Сценарий занятия «Как найти свое место в обществе» (10-11 класс)
Цели занятия:
Ø формирование ценностного отношения обучающихся к самореализации в обществе;
Ø формирование чувства ответственности за развитие востребованных навыков: общение, решение проблем, творческое и критическое мышление;
Ø формирование и развитие навыков эмпатии: заботы о других, желания быть полезным для других людей, для общества, для нашей страны.
Формирующиеся ценности: дружба, коллективизм, самореализация.
Основные смыслы: найти свое место в обществе – это значит соответствовать его ценностям и традициям, любить то, чем занимаешься и приносить пользу людям, своей стране. Участие в общественной и социально-значимой деятельности, воплощенной, в том числе, через проекты и программы для детей молодежи – возможность получше узнать себя, свою страну, ее людей и историю, развить полезные знания и навыки, чтобы в будущем занять свое место в обществе и быть счастливым.
Форма занятия: беседа, обсуждение, занятие включает просмотр видеоматериалов.
Сценарий
Мотивационная часть
Тема сегодняшнего нашего разговора сформулирована в виде вопроса: «Как найти своё место в обществе?». А какое слово в этом предложении каждому из вас кажется главным?
Ответы обучающихся.
Смотрите, насколько меняется смысл вопроса от акцента на том или ином содержащемся в нём слове.
Для кого-то это слово «как», то есть что делать, чтобы отыскать своё место в обществе.
Для кого-то – «своё», то есть как понять, что это именно твоё место.
Для кого-то слово «место», то есть разобраться – это место работы, или место в семье, или место в общественной жизни.
Попробуем сегодня вместе найти ответы на эти вопросы.
Ответы обучающихся.
А какие у вас возникают ассоциации, образы, когда вы представляете человека, который нашёл своё место в обществе?
Ответы обучающихся.
Как вы считаете, такие понятия как «смысл жизни», «счастье», «успех» связаны с поиском своего места в обществе? Если да, то как? Аргументируйте свой ответ.
Ответы обучающихся.
Как понять, нашёл ли ты здесь своё место в обществе? Существуют ли какие-то критерии такой оценки?
Ответы обучающихся.
Основная часть
В продолжение нашего обсуждения предлагаю посмотреть и обсудить фрагмент одного фильма, в котором ваши ровесники ищут ответы на те же вопросы.
Демонстрация фрагмента фильма «Живой город». Часть 1.
Архип считает, что настоящее счастье человек может испытать тогда, когда принесёт кому-то пользу. Арина считает, что это невозможно. А как считаете вы?
Ответы обучающихся.
Как этот сюжет связан с темой нашего разговора?
Ответы обучающихся.
Архип хочет доказать Арине, что и она может испытать это чувство, и предлагает ей спор. Как вы думаете, чем закончится этот спор? Можете предположить, почему Архип вообще его затеял?
Ответы обучающихся.
Мы услышали мнения друг друга, а теперь давайте досмотрим отрывок до конца.
Демонстрация фрагмента фильма «Живой город». Часть 2.
Мы увидели, что Арине удалось испытать чувство, о котором Архип говорил в начале сюжета. Благодаря чему это произошло? В чём заключалась помощь Архипа?
Ответы обучающихся.
(важно обратить внимание обучающихся на два важных аспекта: Архип не просто предложил Арине помочь кому-то, а сначала помог ей проанализировать свои интересы и увлечения, найти то дело, которое приносит ей удовольствие. И только после этого помог ей найти ситуацию, через которую она увидела, что результаты её труда доставляют искреннюю радость другим людям. Именно сочетание этих двух факторов позволило Арине ощутить себя нужной и счастливой).
Как вы думаете, повлияет ли произошедшая с Ариной ситуация на её дальнейшую жизнь? Легко ли Арине будет найти своё место в обществе?
Ответы обучающихся.
А какое название вы бы предложили для этого фильма? Почему?
Ответы обучающихся.
Этот фильм называется «Живой город», мы посмотрели только его фрагменты, весь фильм вы можете посмотреть по ссылке https://kinouroki.org/jivoy-gorod.
Послушайте одну притчу.
Однажды странник попал в город, где шло грандиозное строительство. Мужчины ворочали большие камни под палящим солнцем. «Что ты делаешь?» − спросил наш герой у одного из рабочих, который медленно тащил булыжник. «Ты что, не видишь − камни таскаю!» − зло ответил тот. Тут странник заметил другого рабочего, который волок телегу с большими камнями, и спросил: «Что ты делаешь?» «Я зарабатываю на еду для своей семьи», − получил он ответ. Странник подошёл к третьему рабочему, который занимался тем же, но работал энергичнее и быстрее. «Что делаешь ты?» «Я строю храм», − улыбнулся тот.
О чём эта притча? В чём её основной посыл? Как она связана с темой нашего сегодняшнего разговора?
Ответы обучающихся.
Верно, эта притча о том, что каждый воспринимает свой путь, труд, учёбу, своё дело по-своему. Одно и то же дело – для одного может быть в тягость, для другого – необходимостью, а для третьего – радостью. Как вы думаете, кто из трёх рабочих, к которым подошёл странник, ощущает себя на своём месте? Почему?
Ответы обучающихся.
(важно подвести детей к выводу, что во многом ощущение, что ты нашёл своё призвание, своё дело, своё место в обществе, зависит от выстраивания собственного отношения к тому, чем ты занимаешься, от понимания его значимости и пользы для окружающих).
Ребята, а какое название для этой притчи вы бы предложили? Почему?
Ответы обучающихся, обсуждение.
Как вы считаете, поиск своего места в жизни связан только с профессиональной деятельностью? Может ли человек ощущать себя нужным, востребованным, не реализовав себя профессионально? Аргументируйте свой ответ.
Ответы обучающихся.
Методический комментарий. Учитель может напомнить обучающимся о фрагменте из фильма «20 лет спустя», который обсуждался в прошлом учебном году в рамках занятия «Традиционные семейные ценности», обсудить фразу героини «Я работаю мамой», ответить на вопросы: героиня фильма нашла своё место в жизни? В чём заключается её роль в обществе? Учитель. Ребята, а как вы считаете, знает ли кто-то наверняка про другого человека, чем ему лучше заниматься, какое место в обществе точно ему подходит? Ответы обучающихся.
Заключительная часть
1. Разные пути, которые приводят к разным целям (разному месту в обществе).
2. Один путь, ведущий к одной цели (к конкретному месту в обществе).
3. Разные пути, приводящие к одной цели (к конкретному месту в обществе).
Перед вами разные модели движения к цели, поиска своего места в обществе. Какая из них, на ваш взгляд, наиболее правильная?
Если человек на протяжении жизни кардинально меняет сферу своей деятельности, означает ли это, что он так и не смог найти своё место в обществе?
Означает ли, что найти место в обществе – это значит найти то дело, которым ты будешь заниматься всю свою жизнь?
Ответы обучающихся, обсуждение.
(важно, чтобы обучающиеся пришли к выводу, не существует неправильных моделей поиска своего места в обществе, этот процесс многогранен. И каждый идёт своим путём. Прекрасно, когда человек сразу понял, кем хочет быть и идёт к этому намеренно тем путём, который изначально для себя выстроил. Но и вполне естественно, когда на разных этапах своей жизни, человек может заниматься абсолютно разными вещами, и при этом чувствовать себя нужным и востребованным. Добившись определённых результатов в одном деле, человек может ставить другие цели и реализовываться в них. А может пробовать себя в разных направлениях, понимать, что это не его, и затем найти то своё, одно-единственное).
На разных занятиях мы с вами знакомимся с федеральными и региональными проектами и программами для школьников РДДМ, общества «Знания», Российского военно-исторического общества и т.д. Как участие в такого рода проектах могут помочь в поиске своего места в обществе?
Ответы обучающихся
Участие во всероссийских и региональных проектах и программах – это возможность лучше узнать себя, свою страну, ее людей и историю, развить полезные знания и навыки, чтобы в будущем занять свое место в обществе и быть счастливым.
А теперь я вас попрошу разделиться на группы и составить несколько вопросов, ответив на которые легче будет понять направления поиска своего места в жизни.
Работы в группах, по окончании выполнения задания каждая группа презентует и обосновывает свои варианты.
Методический комментарий. Если обучающиеся не готовы к описанной выше форме работы, то учитель может предложить вставить пропущенные слова в вопросы, ответы на которые, по мнению психологов, помогут понять направления поиска своего места в жизни.
1. Какие виды деятельности (дела, хобби, проекты) меня заряжают __________(энергией)?
2. Какие у меня __________ (сильные) стороны?
3. Какие учебные предметы мне _______ (интересны), _______(легко) даются? В каких учебных предметах у меня есть ____ (успехи)?
4. Что у меня получается делать ________ (лучше всего)?
5. В каких видах деятельности (проектах) я мог бы ___________(попробовать) себя уже сейчас?
6. Как то, что я умею, люблю делать, могло бы быть _________ (полезным) другим людям?
7. Есть ли в моём окружении люди, на которых мне хотелось бы быть _______ (похожим)?
8. Какие __________(качества) и ________(навыки) пригодятся в любом деле, в любой профессии?
9. В какое направление жизни моего края, страны, мира я хотел бы внести свой ______(вклад)?
Вы прекрасно справились с заданием! Теперь у вас есть небольшой чек-лист, который поможет определить направление вашего дальнейшего жизненного пути.
Давайте подумаем все вместе, какими качествами должен обладать человек, чтобы у него получилось найти своё призвание, выйти на дорогу, где он сможет реализовать себя, стать полезным другим, найти своё место в обществе?
Ответы обучающихся
Качества, которые вы назвали очень тесно связаны с традиционными российскими ценностями – любовь в Родине, семье, людям, созидательный труд, взаимопомощь, дружба и т.д.
А это значит, найти свое место в обществе – это соответствовать его ценностям и традициям, любить то, чем занимаешься и приносить пользу людям, своей стране.
Вы только в начале своего жизненного пути, сейчас самое подходящее время пробовать себя в разных направлениях, нащупывать те виды деятельности, которые дают вам ощущение удовлетворения от того, что вы делаете. Главное – не бояться пробовать и не бояться ошибаться. Любой наш шаг, любое дело – это вклад в наше будущее. Пусть сегодня мы этот путь и начнём.
Дополнительно учитель может предложить школьникам написать письмо самому себе через 20 лет.
Связь с учебными предметами
Литература: изучение художественных произведений о поисках своего места в обществе.
История: знакомство с биографиями писателей, исторических деятелей.
Предметы естественно-научного цикла, математика: знакомство с историей науки, с путём в профессию учёных, о которых идёт речь на страницах учебников (Д. И. Менделеев, М. В. Ломоносов, А. С. Попов, В. И. Вернадский и др.).
Технология: знакомство с профессиями, где пригодятся навыки, полученные школьниками во время изучения учебного предмета.
Дополнительные материалы
1. Сайт «Горячее сердце», Всероссийская общественно-государственная инициатива с международным участием: https://cordis.fondsci.ru/.
2. Сайт Всероссийского конкурса «Моя страна – Моя Россия»: https://moyastrana.ru/.
3. Сайт Движение первых РДДМ «Движение Первых» (xn-- 90acagbhgpca7c8c7f.xn--p1ai)). 4. Сайты университетов и колледжей региона, которые готовят к разным профессиям.
5. Сайт проекта «Работа России» https://trudvsem.ru/.
6. Сайт Атласа профессий будущего https://atlas100.ru/catalog/.
7. План основных мероприятий по проведению года Семьи в России: http://government.ru/news/50603/.
Использованный материал:
https://razgovor.edsoo.ru/topic/88/grade/1011/
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.