Сценарий занятия «Россия в мире» 1-2 класс
Цель занятия: познакомить учащихся с особенностями природного и культурного богатства России, отражающими уникальность нашей страны в мире; воспитывать сопричастность к значимости России в мире, к сохранению и дальнейшему развитию природного и культурного потенциала страны.
Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, служение Отечеству.
Планируемые результаты.
Личностные:
осознавать, что природные и культурные богатства России являются уникальными и неповторимыми;
испытывать чувство гордости за открытия и достижения России, определившие развитие многих процессов в мире.
Метапредметные:
проявлять активность при восприятии и оценке текстовой и видеоинформации (в соответствии с учебной задачей);
строить речевое высказывание: отвечать на вопрос, выражать своё мнение, формулировать суждения, описывать иллюстрации;
участвовать в коллективном формулировании вывода по результатам обсуждения;
соблюдать правила ведения диалога.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагментов, презентации, включает в себя анализ текстовой информации и иллюстраций.
Структура занятия
Часть 1. Мотивационная
Вводная информация поможет развернуть разговор в основной части занятия. Важно поддержать возникающее в беседе чувство гордости за величие Родины.
Часть 2. Основная
Просмотр видеоматериала и его обсуждение. Эта часть занятия о том, какие уникальные природные и культурные объекты, достижения российских учёных и писателей известны миру и обеспечивают авторитет страны. Важно поддержать возникающее при просмотре видеоматериалов эмоционально-положительное отношение к родной стране. Выполнение интерактивного задания «Путешествие по России» расширяет кругозор обучающихся. Воображаемая экскурсия с представлением башен Московского Кремля, основных достопримечательностей Санкт-Петербурга позволяет познакомить с наиболее значимыми объектами России. Обучающиеся обсуждают иллюстративный материал, разыгрывают воображаемую ситуацию и выполняют интерактивные задания.
Часть 3. Заключение
Подведение итогов состоявшегося обсуждения.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная
Вступительное слово
Каждый человек, живущий в России, любит родную страну. Сегодня мы поговорим о том, чем наша страна удивительна и уникальна, о том, что достижениями нашей страны восхищаются в других странах.
И красива, и богата
Наша Родина, ребята.
Долго ехать от столицы
До любой её границы.
Всё вокруг своё, родное:
Горы, степи и леса:
Рек сверканье голубое,
Голубые небеса.
Часть 2. Основная
Учитель.
Уникальное географическое положение, богатая история и великая культура — всё это Россия! Посмотрим видео.
Демонстрация видео «Моя Россия» https://razgovor.edsoo.ru/video/1852/
(дикторский текст).
Россия, наша Родина, уникальна и неповторима. Россия – самая большая по территории страна в мире, которая расположена сразу в двух частях света: Европе и Азии.
Наша страна очень красива и богата. Это настоящая кладовая планеты, ведь по разнообразию полезных ископаемых и природных ресурсов с нашей страной не может сравниться ни одно государство мира.
Россия настолько огромна, что в одной её части – на востоке уже наступает ночь, в другой – на западе, день в полном разгаре. Где-то идёт снег, а где-то – светит солнце.
Россия – это пример мужества и героизма в тяжёлые времена военных испытаний. Мы можем гордиться своей родиной, ведь именно она сыграла решающую роль в освобождении мира от злой напасти – фашизма. Этот великий подвиг навсегда в памяти всех народов.
Мы живём в легендарной стране, в которой родились великие люди, известные на весь мир: Пушкин, Толстой, Чехов, Чайковский, Станиславский.
Мы первыми покорили космос, а наши учёные и конструкторы до сих пор удивляют планету своими изобретениями.
Рассмотрим карту. Россия – самая большая по территории страна в мире, расположенная в двух частях света: Европе и Азии. Когда в Москве, столице нашей Родины, заканчивается рабочий день, в городе Петропавловске-Камчатском начинается уже новый день, и ребята спешат в школу, а взрослые на работу. Давайте совершим путешествие по нашей стране. Отправимся мы в наше виртуальное путешествие из Петропавловска-Камчатского, где увидим знаменитые вулканы. Затем с Камчатки на самолёте перелетим во Владивосток, а потом на поезде из Владивостока отправимся по железной дороге в Москву. Путь от Владивостока до Москвы занимает не менее 6 суток, и это одна из самых протяжённых железных дорог в мире.
Интерактивное задание №1 «Достопримечательности России». https://razgovor.edsoo.ru/topic/37/grade/12/
Содержание задания: обучающимся демонстрируется карта-схема России, на которой нанесены маркеры отдельных природных и географических объектов:
Вулканы Камчатки
Самое большое количество вулканов и гейзеров расположено на полуострове Камчатка.
Здесь расположено 300 потухших вулканов и 29 действующих, среди которых самый большой в Евразии — Ключевская сопка (высота 4750 м).
Озеро Байкал
Байкал относится к числу самых древних водоёмов нашей планеты. Возраст этого озера насчитывает 25 миллионов лет. Оно самое глубокое на планете и отличается уникальным растительным и животным миром. Байкальская нерпа — это такой вид тюленя, который встречается только на Байкале.
Ленские столбы
Природный парк «Ленские столбы» – это уникальные по красоте скальные образования. Самые высокие из скал возвышаются на 200 м. Столбы отделены друг от друга глубокими и крутыми оврагами, заполненными обломками горной породы.
Казань
Казанский Кремль ведёт свою историю с XIII–XV веков. На огороженной белокаменными стенами территории Кремля находятся «падающая» башня, главная мечеть Татарстана Кул-Шариф, Благовещенский собор и другие уникальные памятники.
Москва
Кремль, расположенный на Боровицком холме, — это древнейшая часть Москвы. Кремль построен в XV веке, а внутри стен расположены уникальные памятники разных эпох, дворцы и соборы. К стенам Кремля примыкает Красная площадь, на которой находятся Лобное место, памятник Минину и Пожарскому, Собор Василия Блаженного.
Санкт-Петербург
Город, основанный в 1703 г. Петром I. Самые известные строения и памятники Санкт-Петербурга: Петропавловская крепость, Зимний дворец, Исаакиевский и Казанский соборы, Александровская колонна, Медный всадник.
Количество точек, которые будут актуализированы, педагог определяет исходя из времени, которое он отведёт на выполнение этого задания.
Представим, что к нам в гости должны приехать наши сверстники из другой страны, например, Китая или Монголии. Они никогда не были в России, и мы должны показать им нашу столицу – Москву. Какие достопримечательности Москвы мы им покажем?
(Ответы детей: Красную площадь).
Красная площадь – «сердце» не только Москвы, но и всей России. Пожалуй, мало найдется в мире людей, которые не знают главной достопримечательности нашей страны. И все восхищаются её красотой и величием. Я предлагаю нам вообразить, что мы находимся на Красной площади и любуемся Кремлём.
Первый вариант продолжения сценария.
Разыграем воображаемую ситуацию. На листочках, которые я вам раздала, вы прочитаете то, что нам могли бы рассказать некоторые башни Кремля. Каждый из вас может исполнить роль какой-нибудь башни. Послушаем их «разговор».
(Ответы детей:
Ученик 1: «Я – башня Тайницкая. Подо мной когда-то располагался тайный ход из Кремля в сторону Москвы-реки».
Ученик 2: «А я – самая высокая башня, башня-великан. Мой рост 80 метров. И зовут меня Троицкая башня».
Ученик 3: «А я – Кутафья башня. Про меня говорят: «Мал да удал». Я самая маленькая из Кремлёвских башен, но зато я – самая храбрая. Я – башня сторожевая! И стою впереди всех!»
Ученик 4: «А я – самая главная башня Кремля! Увидит меня на открытке или фотографии житель любой страны мира и скажет – это Москва. А узнают меня по Кремлёвским курантам. Зовут меня Спасская башня»).
Второй вариант продолжения сценария.
Рассмотрим карту-схему Кремля. Узнаем о некоторых его башнях.
Интерактивное задание №2 «Башни Московского Кремля». https://razgovor.edsoo.ru/topic/37/grade/12/
Цель и содержание задания: знакомство с башнями Кремля. На экране появляется карта-схема Московского Кремля. При выборе башен (Троицкая, Боровицкая, Кутафья, Спасская) появляется их увеличенная фотография и дополнительная информация.
Боровицкая башня. По легенде её название происходит от названия одного из семи холмов, на котором стоит Москва. Боровицкие ворота – это единственные постоянно действующие проездные ворота Кремля.
Троицкая башня – главная башня на западной стороне. Высота башни со стороны Александровского сада – 80 м (вместе со звездой).
Кутафья башня – невысокая, единственная сохранившаяся башня, которая служила для защиты мостов. Она была грозной преградой для нападавших.
Спасская башня – её ворота, выходящие на Красную площадь, всегда были главным парадным въездом в Кремль. И именно на этой башне установлены знаменитые часы – куранты.
Какая башня вас больше всего заинтересовала? Почему? Расскажите.
(Ответы детей).
Предлагаю продолжить путешествие и показать гостям северную столицу Россию. Так часто называют Санкт-Петербург.
Рассмотрите фотографии. Перед вами центр Санкт-Петербурга: Зимний дворец, Медный всадник, Исаакиевский и Казанский соборы.
Одно из красивейших зданий Санкт-Петербурга – Зимний дворец. В нём размещается Эрмитаж – второй по величине во всём мире художественный музей. Это сокровище произведений живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.
Вспомните, мы с вами говорили об уникальных часах Кулибина. Их и сейчас можно увидеть в залах Эрмитажа.
Но, кроме природных особенностей, особой архитектуры нашу страну делают уникальной и те открытия, которые совершили в разное время российские учёные и исследователи, и те достижения, которые прославили страну.
Рассмотрите фотографии, узнали ли вы, кто это и что это? Расскажите, что объединяет эти фотографии.
(Ответы детей)
Самым первым нашим космическим достижением стал запуск в 1957 году искусственного спутника Земли – Спутника №1. Именно этот небольшой шар открыл «космическую эру» в истории человечества. Мы гордимся, что наши российские учёные первыми создали космические корабли, а Юрий Гагарин – стал первым человеком в космосе. И в наши дни Россия продолжает активно участвовать в изучении космоса. Например, реализует масштабный проект – в особых природных условиях Амурской области строит космодром Восточный.
А какие открытия российских учёных вы ещё можете назвать?
Вспомните наше занятие о Дне российской науки.
(Ответы детей).
Славу страны создавали и те, кто жил очень давно, и те, кто живёт сейчас. Россия известна в мире и своими спортивными достижениями. А кто-то из вас смотрел фильмы «Движение вверх», «Легенда №17», «Лев Яшин. Вратарь моей мечты»? Расскажите о них.
(Ответы детей).
«Легенда №17» рассказывает об истории жизни талантливого хоккеиста Валерия Харламова, а «Движение вверх» о том, как наша баскетбольная команда в решающем матче победила фаворита соревнований – американскую сборную.
Наши спортсмены совершили невероятное: проигрывая, они на последних секундах матча точным броском мяча в кольцо, вырвали победу у противника.
А лучшим вратарём ХХ века был признан Лев Иванович Яшин.
Наши спортсмены являются мировыми лидерами в художественной гимнастике, синхронном плавании, фигурном катании, лыжах и других видах спорта.
Особая гордость страны – это наша культура и искусство. Рассмотрите две фотографии. Чем они похожи, а чем различаются?
На каком языке они написаны? Что на них сообщается? Кто может прочитать?
(Ответы детей).
(Ответы детей: это обложки книг с одинаковыми рисунками, а что написано непонятно, буквы не русские).
Чтобы помочь вам догадаться, что это за книги, я прочитаю вам небольшой отрывок, а ваша задача – узнать, что это за произведение и кто его автор?
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поет
И орешки всё грызёт,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Вот что чудом-то зовут…
(Ответы детей: «Мы знаем эту сказку – «Сказка о царе Салтане», «В этой сказке много чудес», «Эту сказку написал Александр Сергеевич Пушкин»).
Это книги Александра Сергеевича Пушкина, переведённые на другие языки мира. Произведения нашего великого русского поэта любят и читают люди в разных странах. Мы гордимся тем, что в России есть такой поэт. И сколько бы ни прошло времени с тех пор, когда жил Пушкин, его произведения никогда и никто не забудет, настолько они прекрасны.
Ваши товарищи подготовили чтение стихотворных строк Александра Сергеевича. Послушайте их. Выскажите своё впечатление от пушкинских строк.
Чтец 1:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась…
Чтец 2:
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Чтец 3:
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идёт волшебница-зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами…
Расскажите о своих впечатлениях от пушкинских строк.
(Ответы детей).
Учитель.
Вспомним произведение Александра Сергеевича Пушкина – «Сказку о рыбаке и рыбке». Выполним задание.
Интерактивное задание №3 «Сказка о рыбаке и рыбке».
Цель и содержание задания: вспомнить сказку А. С. Пушкина и восстановить последовательность кадров в соответствии с её сюжетом.
День рождения Александра Сергеевича Пушкина – 6 июня. Этот день в России называют Пушкинским днём, а во всём мире 6 июня отмечается День русского языка. Именно в этот день в далёком 1880 году был открыт первый памятник А. С. Пушкину в Москве. А сейчас памятники великому русскому поэту стоят во многих странах и городах мира, есть они даже в Африке, Китае, Мексике и Кубе.
Часть 3. Заключительная
Расскажите, что вам особенно запомнилось на нашем занятии. Что удивило? Заинтересовало?
(Ответы детей).
Мы живём в удивительной стране: самой большой в мире по площади, уникальной по природным и культурным объектам, с великой историей и мужественными людьми. Российским учёным принадлежат величайшие научные открытия, произведениями великих русских поэтов и писателей, художников и композиторов восхищается весь мир.
И нам с вами важно осознавать эти особенности, чтобы ценить, сохранять, а в будущем и преумножать славу нашей страны. Ведь от всех нас зависит будущее нашей страны, будущее России!
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
А Родина – Россия
У нас у всех одна.
Использованный материал:
https://razgovor.edsoo.ru/topic/37/grade/12/
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.