Сценарий игры брейн - ринг по теме «Знатоки родного края»
Цель игры
Актуализировать имеющиеся у детей представления о природе родного края, формировать экологическое представление на примере жизнедеятельности природных объектов Иркутской области, понимание их уникальности и неповторимости, воспитывать чувство гордости за родной край, развивать желание познавать природу родного края, привитие детям любви к родному краю.
Оборудование
Ноутбук (компьютер); проектор; экран; Красная книга Иркутской области; карточки с заданиями; эмблемы; картинки с изображением насекомых.
Ход игры
Участники игры, делятся на три (две) команды. После того как разделились, проводят жеребьевку и определяют в какой последовательности команды будут соревноваться друг с другом. Каждая команда после формирования выбирает капитана. Капитаны команд достают из коробочки заранее приготовленные эмблемы (не глядя). Обучающиеся рассаживаются по командам, каждая команда – вокруг своего стола в зависимости от выбранной эмблемы. Победителем игры становится команда, выигравшая в последнем раунде. Участники команды победителя награждаются вымпелами «Знаток родного края». Начать раунд получает право команда, вытянувшая цифру 1 по жеребьевке.
Вступительное слово ведущий – учитель.
Учитель Добрый день уважаемые ребята!
Природа нашего края удивительна и разнообразна. Природа края, в котором мы живем, - это единый живой организм, в котором реки - кровь, они несут жизнь в разные уголки. На территории нашей области есть разные природные зоны – две трети территории занято лесной зоной с преобладанием светлохвойных лесов, среди которых находятся участки степей и лесостепей. Треть территории области занята горно-таежными и горно-тундровыми ландшафтами. И конечно везде обитают разнообразные и уникальные виды растений и животных. К сожалению, из-за неграмотной деятельности человека многие уникальные природные объекты стали исчезать. Вам известно, что иркутские ученые-биологи создали Красную книгу, куда занесены редкие и исчезающие виды растений и животных (Учреждена в 2008 году на основании Закона Иркутской области «О Красной книге Иркутской области» (от 24 июня 2008 года № 30-оз), а издание книги вышло в 2010 году) . Ребята, вы очень много интересного знаете о родной природе. Сегодня вы все выступите в роли знатоков. В нашей игре победит та команда, которая знает наш край лучше других. Эта команда получит название «Знатоки родного края».
В игре будет несколько конкурсов по разным темам. Будьте внимательными: в каждом конкурсе будут как серьезные вопросы, требующие определенных знаний, так и шуточные, требующие смекалки, сообразительности и чувство юмора. Все понятно? Представляю вам наше уважаемое жюри. (учитель называет Ф.И.О. членов жюри).
Конкурс 1 «Защита эмблем»
Команды за 1 минуту должны определить, что (кто) изображено на эмблеме и почему именно этот природный объект выбран в качестве эмблемы (Приложение 1).
А)Озеро Байкал. (озеро Байкал является Всемирным природным наследием «Юнеско», является самым древним и самым глубоким озером на Земле)
Б)Тополь ( типичное для нашего края широко распространенное дерево, которое в большом количестве высаживается на территории нашей области, особенно вдоль дорог. Это неприхотливое растение обладает высокой способностью улавливать газы и пыль, его семена легко распространяются ветром).
В)Подснежник ( это ранневесеннее декоративное цветы , очень красивое растение, имеет нежный белоснежный цвет . Данный вид занесен в Красную книгу с )
Конкурс 2 «Знаете ли вы?»
Вопрос задается всем участникам, право ответа имеет та кода, которая быстрее поднимет карточку – сигнал. Время обдумывания – не более 30 сек. Ответы оцениваются по 1 баллу.
· Какой город является главным на нашей территории ? (Иркутск)
· В каком году была основана Иркутская область? ( 26 сентября 1937г)
· Где расположен наш край? (в средне-сибирском плоскогорье)
· Это животное называется жемчужиной сибирской тайги (соболь)
· Кто изображен на гербе Иркутской области? (бабр держащий в пасти соболя)
· Какие полезные ископаемые есть на территории Иркутской области? ( нефть, газ, золото, уголь, мрамор, гипс, тальк)
· Какие заповедники с целью сохранения природы созданы в Иркутской области? (Баргузинский, Байкальский, Байкало – Ленский, Заказники)
Ответы оцениваются по 1 баллу.
Конкурс 3 «Кто это?»
Нужно по внешнему виду определить насекомое, изображенное на рисунке – жителя нашего края, рассказать о его образе жизни и характерных признаках. (Приложение 2)
Время выполнения – 2 мин.
А) Кузнечик ( наличие двух прямых крыльев, усики длинные, является злейшим врагом хлебопашцев, имеет удлиненное тело (1,5 – 15 см), задняя пара ног предназначена для совершения прыжков, другая пара – бегательного типа).
Б) Комар (кровососущее насекомое: самки питаются кровью, самцы никогда не кусаются и питаются цветочным нектаром, мелкое размером, двукрылое, имеет тонкое тело, длина которого от 4-14 мм, на голове пара усиков и хоботок, прозрачные узкие крылья)
В) Майский жук (довольно крупное насекомое с характерными белыми треугольными пятнами по бокам, обитает весной и в начале лета, имеет жесткие передние крылья, остается зимовать в земле, выбирается на поверхность только весной).
Г) Бабочка капустница (Бабочка питается нектаром, а ее гусеницы употребляют в пищу только капустные листья, в честь которых насекомое получило свое название. Это насекомое небольшого размера, ее длина составляет около 3 сантиметров. Внешняя сторона крыльев бабочки капустницы имеют белую окраску с несколькими черными пятнами по краям).
Ответы оцениваются от 1 до 5 баллов.
Конкурс капитанов
Капитанам команд дается задание на карточках и 2-3 мин на подготовку ответа.
(Приложение 3)
Ответы оцениваются от 1 до 5 баллов.
Конкурс 4 «Экологические задачи»
· На лугу летало 20 пчел. 8 из них улетело, а 3 прилетело и село на цветы. Сколько сейчас на лугу пчел?
· В реке Ида жило 50 рыб. Из них 10 карасей, 13 окуней, 8 щук и остальные пескари. Сколько пескарей жило в реке Ида?
· Волонтеры должны посадить 25 деревьев, а посадили 18 деревьев. Сколько деревьев им осталось посадить?
· С одного улья собрали 40 кг меда, а с другого — на 12 кг больше. Сколько всего меда собрали с двух ульев?
Конкурс 5 «Почему?»
Право ответа у каждой команды (по очереди). Необходимо объяснить почему так названо животное или растение нашей области: рябчик ( из-за характерной особенности оперения (пестрой и рябой окраски)), глухарь (из – за временной глухоты в определенные периоды токования и во время скирканья), косуля ( произошло от слова «коза», что значило «скакать»), медведь (две части слова– мед и ведь. Ведающий мед. Правильнее все же считать что он не ведает медом, а ест: праславянское medvedь делится на «мед» и «еда»), волк (переводят его как «терзающий, разрывающий», связывая со словами «валить», «валять». Другие считают что волк – потому что уволакивает добычу).
Пока жюри подводит итоги, обучающиеся читают стихи о природе.
Подведение итогов и награждение победителей и участников.
Приложение 1
А)
Б)
В)
Приложение 2
А)
Б)
В)
Г)
Приложение 3
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.