Сценарий занятия 12 декабря «Разговоры о важном» (8-9 класс)
Тема: «День Конституции»
Цель: сформировать у обучающихся представление о Конституции Российской Федерации как об основном законе страны, содержащем основополагающие юридические нормы, на которых основана российская государственность, строятся отношения между властью, обществом и личностью; о соблюдении прав и выполнении обязанностей каждым гражданином вне зависимости от его социального положения.
Формирующиеся ценности: Любовь к Родине, патриотизм, историческая память и преемственность поколений.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Форма занятия: беседа, занятие предполагает использование видеоролика, анализ визуальной и текстовой информации.
Комплект материалов:
сценарий,
видеоролики,
интерактивные задания
Содержательные блоки занятия:
Мотивационная часть
Видеообращение В.И. Матвиенко. Вступительное слово учителя, просмотр видеоролика, беседа.
Основная часть
Информация об исторических и юридических фактах, касающихся Конституции России; постановка проблемы, выполнение заданий. Тематическая беседа.
Заключение
Итоговая рефлексия.
Сценарий занятия
Этап занятия |
Время |
Содержание |
Мотивационная часть |
5 мин |
Вступительное слово Сегодня 12 декабря, и мы говорим о главном законе нашей страны – о Конституции Российской Федерации. В начале нашего разговора предлагаю посмотреть обращение Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентины Ивановны Матвиенко. Конституция Российской Федерации была принята почти 30 лет назад, в 1993 году. Как вы полагаете, 30 лет для Конституции страны – это много или мало? Ответы обучающихся. По сравнению с вашим возрастом – много, но по сравнению с возрастом нашей страны – это совсем мало. Предлагаю посмотреть видеоролик об основных положениях Конституции Российской Федерации и ответить на вопрос – какова ее роль в жизни нашего государства. Просмотр видеообращения (приложение 1) Какую роль Конституция играет в жизни нашей страны? Ответы обучающихся. |
Основная часть |
20 мин |
Какие права человека, закрепленные в Конституции России, на ваш взгляд, являются самыми главными? Почему именно они? (Ответы обучающихся) Попробуем поразмышлять, что произойдет, если вдруг какая-то из статей исчезнет из Конституции? Все ли в нашей жизни останется по-прежнему? Интерактивное задание 1. Приложение 2 Хочу привести вам цитату Президента России В.В. Путина о Конституции: «Это не застывший свод канонов, а живой, созвучный времени документ». Как вы считаете, почему в Конституцию вносятся поправки? Почему Конституция может и должна меняться? (в стране происходят изменения, меняется жизнь людей, присоединяются новые территории...) А какие поправки были внесены в Конституцию в 2022 году? Ответы обучающихся. (недавно состоялось вступление новых субъектов в состав Российской Федерации, что уже закреплено в Конституции Российской Федерации. Этими субъектами являются Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Херсонская и Запорожская области). Ежегодно 12 декабря в честь Дня Конституции проходит всероссийский тест на знание Конституции Российской Федерации, в котором могут принять участие все желающие. Проверить свои знания вы можете сегодня в течение дня, а сейчас я предлагаю в командном формате пройти часть теста предыдущих. Учитель делит обучающихся на 2 или 4 команды. Команды по очереди отвечают на вопросы, за каждый правильный ответ присваивается один балл. Если команда дала верный ответ, то он подсвечивается зелёным цветом и появляется выдержка из конкретной статьи Конституции России, подтверждающая ответ. Если команда дала неверный ответ, то он подсвечивается красным цветом, при этом есть возможность посмотреть верный вариант ответа. Интерактивное задание 2. Приложение 3 |
Заключительная часть |
5 мин |
Ребята, предлагаю подвести итог нашего сегодняшнего разговора. Учитель использует форму работы «Кластер». Посередине доски учитель пишет слово «Конституция» и предлагает школьникам в формате «мозгового штурма» назвать понятия, которые для них связаны со словом – Конституция. Все названные слова учитель записывает на доске вокруг ключевого слова. В завершение нашего занятия предлагаю вам продолжить фразу: − я думаю, что Конституция России отражает особый путь развития нашей страны, так как… − из услышанного сегодня мне больше всего запомнилось |
Приложение 1
Текст видео
Конституция Российской Федерации — это Основной закон нашей страны. Она была принята 12 декабря 1993 года всенародным голосованием. Прежние Конституции принимались государственными органами, например, Всероссийским съездом Советов в 1918 году. Действующая Конституция впервые в истории страны была принята самым демократическим способом: народ выразил своё согласие путём голосования.
В июле 2020 года российский народ одобрил поправки в Основной закон. В частности, было установлено, что «Российская Федерация, объединённая тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признаёт исторически сложившееся государственное единство». Была внесена поправка, которая касается всех детей в нашей стране. Так, в статье 67.1 сказано, что «дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России».
Конституция России гарантирует права человека. Они принадлежат каждому из нас с рождения. Главное из этих прав — право на жизнь. Важны и другие права: на достоинство личности, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, жилища, личную и семейную тайну или право выбирать любую религию или не исповедовать никакой.
Российские граждане могут вступать в общественные организации, заниматься творчеством, участвовать в политической жизни страны, свободно использовать свои знания и имущество для предпринимательской деятельности, свободно трудиться, создавать семью, пользоваться медицинской помощью, иметь социальную поддержку в старости.
Конституция определяет и обязанности гражданина. В первую очередь, это обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы нашей страны; уважать права и свободы других лиц; получать основное общее образование; сохранять природу и окружающую среду; защищать Отечество.
Важная часть Конституции связана с установлением порядка и полномочий высших органов власти. В основе такого порядка лежит принцип разделения властей. Так, Федеральное Собрание — законодательная власть, Правительство Российской Федерации — исполнительная власть, Конституционный, Верховный суд — судебная. Все ветви власти взаимодействуют между собой и призваны защищать права и свободы граждан России.
Конституция закрепляет особенное положение Президента Российской Федерации. Он — глава государства, гарант соблюдения Конституции и защиты прав человека. Российские граждане надёжно защищены Основным законом.
Приложение 2
Вопрос 1.
Что произойдет с людьми, если эта статья исчезнет из Конституции и у них не будет такого права?
(На экране: Статья 43, п. 1. Каждый имеет право на образование.)
Ответы обучающихся.
Учитель выводит ответ на экран:
Появится много безграмотных людей. Технический прогресс откатится на много лет назад. Нажатием кнопки «Далее» осуществляется переход к следующему вопросу, при нажатии учителем кнопки «Стоп» статья «Право на отдых» выходит на передний план.
Вопрос 2.
Что произойдет с людьми, если эта статья исчезнет из Конституции и у них не будет такого права?
(На экране: Статья 37, п. 5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск).
Ответы обучающихся.
Учитель выводит ответ на экран:
Без гарантированного еженедельного и ежегодного отдыха люди будут сильно уставать и терять здоровье. Понизится работоспособность и качество выполняемой работы.
Нажатием кнопки «Далее» осуществляется переход к следующему вопросу, при нажатии учителем кнопки «Стоп» статья «Право на благоприятную окружающую среду» выходит на передний план.
Вопрос 3.
Что произойдет с людьми, если эта статья исчезнет из Конституции и у них не будет такого права?
(На экране: Статья 42. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением).
Ответы обучающихся.
Учитель выводит ответ на экран:
Ухудшится состояние окружающей среды и, как следствие, ухудшится здоровье людей. Учитель. Конституция Российской Федерации закрепляет не только права, но и обязанности граждан, которые также должны неукоснительно выполняться. Какие обязанности отражены в Конституции Российской Федерации?
Важно, чтобы были названы ответственность гражданина за природу своей страны, за защиту границ своей Родины, за сбережение культурного наследия и т.д.
На экране список ситуаций:
1) Анатолий Васильевич устроился на новую работу.
2) Надежда Геннадьевна получает медицинскую помощь в поликлинике.
3) Предприниматель Василий уплатил налоги.
4) Валентина Петровна посещает храм.
5) Учащиеся школы заботятся о сохранении памятника истории их края.
6) Жители города получили информацию о состоянии окружающей среды.
7) В семье Петровых родители купили сыну книгу по истории России.
8) Артем после призывной комиссии служит в военно-космических силах России.
Учитель. Перед вами ряд ситуаций, ответьте, пожалуйста, на вопрос, какие из них относятся к правам, а какие к обязанностям гражданина.
Ответы (для учителя):
Права и свободы гражданина: 1, 2, 4, 6, 7
Обязанности гражданина: 3, 5, 8
Учитель просит обучающихся приводить в качестве аргументов статьи Конституции Российской Федерации.
Приложение 3
1. Что в переводе с латинского означает слово «Конституция»?
o Государство
o Возделывание
o Порядок
o Устройство
Ответ: В переводе с латинского языка слово "constitutio" означает "установление", "учреждение", "устройство"
2. Согласно 1 статье Конституции Российской Федерации, Россия — государство с формой правления:
o Монархической
o Демократической
o Республиканской
o Федеративной
Ответ: Статья 1 пункт 1 Конституции Российской Федерации гласит: «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».
3. Перечислите субъекты Российской Федерации, согласно Конституции Российской Федерации, имеющие равные права:
o Республика, край, область, автономная область, автономный округ, город федерального значения
o Республика, край, область, автономный округ, город федерального значения
o Республика, область, автономная область, город федерального значения
o Республика, край, область
Ответ: Статья 5 пункт 1 Конституции Российской Федерации гласит: «Российская Федерация состоит из республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации».
4. Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Что из перечисленного является обязанностью государства?
o понимание, принятие и прощение прав и свобод человека и гражданина
o признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина
o соблюдение, разъяснение и регулирование прав и свобод человека и гражданина
Ответ: Статья 2 Конституции Российской Федерации гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».
5. Согласно статье 10 Конституции Российской Федерации, Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на:
o Народную, президентскую и исполнительную.
o Законодательную, исполнительную и судебную.
o Демократическую, коммунистическую и либеральную.
o Царскую, боярскую и сенат.
Ответ: Статья 5 пункт 1 Конституции Российской Федерации гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».
6. Согласно ст. 43 Конституции Российской Федерации, основное общее образование обязательно в России. Кто обеспечивает для детей эту обязанность?
o Государство
o Родители и лица, их заменяющие
o Образовательные учреждения и учителя
o Фонды и потенциальные работодатели
Ответ: Статья 43 пункт 4 гласит: «Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования».
7. Что, согласно Конституции Российской Федерации, является государственными символами России?
o Флаг, Текст Конституции Российской Федерации, Бланк Банка России
o Президентский штандарт, Гимн, Герб
o Флаг, Гимн, Герб
o Президентская Фанфара, Ядерный чемоданчик Президента Российской Федерации, Корона Российской Империи
Ответ: Статья 70 пункт 1 Конституции Российской Федерации гласит: «Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом».
8. Согласно Конституции Российской Федерации, для каждого гражданина России сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам является:
o Правом
o Международным пактом
o Обязанностью
o Прерогативой
Ответ: Статья 58 гласит: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».
Использованный материал:
https://razgovor.edsoo.ru/topic/28/grade/89/
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.