Сценарий занятия 12 декабря «Разговоры о важном» (5-7 класс)
Тема: «День Конституции»
Цель: обеспечить формирование у обучающихся представлений об главных положениях Конституции России, показать культурно-просветительское и воспитательное значение принципов Основного закона, сформировать уважение к Конституции Российской Федерации.
Формирующиеся ценности: Любовь к Родине, патриотизм, историческая память и преемственность поколений.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Форма занятия: эвристическая беседа, занятие предполагает использование видеофрагментов, презентационных материалов, включает анализ визуальной и текстовой информации и работу с интерактивными заданиями.
Комплект материалов:
сценарий,
видеоролики,
интерактивные задания
Содержательные блоки занятия:
Мотивационная часть
Видеообращение В.И. Матвиенко. Вступительное слово учителя, организация беседы по его содержанию.
Основная часть
Знакомство с основными положениями Конституции Российской Федерации, отражающими ценности российского государства и общества. Выполнение интерактивных заданий.
Заключение
Итоговая рефлексия.
Сценарий занятия
Этап занятия |
Время |
Содержание |
Мотивационная часть |
5 мин |
Вступительное слово Наш разговор посвящен очень важному государственному празднику, который отмечается именно сегодня, 12 декабря. Кто знает, что это за праздник? Ответы обучающихся. Верно! День Конституции. В начале нашего разговора предлагаю посмотреть обращение Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентины Ивановны Матвиенко. Давайте посмотрим видеоролик об истории Конституции России и попробуем ответить на вопрос – какова роль Конституции в жизни нашего государства. Просмотр видеоролика (приложение 1) |
Основная часть |
20 мин |
В видеоролике вы услышали о том, как принималась Конституция Российской Федерации. Тридцать лет назад впервые народ голосовал за новый Основной закон страны. В голосовании приняли участие ваши дедушки и бабушки, у кого-то мамы и папы. Впервые высшей ценностью был провозглашён человек, его права и свободы. Были определены полномочия Президента России: соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, быть её гарантом, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу. В Конституции были закреплены основы государственного устройства России. А вы откуда впервые узнали о Конституции Российской Федерации? Ответы обучающихся Конституция — это Основной закон страны, имеющий высшую юридическую силу. Что, по-вашему, это означает для других законов, которые принимаются в нашей стране? Важно подвести обучающихся к утверждению: другие законы должны полностью соответствовать положениям Конституции... Учитель. Да, верно, все другие законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации — все они должны быть согласованы с положениями Конституции, не должны ей противоречить. Конституция содержит положения о том, какие регионы входят в состав России, о государственных символах — гербе, флаге, гимне; о полномочиях органов государственной власти (Президенте Российской Федерации, органах законодательной, исполнительной и судебной власти), местном самоуправлении, порядке принятия законов. Подумайте, почему каждому россиянину нужно иметь представления об основах государства? Важно подвести детей к утверждению: граждане государства несут ответственность за страну, в которой они живут, трудятся. Каждому гражданину России Конституция гарантирует права и свободы, а также охраняет права и свободы всех ее граждан. А что это означает для нас с вами? Какими главными правами мы обладаем, согласно Конституции? Важно подвести детей к утверждению: право на жизнь, на свободу вероисповедания, на образование защищают каждого гражданина, помогают ему свободно учиться, трудиться. Интерактивное задание 1 (приложение 2) Ребята, давайте поразмышляем. Что произойдет, если вдруг какая-то из статей исчезнет из Конституции? Все ли в нашей жизни останется по-прежнему? Учитель открывает интерактивное задание. При нажатии кнопки «Стоп» статья «Право на благоприятную окружающую среду» выходит на передний план. В видеоролике, который мы смотрели в начале занятия, была использована цитата Президента В. В. Путина о Конституции: «это не застывший свод канонов, а живой, созвучный времени документ». Как вы считаете, почему в Конституцию вносятся поправки? Почему Конституция может и должна меняться? Важно подвести детей к утверждению: в стране происходят изменения, меняется жизнь людей, присоединяются новые территории. За последние десять лет количество субъектов Российской Федерации увеличилось, присоединились пять территорий, которые вернулись в состав России. Таким образом, благодаря поправкам в Конституции сохраняется единство нашей страны, а у людей появляется больше возможностей реализовать себя в труде, учёбе, творчестве. Интерактивное задание 2 (приложение 3) Есть знаменитые строки русского поэта Николая Алексеевича Некрасова: Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан. А что такое гражданин? Отечества достойный сын… Что означают для вас эти слова поэта? Как вы их понимаете? Важно подвести детей к утверждению: чувствовать себя гражданином великой страны, иметь возможность проявить себя, не только пользоваться правами и свободами, но и нести ответственность за свои поступки. |
Заключительная часть |
5 мин |
В завершение нашего занятия предлагаю вам продолжить фразу: − Я думаю, что Конституция России отражает особый путь развития нашей страны, так как… − Из услышанного сегодня мне больше всего запомнилось |
Приложение 1
Текст видео
12 декабря — это важный праздник в России, День Конституции! Президент России В. В. Путин, рассуждая об этом государственном документе, заметил, что «это не застывший свод канонов, а живой, созвучный времени документ». Откуда произошло слово «конституция»? В переводе с латинского языка это устройство, установление. В современном значении конституция — это основной закон государства. Все законы в стране должны ей соответствовать.
Какова история Конституции России? Первые проекты главного закона стали появляться ещё на рубеже XVIII–XIX вв. Однако принять первую конституцию смогли только в 1918 году. С тех пор в России были разработаны и приняты несколько конституций. 12 декабря в 1993 году состоялось всенародное голосование. Народ России проголосовал за новый Основной закон.
Также российский народ в июле 2020 года одобрил поправки в Основной закон. В частности, было установлено, что «Российская Федерация, объединённая тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признаёт исторически сложившееся государственное единство». Была поправка, которая касается всех детей в нашей стране. Так, в статье 67.1 сказано, что «дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России».
Важная часть Конституции — это положения о том, как устроено российское государство. Обратите внимание на первую статью, где сказано, что Россия — это правовое, демократическое, федеративное государство.
Конституция России закрепляет права и устанавливает обязанности граждан. Зачем нужны права? Права человека — это высшая ценность. Они защищают граждан, позволяют им учиться, работать, развиваться!
В то же время российские граждане несут конституционные обязанности. Назовём эти обязанности: соблюдение законов России, уплата налогов, обеспечение права на образование, защита Отечества, сохранение природы, воспитание детей родителями, забота совершеннолетних детей о родителях, сохранение исторических и культурных памятников в нашей стране. Исполнение обязанностей обеспечивает порядок в обществе, в школе, в семье.
Запомним: Конституция — Основной закон нашей страны!
Приложение 2
Вопрос 1.
Что произойдет с людьми, если эта статья исчезнет из Конституции и у них не будет такого права?
(На экране: Статья 42. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением)
Ответы обучающихся.
Учитель выводит ответ на экран: Ухудшится состояние окружающей среды и, как следствие, ухудшится здоровье людей.
Нажатием кнопки «Далее» осуществляется переход к следующему вопросу, при нажатии учителем кнопки «Стоп» статья «Право на образование» выходит на передний план. Вопрос 2.
Что произойдет с людьми, если эта статья исчезнет из Конституции и у них не будет такого права?
(На экране: Статья 43, п. 1. Каждый имеет право образование).
Ответы обучающихся.
Учитель выводит ответ на экран: Появится много безграмотных людей. Технический прогресс откатится на много лет назад.
Нажатием кнопки «Далее» осуществляется переход к следующему вопросу, при нажатии учителем кнопки «Стоп» статья «Право на охрану здоровья и медицинскую помощь» выходит на передний план.
Вопрос 3.
Что произойдет с людьми, если эта статья исчезнет из Конституции и у них не будет такого права?
(На экране: Статья 41, п. 1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь).
Ответы обучающихся.
Учитель выводит ответ на экран: Повысится заболеваемость, сократится продолжительность жизни. Учитель. Конституция Российской Федерации закрепляет не только права, но и обязанности граждан, которые также должны неукоснительно выполняться. Какие обязанности отражены в Конституции Российской Федерации?
Важно, чтобы были названы ответственность гражданина за природу своей страны, за защиту границ своей Родины, за сбережение культурного наследия и т.д.
На экране список ситуаций:
1) Анатолий Васильевич устроился на новую работу.
2) Надежда Геннадьевна получает медицинскую помощь в поликлинике.
3) Предприниматель Василий уплатил налоги.
4) Валентина Петровна посещает храм.
5) Учащиеся школы заботятся о сохранении памятника истории их края.
6) Жители города получили информацию о состоянии окружающей среды.
7) В семье Петровых родители купили сыну книгу по истории России.
8) Артем после призывной комиссии служит в военно-космических силах России.
Учитель. Перед вами ряд ситуаций, ответьте, пожалуйста, на вопрос, какие из них относятся к правам, а какие к обязанностям гражданина.
Ответы (для учителя):
Права и свободы гражданина: 1, 2, 4, 6, 7
Обязанности гражданина: 3, 5, 8
Приложение 3
Интерактивное задание 2 «Восстанови текст»
Предлагаю выполнить следующее задание — расставить слова в нужной последовательности, чтобы получить формулировку статьи Конституции России.
Важно: полученные формулировки обсуждаются на предмет понимания их роли в жизни государства.
1) закон, Российской, –, Основной, Конституция, Федерации
Ответ: Конституция – Основной закон Российской Федерации.
2) Российской, является, государства, Федерации, Президент, главой
Ответ: Президент Российской Федерации является главой государства.
3) Российской, Федерации, труд, людей, и, здоровье, В, охраняются
Ответ: В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей.
4) Равны, судом, перед, и, все, законом
Ответ: Все равны перед законом и судом.
5) Отечества, гражданина, и, Защита, Федерации, является, Российской, долгом, обязанностью
Ответ: Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Использованный материал:
https://razgovor.edsoo.ru/topic/28/grade/57/
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.