Сценарий занятия «Русский язык. Великий и могучий. 225 лет со дня рождения А. С. Пушкина» (5-7 класс)
Цель занятия: формирование у обучающихся осознания вклада великого русского поэта А. С. Пушкина в развитие русского языка, формирование отношения к русскому языку как общероссийской ценности, формирование чувства гордости и уважительного отношения к людям, внёсшим неоценимый вклад в развитие российской и мировой культуры.
Формирующиеся ценности: приоритет духовного над материальным, сохранение исторической памяти, любовь к Родине.
Основные смыслы: 6 июня – знаковая дата для российской и мировой культуры: день рождения А. С. Пушкина и День русского языка.
А. С. Пушкин – основоположник современного русского литературного языка. Творчество великого поэта не только открывает читателю огромный мир человеческих чувств, переживаний, но и демонстрирует всю силу и богатство русского языка.
Каждый гражданин нашей страны должен беречь и защищать русский язык, государственный статус которого закреплён в Конституции Российской Федерации.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Форма занятия: познавательная беседа и образовательная игра.
Сценарий занятия
Мотивационная часть
Начнём наше занятие с загадки. Перед вами пять фактов, и все они относятся к одному человеку, назовите его имя.
Ответы обучающихся.
Вы правы – все эти факты о нашем великом русском поэте, творчество которого сопровождает нас с самого детства, – Александре Сергеевиче Пушкине.
Наша страна в этом году, 6 июня, отмечает юбилейную дату – 225-летие со дня его рождения. Это поистине всенародный праздник, но, как заметила однажды поэтесса ХХ века Марина Ивановна Цветаева, у каждого из нас «свой» Пушкин. А что он значит лично для вас? Какие произведения Пушкина вам ближе, что в них вас привлекает?
Ответы обучающихся.
Как мы с вами уже знаем, в день рождения А. С. Пушкина отмечается и День русского языка. Случайно ли это совпадение? Предположите, почему эти два события мы отмечаем в один день.
Конечно, не случайно. Александр Сергеевич не только автор великих произведений, но и основоположник современного русского литературного языка, на котором мы с вами сейчас говорим и пишем.
Но как же так? Ведь и до Пушкина русские люди говорили на русском языке, понимали другу друга, писали письма, книги, сочиняли стихи. Для того чтобы разобраться, что такого особенного сделал Александр Сергеевич, нужно узнать, каким же был русский язык до Пушкина.
Основная часть
Итак, нас ждёт путешествие в прошлое.
Демонстрация видеоролика «Русский язык. Часть 1.1.».
Дикторский текст.
Давайте перенесёмся на 200 лет назад, когда существовало целых два русских языка: книжный и разговорный. И различались они очень сильно. Настолько, что даже одинаковые слова имели совершенно разные значения! Например, «язык» в разговорной речи означал тот самый язык, который мы показываем доктору, когда заболели, а в книжной речи «язык» означал … пауза.
Какие у вас есть предположения?
Ответы обучающихся.
Продолжение видео «Русский язык. Часть 1.2.».
В книжной речи «язык» означал народ.
Как это случилось – неизвестно, но неудобно было всем: образованные люди знали книжный русский, но разговаривать на нём постоянно уставали, а простой люд и вовсе сложных слов не знал, ведь грамоте не учился.
Вот и шли два языка, каждый своим путём, расходясь всё дальше, насколько можно.
Попробуем представить, как говорили и писали современники Пушкина в начале XIX века. Перед вами несколько примеров. Попробуйте понять, о чём идёт речь, что или кого описывает автор слов?
Ответы обучающихся.
Кажется, все слова в этих выражениях понятны, но смысл фраз теряется и ускользает. В первом примере – речь идёт об истории, вторая фраза означает рано поутру, а в третьей – говорится всего-навсего о лошади.
Давайте узнаем, что же ещё отличало допушкинский язык от современного.
Демонстрация видеоролика «Русский язык. Часть 2».
Дикторский текст.
При Петре Первом в моду вошло всё иностранное. Особенно полюбился французский язык, который дворянские дети учили с детства и говорили на нём даже лучше, чем на родном русском.
Дети вырастали, и русская речь наполнялась французскими словами. Теперь уже приглашали не на встречу, а на рандеву. И в парке нужно было не гулять, а совершать променад.
Люди привыкли так разговаривать, но вот писателям было непросто. Кто-то предлагал изгнать все чужеродные слова из речи, а кто-то сочинял новые.
Например, «древо благосеннолиственное» или «длинногустозакоптелая борода».
И русская литература переполнилась «длиннохвостосложнопротяжными» текстами. Нужно было срочно наводить порядок!
Попробовал это сделать Михаил Ломоносов. Он рассортировал слова на три группы – «штили»: в первой были книжные, возвышенные слова – для од и торжественных речей («аз», «песнь», «златая», «отверзать», «жезл»), во второй – слова попроще, но подходящие для рассказов, повестей и стихов («рука», «слава», «почитание», «ныне»), и в третьей – совсем «низкие», которые можно было использовать в баснях, эпиграммах да дружеских письмах (визуализация слов «леший», «лапти», «кочерга», «дубина», «впервые»).
Смешивать штили строго запрещалось!
Как вы думаете, прижилась ломоносовская идея штилей? Легко ли ей было следовать?
Ответы обучающихся.
Следовать идеям Ломоносова оказалось непросто, поскольку необходимо было постоянно вспоминать, к какому штилю относится слово, а, следовательно, излагать свои мысли было затруднительно, особенно в разговорной речи.
Вот столько проблем накопилось в русском языке, пока за дело не взялся Пушкин.
Как вы думаете, что сделал Александр Сергеевич?
Ответы обучающихся.
Пушкин отмёл всё лишнее и забрал в язык всё лучшее. Узнаем, как ему это удалось.
Демонстрация видеоролика «Русский язык. Часть 3».
Дикторский текст.
У Пушкина был врождённый слух на русский язык. Конечно, он прекрасно знал высокий ломоносовский «штиль» и по-французски говорил. Но ещё ему повезло с няней: Арина Родионовна была обычной крестьянкой, которая рассказывала будущему поэту сказки и пела народные песни. И с детства маленький Саша полюбил естественный и точный язык простых людей.
Так, Александр Сергеевич вырос, стал экспериментировать и ... смешал все три стиля в своих произведениях. И понял главное: не надо разделять слова по разным стилям – ведь это один и тот же русский язык, которым просто нужно правильно пользоваться!
И получилось, например, вот что:
Иностранные слова тоже уместны, если их использовать в меру.
Александр Сергеевич объединил язык аристократов и простого народа.
И показал, насколько велик и могуч русский язык, который подходит к каждому случаю: и для стиха, и для шутки, и для научного сочинения.
Вот так Пушкину в своих произведениях удалось соединить ясность и точность, образность и краткость разговорного и книжного языков. В его произведениях наш великий и могучий язык зазвучал в полную силу!
Если бы не Александр Сергеевич, то, возможно, мы бы сейчас открытки подписывали примерно так:
Но мы напишем иначе: «Достойный человек тебя поздравляет, желает, чтобы тебя уважали, и всё было хорошо».
Пушкин – наше всё! Наш разговор о великом русском поэте и его неоценимом вкладе в русский язык и русскую литературу продолжит народный артист РСФСР, знаток и ценитель творчества А.С. Пушкина Михаил Боярский.
Демонстрация выступления федерального спикера.
Заключительная часть
Великий и могучий русский язык! Как вы думаете, какой смысл вкладывал в эти слова известный русский писать Иван Сергеевич Тургенев? В чём лично для вас проявляется величие и сила русского языка?
Ответы обучающихся.
При помощи русского языка можно выразить тончайшие оттенки мысли, раскрыть самые глубокие чувства. Богатство русского языка определяется не столько количеством слов, сколько их смысловой насыщенностью. Более 80% слов в русском языке многозначны.
Например, как вы думаете, сколько значений имеет слово «идти»?
Ответы обучающихся.
Более двадцати: идти пешком (медленно двигаться, переступая ногами), поезд идёт (быстро передвигаться в пространстве), идти только вперёд (двигаться к намеченной цели), идёт снег (падать сверху вниз), картофель идёт в ботву (расти) и т. д.
А кто знает, сколько примерно слов в русском языке? И сколько слов составляет средний словарный запас образованного человека?
Ответы обучающихся.
В русском языке около 200 тыс. слов, наш язык – живой, он меняется с течением времени, но это очень длительный процесс: какие-то слова появляются вместе с новыми явлениями жизни, а иные исчезают или заменяются другими.
Это процесс естественный, он не наносит вред языку. А что может ему навредить? Что значит бережное отношение к языку? Как вы понимаете значение выражения – беречь язык?
Ответы обучающихся
Мы уже с вами знаем, что словарный запас А. С. Пушкина был необыкновенно велик и насчитывал свыше 21 тыс. слов, для сравнения – средний словарный запас образованного человека составляет 10 тыс. слов. А что влияет на наш запас слов? Как и под воздействием чего он формируется?
Ответы обучающихся.
Верно, в первую очередь, расширяет наш словарный запас чтение книг. Когда мы читаем, то непроизвольно запоминаем новые слова, а потом воспроизводим их в устной речи. Объём своей лексики можно увеличивать за счёт чтения литературы, заучивания стихотворений, написания сочинений и изложений.
Словарный запас обогащает и знание фразеологизмов, пословиц и поговорок, и русский язык очень на них богат, а ещё это именно то, что так сложно переводить на иностранные языки, что создаёт ощущение, что мы, носители одного языка, одна большая семья.
Недаром в произведениях Пушкина используется так много пословиц и поговорок, часто встречаются они и в письмах поэта близким и друзьям. Сохранились свидетельства, что Пушкин и сам собирал и записывал народные речения.
Учитель дополнительно может предложить обучающимся выполнить интерактивное задание.
Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете их значение.
Интерактивное задание «Скажи выразительно».
Случайным образом выпадают карточки с фразеологизмом, пословицей или поговоркой из произведений А. С. Пушкина и с вариантами их значений. Задача – выбрать верное значение.
Не поминайте лихом («Дубровский») вспоминая, не думайте плохо
На чужой рот пуговицы не нашьёшь («Дубровский») людям не запретишь говорить, обсуждать
Плетью обуха не перешибёшь («Дубровский») бесполезно бороться с более сильной стороной
Жить душа в душу («Капитанская дочка») жить с кем-нибудь дружно, в согласии и любви
Конь и о четырёх ногах, а спотыкается («Капитанская дочка») даже умелый человек может совершить ошибку
Семи пядей во лбу («Капитанская дочка») очень умный, сообразительный
Мирская молва – морская волна («Капитанская дочка») слухи и пересуды переменчивы
Все флаги в гости будут к нам («Медный всадник») добиться широкого международного признания
Методический комментарий. Выполнять интерактивное задание можно фронтально, можно командами: каждая команда за правильный ответ получает 1 балл.
Вот и подошло к концу наше занятие. Уверена, что вы сегодня открыли для себя Пушкина с новой стороны. О творчестве А. С. Пушкина мы говорим: «Он – наш поэт, он – наша слава!». Как вы понимаете это выражение?
Ответы обучающихся.
Благодаря Пушкину мы говорим на современном русском языке, который в нашей стране, согласно Конституции, имеет статус государственного языка. Русский язык объединяет все народы Российской Федерации, делает нас одной большой и дружной семьёй, имя которой – Россия.
Произведения Александра Сергеевича переводятся на десятки языков, поэт имеет своих почитателей во всех странах, в честь Пушкина воздвигнуто более 400 памятников в 320 городах мира!
Самый известный роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» переведен на 75 языков, а постановки по этому произведению ставятся в 150 театрах 43 стран мира.
А закончить наш разговор мне бы хотелось строками:
Читайте Пушкина, друзья!
И думайте над каждым словом!
Не прочитать его нельзя,
А, прочитав, вернитесь снова!
(Ольга Мегель)
Мероприятия к юбилею А. С. Пушкина
Ø Составление и презентация литературно-художественного альманаха «Мой Пушкин».
Ø Подготовка и проведение в школе/классе выставки ученических иллюстраций к произведениям А.С. Пушкина.
Ø Подготовка и проведение литературной гостиной «Под сенью Пушкина».
Ø Постановка спектакля в школьной театральной студии по произведениям А.С. Пушкина.
Ø Посещение мероприятий в рамках межмузейного выставочного проекта «Пушкин. 225», подготовленного к 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина (44 участника – федеральные и региональные музеи, библиотеки, архивы, творческие объединения). Государственный музей А.С. Пушкина, Москва, 20 февраля – 30 июня 2024 г.
Ø Участие во всероссийском конкурсе «Спасите пушкинский язык», посвященном 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина. Организатор – ОРО «Союз российских писателей». Сроки проведения – с 26 ноября 2023 года до 1 июня 2024 года: союзписателей-57.рф/2023/11/26/спасите-пушкинский-язык/
Связь с учебными предметами
Русский язык: разделы об истории языка.
Литература: разделы литературы XIX-XX вв.
История: темы, связанные с развитием литературы и культуры.
Дополнительные материалы
Интернет-проекты:
1. Пушкин. 225: сайт включает информацию о различных мероприятиях Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина и его партнеров, проводимых в рамках празднования 225-летия А.С. Пушкина: https://xn---225-94dlwn0b0c.xn--p1ai/#rec698372536
2. Здесь был Пушкин: спецпроект с материалами о жизни поэта, лекциями о его творчестве и электронными книгами, подготовленный к 225-летию Пушкина: https://www.culture.ru/s/pushkin/?ysclid=lsvuk97w62874805972
3. Сказки А.С. Пушкина: международная выставка-форум «Россия», павильон 84 (Орловская область): https://russia.ru/events/skazki-as-puskina?ysclid=lsvs5fjqke706831705&utm_source=ya.ru&utm_medium=referral &utm_campaign=ya.ru&utm_referrer=ya.ru#/
4. Александр Сергеевич Пушкин: электронное академическое издание (Pushkin Digital) – проект цифрового академического издания сочинений А.С. Пушкина, включающий пушкинские тексты, снабженные обширным историко-литературным комментарием, мультимедийную энциклопедию произведений, содержащую тысячи внешних ссылок, сотни книг и статей, а также десятки листов пушкинских рукописей, оцифрованных и снабженных специальной расшифровкой, позволяющей проследить ход работы поэта: https://www.pushkin-digital.ru/
Использованный материал:
https://razgovor.edsoo.ru/topic/101/grade/57/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.