Сценарий занятия «Крым и Севастополь 10 лет в родной гавани» (5-11 класс)

  • docx
  • 17.03.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Сценарий занятия «Крым и Севастополь 10 лет в родной гавани» (5-11 класс).docx

Сценарий занятия «Крым и Севастополь: 10 лет в родной гавани» (5-11 класс)

 

Цель занятия:

знакомство с основными вехами российской истории, касающимися крымского полуострова;

формирование чувства сопричастности к событиям прошлого и настоящего;

воспитание патриотизма и гражданственности.

 

Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, служение Отечеству.

 

Основные смыслы: Крым и Севастополь имеют особое значение для России. Решение жителей Крыма и Севастополя воссоединиться с Россией 10 лет назад – осознанный выбор, который восстановил историческую справедливость и позволил регионам возродиться и стабильно развиваться.

Рекомендуемая форма занятия: беседа.

 

Сценарий

Мотивационная часть

       18 марта мы отмечаем праздник, который стал государственным совсем недавно. В этом году ему исполняется 10 лет. Это – День воссоединения Крыма и Севастополя с Россией.

       Давайте перенесёмся на 10 лет назад в тот самый момент, когда по образному выражению Президента России В. В. Путина, Крым и Севастополь вернулись «в родную гавань».

Демонстрация видеоролика «Крым и Севастополь возвращаются домой».

      В прошлом году мы подробно рассматривали события, произошедшие на Крымском полуострове 10 лет назад.

      Давайте вспомним, почему в 2014 году Россия пришла на помощь жителям Крыма и Севастополя?

      Какие события предшествовали этому?

      Почему произошедшие события вошли в историю как «Русская весна»?

Ответы обучающихся.

       Несмотря на то, что после распада Советского Союза в 1991 году Крым оказался в составе Украины, абсолютное большинство многонационального населения полуострова было русскоговорящим. Для крымчан язык Пушкина и Толстого – всегда был родным языком, поэтому, когда власти Украины взяли курс на запрет русского языка, намеренно стали искажать факты нашей общей истории, жители Севастополя и Крыма выходили на акции протеста, отстаивая своё право говорить и учиться на русском языке, защищая свои ценности и традиции.

        Давайте вспомним основные события Русской весны, восстановим историю воссоединения Крыма и Севастополя с Россией.

       Учитель предлагает обучающимся вспомнить события, которые произошли в дату, указанную на ленте времени. При нажатии на кнопку «Читать» появляется описание события.

 

Демонстрация видеоролика «Крымская весна».

        Возвращение Крыма и Севастополя принято считать восстановлением исторической справедливости, поскольку история России, история Русского мира неразрывно связаны с Крымским полуостровом, с его историей и культурой.

 

Основная часть

        За последние годы поток туристов в Крым увеличился в 2,5 раза. Несомненно, ещё и потому, что люди хотят узнать больше интересных фактов об этой земле и увидеть удивительно красивые места.

       Давайте и мы совершим историческое путешествие по Крымскому полуострову.

Учитель запускает интерактивную карту полуострова Крым.

988 год. Место, в котором мы находимся, называется Херсонес Таврический, сегодня это часть современного города Севастополя. Событие, которое произошло в этом месте, имеет огромное значение для нашей страны. Что это за событие?

Ответы обучающихся.

       Здесь, в Херсонесе Таврическом, князь Владимир принял крещение в 988 году. Формирование Древнерусского государства в IX–X веках было сложным процессом, и принятие здесь, на Крымском полуострове, христианства было важной частью его становления.

       Сегодня «Херсонес Таврический» – это музей под открытым небом, один из главный исторических и культурных центров России.

 

       1783 год. Эпоха правления Екатерины Великой. Российская империя включает Крым в свой состав. Выход к Чёрному морю открывал для России широкие возможности для развития торговли, хозяйственного освоения новых земель, укрепления её положения на международной арене.

       В этом же году основан город, который в будущем получит звание города-героя и станет символом Черноморского флота. Что это за город?

Ответы обучающихся.

      Это город Севастополь, ставший главной базой русского Черноморского флота.

      Кстати, догадайтесь, в каком городе в Крыму находится самое большое количество памятников?

Ответы обучающихся.

Самое большое количество памятников в Крыму в городе-герое Севастополе. Здесь насчитывается более 2015 памятников истории и культуры, включая античные.

       Севастополь ещё называют патриотической столицей Россией, кто знает почему? О каких героических событиях, произошедших на полуострове, жители Крыма бережно хранят память?

Ответы обучающихся.

 

       В продолжение нашего обсуждения посмотрим сюжет о мужестве и героизме защитников Севастополя.

Демонстрация видеоролика «Севастополь – город доблести и славы».

       После Великой Отечественной войны 12 городов получили статус «Город-герой». Есть ли такие города в Крыму? За что города получают такое звание?

Ответы обучающихся (Севастополь, Керчь).

Справка для учителя (В годы Великой Отечественной войны Крым и Севастополь становятся театром военных действий. Главная база Черноморского флота вновь выдерживает продолжительную оборону. Вечной славой покрыла себя советская морская пехота в десантных операциях в Крыму: Евпаторийской и Керченско-Феодосийской. Чёрные бушлаты не раз вступали в бой с противником, вооружённым тяжёлой техникой и имеющим многократное численное превосходство. Примером мужества и стойкости стали действия подземного гарнизона Аджимушкайских каменоломен. Храбро сражались в горах Крыма отряды партизан. Все они приблизили тот день, когда 11 апреля 1944 года на горе Митридат взвилось красное знамя над освобождённой Керчью, а менее чем через месяц такое же знамя развернули солдаты-освободители над Сапун-горой в Севастополе. Именно в Крыму в 1945 году состоялась Ялтинская конференция, на несколько десятилетий определившая принципы послевоенного мироустройства).

        Что вы можете сказать о героизме крымчан? Каким образом, по-вашему, события тех далёких лет сказались на характере жителей Крыма, Севастополя – моряках, потомственных офицерах? Почему именно в Севастополе началась «русская весна», которая быстро охватила весь Крым?

Ответы обучающихся.

        Почему сохранение исторической памяти о мужестве и героизме защитников Севастополя важно не только для крымчан, но и для жителей всей нашей страны? В чём проявляется значимость и ценность Крыма для России?

Ответы обучающихся.

(в ходе обсуждения обучающиеся с помощью учителя приходят к выводу о том, что Крым – это неотъемлемая часть России, её многовековой истории. Мы гордимся мужеством и героизмом крымчан, бережно храним память об истории Крыма).

 

        Заключительная часть

        За годы нахождения в составе Украины инфраструктура полуострова пришла в абсолютный упадок. С марта 2014 года началось активное восстановление экономики и инфраструктуры Крыма и Севастополя.

      За 10 лет было реализовано множество проектов, которые невозможно было осуществить до воссоединения с Россией. Ребята, кто из вас был в Крыму? О каких изменениях, произошедших на полуострове за последние 10 лет, вы знаете?

Ответы обучающихся.

        Давайте посмотрим, как преобразились Крым и Севастополь за 10 лет.

Демонстрация видеоролика «Крым и Севастополь – 10 лет дома».

      А какое значение развитие Крыма и Севастополя имеет для России в целом?

Ответы обучающихся.

       Десятилетний период с момента возвращения Крыма и Севастополя в состав России способствовал экономическому и культурному возрождению полуострова, и это придало импульс развитию и страны в целом (строительство Крымского моста и трассы «Таврида» способствовало развитию российского внутреннего туризма, более удобной транспортной логистике. Крым вносит существенный вклад в развитие российского здравоохранения и санаторно-курортного лечения, сельского хозяйства (ягоды, фрукты, зерно, подсолнечник), машиностроения, энергетики и т.д.)

Демонстрация видеоклипа «Крым и Россия, Россия и Крым».

        Развитие Крыма и Севастополя в составе России продолжается, впереди еще целый ряд уникальных и грандиозных проектов. О некоторых из них, которые совсем скоро будут воплощены на крымской земле, расскажет их автор и идейный вдохновитель Председатель Патриаршего Совета по культуре, митрополит Симферопольский и Крымский Тихон (Шевкунов).

Демонстрация интервью с федеральным спикером.

        Для многих туристов поездка в Крым – это пляжный отдых: особый воздух, много солнца и моря! Но Крым – это ещё и древнейшие города, храмы с тысячелетней историей, императорские дворцы, цветные озёра, горы на месте вулканов, водопады и пещеры. Крым – это история, которую нужно знать каждому!

Дополнительный блок (на усмотрение учителя).

Учитель предлагает обучающимся выполнить интерактивное задание и проверить, насколько хорошо они знакомы с Крымом.

Интерактивное задание «10 интересных фактов про Крым».

1.

 

 

2.

 

 

 

3.

 

4.

 

 

5.

 

6.

7.

 

Город может похвастаться 2458 часами солнечной погоды в году, а это целых 245 дней.

8.

 

9.

10.

 

 

Демонстрация видеоклипа «Крым в сердце каждого из нас».

 

Связь с учебными предметами

Обществознание: обсуждение проблематики, связанной с функциями государства, патриотизмом.

История: работа с информацией по истории страны в разные её периоды, в том числе – в годы Великой Отечественной войны, в послевоенное время.

Дополнительные материалы

История Крыма: в двух томах/ Российское историческое общество [и др.]; ответственный редактор А. В. Юрасов. Москва: Кучково поле, 2017.

Документальный фильм «Крым. Путь на родину» https://www.youtube.com/watch?v=PGGNXIQXlcU&t=1s.

Ролик «Крым. Портал времени» https://www.youtube.com/watch?v=OYKm9sJc-zw.

 

Использованный материал:

https://razgovor.edsoo.ru/topic/91/


 

Скачано с www.znanio.ru