Сценарий занятия «110 лет со дня рождения советского писателя и поэта, автора слов гимна СССР и гимна России С. В. Михалкова» (3-4 класс)
Цель:
расширять представления учащихся о творчестве С. В. Михалкова, воспитывать нравственно-ценностные взаимоотношения со сверстниками на примерах героев произведений С. В. Михалкова, развивать познавательную активность и интерес к творчеству писателя.
Формирующиеся ценности:
жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, историческая память и преемственность поколений.
Планируемые результаты.
Личностные:
ü проявлять интерес к произведениям С. В. Михалкова;
ü осознавать ценностный смысл произведений С. В. Михалкова;
ü понимать значение произведений поэта для принятия нравственных ценностей, раскрывающих правила взаимоотношений с окружающими людьми.
Метапредметные:
ü анализировать содержание произведений и определять их главную мысль;
ü участвовать в коллективной формулировке вывода по результатам обсуждения;
ü проявлять умения работать с разными видами информации: поэтический текст, иллюстрации, библиографическая информация;
ü принимать участие в коллективной деятельности, высказывать своё отношение к обсуждаемым вопросам.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия:
эвристическая беседа. Занятие предполагает использование видеофрагмента, презентации, включает в себя работу с информацией, выполнение интерактивных заданий.
Структура занятия
Мотивационная часть.
Игровое задание в начале занятия позволяет подвести обучающихся к теме занятия, актуализировать имеющуюся информацию о творчестве С. В. Михалкова.
Основная часть.
В продолжение раскрытия темы занятия учитель знакомит обучающихся с некоторыми фактами жизни и творчества С. В. Михалкова. Следующим этапом основной части занятия становится выполнение интерактивных заданий и организация беседы по анализу произведений писателя.
Заключительная часть.
В завершение занятия учитель акцентирует внимание обучающихся на роли С. В. Михалкова в создании гимна России, обобщает обсуждение и подводит итоги занятия.
Сценарий
Мотивационная часть
Вступительное слово
Наше занятие мы начнем с выполнения необычного задания. Прослушаем отрывки из произведений и назовем их.
Интерактивное задание № 1 https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/mihalkov-34-1/index.html?back_url=/topic/42/grade/34/
«Дядя Степа»
«Котята»
«А что у вас?»
Автор этих весёлых произведений – Сергей Владимирович Михалков. 13 марта, исполняется 110 лет со дня его рождения. Сергей Михалков – автор многих известных произведений, о нём и его творчестве мы сегодня и поговорим.
Основная часть
Книги Сергея Владимировича известны многим поколениям, они – на все времена!
Произведения Сергея Владимировича наполнены мягким юмором и поучительны, поэтому неудивительно, что они интересны и любимы всеми и в наши дни. Михалков работал в разных жанрах: писал пьесы для детских театров, сценарии для мультфильмов, сочинял стихи и басни.
И у нас есть возможность увидеть Сергея Владимировича на экране и послушать, как он читает свои стихи.
Демонстрация видео. С. Михалков читает стихи. https://razgovor.edsoo.ru/video/2116/
Из какого произведения читает отрывок Сергей Владимирович?
(Ответы детей).
Конечно, из поэмы «Дядя Стёпа». Дядя Стёпа, по фамилии Степанов и по имени Степан, не просто герой необычно высокого роста, но и пример доброты, справедливости и чести. Михалков чувствовал детей, знал, как они воспринимают мир, поскольку и сам в душе оставался ребёнком. «Поэт из страны детства», – говорили о Михалкове.
Текст к видео
Это детский писатель Сергей Михалков в гостях у московских школьников.
***
Что такое за обман?
Никакого семафора —
У пути стоит Степан.
Он стоит и говорит:
— Здесь дождями путь размыт.
Я нарочно поднял руку —
Показать, что путь закрыт.
***
Мы с приятелем вдвоём
Просыпаемся, встаём,
Открываем настежь двери,
В школу с книжками бежим…
И гуляют наши звери
По квартирам по чужим.
По сути, именно с «Дядей Стёпой» я и стал настоящим писателем. «Дядя Стёпа» очень понравился детям. Так что это не я выбрал детей, а дети выбрали меня.
Но не только весёлые детские стихи были в творчестве писателя. В первые дни Великой Отечественной войны Михалков был мобилизован для работы армейской печати, так началась его деятельность военного писателя-корреспондента
Просмотр видео «С.В. Михалков – военный корреспондент»
(дикторский текст):
В годы Великой Отечественной войны Михалков работал военным корреспондентом в газетах «Сталинский сокол» и «Во славу Родины», где печатались его стихи и рассказы, очерки и заметки, басни и даже юморески о фронтовой жизни солдат.
Поэт на совесть служил своим согражданам, создавая правдивые статьи о происходящем на фронте. Он вместе с нашими войсками сражался за Сталинград, был контужен, а после награждён боевыми орденами и медалями. Многое готов был отдать для победы: например, вместе с художниками Кукрыниксами передал полученную Сталинскую премию на покупку тяжёлого танка КВ.
По сценариям поэта сняты фильмы «Бой под Соколом», «Боевой киносборник № 12» и «Фронтовые подруги», за который он получил Государственную премию СССР.
В первый же год войны Михалков написал строки, которые навсегда отложились в памяти каждого фронтовика:
«…Но никогда такой народ,
Как русский наш народ,
Не упадёт и не умрёт
И в рабство не пойдёт!..»
После окончания Великой Отечественной войны на гранитной плите около Могилы Неизвестного Солдата в Москве высечены слова, которые предложил поэт: «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен».
Выполняя задания редакции в действующей армии, Сергей Владимирович писал очерки о героях фронта, стихи и заметки. В своих произведениях Михалков обращается ко всем читателям: солдатам и офицерам, труженикам тыла и родным бойцов. Это весь народ, вставший на защиту Родины. Давайте послушаем чтение ваших одноклассников. Это отрывки из стихотворения С. В. Михалкова «Быль для детей».
(Содержание задания: чтение обучающимися отрывков из произведения С. В. Михалкова «Быль для детей». В зависимости от организационных условий и уровня подготовки класса, педагог выбирает один из вариантов работы со стихотворением.
Первый вариант продолжения сценария: учитель сам выразительно читает предложенные строчки из стихотворений.
Второй вариант предполагает привлечение обучающихся к выразительному чтению отрывков. В этом случае педагог готовит к занятию отрывки из стихотворения, распределяет их перед занятием или раздаёт на занятии для выразительного чтения обучающимися.
Чтец 1.
Эту быль пишу я детям…
Летней ночью, на рассвете,
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких
Против всех людей советских –
Это значит – против нас.
Чтец 2.
И, когда Россия встала
В этот трудный грозный час,
«Всё – на фронт»! – Москва сказала,
«Всё дадим!» – сказал Кузбасс.
Чтец 3.
«Будет каждый верный воин
И накормлен, и напоен,
Всей страной обут, одет». –
«Всё – на фронт!» – Москва сказала.
«Всё!» – страна ей отвечала. –
«Всё – для будущих побед!» …
Чтец 4.
Дни бежали и недели,
Шёл войне не первый год.
Показал себя на деле
Богатырский наш народ.
Чтец 5.
Слава нашим генералам,
Слава нашим адмиралам
И солдатам рядовым –
Пешим, плавающим, конным,
В жарких битвах закалённым!
Слава павшим и живым,
От души спасибо им!
Для кого автор написал это произведение? О чём важном оно рассказывает?
(Ответы детей).
Кто защищал нашу Родину? Как вы думаете, какое чувство испытывают после прочтения данного стихотворения?
(Ответы детей).
Какую важную мысль подчёркивает в своём стихотворении С. В. Михалков?
(Ответы детей).
Когда спустя не одно десятилетие, Сергея Владимировича спрашивали: «Какое самое яркое воспоминание оставила жизнь?», – он отвечал: «Война и то, что на ней я остался жив». Свои военные стихи Михалков не правил. Как заметил он в предисловии к одной из своих книг: «В конце концов, военное творчество писателя – не только определённый, очень важный этап в его собственной биографии, но и частичка – пусть самая малая – общей нашей истории».
Заключительная часть.
Поэтическое дарование Михалкова проявилось не только в детских стихах, но и в создании важного государственного символа. Какого?
Давайте вспомним, как у нас начинается наш первый день учебной недели?
(Ответы детей: мы слушаем (поём) гимн России, мы смотрим, как поднимают флаг нашего государства).
Мы слушаем гимн России, а Михалков – автор его слов. Как это произошло? В 1943 году был объявлен конкурс на создание гимна, и Сергей Михалков вместе с военным журналистом Габриэлем Эль-Регистаном начали работу. По словам Михалкова, они «старались писать текст простыми ясными словами, ведь гимн должен быть понятным любому человеку государства: от школьника до академика». Свою версию гимна друзья отправили Дмитрию Шостаковичу, а сами уехали на фронт. Но именно их вариант гимна был утверждён и впервые прозвучал по радио в новогоднюю ночь 1944 года.
Но время шло, страна менялась, и после ещё одной редакции Сергея Владимировича появился гимн России, который впервые прозвучал в Большом Кремлёвском дворце в канун Нового 2001 года.
Как надо слушать гимн?
(Ответы детей).
Послушаем несколько строк:
Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твоё достоянье на все времена!
Мы с вами много узнали о жизни и творчестве С. В. Михалкова. И ещё один факт: в 1999 году астрономами была открыта новая малая планета Солнечной Системы, и ей присвоено имя Сергея Владимировича Михалкова.
А у нас с вами есть возможность услышать воспоминания о Сергее Владимировиче от его сына, Никиты Сергеевича Михалкова. Послушаем.
Просмотр видео. Воспоминания Н.С. Михалкова об отце https://razgovor.edsoo.ru/video/2118/
Текст видео
Дорогие ребята, вообще говорить про такого человека, как Сергей Михалков, и трудно, и легко, но мне, действительно, и трудно, и легко, потому что, с одной стороны, я понимаю его значение для детской литературы, вообще для нашей культуры, а, с другой стороны, это перемешивается с моим ощущением того, что это твой отец.
А у нас в семье вообще не было принято такого чинопочитания, чтобы хвалили произведения каждого из нас, или, если я снимался в кино, то папа смотрел с мамой картину, (они) были благосклонны, но особо не хвалили. И мы тоже, в общем, в достаточной степени воспитывались в такой демократичной среде, когда не было такого, так сказать, благоговения: папа работает там, или мама работает...
А вот со временем, постепенно начинаешь понимать значение и того человека, и тех людей, которые были вокруг него в течение твоего детства, взросления. Я, к моему стыду, признаюсь вам честно: я видел любовь к нему людей, видел, как относятся к «Дяде Стёпе», видел, что печатается огромное количество его произведений, но вот так вот глубоко, по-настоящему, вот совсем по-настоящему я понял, что он действительно, на мой взгляд, великий детский поэт, когда праздновалось его восьмидесятипятилетние или даже девяностолетие, я сейчас точно не вспомню.
И меня попросили прочесть какие-то его стихи. И я взял сборник и начал читать. И вдруг понял, что, что не стихотворение – то шедевр. Причём, дело не в том, что это хорошие стихи, а дело в том, что ты абсолютно точно понимаешь, что только человек с очень детским чистым сердцем мог писать такие стихи, которые как бы написаны самим ребёнком, то есть это не калямаля, это психология ребёнка. Я узнавал себя в этих стихах: «У меня опять 36,5», или «Я уколов не боюсь, если надо – уколюсь!», или «Я ненавижу слово спать». Всё про меня, я видел, что это всё про меня. Я ненавидел слово «спать», я не боялся якобы уколов, и так далее и так далее.
Поэтому, конечно же, «лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии», и я думаю, что вот такого рода поэзия, когда человек пишет от имени ребёнка, и с душой ребёнка – она вечная, потому что все дети, так или иначе, ну, может быть, через какое-то время они будут сидеть все в гаджетах, и у них будет искусственный интеллект, и тогда не понадобится Михалков, но вот до тех пор он будет нужен, и я очень хочу, чтобы вы его читали.
Использованный материал:
https://razgovor.edsoo.ru/topic/42/grade/34/
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.