Сценарий занятия «Союзники России» (5-7 класс)
Цель занятия:
познакомить с понятиями союзник, дипломат, подвести обучающихся к пониманию того, что союзники России, – это страны и люди, с которыми у нас общие ценности, цели и мировоззрение;
познакомить младших школьников с различными примерами совместной деятельности России и стран-союзников;
воспитывать чувство любви и уважения к своей Отчизне.
Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, дружба, взаимопомощь, взаимоуважение.
Основные смыслы: союзничество между государствами заключается в определении общих целей и взаимной поддержке в достижении этих целей: безопасность и благополучие людей. Взаимная поддержка помогает государствам повышать уровень жизни своих граждан, развивать торговлю и экономику, обмениваться знаниями и опытом в различных сферах жизни общества. Россия успешно развивает контакты с широким кругом иностранных государств.
Форма занятия:
беседа, обсуждение, занятие включает просмотр видеоматериалов.
Ход занятия
Мотивационная часть
Наше сегодняшнее занятие мы начнём с небольшого игрового задания.
Учитель делит класс на 5 команд, каждая команда получает набор геометрических фигур и карточку-задание с изображением, состоящим из геометрических фигур.
Задача каждой команды собрать рисунок, изображённый на карточке. Победит команда, выполнившая задание первой.
Методический комментарий: полученный командами набор содержит лишние геометрические фигуры, при этом части фигур не хватает (они есть в наборе других команд, но этот пункт учителем не озвучивается).
Выполнение игрового задания.
Давайте поздравим победителей и обсудим, в чём секрет их успеха? За счёт чего они оказались в более выигрышной ситуации?
Ответы обучающихся.
Действительно, ребята вступили во взаимодействие с другими командами, объединили ресурсы для выполнения задачи – и это принесло им победу.
А как называется объединение, сплочение кого-либо с определённой целью?
Ответы обучающихся.
Правильный ответ – союз, союзничество. Давайте вслушаемся в слово «союз» – «со» и «юз». Какие ассоциации вызывают у вас эти две составляющие?
Ответы обучающихся.
Первая часть слова ассоциируется с приставкой «со-», которая означает «вместе», «объединение» – со-граждане, со-причастность, со-дружество. А вторая часть «юз» созвучна со словами «узы», «узел». То есть союз – это тесная связь.
Интересно, что слово «союз» в этом же звучании и в этом же значении существовало и во времена создания Иваном Фёдоровым первой азбуки, то есть 450 лет назад.
Как вы полагаете, почему это слово возникло очень давно? Почему людям важно было объединяться, сотрудничать? Какие преимущества влекло за собой союзничество?
Ответы обучающихся.
Основная часть
А как вы думаете, почему и для чего государства образуют союзы? Возможно ли представить существование какой-то страны без взаимодействия с другими государствами?
Ответы обучающихся.
Тема нашего занятия «Союзники России», а значит, речь пойдёт о тех странах, с которыми мы сотрудничаем для достижения общих целей.
Предлагаю посмотреть небольшую новостную ленту и ответить на вопрос – какие страны являются нашими союзниками и каковы цели и направления международного сотрудничества России?
Видеоролик «Международное сотрудничество. Новостная лента». https://razgovor.edsoo.ru/video/3859/
Вопросы для обсуждения после просмотра новостной ленты:
− Каковы направления международного сотрудничества?
− Для решения каких задач страны объединяются?
− Может ли развиваться какое-либо государство без взаимодействия с другими странами?
− С какими странами сотрудничает Россия?
Ответы обучающихся.
Учитель, подводя итоги обсуждения.
Верно, страны объединяются для решения общих задач, увеличивая тем самым свои возможности. Международное сотрудничество осуществляется в области обороны, экономики, информационной безопасности, медицины, экологии, науки, культуры туризма и т. д.
Россия активно сотрудничает с большим количеством стран, часть из них является нашими международными партнёрами, а часть союзниками?
Как вы думаете, страны-союзники и страны-партнёры – это одно и то же?
Ответы обучающихся
Давайте узнаем ответ на этот вопрос у спикера нашего занятия: Торкунова Анатолия Васильевича, российского дипломата и политолога, руководителя Московского государственного института международных отношений.
Демонстрация выступления федерального спикера в части ответа на вопрос о странах-союзниках и странах-партнёрах. https://razgovor.edsoo.ru/video/3886/
Россия состоит в нескольких союзных отношениях. Анатолий Васильевич рассказал нам о важном союзном соглашении о коллективной безопасности – СНГ (Содружество Независимых Государств), куда входит Россия, Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина.
В настоящее время Республика Украина и Республика Молдова формально еще находятся в составе СНГ, но из-за вмешательства государств Запада намерены выйти из его состава и демонстрируют враждебные настроения по отношению к нашей стране.
Одним из влиятельных союзов, в который входит наша страна, является объединение стран БРИКС. Изначально пять стран Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР объединились с целью взаимовыгодного партнёрства, обеспечение финансовой и социальной стабильности каждой из стран. На данный момент — это самый быстроразвивающийся союз и в этом году в него вошли ещё 5 стран – Объединённые Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Иран, Египет и Эфиопия.
Демонстрация цитаты Президента России В. В. Путина.
В. В. Путин Отношения России с этой страной не подвержены ни времени, ни конъюнктуре, имеют под собой прочный фундамент, ведь наши государства объединяют прочные, уходящие корнями в века культурные и духовные связи, обширные родственные и семейные узы, общая совместная история.
Перед вами цитата В. В. Путина. Как вы думаете, о какой стране говорит Президент?
Небольшая подсказка – эта страна имеет особый статус союзника, статус «союзного государства».
Ответы обучающихся.
Верно, это Республика Беларусь. Союз России и Белоруссии – это союз братских народов, между которыми подписан союзный договор о поэтапном создании единого рыночного, политического, юридического, военного, культурного пространства.
Россия и Белоруссия реализуют крупные совместные проекты, касающиеся всех сфер деятельности двух государств.
Учитель может дополнительно познакомить обучающихся с совместными проектами России и Республики Беларусь
Как, по-вашему, происходит выбор союзников? Почему с какими-то странами у нас складываются прочные дружеские взаимоотношения, а с какими-то нет?
Ответы обучающихся.
Как в отношениях между людьми, так и в отношениях между странами очень важную роль играет общность взглядов и ценностей по важным вопросам, в данном случае по вопросу мироустройства и международного взаимодействия.
Давайте, разберёмся, с позицией России по данному вопросу.
Вы видите высказывания президента России В. В. Путина и Министра иностранных дел России С. В. Лаврова.
Демонстрация цитат В. В. Путина и С. В. Лаврова.
О каких принципах и ценностях России в сфере международного сотрудничества говорит Президент и глава Министерства иностранных дел?
Ответы обучающихся.
И В. В. Путин, и С. В. Лавров акцентируют внимание на принципе многополярного устройства мира. Что это значит? Чем многополярность отличается от однополярности? Как вы понимаете?
Ответы обучающихся, обмен мнениями.
Однополярный мир – это когда все страны подчиняются интересам одной страны, и вынуждены «играть» по её правилам, которые в любой момент могут поменяться.
Многополярность – это система международных отношений, представляющая собой баланс интересов всех стран, основанная на принципах равенства, справедливости и международного права.
Многополярность является таким же естественным условием мирового порядка, как и правила в командных играх. К чему может привести отсутствие общих правил игры прекрасно иллюстрирует нам один из эпизодов фильма о старике Хоттабыче.
Демонстрация фрагмента фильма «Старик Хоттабыч» (футбольный матч, неожиданно у каждого игрока появляется свой мяч, начинается хаос).
Если в мире не будет единых правил игры, основанных на взаимоуважении к разным народам, культурам, религиям, а каждая страна будет играть «своим мячом» или «мяч» будет всегда только у одного игрока – неизбежно будут возникать конфликты и войны.
Наша страна категорически против того, чтобы какое-то одно государство или группа государств диктовало условия всему остальному мировому сообществу, Россия не разделяет принцип «дружбы государств против кого-то».
Именно поэтому Россия открыта для сотрудничества с любой странами, разделяющей принципы справедливости и многополярности.
Заключительная часть
Посмотрите, пожалуйста, на экран, что объединяет данные предметы?
Интерактивное задание «Дипломат».
Ответ: дипломат
А кто знает, кто такой дипломат? Что это за профессия? И как она связана с темой нашего сегодняшнего разговора? Какое отношение нота имеет к профессии дипломата?
Ответы обучающихся.
В продолжение нашего с вами обсуждения послушает продолжение интервью с Анатолием Васильевичем Торкуновым.
Демонстрация выступления федерального спикера в части ответа на вопрос о том, кто такой дипломат.
Дипломат – невероятно сложная профессия, требующая большого количество специальных знаний и навыков.
Давайте немного погрузим в мир дипломатии.
Вариативные блоки – интерактивные задания на выбор учителя.
1. Интерактивное задание «Нота».
Мы с вами уже узнали, что нота – это официальное дипломатическое обращение правительства одного государства к правительству другой страны. И оно составляется по особым правилам. Давайте попробуем составить ноту.
Механика интерактивного задания – предлагается текст дипломатического обращения, в некоторых местах есть пропуски, для которых необходимо выбрать правильные речевые обороты, характерные для данного вида документа (жирным шрифтом выделены принятые в дипломатии клише).
2. Интерактивное задание «Дипломатический прием»
1.
Ответ: красный
2.
Ответ: часы
3.
Ответ: подали друг за другом три стакана чая с мятой, которые вы будете обязаны выпить
Дипломат – это крайне ответственная профессия, поскольку во многом от дипломатов зависит судьба страны и её взаимоотношения с другими государствами.
Деятельность дипломата заключается в том, чтобы поддерживать связь с разными иностранными государствами (в том числе и недружественными), вести переговоры, укреплять дружбу и сотрудничество между народами и государствами.
Демонстрация цитаты С. В. Лаврова
Но как верно заметил С. В. Лавров, для России не существует недружественных народов. Это говорит о том, что даже несмотря на сложные отношения с рядом стран, наша страна открыта для всех людей, кто хочет взаимодействовать с Россией и поддерживать дружеские отношения.
В подтверждение этого посмотрим небольшой сюжет (на одном из домов в Мариуполе в поддержку Донбасса появилось огромное изображение девочки, работу выполнил итальянский художник из Неаполя).
В этом году Россия проводит крупнейшее молодёжное событие – Всемирный фестиваль молодёжи. Приём заявок уже закончен – обратите внимание на состав участников, в Сочи приедет молодёжь из 188 стран, в том числе и тех, чьё руководство ведёт недружественную политику в отношении России.
В Казани в «Играх будущего» примет участие более 260 команд из более 100 стран мира.
И это результат открытой, дружественной позиции России по отношению к народам всех стран мира.
Главное, не следует забывать, что отношения между странами выстраиваются людьми. И здесь принципы взаимоотношений мы с вами хорошо знаем: поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой.
Каждый из нас может внести вклад в развитие международных отношений, даже не будучи дипломатом. Уважение и дружеское отношение к представителям других стран, к их истории, традициям, культуре, религии – вот что лежит в основе народной дипломатии.
Ребята, а если кто-то из вас уже сейчас хотел бы попробовать себя в роли дипломата, то такая возможность существует. Вы можете принять участие в проекте «Движение первых. Дипломаты».
Демонстрация презентации о проекте «Движение первых. Дипломаты».
Связь с учебными предметами:
Литература: произведения, связанные с темой союзничества России с другими странами.
История: темы, связанные с историей союзничества России с другими странами.
Обществознание: тематика внешнеполитического союзничества России:
Дополнительные материалы:
Литература и видеоматериалы, предназначенные для школьников различных возрастов, по вопросам мирного и военного союзничества России в различные исторические эпохи
Использованный материал:
https://razgovor.edsoo.ru/topic/80/grade/57/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.