицерам, труженикам тыла и родным бойцов. Это весь народ, вставший на защиту Родины. Давайте послушаем чтение ваших одноклассников. Это отрывки из стихотворения С. В. Михалкова «Быль для детей».

(Содержание задания: чтение обучающимися отрывков из произведения С. В. Михалкова «Быль для детей». В зависимости от организационных условий и уровня подготовки класса, педагог выбирает один из вариантов работы со стихотворением.

Первый вариант продолжения сценария: учитель сам выразительно читает предложенные строчки из стихотворений.

Второй вариант предполагает привлечение обучающихся к выразительному чтению отрывков. В этом случае педагог готовит к занятию отрывки из стихотворения, распределяет их перед занятием или раздаёт на занятии для выразительного чтения обучающимися.

Чтец 1.

Эту быль пишу я детям…  

Летней ночью, на рассвете,

Гитлер дал войскам приказ

И послал солдат немецких

Против всех людей советских –

Это значит – против нас.

Чтец 2.

И, когда Россия встала

В этот трудный грозный час,

«Всё – на фронт»! – Москва сказала,

«Всё дадим!» – сказал Кузбасс.

Чтец 3.

«Будет каждый верный воин

И накормлен, и напоен,

Всей страной обут, одет». –

«Всё – на фронт!» – Москва сказала.

«Всё!» – страна ей отвечала. –

«Всё – для будущих побед!» …

Чтец 4.

Дни бежали и недели,

Шёл войне не первый год.

Показал себя на деле

Богатырский наш народ.

Чтец 5.

Слава нашим генералам,

Слава нашим адмиралам

И солдатам рядовым –

Пешим, плавающим, конным,

В жарких битвах закалённым!

Слава павшим и живым,

От души спасибо им!

 

         Для кого автор написал это произведение? О чём важном оно рассказывает?

(Ответы детей).

         Кто защищал нашу Родину? Как вы думаете, какое чувство испытывают после прочтения данного стихотворения?

(Ответы детей).

       Какую важную мысль подчёркивает в своём стихотворении С. В. Михалков?

(Ответы детей).

        Когда спустя не одно десятилетие, Сергея Владимировича спрашивали: «Какое самое яркое воспоминание оставила жизнь?», – он отвечал: «Война и то, что на ней я остался жив». Свои военные стихи Михалков не правил. Как заметил он в предисловии к одной из своих книг: «В конце концов, военное творчество писателя – не только определённый, очень важный этап в его собственной биографии, но и частичка – пусть самая малая – общей нашей истории».

        

Заключительная часть.

        Поэтическое дарование Михалкова проявилось не только в детских стихах, но и в создании важного государственного символа. Какого?

       Давайте вспомним, как у нас начинается наш первый день учебной недели?

(Ответы детей: мы слушаем (поём) гимн России, мы смотрим, как поднимают флаг нашего государства).       

       Мы слушаем гимн России, а Михалков – автор его слов. Как это произошло? В 1943 году был объявлен конкурс на создание гимна, и Сергей Михалков вместе с военным журналистом Габриэлем Эль-Регистаном начали работу. По словам Михалкова, они «старались писать текст простыми ясными словами, ведь гимн должен быть понятным любому человеку государства: от школьника до академика». Свою версию гимна друзья отправили Дмитрию Шостаковичу, а сами уехали на фронт. Но именно их вариант гимна был утверждён и впервые прозвучал по радио в новогоднюю ночь 1944 года.

       Но время шло, страна менялась, и после ещё одной редакции Сергея Владимировича появился гимн России, который впервые прозвучал в Большом Кремлёвском дворце в канун Нового 2001 года.

       Как надо слушать гимн?

(Ответы детей).

       Послушаем несколько строк:

Россия — священная наша держава,

Россия — любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава —

Твоё достоянье на все времена!

         Мы с вами много узнали о жизни и творчестве С. В. Михалкова. И ещё один факт: в 1999 году астрономами была открыта новая малая планета Солнечной Системы, и ей присвоено имя Сергея Владимировича Михалкова.

        А у нас с вами есть возможность услышать воспоминания о Сергее Владимировиче от его сына, Никиты Сергеевича Михалкова. Послушаем.        

 

Просмотр видео. Воспоминания Н.С. Михалкова об отце https://razgovor.edsoo.ru/video/2118/

Текст видео

          Дорогие ребята, вообще говорить про такого человека, как Сергей Михалков, и трудно, и легко, но мне, действительно, и трудно, и легко, потому что, с одной стороны, я понимаю его значение для детской литературы, вообще для нашей культуры, а, с другой стороны, это перемешивается с моим ощущением того, что это твой отец.

        А у нас в семье вообще не было принято такого чинопочитания, чтобы хвалили произведения каждого из нас, или, если я снимался в кино, то папа смотрел с мамой картину, (они) были благосклонны, но особо не хвалили. И мы тоже, в общем, в достаточной степени воспитывались в такой демократичной среде, когда не было такого, так сказать, благоговения: папа работает там, или мама работает...

      А вот со временем, постепенно начинаешь понимать значение и того человека, и тех людей, которые были вокруг него в течение твоего детства, взросления. Я, к моему стыду, признаюсь вам честно: я видел любовь к нему людей, видел, как относятся к «Дяде Стёпе», видел, что печатается огромное количество его произведений, но вот так вот глубоко, по-настоящему, вот совсем по-настоящему я понял, что он действительно, на мой взгляд, великий детский поэт, когда праздновалось его восьмидесятипятилетние или даже девяностолетие, я сейчас точно не вспомню.

       И меня попросили прочесть какие-то его стихи. И я взял сборник и начал читать. И вдруг понял, что, что не стихотворение – то шедевр. Причём, дело не в том, что это хорошие стихи, а дело в том, что ты абсолютно точно понимаешь, что только человек с очень детским чистым сердцем мог писать такие стихи, которые как бы написаны самим ребёнком, то есть это не калямаля, это психология ребёнка. Я узнавал себя в этих стихах: «У меня опять 36,5», или «Я уколов не боюсь, если надо – уколюсь!», или «Я ненавижу слово спать». Всё про меня, я видел, что это всё про меня. Я ненавидел слово «спать», я не боялся якобы уколов, и так далее и так далее.

      Поэтому, конечно же, «лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии», и я думаю, что вот такого рода поэзия, когда человек пишет от имени ребёнка, и с душой ребёнка – она вечная, потому что все дети, так или иначе, ну, может быть, через какое-то время они будут сидеть все в гаджетах, и у них будет искусственный интеллект, и тогда не понадобится Михалков, но вот до тех пор он будет нужен, и я очень хочу, чтобы вы его читали.

 

Использованный материал:

https://razgovor.edsoo.ru/topic/42/grade/34/


 

Скачано с www.znanio.ru