Сценарий экологического праздника
«В гостях у Хозяйки леса»
для детей 1012 лет.
Уланова Юлия Александровна 2
2016 г.
Пояснительная записка.
Проблемы экологии сегодня становятся не просто главными в
осуществлении устойчивого развития общества, но и весьма острыми для
самого выживания человека. И это не удивительно. Антропогенное
воздействие на окружающую среду достигло угрожающего уровня. Вырубка
лесов, уничтожение биосферы, ассимилирующей солнечную энергию,
варварская эксплуатация природных ископаемых, вредные выбросы и сбросы,
отходы производства и потребления нарушают экологический и
энергетический баланс нашей планеты и ведут к глобальному изменению
климата на Земле, которое с каждым годом становится все ощутимее.
В последнее время в Российской Федерации к экологическим
проблемам оказывается повышенное внимание. Как известно, 2013й год был
объявлен в России Годом охраны окружающей среды и 2017 год будет Годом
охраны окружающей среды.
Очевидно, что в становлении экологического сознания велика роль
школы, которая может и должна воспитывать у ребят чувство сопричастности
к природе, ощущение ее красоты, не позволяющее относиться к ней
потребительски, варварски, проявлять бездушную беспечность или
жестокосердие. Экологическое воспитание учащихся актуально. Образование
и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее
время одним из приоритетных направлений работы с учащимися. Чем раньше
начинается формирование экологической культуры у детей,
чем
целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность
воспитания. Эффективнее эта проблема будет решаться при гармоничном сочетании
учебной деятельности с внеурочной работой.
3
Цель:
Формирование экологической культуры и экологического сознания
школьников.
Задачи:
Обучающие:
Учить видеть и понимать красоту живой природы;
Учить основам экологических знаний;
Знакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений,
животных и человека.
Воспитательные:
Продолжить формировать умение и желание активно беречь и защищать
природу;
Воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;
Развивающие:
Развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой,
осознание ее облагораживающего воздействия.
Развивать способность оценивать состояние природной среды,
принимать правильные решения по ее улучшению; 4
Развивать эмоционально доброжелательное отношение к природе,
духовнонравственные и эстетические чувства.
Мероприятие рассчитано на детей от 10 до 12 лет, количество
участников в нем ориентировано на 16 20 человек.
При составлении мероприятия я использовала формы взаимодействия и
игровые технологии.
Ожидаемые результаты:
проявить интерес к содержанию воспитательного мероприятия.
обучающиеся должны получить представление о экологической культуре
и экологическом мировоззрении.
. 5
Литературный сценарий.
На лесной полянке Леший и Кикимора ругаются изза пня, кому сесть:
Звучит музыкальное сопровождение: звуки летающих комаров (1).
К: я дама
Л: я старше…
К: я раньше пришла
Л: я первый к пню подошел
Появляется Хозяйка леса. Звучит музыкальное сопровождение: звуки
природы (2)
Хозяйка леса (х.л.): Кто посмел нарушить покой леса?
Леший и кикимора жалуются: «Достали нас комары и муравьи, так кусаются
и никакой от них пользы». Тут они видят ребят и спрашивают: «А вы кто
такие? Новый вид животных, что ли?
Хозяйка леса
А вы что скажите, есть ли польза какая от комаров и муравьев?» Слушают
ребят……..( жетоны за правильные ответы) 6
Хозяйка леса хвалит ребят. Молодцы! А ответьте еще на вопросы:
1. Чем питаются муравьи? (сок растений, выделения тлей, мелкие насекомые,
грибы).
2. Почему муравья называют силачом? (Поднимает груз в 11 раз
превышающий свой вес).
3. Как по муравейнику определяют стороны горизонта? (в южном
направлении).
4. Что произойдет, если все комары вдруг исчезнут? ( корм для птиц,
лягушек).
Леший и кикимора соглашаются, что они полезны.
Звучит музыкальное сопровождение: песенка сороки(3)
Сорока: «Слушайте! Слушайте лесные новости!»
Леший: Вон, как трещит сорока, голова от неё болит
Кикимора: Да уж, только трещать и умеет. А еще она воровка. Свои вещи
берегите!
Хозяйка леса: Вот вы её знаете только с плохой стороны. Ребята! Помогите
защитить сороку. Слушают ребят…
1. В чём её польза? (санитар леса, предупреждает об опасности).
А вы знаете, чем интересны гнезда сороки? (Они с крышей, и их несколько.
Одно главное, а другие для временного пребывания. Они шарообразной
формы и большой прочности.)
Хозяйка леса: Очень хорошо! А сейчас я предлагаю вам разгадать загадки о
птицах. (За каждый правильный ответ участник получает жетон).
Л: 1.Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдёт приют.
Не боится он простуды:
С первым снегом тут как тут. (Снегирь.) 7
К: 2. Окраской сероватая,
Походкой мешковатая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья – хрипловатая. (Ворона.)
Л: 3.Длиннохвоста, белобока,
А зовут её….(Сорока.)
К: 4.Живёт в дупле пустом,
Дуб долбит, как долотом. (Дятел.)
Л: 5.Маленький мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крошки собирает. (Воробей.)
К: 6.Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? (Соловей.)
Л: 7.Всех прилётных птиц черней,
Враг личинок, друг полей,
Взад – вперёд по пашне вскачь.
А зовётся птица …(Грач.)
Леший и кикимора раздают жетоны. 8
Хозяйка леса: Рассмотрим некоторых птиц, внесённых в Красную книгу
Урала.
Чёрный аист — редкий, уязвимый вид с повсеместно сокращающейся
численностью. На Урале чёрный аист очень редкий гнездящийся вид,
распространённый к северу. Леший показывает иллюстрацию.(приложение
№ 1)
Луговой лунь Обычный гнездящийся, пролетный и перелетный вид.
Встречается от южных до северных границ региона. Численность лугового
луня составляет примерно 400 (350–450) гнездящихся особей.
Леший показывает иллюстрацию. (приложение № 2)
Тетеревятник . Немногочисленный гнездящийся и зимующий вид. Гнездится в
лесных биотопах региона от южной до северной границы, хотя везде
(4).
немногочислен. Леший показывает иллюстрацию.(приложение № 3)
Звучит музыкальное сопровождение : волчий вой
Сорока: Спасайся кто может! Хищник на горизонте!
Л. поёт: А нам все равно! А нам все равно! Не боимся мы волка и совы…
Волк: Заяц не пробегал? С утра ничего не ел!
К.: Вот вредитель. Хотела я из заячей шкурки шубку сшить. Так этот
вредитель зайца съел. – И по ночам воет, спать не даёт.
Сорока: Ну волк держись! Проси у ребят защиты.
Волк: Ребята! Докажите, что я полезен. Слушает ребят….
Можно ли уничтожать всех волков? (Нет, нарушиться равновесие, волки –
санитары леса, съедают больных и слабых животных).
Хозяйка леса: Давайте вспомним сказки, в которых героем является волк.
(За каждый правильный ответ участник получает жетон).
(«Лиса и серый волк», «Теремок» и др.) Кикимора помогает раздавать
жетоны детям. 9
Молодцы ребята!
Волк: Я — главный куратор леса, тундры, степи. Если нет крупных
животных, я ем мелких грызунов — вредителей сельского хозяйства. Опять
польза! Ловлю щук весной в протоках, а иногда вынужден есть даже ягоды и...
насекомых. Обоняние развито очень высоко. Могу обнаружить добычу на
расстоянии до 3 километров. Умею ориентироваться в обстановке и уходить
от опасности. Мы верные семьянины, то есть на одного самца приходится
одна самка.
Динамическая пауза. На музыку из мультфильма «Маша и медведь»
(Зайцы встали по порядку, Зайцы делают зарядку) Кикимора и Леший
приглашают детей встать и показывают движения, а дети повторяют.
(5)
Кикимора: Ох и устала я. Присядуко я на пенёк. И садится на ежа.
Он колючий!
Ёж: Смотреть под ноги надо.
Кикимора: Давайте его утопим, а потом ежовые рукавицы сошьем.
Ёж к ребятам:
1. А умеют ли мы плавать? (да и неплохо)
2. Роем норы? (нет, они строят гнезда)
3. Я вегетарианец? ( нет)
4. А чем же мы питаемся? (насекомоядные ночные жители. Являясь
преимущественно насекомоядным животным и, обладая большим аппетитом,
он уничтожает множество садовых вредителей: слизней, майских хрущей,
волосатых жужелиц, гусениц непарного шелкопряда и многих других)
5. Какую пользу приносим? (тоже санитары леса)
Хозяйка леса: Я предлагаю послушать стихотворение про ежа: 10
Ёж: Стихотворение «Ежинка».
В глубокой прохладной ложбинке,
Где летняя травка свежа,
Привольно живется Ежинке,
Единственной внучке ежа.
Весь день она тихо играет,
Шуршит прошлогодним листком,
Еловые шишки бросает
И дремлет в тени под кустом.
Однажды надвинулась тучка,
Стал ветер деревья качать,
И ежик любимую внучку
Заботливо вышел встречать.
И вдруг, запыхавшись, Зайчишка
Бежит, перепуган до слез.
Скорее! Какойто мальчишка
Ежинку в корзине унес!
Мелькали березы и елки,
Зеленый кустарник и рожь.
Подняв, как оружье, иголки,
Бежал, ощетинившись, еж!
В прохладной пыли на дороге
Он след мальчугана искал, 11
Он по лесу бегал в тревоге
И внучку по имени звал.
Стемнело…И дождик закапал,
Живого следа не найдешь.
Упал под сосной и заплакал
Измученный дедушка еж!
А дедова внучка сидела
За шкафом, свернувшись клубком.
Она и взглянуть не хотела
На блюдце с парным молоком!
И утром к зеленой ложбинке
Из города дети пришли
И дедову внучку Ежинку
В корзине назад принесли.
Пустили на мягкую травку:
Дорогу домой ты найдешь?
Найдет! – закричал из канавки
Взволнованным голосом ёж.
Хозяйка леса: Дети, как вы думаете, в стихотворении мальчик правильно
сделал, что забрал себе домой ежа?
Надо быть внимательным к природе и ее обитателям. Нельзя мешать
животным. У них и так много забот.
Доказано, ежи не ловят мышей и не едят яблоки, которые накалывают
на свои иголки.
Звучит музыкальное сопровождение : шипение змеи
Шипит и выползает на полянку уж. Леший и Кикимора пугаются.
(6). 12
Хозяйка леса: смеётся. Вы чтоже ужа не узнали? Он же не ядовит.
1. Как можно отличить ужа? (наличие по бокам головы желтых, иногда почти
белых пятен, в форме полумесяца) демонстрирует иллюстрации.
(приложение №4, 5)
2. Умеет ли уж плавать? (хорошо плавают, изгибая тело и выставляя над
водой голову)
3. Какая польза? (санитары едят лягушек, жаб, молодых ящериц; являются
пищей для птиц, лисиц и т.д.)
4. Как слышат ужи? (всем телом, улавливают колебания почвы).
А каких ядовитых змей вы знаете? Дети перечисляют название
ядовитых змей. Кикимора показывает иллюстрации.
Какие же существуют правила поведения при укусе ядовитых змей?
Сейчас мы их повторим:
Уж:Вопервых, когда идешь в лес, надо помнить, что ты там враг и что ты
идешь на чужую территорию. И надо соответствующе одеваться.
Вовторых, в карман надо положить таблетки от аллергии. Дело в том,
что опасность от укуса, в большей степени от аллергическая реакция на яд.
При укусе змей требуется пить больше жидкости и как можно быстрее
обратиться за медицинской помощью!
Динамическая пауза: Игра «Шишки».
Звучит музыкальное сопровождение : кваканье лягушки
(7).
Появляется и квакает лягушка.
Л. – Фу! Мерзость какая!
К. Королевна появилась! Вся мокрая, зеленая, звуки ужасные, и всех рыб в
нашем озере съела.
Лягушка: Клевета! Не ела я ваших рыб. Ребята! Скажите:
1. Чем питаются лягушки? (насекомыми) 13
2. Как они их ловят? ( на свой длинный и липкий язык)
3. В какое время лягушки устраивают свои концерты? (тихие теплые вечера
весной)
4. Как отличить самца от самки лягушки? (у самца на передней лапке мозоль)
Л: Жабы и большинство лягушек активно уничтожают мух и слепней,
комаров и оводов. Водяная лягушка ест личинки и куколки комаров. В
некоторых хозяйствах, где разводят рыб, лягушек также любят за то, что они
питаются водяными жуками, которые являются врагами мальков рыб. Также
яд лягушек способен усиливать кровообращение и заживлять раны. В аптеках
на основе составных частей яда лягушек сегодня можно найти лекарственные
препараты, которые помогают в борьбе с кожными грибками.
К: Существует множество народных примет, например: Если лягушка живёт в
колодце это признак холодной, чистой и качественной воды.
Надвигающуюся грозу или ливень чутко предугадывают лягушки,
которые незадолго до проливного дождя устраивают на озерах и болотах
целые концерты.
Звучит музыкальное сопровождение : звуки леса
(8).
«Советы и приметы».
Хозяйка леса: А теперь поиграем:
Есть в травах и цветах целительная сила. Для всех умеющих их тайны
разгадать.
Попробуем представить себе, что из нашей жизни исчезли все растения.
Как стало бы уныло! Нет привычных тополей, берез, нет крапивы у забора, и
дом опустел бы без цветов. В последние 23 столетия растительность на
планете стала изменяться изза бурной и не всегда разумной деятельности
человека. Это происходит потому, что люди забывают о ее роли. А ведь если
внимательно присмотреться к миру растений, то они как самые точные
приборы укажут нам направление света, расскажут о погоде, и даже
подскажут который час.
К: Несколько примет, по которым с давних пор ориентировались люди по
поведению растений: Если в зимнее время лес шумит это значит, что вскоре будет оттепель.
14
Цветы пахнут сильнее перед дождем.
Летом лес без ветра шумит к дождю, перед грозой затихает.
Если клевер складывает листочки, то это признак надвигающейся бури.
У одуванчика перистый шар к сухой и теплой погоде, а стянутый в
пучок к ненастью.
Летом перед ненастными днями опускаются ветки хвойных деревьев.
Л: А сейчас мы проверим, как вы знаете приметы?
1. К какой погоде ноготки закрывают цветы? (к дождю)
2. Большой урожай рябины к чему? (к холодной зиме).
3. Если утром на траве роса то это означает...? (днем дождя не будет).
4. Поникли листья клевера ? (к дождю).
5. Если бурьян вырос высокий ? (будет много снега).
6. Водные растения плачут ? (к дождю).
7. Осенью расцвели шиповник, одуванчик...? (к долгой теплой осени).
8. Поздний гриб ? (поздний снег).
Звучит музыкальное сопровождение : песенка о дружбе
Хозяйка леса: Молодцы ребята! А вы ( к Л. И К.) поняли, что нет на свете
не нужных животных и растений. Все в природе взаимосвязано.
(9).
Ребята, давайте в заключение мероприятия послушаем стихотворение о
нашей замечательной природе.
Сорока: «Живой Букварь». 15
Нас в любое
Время года
Учит мудрая природа:
Птицы учат ПЕНИЮ,
Паучок – ТЕРПЕНИЮ.
Пчелы в поле
И в саду
Обучают нас ТРУДУ.
И к тому же в их труде
Все по справедливости.
Отражение в воде
Учит нас ПРАВДИВОСТИ.
Учит снег нас ЧИТСТОТЕ.
Учит солнце ДОБРОТЕ.
И при всей
Огромности
Обучает СКРОМНОСТИ.
У природы
Круглый год
Обучаться нужно.
Нас деревья
Всех пород –
Весь большой
Лесной народ –
Учит крепкой ДРУЖБЕ
Леший и Кикимора подсчитывают у ребят жетончики, которые
выдавались за правильные ответы. И обращаются к победителю: Все персонажи выходят. Вручается приз победителю,
фотографируются.
16
Хозяйка леса: Я благодарю всех за участие в экологическом празднике.
До новых встреч.
Используемые информационные источники.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми. – Воронеж:
Учитель, 2012.
Захлебный А. Н. Экологическое образование школьников во
внеклассной работе. – М.: Просвещение, 2014.
Кувашова Н.Г. Праздники в начальной школе – 2. – Волгоград: Учитель,
2011.
Максимов Н. А. За страницами учебника географии. – М.:
Просвещение , 2011.
Потапова Л. М. Детям о природе. Экология в играх для детей. –
Ярославль: Академия Холдинг, 2012.
Степанова С. А. Экология, охрана природы, экологическая
безопасность: Учеб. пособие, М.: Издво МНЭПУ, 2013.
https://infourok.ru/user/ulanovaulanovaulanova/progress
http://smolray.library67.ru/2017godekologiivrossii/
9.
10.
http://ecokem.ru/godekologii2017/
http://kladraz.ru/metodika/vneklasnyemeroprijatijapoyekologiv
shkole.html
11.
http://www.uchportal.ru/load/3103147 12.
http://easyen.ru/forum/6025161
17
Сценарий экологического праздника "В гостях у хозяйки леса"
Сценарий экологического праздника "В гостях у хозяйки леса"
Сценарий экологического праздника "В гостях у хозяйки леса"
Сценарий экологического праздника "В гостях у хозяйки леса"
Сценарий экологического праздника "В гостях у хозяйки леса"
Сценарий экологического праздника "В гостях у хозяйки леса"
Сценарий экологического праздника "В гостях у хозяйки леса"
Сценарий экологического праздника "В гостях у хозяйки леса"
Сценарий экологического праздника "В гостях у хозяйки леса"
Сценарий экологического праздника "В гостях у хозяйки леса"
Сценарий экологического праздника "В гостях у хозяйки леса"
Сценарий экологического праздника "В гостях у хозяйки леса"
Сценарий экологического праздника "В гостях у хозяйки леса"
Сценарий экологического праздника "В гостях у хозяйки леса"
Сценарий экологического праздника "В гостях у хозяйки леса"
Сценарий экологического праздника "В гостях у хозяйки леса"
Сценарий экологического праздника "В гостях у хозяйки леса"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.