Сценарий литературной гостиной «Строки, опалённые войной»
Цель данной разработки - помочь учащимся осознать истоки победы советского народа в Великой Отечественной войне, помнить об ужасах войны и не дать им повториться, любить, уважать и беречь Родину, как любили и защищали её наши воины – поэты; воспитывать чувство патриотизма; развитие речи, творческих способностей учащихся.Сценарий литературно-музыкальной гостиной "Строки, опаленные войной" для учащихся 5-11 классов
Сценарий Лит.-музык. композиции.docx
Сценарий литературной гостиной «Строки, опалённые войной»
1
Оформление: Музыкальные произведения: «Журавли» в исполнении М. Бернеса,
«Священная война», «Бьется в тесной печурке огонь», «Огонёк», «Его зарыли в шар
земной», «День Победы», мультимедийная презентация.
Зрительный ряд: Творческие работы учащихся
Цель: воспитывать чувство патриотизма; развитие речи, творческих способностей
учащихся
Учитель: Добрый день, друзья! Мы рады видеть вас в нашей литературной
гостиной, которая проводится в рамках недели «Русского языка и литературы».
Ход мероприятия:
Ведущий 1: Все дальше уходят от нас годы Великой Отечественной войны, но время
бессильно ослабить память человечества о мужестве советских людей.
Ведущий 2.
вычеркнуть из народной памяти. Каждый день войны был подвигом миллионов.
В годы войны не было ни одного дня, который можно было бы
Ведущий 1.
С первых дней боев начала складываться летопись Великой
Отечественной войны. Великая Отечественная война – самая жестокая, самая
кровопролитная в истории человечества. О ней так много сказано, о ней так много
написано… Сегодня в нашей литературной гостиной будем говорить о поэтах, с первых
дней войны вставших вместе со своим народом на борьбу с фашизмом. Их оружием
были и винтовка, и слово… Они мёрзли в окопах, ходили в атаку и писали о войне.
Поэтыфронтовики – особая каста, особый народ, не приученный лгать, хитрить и
выгадывать. Поэзия войны очень сильна, пронзительна, её невозможно читать без слёз и
без комка в горле.
Ведущий 2.
стали летописью войны.
Сейчас, мы вспомним о некоторых из тех, чьи стихотворные строки
Ведущий 1. Истинным символом борьбы, грозного сопротивления и уверенности в
победе стала гимническимаршевая песня ЛебедеваКумача на музыку
А.В.Александрова «Священная война», текст опубликован в газете «Известия» через 2
дня после начала войны, 24 июня 1941.
Звучит песня «Священная война» в исполнении ______ класса. 2
Выходят чтецы.
1 Чтец:
Павел Шубин. Полмига.
Нет, не до седин, не до славы
Я век свой хотел бы продлить.
Мне б только до той вон канавы
Полмига, полшага прожить.
Прижаться к земле – и в лазури
Июльского ясного дня
Увидеть оскал амбразуры
И острые вспышки огня.
Мне б только вот эту гранату,
Злорадно поставив на взвод,
Всадить её, врезать, как надо,
В четырежды проклятый дзот.
Чтоб стало в нём пусто и тихо,
Чтоб пылью осел он в траву!
...Прожить бы мне эти полмига,
А там я сто лет проживу.
1943 год
Ведущий 2. Из девятого класса московской школы ушел на фронт Булат
Окуджава. Был минометчиком, связистом и взводным запевалой.
Впоследствии вспоминал: «На войну я пошел добровольцем, после 9 класса в
1942 году. Пошел не из жажды приключений, а воевать с фашизмом. Был
патриотически настроенным мальчиком, но романтическим тоже. Романтизм скоро
улетучился: оказалось, что война – это тяжелая кровавая работа».
Учитель: В литературную гостиную обычно приглашают поэтов, стихи которых
будут читать, но время неумолимо бежит вперёд, со времени окончания ВОВ прошло
уже 72 года. Всё меньше и меньше среди нас участников этого страшного события. 12
июня 1997 года ушёл из жизни и Булат Окуджава, поэт, которому посчастливилось
живым вернуться домой, и совершенно замечательно, что существуют кинематограф,
телевидение, которые сохранили нам живой голос поэта, чья молодость прошла в
военных окопах.
Видеофильм – Б. Окуджава исполняет песню «Бери шинель, пошли
домой…»
Девушки танцуют вальс (Вальс фронтовой медсестры).
Читает девушка (в форме, с медицинской сумкой) в роли Юлии Друниной:
Застенчивость. Тургеневские косы.
Влюбленность в книги, звезды, тишину.
Но отрочество поездом с откоса
Вдруг покатилось с грохотом в войну…
Меня зовут Юлия Друнина. Когда началась война, мне было семнадцать лет.
Это было ужасно обидно, ведь тогда, в июнеиюле 1941 года, шестнадцатилетние и
семнадцатилетние боялись, что война окончится раньше, чем они успеют в ней 3
поучаствовать… Я завидовала тем девушкам, кто был старше на год и значит – мог
попасть на фронт: в санинструкторы, в стрелковые батальоны, в авиацию, в радистки.
Когда закончится война, я стану известной поэтессой, а пока мы, девчонки
сандружинницы, радуемся, что попали на фронт, что нам удалось поучаствовать в
великих сражениях. Но насколько тяжело это – воевать и выживать, а самое главное,
спасать раненых бойцов, несмотря ни на что. Холод, сырость, длительные переходы,
когда буквально падаем от усталости, а надо все равно идти, просто потому, что
надо… Я обязательно напишу о том, что мы пережили, как мы завоевали победу.
Качается рожь несжатая.
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы — девчата,
Похожие на парней.
Нет, это горят не хаты —
То юность моя в огне...
Идут по войне девчата,
Похожие на парней.
Ведущий 2. С первых дней и до конца войны был на фронте Александр
Трифонович Твардовский. Его поэма «Василий Теркин» – это энциклопедия Великой
Отечественной войны. Тут и страшное лицо войны, и обыкновенный немудреный ее
быт, тут сама жизнь, где рядом подвиги и обыденные поступки, шутка, смех, слезы.
Инсценировка сцены из поэмы А. Твардовского «Василий Тёркин».
О НАГРАДЕ (На привале)
Теркин:
Нет, ребята, я не гордый.
Не загадывая вдаль,
Так скажу: зачем мне
орден?
Я согласен на медаль.
На медаль. И то не к спеху.
Вот закончили б войну,
Вот бы в отпуск я приехал
На родную сторону.
Буду ль жив еще? Едва ли.
Тут воюй, а не гадай.
Но скажу насчет медали:
Мне ее тогда подай.
Обеспечь, раз я достоин.
И понять вы все должны:
Дело самое простое
Человек пришел с войны.
Вот пришел я с полустанка
В свой родимый сельсовет.
Я пришел, а тут гулянка.
Нет гулянки? Ладно, нет.
Я в другой колхоз и в
третий
Вся округа на виду.
Гденибудь я в сельсовете
На гулянку попаду.
И, явившись на вечерку,
Хоть не гордый человек,
Я б не стал курить
махорку,
А достал бы я «Казбек».
И сидел бы я, ребята,
Там как раз, друзья мои,
Где мальцом под лавку
прятал
Ноги босые свои. И дымил бы папиросой,
Угощал бы всех вокруг.
И на всякие вопросы
Отвечал бы я не вдруг.
Солдаты Как, мол, что?
Теркин:: Бывало всяко.
Солдаты Трудно все же?
Теркин: Как когда.
Солдаты Много раз ходил
в атаку?
Теркин Да, случалось
иногда.
И девчонки на вечерке
Позабыли б всех ребят,
Только слушали б
девчонки,
Как ремни на мне скрипят.
И шутил бы я со всеми,
И была б меж них одна...
И медаль на это время
Мне, друзья, вот так нужна!
Ждет девчонка, хоть не
мучай,
Слова, взгляда твоего...
Солдаты Но, позволь, на этот
случай
Орден тоже ничего?
Вот сидишь ты на вечерке,
И девчонка самый цвет.
4
Теркин Нет, сказал
Василий Текин,
И вздохнул. И снова: Нет.
Нет, ребята. Что там
орден.
Не загадывая вдаль,
Я ж сказал, что я не
гордый,
Я согласен на медаль.
__________________________________
__________________________________
_________
Поэт:
Теркин, Теркин, добрый
малый,
Что тут смех, а что печаль.
Загадал ты, друг, немало,
Загадал далеко вдаль.
Где девчонки, где вечерки?
Где родимый сельсовет?
Знаешь сам, Василий
Теркин,
Что туда дороги нет.
Нет дороги, нету права
Побывать в родном селе.
Страшный бой идет,
кровавый,
Смертный бой не ради
славы,
Ради жизни на земле.
Ведущий 1: А.Т. Твардовский сказал:
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они – кто старше, кто моложе –
Остались там…
На фронтах ВОВ погибло 48 известных поэтов. Самому старшему из них –
Самуилу Росину – было 49 лет, самым младшим – Всеволоду Багрицкому, Леониду
Розенбергу и Борису Смоленскому – едва исполнилось 20. Эти люди были очень
разными по таланту, по возрасту, по своим предфронтовым судьбам. Некоторые из них
уже успели войти в литературу и издать книги, другие только начали печататься, но их
роднит одно – любовь к Родине. 5
Ведущий 1. Константин Симонов. Всю войну проработал корреспондентом
газеты «Красная звезда», знал войну изнутри.
Стихотворение К. Симонова «Родина», в исполнении
_____________________________
Ведущий 2: Поэты на фронте писали о смерти и бессмертии, о судьбе народа, о
ненависти к врагу, о боевом братстве и товариществе, о любви и верности. Они мечтали
о победе, и их поэзия продолжает жить в наших сердцах.
Сергей Орлов писал:
А мы такую книгу прочитали...
Не нам о недочитанных жалеть.
В огне багровом потонули дали
И в памяти остались пламенеть.
Кто говорит о песнях недопетых?
Мы жизнь свою, как песню, пронесли.
Пусть нам теперь завидуют поэты:
Мы все сложили в жизни, что могли.
Учитель: Ребята, мы сегодня с вами, вспоминали о поэтахфронтовиках, читали
их стихотворения, пели песни. Мне хотелось бы, чтобы эта встреча надолго осталась в
вашей памяти, в ваших сердцах.
Напоследок, мы прослушаем песню Яна Френкеля «Журавли» в исполнении
Марка Бернеса. Автором стихов является поэт Расул Гамзатов, он не был участников
ВОВ, но его песня звучит как гимн об ушедших и не вернувшихся с войны солдат
Поэт посвятил эту песню погибшим на войне старшим братьям.
Звучит песня в исполнении _______________________
Ведущий 1. Помните!
Через века,
через года,—помните!
О тех,
кто уже не придет
никогда,—
помните!
Ведущий 2. Не плачьте!
В горле
сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти
павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Хлебом и песней,
каждой секундой,
каждым дыханьем
будьте достойны!
Ведущий 1. Люди!
Покуда сердца
стучатся,—
помните!
Какою ценой
завоевано счастье,—
пожалуйста,
помните!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.