Сценарий занятия по теме "танграм"
Оценка 5

Сценарий занятия по теме "танграм"

Оценка 5
doc
математика
5 кл
28.11.2021
Сценарий занятия по теме "танграм"
сценарий занятия по "Наглядной геометрии" 5 класс
Сценарий занятия.doc

Тема занятия: «Математические головоломки. Танграм.»

Методическое обоснование темы.

Место данного занятия в структуре программы внеурочной деятельности: занятие «Геометрические головоломки. Танграм.» проводится в рамках реализации программы «Наглядная геометрия» внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления.

Возраст: 5 класс

Формы проведения: фронтальная форма, работа в парах, работа в группах

Эффективность: формирование интереса к изучению геометрических фигур, развитие логического и конструкторского мышления.

Условия реализации: презентация к занятию, раздаточный материал (набор геометрических фигур, квадрат «Танграм»), ножницы, проектор.

Цели занятия: познакомить обучающихся с геометрической головоломкой – Танграм, повторить знания об изученных геометрических фигурах.

Задачи:

1.       Вспомнить признаки геометрических фигур.

2.      Начать формирование начальных элементов конструкторского мышления

3.      Способствовать привитию интереса к изучению геометрических фигур.

4.      Развивать логическое и образное мышление.

5.      Формировать эстетическое наслаждение от выполненной работы.

Формирование УУД:

·        Личностные:  умение понимать смысл поставленной задачи, ясно и четко излагать свои мысли в устной речи; самооценка результатов деятельности; умение работать командой, формирование  начальных элементов  конструкторского мышления; усилить развитие логического мышления и пространственных представлений детей;

·        Предметные:  умение различать геометрические фигуры, формирование представления об игре «Танграм».

·        Метапредметные:  

ü  Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

ü  Познавательные УУД: логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей и с восстановлением недостающих.

ü  Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

 

Мотивация к деятельности (слайд 1-2)
Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение? Настроены ли вы на занятие?

Чтобы спорилось нужное дело,

Чтобы в жизни не знать неудач,

В экспедицию отправимся смело,

В мир примеров и разных задач.

А девизом нашего урока буду такие слова:

Думать — коллективно!

Решать — оперативно!

Отвечать — доказательно!

Бороться — старательно!

И открытия нас ждут обязательно!

Актуализация необходимых знаний

На прошлом занятии мы с вами говорили о геометрических фигурах. Давайте вспомним, какие геометрические фигуры мы изучили? (слайд 3)

Назовите виды треугольников и четырехугольников. (Фронтальная работа)

У вас на столе лежат геометрические фигуры, отделите треугольники от четырехугольников.  (Работа в парах).

Расположите фигуры на столе в определенном порядке: (слайд 4)

квадрат, прямоугольный треугольник, ромб, остроугольный треугольник, тупоугольный треугольник, параллелограмм, прямоугольник. (слайд 5)

Переверните фигуры и прочитайте тему нашего занятия. (слайд 6)

 Танграм – это геометрическая головоломка.

Попробуйте сформулировать цель нашего занятия: что узнаем и чему научимся сегодня

(ученики  формулируют цель занятия, выдвигают предположения).

Правильно! Сегодня мы узнаем, что такое «Танграм» и научимся играть в эту игру.

Организация познавательной деятельности

Головоломки – игрушки на все времена. До появления компьютерных и бурного развития настольных игр, одним из основных развлечений для большинства людей была игра - головоломка "Танграм". В наше время  много людей увлекается головоломками. Они любимы не только детьми, но и взрослыми. Игра помогает развивать логическое мышление, геометрическую интуицию. Это способ отвлечения от повседневных проблем и направлен на развитие различных мыслительных процессов - сопоставление, обобщение, установление последовательности, определение отношений «целое» - «часть». Все эти умения необходимы будущим математикам. (слайд 7)

Тангирам  - головоломка, которую придумали в Китае. В переводе с китайского, обозначает 7 дощечек мастерства. Состоит танграм из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.).

 У вас на партах лежат квадраты. На обратной стороне квадрат разделен на семь плоских фигур. Возьмите ножницы и разрежьте квадрат на эти фигуры. Теперь у каждого из вас есть «Танграм» (слайд 8)

Перечислите,  из каких фигур состоит «Танграм»

Суть игры заключается в конструировании на плоскости разнообразных предметных силуэтов, напоминающих животных, людей, предметы быта, транспорт, буквы, цифры, цветы и т.д. Всего насчитывают более 7 000 различных комбинаций. Самые распространенные из них - фигуры животных, птиц и человека.

Физкультминутка: (слайд 9)

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать,

Шесть – успокоиться и сесть.

Правила игры(слайд 10)
 В каждую собранную фигуру должны входить все семь элементов.
 При составлении фигур элементы не должны налегать друг на друга.
 Элементы фигур должны примыкать один к другому.
 Начинать нужно с того, чтобы найти место самого большого треугольника.
В результате игры получается плоскостное силуэтное изображение. Оно условно, схематично, но образ легко угадывается по основным характерным признакам предмета: его строению, пропорциональному соотношению частей и форме. 
Типы задач, решаемых танграмом.   (слайд 11-12)
1. Нужно сложить фигуру по контурному рисунку.
2. Нужно сложить фигуру по рисунку со сплошной заливкой, при котором не видно границ элементов.         
Попробуйте сложить квадрат. (слайд 13)

Сложите фигуру, показанную на доске.(слайд 14-15)

Игра «Сложи фигуру» (работа в группах)  (слайд 16-17)

Учащимся предлагается сложить фигуры. Количество фигур соответствует количеству ребят в группе. Нужно объяснить, что задание выполняется на скорость. Можно складывать фигуры всем вместе, можно разделить фигуры и складывать каждому свою фигуру. Решение принимают сами дети. Затем проверяется правильность сложения фигур. Определяется выигравшая команда.

Применение танграма  (фронтальная беседа) (слайд 18)

Сегодня мы узнали, что такое «Танграм». А как вы думаете, где можно встретить  и применить эти знания?

Танграм во всех его проявлениях можно встретить, начиная от дизайна одежды, заканчивая архитектурой и ландшафтным дизайном.

Рефлексия деятельности

 «Пантомима». 

 Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.

( слайд 19- 20)

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились

 


Тема занятия: «Математические головоломки

Тема занятия: «Математические головоломки

Познавательные УУД: логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей и с восстановлением недостающих

Познавательные УУД: логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей и с восстановлением недостающих

Организация познавательной деятельности

Организация познавательной деятельности

Типы задач, решаемых танграмом

Типы задач, решаемых танграмом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.11.2021