Сценарий занятия "День Конституции" (Разговоры о важном) 5-7 класс

  • docx
  • 09.12.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Сценарий занятия День Конституции (Разговоры о важном 5-7 класс.docx

Сценарий занятия 12 декабря «Разговоры о важном» (5-7 класс)

Тема: «День Конституции»

Цель: обеспечить формирование у обучающихся представлений об главных положениях Конституции России, показать культурно-просветительское и воспитательное значение принципов Основного закона, сформировать уважение к Конституции Российской Федерации.

 

Формирующиеся ценности: Любовь к Родине, патриотизм, историческая память и преемственность поколений.

 

Продолжительность занятия: 30 минут.

 

Форма занятия: эвристическая беседа, занятие предполагает использование видеофрагментов, презентационных материалов, включает анализ визуальной и текстовой информации и работу с интерактивными заданиями.

 

Комплект материалов:

сценарий,

видеоролики,

интерактивные задания

 

Содержательные блоки занятия:

Мотивационная часть

Видеообращение В.И. Матвиенко. Вступительное слово учителя, организация беседы по его содержанию.

Основная часть

Знакомство с основными положениями Конституции Российской Федерации, отражающими ценности российского государства и общества. Выполнение интерактивных заданий.

Заключение

Итоговая рефлексия.

 

Сценарий занятия

 

Этап занятия

Время

Содержание

Мотивационная часть

5 мин

Вступительное слово

Наш разговор посвящен очень важному государственному празднику, который отмечается именно сегодня, 12 декабря.

Кто знает, что это за праздник?

Ответы обучающихся.

Верно! День Конституции.

В начале нашего разговора предлагаю посмотреть обращение Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентины Ивановны Матвиенко.

Давайте посмотрим видеоролик об истории Конституции России и попробуем ответить на вопрос – какова роль Конституции в жизни нашего государства.

Просмотр видеоролика (приложение 1)

Основная часть

20 мин

В видеоролике вы услышали о том, как принималась Конституция Российской Федерации. Тридцать лет назад впервые народ голосовал за новый Основной закон страны. В голосовании приняли участие ваши дедушки и бабушки, у кого-то мамы и папы. Впервые высшей ценностью был провозглашён человек, его права и свободы. Были определены полномочия Президента России: соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, быть её гарантом, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу. В Конституции были закреплены основы государственного устройства России.

       А вы откуда впервые узнали о Конституции Российской Федерации? Ответы обучающихся

        Конституция — это Основной закон страны, имеющий высшую юридическую силу.

Что, по-вашему, это означает для других законов, которые принимаются в нашей стране?

Важно подвести обучающихся к утверждению: другие законы должны полностью соответствовать положениям Конституции...

Учитель. Да, верно, все другие законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации — все они должны быть согласованы с положениями Конституции, не должны ей противоречить.              Конституция содержит положения о том, какие регионы входят в состав России, о государственных символах — гербе, флаге, гимне; о полномочиях органов государственной власти (Президенте Российской Федерации, органах законодательной, исполнительной и судебной власти), местном самоуправлении, порядке принятия законов.

      Подумайте, почему каждому россиянину нужно иметь представления об основах государства?

Важно подвести детей к утверждению: граждане государства несут ответственность за страну, в которой они живут, трудятся.

     Каждому гражданину России Конституция гарантирует права и свободы, а также охраняет права и свободы всех ее граждан.

А что это означает для нас с вами?

Какими главными правами мы обладаем, согласно Конституции?

Важно подвести детей к утверждению: право на жизнь, на свободу вероисповедания, на образование защищают каждого гражданина, помогают ему свободно учиться, трудиться.

Интерактивное задание 1 (приложение 2)

Ребята, давайте поразмышляем.

Что произойдет, если вдруг какая-то из статей исчезнет из Конституции?

Все ли в нашей жизни останется по-прежнему?

Учитель открывает интерактивное задание. При нажатии кнопки «Стоп» статья «Право на благоприятную окружающую среду» выходит на передний план.

        В видеоролике, который мы смотрели в начале занятия, была использована цитата Президента В. В. Путина о Конституции: «это не застывший свод канонов, а живой, созвучный времени документ».

Как вы считаете, почему в Конституцию вносятся поправки? Почему Конституция может и должна меняться?

        Важно подвести детей к утверждению: в стране происходят изменения, меняется жизнь людей, присоединяются новые территории.

      За последние десять лет количество субъектов Российской Федерации увеличилось, присоединились пять территорий, которые вернулись в состав России. Таким образом, благодаря поправкам в Конституции сохраняется единство нашей страны, а у людей появляется больше возможностей реализовать себя в труде, учёбе, творчестве.

Интерактивное задание 2 (приложение 3)

Есть знаменитые строки русского поэта Николая Алексеевича Некрасова:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

А что такое гражданин?

Отечества достойный сын…

Что означают для вас эти слова поэта?

Как вы их понимаете?

Важно подвести детей к утверждению: чувствовать себя гражданином великой страны, иметь возможность проявить себя, не только пользоваться правами и свободами, но и нести ответственность за свои поступки.

Заключительная часть

5 мин

В завершение нашего занятия предлагаю вам продолжить фразу: − Я думаю, что Конституция России отражает особый путь развития нашей страны, так как… − Из услышанного сегодня мне больше всего запомнилось

Приложение 1

Текст видео

          12 декабря — это важный праздник в России, День Конституции! Президент России В. В. Путин, рассуждая об этом государственном документе, заметил, что «это не застывший свод канонов, а живой, созвучный времени документ». Откуда произошло слово «конституция»? В переводе с латинского языка это устройство, установление. В современном значении конституция — это основной закон государства. Все законы в стране должны ей соответствовать.

         Какова история Конституции России? Первые проекты главного закона стали появляться ещё на рубеже XVIII–XIX вв. Однако принять первую конституцию смогли только в 1918 году. С тех пор в России были разработаны и приняты несколько конституций. 12 декабря в 1993 году состоялось всенародное голосование. Народ России проголосовал за новый Основной закон.

         Также российский народ в июле 2020 года одобрил поправки в Основной закон. В частности, было установлено, что «Российская Федерация, объединённая тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признаёт исторически сложившееся государственное единство». Была поправка, которая касается всех детей в нашей стране. Так, в статье 67.1 сказано, что «дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России».

         Важная часть Конституции — это положения о том, как устроено российское государство. Обратите внимание на первую статью, где сказано, что Россия — это правовое, демократическое, федеративное государство.

         Конституция России закрепляет права и устанавливает обязанности граждан. Зачем нужны права? Права человека — это высшая ценность. Они защищают граждан, позволяют им учиться, работать, развиваться!

        В то же время российские граждане несут конституционные обязанности. Назовём эти обязанности: соблюдение законов России, уплата налогов, обеспечение права на образование, защита Отечества, сохранение природы, воспитание детей родителями, забота совершеннолетних детей о родителях, сохранение исторических и культурных памятников в нашей стране. Исполнение обязанностей обеспечивает порядок в обществе, в школе, в семье.

        Запомним: Конституция — Основной закон нашей страны!

 

Приложение 2

Вопрос 1.

Что произойдет с людьми, если эта статья исчезнет из Конституции и у них не будет такого права?

(На экране: Статья 42. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением)

Ответы обучающихся.

Учитель выводит ответ на экран: Ухудшится состояние окружающей среды и, как следствие, ухудшится здоровье людей.

Нажатием кнопки «Далее» осуществляется переход к следующему вопросу, при нажатии учителем кнопки «Стоп» статья «Право на образование» выходит на передний план. Вопрос 2.

Что произойдет с людьми, если эта статья исчезнет из Конституции и у них не будет такого права?

(На экране: Статья 43, п. 1. Каждый имеет право образование).

Ответы обучающихся.

Учитель выводит ответ на экран: Появится много безграмотных людей. Технический прогресс откатится на много лет назад.

Нажатием кнопки «Далее» осуществляется переход к следующему вопросу, при нажатии учителем кнопки «Стоп» статья «Право на охрану здоровья и медицинскую помощь» выходит на передний план.

Вопрос 3.

Что произойдет с людьми, если эта статья исчезнет из Конституции и у них не будет такого права?

(На экране: Статья 41, п. 1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь).

Ответы обучающихся.

Учитель выводит ответ на экран: Повысится заболеваемость, сократится продолжительность жизни. Учитель. Конституция Российской Федерации закрепляет не только права, но и обязанности граждан, которые также должны неукоснительно выполняться. Какие обязанности отражены в Конституции Российской Федерации?      

        Важно, чтобы были названы ответственность гражданина за природу своей страны, за защиту границ своей Родины, за сбережение культурного наследия и т.д.

На экране список ситуаций:

1) Анатолий Васильевич устроился на новую работу.

2) Надежда Геннадьевна получает медицинскую помощь в поликлинике.

3) Предприниматель Василий уплатил налоги.

4) Валентина Петровна посещает храм.

5) Учащиеся школы заботятся о сохранении памятника истории их края.

6) Жители города получили информацию о состоянии окружающей среды.

7) В семье Петровых родители купили сыну книгу по истории России.

8) Артем после призывной комиссии служит в военно-космических силах России.

        Учитель. Перед вами ряд ситуаций, ответьте, пожалуйста, на вопрос, какие из них относятся к правам, а какие к обязанностям гражданина.

 

Ответы (для учителя):

Права и свободы гражданина: 1, 2, 4, 6, 7

Обязанности гражданина: 3, 5, 8

 

Приложение 3

Интерактивное задание 2 «Восстанови текст»

         Предлагаю выполнить следующее задание — расставить слова в нужной последовательности, чтобы получить формулировку статьи Конституции России.

Важно: полученные формулировки обсуждаются на предмет понимания их роли в жизни государства.

1) закон, Российской, –, Основной, Конституция, Федерации

Ответ: Конституция – Основной закон Российской Федерации.

2) Российской, является, государства, Федерации, Президент, главой

Ответ: Президент Российской Федерации является главой государства.

3) Российской, Федерации, труд, людей, и, здоровье, В, охраняются

Ответ: В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей.

4) Равны, судом, перед, и, все, законом

Ответ: Все равны перед законом и судом.

5) Отечества, гражданина, и, Защита, Федерации, является, Российской, долгом, обязанностью

Ответ: Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

 

Использованный материал:

https://razgovor.edsoo.ru/topic/28/grade/57/


 

Скачано с www.znanio.ru