Сценарий занятия "Россия в мире" (3-4 класс)

  • docx
  • 12.02.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Сценарий занятия Россия в мире (3-4 класс).docx

Сценарий занятия на тему: «Россия в мире» (3-4 класс)

 

Цель занятия: познакомить учащихся с особенностями природного и культурного богатства России, отражающими уникальность нашей страны в мире; воспитывать сопричастность к значимости России в мире, к сохранению и дальнейшему развитию природного и культурного потенциала страны.

 

Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, служение Отечеству.

 

Планируемые результаты.

Личностные:

§  осознавать, что природные и культурные богатства России являются уникальными и неповторимыми;

§  испытывать чувство гордости за открытия и достижения России, определившие развитие многих процессов в мире.

Метапредметные:

§  проявлять активность при восприятии и оценке текстовой и видеоинформации (в соответствии с учебной задачей);

§  строить речевое высказывание: отвечать на вопрос, выражать своё мнение, формулировать суждения, описывать иллюстрации;

§  участвовать в коллективном формулировании вывода по результатам обсуждения;

§  соблюдать правила ведения диалога.

 

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает

использование видеофрагментов, презентации, включает в себя анализ текстовой информации и иллюстраций.

 

Структура занятия

Мотивационная часть

       Вводная информация поможет развернуть разговор в основной части занятия. Важно поддержать возникающее в беседе чувство гордости за величие Родины.

Основная часть

        Просмотр видеоматериала и его обсуждение. Эта часть занятия о том, какие уникальные природные и культурные объекты, достижения российских учёных и писателей известны миру и обеспечивают авторитет страны. Важно поддержать возникающее при просмотре видеоматериалов эмоционально-положительное отношение к родной стране. Выполнение интерактивного задания «Путешествие по России» расширяет кругозор обучающихся.  Воображаемая экскурсия с представлением башен Московского Кремля, основных достопримечательностей Санкт-Петербурга позволяет познакомить с наиболее значимыми объектами России. Обучающиеся обсуждают иллюстративный материал, разыгрывают воображаемую ситуацию и выполняют интерактивные задания.

Заключение

Подведение итогов.

 

Сценарий

Мотивационная часть

         Сегодня мы с вами поговорим о нашей удивительной и уникальной стране. Россия – это союз многих народов и культур, это многие поколения учёных и писателей, воинов и обычных людей, которые свои знания и труд посвятили служению Родине. И именно благодаря труду каждого из нас наша Россия становится сильнее и богаче.

Демонстрация видео.

         Россия, как мы уже с вами знаем, самая большая по своей территории страна в мире. Чтобы добраться от Москвы до Владивостока на поезде, нам необходимо не менее 6 суток проехать по одной из самых протяжённых железных дорог в мире. За время поездки по России путешественники увидят множество населённых пунктов, рек и озёр. Назовите их. Основная часть

           Конечно, прежде всего, россияне заботятся о развитии своей Родины, но очень часто достижения России становятся важными для всего мира.

Как вы думаете, когда это происходит?

(Ответы детей: когда удаётся решить какую-то очень важную проблему, сделать очень важное открытие; когда кто-то делает что-то первым).

          Вы слышали такие слова: первооткрыватели, первопроходцы. Почему так говорят? Объясните.

(Ответы детей).

            Первооткрыватель – человек, первый открывший что-то новое, а первопроходцами называют людей, которые проложили новые пути, открыли новые земли. К началу 17 века благодаря усилиям первопроходцев к России были присоединены новые территории, основаны новые поселения, которые позже стали центрами Восточной Сибири и Дальнего Востока.

          Но наши соотечественники изучали не только территорию своей страны, но и далёкие неизвестные земли. Два деревянных парусных шлюпа «Восток» и «Мирный» под управлением Беллинсгаузена и Лазарева совершили экспедицию к Южному полюсу и открыли неизвестный материк Антарктиду.

         Вы только представьте – вокруг высоченные айсберги, а наши мужественные и смелые моряки плывут на деревянных шлюпах!

          Экспедиция опасалась попасть в ледяной капкан, поэтому на сушу моряки так и не высадились, но именно благодаря нашим мореплавателям были определены границы Антарктиды, составлена её карта. Официальной датой открытия Антарктиды считается 28 января 1820 года, когда «Восток» и «Мирный» в первый раз подошли к ледовому континенту.

            Почему, хотя о существовании Антарктиды догадывались и до русской экспедиции, именно благодаря плаванию шлюпов «Восток» и «Мирный» было доказано существование нового континента?

(Ответы детей: наши моряки проплыли вокруг Антарктиды, составили карту Антарктиды).

             Какие качества проявили моряки во время своего плавания?

(Ответы детей: мужество, храбрость, смелость, потому что, чтобы не столкнуться с айсбергами, приходилось постоянно менять курс, а для парусников это сложная и опасная задача).

           Именем Беллинсгаузена названо море у берегов Антарктиды, большой ледник, имя Лазарева носит море у берегов Антарктиды, именами обоих мореплавателей названы полярные станции на Антарктиде. Рассмотрим карту, найдём на ней те имена, о которых мы говорили, узнаем и о других открытиях российских первопроходцев.

Интерактивное задание №1 «Русские имена на карте мира».

(Содержание задания: расширение и закрепление представлений обучающихся о географических открытиях, сделанных российскими первопроходцами и учёными. На интерактивной карте выделены несколько точек: море Беллинсгаузена, остров Петра I, море Лазарева, мыс Дежнёва, мыс Челюскина, море Лаптевых, Берингов пролив).

 

          Вспомните наше занятие, которое было связано с изучением Арктики. Как называется водный путь вдоль северных берегов к Тихому океану?

(Ответы детей: Северный морской путь).

            В 1932 году экспедиции под руководством Отто Шмидта на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» впервые в мире удалось пройти весь Северный морской путь за одну навигацию. Чтобы суда могли круглый год доставлять грузы по самому короткому морскому пути из Атлантического океана в Тихий, Россия создала первый и самый крупный в мире ледокольный флот.

           А слышали ли вы о первых беспосадочных перелётах через Северный полюс? Давайте узнаем о бесстрашии наших лётчиков.

(Ответы детей).

 

Демонстрация видео «Северный авиапуть» https://razgovor.edsoo.ru/video/1861/

(дикторский текст).

         В начале XX века наша страна создала самолёт, равных которому не было во всём мире. И наши лётчики – Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и Александр Беляков – первыми совершили перелёт через Северный полюс: из Советского Союза (так раньше называлась наша родина) в США. Их полёт длился 63 с половиной часа.

         Не обошлось без трудностей. Над Арктикой наши пилоты чуть не замёрзли – температура на борту самолёта была ниже нуля.

        Они выстояли и проложили новый северный авиапуть.

        А уже через месяц экипаж Михаила Громова установил новый мировой рекорд – летел по прямой без посадок 10 тысяч километров через Северный полюс.

         Полёты наших лётчиков стали легендарными, и теперь комфортные пассажирские самолёты успешно летают по новому пути.

         Позже, в эру реактивной авиации, конструкторские разработки Андрея Туполева и Павла Сухого стали настоящим прорывом в будущее.

         И до сих пор российские компании – «Сухой», «Туполев», «МиГ» – создают образцы техники, которые можно назвать вершиной научной мысли современной авиации.

 

        Почему эти полёты были невероятно сложными, с какими трудностями пришлось столкнуться лётчикам в полёте?

Какие качества они проявили во время этого экстремального полёта?

(Ответы детей).

          Над Арктикой температура в кабине все время держалась ниже нуля. Лёд на замёрзших окнах, на крыле, на антеннах, нехватка кислорода…, но, несмотря на все трудности, Чкалов и его экипаж с задачей справились. Они стали первопроходцами авиапути через Северный полюс. И до сих пор российские компании – «Сухой», «Туполев», «МиГ» продолжают славные традиции авиастроения.

          А какие открытия российских учёных вы ещё можете назвать?

Вспомните наши занятия о Циолковском, Дне российской науки.

(Ответы детей).

         Самым первым нашим космическим достижением стал запуск в 1957 году искусственного спутника Земли – Спутника №1. Именно этот небольшой шар открыл «космическую эру» в истории человечества. Мы гордимся, что наши российские учёные первыми создали космические корабли, а Юрий Гагарин – стал первым человеком в космосе. И в наши дни Россия продолжает активно участвовать в изучении космоса. Например, реализует масштабный проект – в особых природных условиях Амурской области строит космодром Восточный.

           Мы с вами уже убедились, что гордость страны – это её огромная территория, её природные богатства, выдающиеся люди. Славу страны создавали и те, кто жил очень давно, и те, кто живёт сейчас.

            Россия известна в мире и своими спортивными достижениями. А кто-то из вас смотрел фильмы «Движение вверх», «Легенда №17», «Лев Яшин. Вратарь моей мечты»? Расскажите о них.

(Ответы детей).

            «Легенда №17» рассказывает об истории жизни талантливого хоккеиста Валерия Харламова, а «Движение вверх» о том, как наша баскетбольная команда в решающем матче победила фаворита соревнований – американскую сборную. Наши спортсмены совершили невероятное: проигрывая, они на последних секундах матча точным броском мяча в кольцо, вырвали победу у противника. А лучшим вратарём ХХ века был признан Лев Иванович Яшин. Наши спортсмены являются мировыми лидерами в художественной гимнастике, синхронном плавании, фигурном катании, лыжах и других видах спорта.       

            Особая гордость страны – это наша культура и искусство. Пушкин, Толстой, Чехов – это писатели, произведения которых вошли в золотой фонд мировой литературы. Рассмотрите афиши Большого театра.

        На каком языке они написаны? Что на них сообщается? Кто может прочитать? (Ответы детей).

         Это афиши выступлений артистов Большого театра. Большой театр – это гордость России, один из старейших и прославленных театров мира. Узнаем о нём более подробно.

 

Демонстрация видео «Культура. Большой театр»

(дикторский текст).

           Большой театр – гордость России. Один из самых знаменитых театров в нашей стране. Каждый день сюда приходят сотни зрителей, чтобы получить впечатления от актёрской игры и роскошных декораций.

           Большой театр основан в 1776 год – по указу императрицы Екатерины II. Сейчас ему больше 200 лет. Он меняется, но неизменным остаётся атмосфера танцевального и музыкального искусства.

          Самые талантливые и знаменитые люди работали здесь: оперный певец Фёдор Шаляпин, композиторы Михаил Глинка, Пётр Чайковский, Дмитрий Шостакович. Блистала на сцене Большого театра балерина Галина Уланова, которая прославила русский балет на весь мир.

           Сейчас Большой театр – это более трёх тысяч человек: артисты оперы и балета, режиссёры, хореографы, дирижёры, художники и те, кто ежедневно делает посещение театра праздником для зрителя.

 

         Вспомним композиторов, о которых мы говорили на занятии «День музыки», и поговорим о спектаклях Большого театра. Чтобы вам было легче рассуждать о них, послушаем небольшие рассказы, подготовленные вашими одноклассниками.

Рассказчик 1:

         Я расскажу о балете «Щелкунчик». Это новогодняя сказка, созданная на основе произведения Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». В новогоднюю ночь девочка Мари получает в подарок Щелкунчика – игрушку, которая замечательно раскалывает орехи. Но девочка уверена, что Щелкунчик – не просто игрушка. Он – смельчак, который не побоялся вступить в схватку с Мышиным королём и его мышами. Музыку к балету создал композитор Чайковский. Петру Ильичу сказка очень нравилась, поэтому он с большим желанием взялся за создание музыки. Балет «Щелкунчик» идет в Большом театре уже более 100 лет. Его могли видеть и наши родители, и прабабушки, и прадедушки.

Рассказчик 2:

Я вам расскажу о балете «Лебединое озеро». Злой волшебник заколдовал прекрасную девушку Одетту. Теперь она днём превращается в лебедя, а ночью снова становится человеком. Вместе с другими заколдованными девушками Одетта живёт на лесном озере. Разрушить злые чары способна лишь искренняя и глубокая любовь принца, который увидел Одетту. Музыку к балету написал Петр Ильич Чайковский. Первый спектакль состоялся в 1877 году, то есть более 100 лет назад, но балет «Лебединое озеро» выдержал проверку временем и продолжает радовать зрителей.

Рассказчик 3.

Это было далёкое время. Шёл 1612 год. На русскую землю пришли воины-поляки, они несли с собой смерть, пожары, разорение. А в селе недалеко от города Костромы жил крестьянин Иван Сусанин, но в его село пришёл польский отряд, который искал русского царя Михаила. И задумал Сусанин заманить врагов в окружённую топкими болотами местность, где бы они погибли. Это сюжет оперы «Иван Сусанин», которая считается одной из самых лучших и великих произведений в музыкальном искусстве России. Музыку к ней написал русский композитор Михаил Иванович Глинка.

          Итак, о каких спектаклях Большого театра вы узнали? Чьи имена составили славу русского балета?

(Ответы детей).

Заключительная часть

         Конечно, впереди у нас ещё много открытий и бесед, о нашей Родине, о её истории и культуре. Расскажите, о каких славных сынах и дочерях нашей страны вы узнали сегодня? Чем они вам запомнились?

(Ответы детей).

           Давайте мы ещё раз вспомним фамилии тех, кто труд своей жизни посвятил служению Родине.

Интерактивное задание №2 «Разгадай кроссворд».

 

 

          Обратите внимание, какое слово у нас получилось – Россия. Мы живём в удивительной стране: самой большой в мире по площади, уникальной по природным и культурным объектам, с великой историей и мужественными людьми. Российским учёным принадлежат величайшие научные открытия, произведениями великих русских поэтов и писателей, художников и композиторов восхищается весь мир.

       И нам с вами важно осознавать эти особенности, чтобы ценить, сохранять, а в будущем и преумножать славу нашей страны. Ведь от всех нас зависит будущее нашей страны, будущее России!

 

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим степной простор.

 

У каждого народа

Язык свой и наряд.

А Родина – Россия

У нас у всех одна.

 

Использованный материал:

https://razgovor.edsoo.ru/topic/37/grade/34/ 


 

Скачано с www.znanio.ru