Сценарий занятия «Крым и Севастополь: 10 лет в родной гавани» (5-11 класс)
Цель занятия:
знакомство с основными вехами российской истории, касающимися крымского полуострова;
формирование чувства сопричастности к событиям прошлого и настоящего;
воспитание патриотизма и гражданственности.
Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, служение Отечеству.
Основные смыслы: Крым и Севастополь имеют особое значение для России. Решение жителей Крыма и Севастополя воссоединиться с Россией 10 лет назад – осознанный выбор, который восстановил историческую справедливость и позволил регионам возродиться и стабильно развиваться.
Рекомендуемая форма занятия: беседа.
Сценарий
Мотивационная часть
18 марта мы отмечаем праздник, который стал государственным совсем недавно. В этом году ему исполняется 10 лет. Это – День воссоединения Крыма и Севастополя с Россией.
Давайте перенесёмся на 10 лет назад в тот самый момент, когда по образному выражению Президента России В. В. Путина, Крым и Севастополь вернулись «в родную гавань».
Демонстрация видеоролика «Крым и Севастополь возвращаются домой».
В прошлом году мы подробно рассматривали события, произошедшие на Крымском полуострове 10 лет назад.
Давайте вспомним, почему в 2014 году Россия пришла на помощь жителям Крыма и Севастополя?
Какие события предшествовали этому?
Почему произошедшие события вошли в историю как «Русская весна»?
Ответы обучающихся.
Несмотря на то, что после распада Советского Союза в 1991 году Крым оказался в составе Украины, абсолютное большинство многонационального населения полуострова было русскоговорящим. Для крымчан язык Пушкина и Толстого – всегда был родным языком, поэтому, когда власти Украины взяли курс на запрет русского языка, намеренно стали искажать факты нашей общей истории, жители Севастополя и Крыма выходили на акции протеста, отстаивая своё право говорить и учиться на русском языке, защищая свои ценности и традиции.
Давайте вспомним основные события Русской весны, восстановим историю воссоединения Крыма и Севастополя с Россией.
Учитель предлагает обучающимся вспомнить события, которые произошли в дату, указанную на ленте времени. При нажатии на кнопку «Читать» появляется описание события.
Демонстрация видеоролика «Крымская весна».
Возвращение Крыма и Севастополя принято считать восстановлением исторической справедливости, поскольку история России, история Русского мира неразрывно связаны с Крымским полуостровом, с его историей и культурой.
Основная часть
За последние годы поток туристов в Крым увеличился в 2,5 раза. Несомненно, ещё и потому, что люди хотят узнать больше интересных фактов об этой земле и увидеть удивительно красивые места.
Давайте и мы совершим историческое путешествие по Крымскому полуострову.
Учитель запускает интерактивную карту полуострова Крым.
988 год. Место, в котором мы находимся, называется Херсонес Таврический, сегодня это часть современного города Севастополя. Событие, которое произошло в этом месте, имеет огромное значение для нашей страны. Что это за событие?
Ответы обучающихся.
Здесь, в Херсонесе Таврическом, князь Владимир принял крещение в 988 году. Формирование Древнерусского государства в IX–X веках было сложным процессом, и принятие здесь, на Крымском полуострове, христианства было важной частью его становления.
Сегодня «Херсонес Таврический» – это музей под открытым небом, один из главный исторических и культурных центров России.
1783 год. Эпоха правления Екатерины Великой. Российская империя включает Крым в свой состав. Выход к Чёрному морю открывал для России широкие возможности для развития торговли, хозяйственного освоения новых земель, укрепления её положения на международной арене.
В этом же году основан город, который в будущем получит звание города-героя и станет символом Черноморского флота. Что это за город?
Ответы обучающихся.
Это город Севастополь, ставший главной базой русского Черноморского флота.
Кстати, догадайтесь, в каком городе в Крыму находится самое большое количество памятников?
Ответы обучающихся.
Самое большое количество памятников в Крыму в городе-герое Севастополе. Здесь насчитывается более 2015 памятников истории и культуры, включая античные.
Севастополь ещё называют патриотической столицей Россией, кто знает почему? О каких героических событиях, произошедших на полуострове, жители Крыма бережно хранят память?
Ответы обучающихся.
В продолжение нашего обсуждения посмотрим сюжет о мужестве и героизме защитников Севастополя.
Демонстрация видеоролика «Севастополь – город доблести и славы».
После Великой Отечественной войны 12 городов получили статус «Город-герой». Есть ли такие города в Крыму? За что города получают такое звание?
Ответы обучающихся (Севастополь, Керчь).
Справка для учителя (В годы Великой Отечественной войны Крым и Севастополь становятся театром военных действий. Главная база Черноморского флота вновь выдерживает продолжительную оборону. Вечной славой покрыла себя советская морская пехота в десантных операциях в Крыму: Евпаторийской и Керченско-Феодосийской. Чёрные бушлаты не раз вступали в бой с противником, вооружённым тяжёлой техникой и имеющим многократное численное превосходство. Примером мужества и стойкости стали действия подземного гарнизона Аджимушкайских каменоломен. Храбро сражались в горах Крыма отряды партизан. Все они приблизили тот день, когда 11 апреля 1944 года на горе Митридат взвилось красное знамя над освобождённой Керчью, а менее чем через месяц такое же знамя развернули солдаты-освободители над Сапун-горой в Севастополе. Именно в Крыму в 1945 году состоялась Ялтинская конференция, на несколько десятилетий определившая принципы послевоенного мироустройства).
Что вы можете сказать о героизме крымчан? Каким образом, по-вашему, события тех далёких лет сказались на характере жителей Крыма, Севастополя – моряках, потомственных офицерах? Почему именно в Севастополе началась «русская весна», которая быстро охватила весь Крым?
Ответы обучающихся.
Почему сохранение исторической памяти о мужестве и героизме защитников Севастополя важно не только для крымчан, но и для жителей всей нашей страны? В чём проявляется значимость и ценность Крыма для России?
Ответы обучающихся.
(в ходе обсуждения обучающиеся с помощью учителя приходят к выводу о том, что Крым – это неотъемлемая часть России, её многовековой истории. Мы гордимся мужеством и героизмом крымчан, бережно храним память об истории Крыма).
Заключительная часть
За годы нахождения в составе Украины инфраструктура полуострова пришла в абсолютный упадок. С марта 2014 года началось активное восстановление экономики и инфраструктуры Крыма и Севастополя.
За 10 лет было реализовано множество проектов, которые невозможно было осуществить до воссоединения с Россией. Ребята, кто из вас был в Крыму? О каких изменениях, произошедших на полуострове за последние 10 лет, вы знаете?
Ответы обучающихся.
Давайте посмотрим, как преобразились Крым и Севастополь за 10 лет.
Демонстрация видеоролика «Крым и Севастополь – 10 лет дома».
А какое значение развитие Крыма и Севастополя имеет для России в целом?
Ответы обучающихся.
Десятилетний период с момента возвращения Крыма и Севастополя в состав России способствовал экономическому и культурному возрождению полуострова, и это придало импульс развитию и страны в целом (строительство Крымского моста и трассы «Таврида» способствовало развитию российского внутреннего туризма, более удобной транспортной логистике. Крым вносит существенный вклад в развитие российского здравоохранения и санаторно-курортного лечения, сельского хозяйства (ягоды, фрукты, зерно, подсолнечник), машиностроения, энергетики и т.д.)
Демонстрация видеоклипа «Крым и Россия, Россия и Крым».
Развитие Крыма и Севастополя в составе России продолжается, впереди еще целый ряд уникальных и грандиозных проектов. О некоторых из них, которые совсем скоро будут воплощены на крымской земле, расскажет их автор и идейный вдохновитель Председатель Патриаршего Совета по культуре, митрополит Симферопольский и Крымский Тихон (Шевкунов).
Демонстрация интервью с федеральным спикером.
Для многих туристов поездка в Крым – это пляжный отдых: особый воздух, много солнца и моря! Но Крым – это ещё и древнейшие города, храмы с тысячелетней историей, императорские дворцы, цветные озёра, горы на месте вулканов, водопады и пещеры. Крым – это история, которую нужно знать каждому!
Дополнительный блок (на усмотрение учителя).
Учитель предлагает обучающимся выполнить интерактивное задание и проверить, насколько хорошо они знакомы с Крымом.
Интерактивное задание «10 интересных фактов про Крым».
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Город может похвастаться 2458 часами солнечной погоды в году, а это целых 245 дней.
8.
9.
10.
Демонстрация видеоклипа «Крым в сердце каждого из нас».
Связь с учебными предметами
Обществознание: обсуждение проблематики, связанной с функциями государства, патриотизмом.
История: работа с информацией по истории страны в разные её периоды, в том числе – в годы Великой Отечественной войны, в послевоенное время.
Дополнительные материалы
История Крыма: в двух томах/ Российское историческое общество [и др.]; ответственный редактор А. В. Юрасов. Москва: Кучково поле, 2017.
Документальный фильм «Крым. Путь на родину» https://www.youtube.com/watch?v=PGGNXIQXlcU&t=1s.
Ролик «Крым. Портал времени» https://www.youtube.com/watch?v=OYKm9sJc-zw.
Использованный материал:
https://razgovor.edsoo.ru/topic/91/
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.