Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой творчеству Н.А.Некрасова, "Я песни Родине слагал..."
Оценка 5

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой творчеству Н.А.Некрасова, "Я песни Родине слагал..."

Оценка 5
Занимательные материалы
doc
русская литература +1
Взрослым
11.06.2019
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой творчеству Н.А.Некрасова, "Я песни Родине слагал..."
Предлагаемый сценарий посвящён основным темам творчества Н.А.Некрасова, взглядам поэта на жизнь русского человека, размышлениям о судьбе простого народа. Сценарий содержит анализ творчества поэта, стихи Некрасова, а также список фонограмм для музыкального сопровождения. Сценарий рекомендован для детей средней школы, имеющих опыт работы со сценической речью.
Сценарий по творчеству Н.А.Некрасова.doc
СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНО­МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ, ПОСВЯЩЁННОЙ ТВОРЧЕСТВУ  Н.А.НЕКРАСОВА «Я ПЕСНИ РОДИНЕ СЛАГАЛ…» Автор – педагог дополнительного образования ГБОУ гимназия № 406  Пушкинского района Санкт­Петербурга Филянова Ольга Геннадьевна Рекомендуется к работе в театральных студиях и студиях художественного слова с воспитанниками 5­9 классов. Действующие лица: Солист, исполняющий роль Н.А.Некрасова Ведущие Исполнители крестьянских ролей Звучит фонограмма 1 (список фонограмм см.в конце приложения).  Выходят ведущие и солист, исполняющий роль Некрасова (в дальнейшем –  солист). Исполнители выстраиваются в линию. Фонограмма постепенно  затихает. Солист ­ «Важно только одно,­ говорил Некрасов,­ любить народ, родину,  служить им сердцем и душой».  1 ведущий ­ Это чувство пламенной любви к родине пронизывает всё  творчество поэта.  Фонограмма 2. На сцену выходят два исполнителя в народных костюмах  (в дальнейшем – крестьяне), встают перед ведущими. Читают на фоне  музыки. 1 крестьянин ­ Там зелень ярче изумруда,                           Нежнее шелковых ковров,                           И, как серебряные блюда,                           На ровной скатерти лугов Стоят озера...  2 крестьянин ­ Ночью темной                           Мы миновали луг поемный,                           И вот уж едем целый день                           Между зелеными стенами                           Густых берез. 1 крестьянин ­ Люблю их тень                           И путь, усыпанный листами! 2 крестьянин ­ Здесь бег коня неслышно тих,                           Легко в их сырости приятной,                           И веет на душу от них                           Какой­то глушью благодатной. 1 крестьянин ­ Скорей туда ­ в родную глушь!  Крестьяне встают по обе стороны от ведущих. На их место выходят два новых исполнителя в народных костюмах. 3 крестьянин ­ Идет­гудет Зеленый Шум,                           Зеленый Шум, весенний шум!                           Играючи, расходится                           Вдруг ветер верховой:                           Качнет кусты ольховые, 4 крестьянин ­ Подымет пыль цветочную,                           Как облако,­ всё зелено:                           И воздух, и вода! 3 крестьянин ­ Идет­гудет Зеленый Шум,                           Зеленый Шум, весенний шум! 4 крестьянин ­ Как молоком облитые,                          Стоят сады вишневые,                          Тихохонько шумят; 3 крестьянин ­ Пригреты теплым солнышком,                          Шумят повеселелые                          Сосновые леса; 4 крестьянин ­ А рядом новой зеленью                          Лепечут песню новую                          И липа бледнолистая,                          И белая березонька С зеленою косой! 3 крестьянин ­ Шумит тростинка малая,                           Шумит высокий клен... 4 крестьянин ­ Шумят они по­новому,                           По­новому, весеннему... 3 крестьянин ­ Идет­гудет Зеленый Шум,                           Зеленый Шум, весенний шум! Чтецы­крестьяне присоединяются к предыдущим чтецам. Вперёд  выходят ведущие и солист. Фонограмма 2 постепенно затихает. 1   ведущий  ­   Родная   земля   с   её   бескрайними   нивами,   зелёными   лесами, суровыми зимами ­ неиссякаемый источник вдохновения Некрасова, предмет его гордости и любви.   2 ведущий  ­ Поэт любил родину глубокой и нежной сыновней любовью, и образ матери­родины проходит через всё его творчество. Солист ­ «Родина­мать! Я душою смирился, любящим сыном к тебе  возвратился» 2 ведущий ­ «Родина­мать! по равнинам твоим я не езжал ещё с чувством  таким!» 4 ведущий ­ «Мать­отчизна! дойду до могилы, не дождавшись свободы твоей» Вместе ­ «Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная,  матушка­Русь!»  2   ведущий  ­   Но,   говоря   об   огромной   любви   к   Родине,   Некрасов   не   мог молчать о судьбе русского народа.  4 ведущий ­ И впервые перед читателями во всей полноте предстала нищета убогой   русской   деревни,   непосильный   труд   крестьянина,   каторжный   труд бурлака, бесправие народа, произвол «власть имущих».   Ведущие   отходят   назад.   На   их   место   выходит   новая   пара   чтецов­ крестьян. 5 крестьянин ­ Стоит мужик – колышется.                           Идёт мужик – не дышится!                           С коры его распучило.                           Тоска­беда измучила.                           Темней лица стеклянного Не видано у пьяного. 6 крестьянин ­ Беден, нечёсан Калинушка,                           Нечем ему щеголять,                           Только расписана спинушка,                           Да за рубахой не знать.                           С лаптя до ворота                           Шкура вся вспорота,                           Пухнет с мякины живот.                                                     Верченый, крученый,                                    Сеченый, мученый,                                                     Еле Калина бредёт. Чтецы уходят к другим крестьянам, на их место выходит 1 пара чтецов. 1 крестьянин ­ Вот идет солдат. Под мышкою                          Детский гроб несет, детинушка.                          На глаза его суровые                          Слезы выжала кручинушка. 2 крестьянин ­ А как было живо дитятко,                           То и дело говорилося:                           "Чтоб ты лопнуло, проклятое!                           Да зачем ты и родилося?" Чтецы уходят, на свои места сбоку от ведущих. Ведущие выходят вперёд. 1 ведущий ­ И как пощёчина – остро, хлёстко – звучат слова «Современной  оды», являющейся одним из ярчайших примеров сатиры в поэзии Некрасова. 1 ведущий ­  Направленной против стяжательства, равнодушия и  бессердечности высоких чинов. Звучит фонограмма 3, ведущие читают на её фоне. Солист ­ Украшают тебя добродетели,                 До которых другим далеко,                 И ­ беру небеса во свидетели ­                 Уважаю тебя глубоко... 2 ведущий ­ Не обидишь ты даром и гадины,                      Ты помочь и злодею готов, И червонцы твои не украдены                      У сирот беззащитных и вдов. 1 ведущий ­ В дружбу к сильному влезть не желаешь ты,                      Чтоб успеху делишек помочь,                      И без умыслу с ним оставляешь ты                      С глазу на глаз красавицу дочь. 3 ведущий ­ Не гнушаешься темной породою:                      "Братья нам по Христу мужички!"                      И родню свою длиннобородою                      Не гоняешь с порога в толчки. 4 ведущий ­ Не спрошу я, откуда явилося,                      Что теперь в сундуках твоих есть;                      Знаю: с неба к тебе все свалилося                      За твою добродетель и честь!.. Солист ­  Украшают тебя добродетели,                  До которых другим далеко,                  И ­ беру небеса во свидетели ­                  Уважаю тебя глубоко...  (фонограмма затихает) 2 ведущий ­ Некрасов чётко и ясно определил сущность своей поэзии. 4 ведущий ­ Создав поразительный по глубине и выразительности образ своей «Музы». Вперёд   выходит   солист.   После   первых   двух   строк   стихотворения включается   фонограмма   4.   Исполнители   –   ведущие   и   крестьяне   – делятся на две группы, изображая базарную площадь. Солист ходит от одной группы к другой. Как только звучит свист бича, все исполнители замирают,  глядя   в  одну  точку.  После   того,  как  звуки  ударов  стихнут, солист продолжает чтение с третьей строчки стихотворения. Солист ­ Вчерашний день, часу в шестом,                Зашел я на Сенную;                 Там били женщину кнутом,                Крестьянку молодую. 5 крестьянин ­ Ни звука из ее груди, 3 крестьянин ­ Лишь бич свистал, играя… Солист ­ И Музе я сказал: «Гляди!                 Сестра твоя родная!»  Все исполнители занимают свои исходные места: ведущие и солист  выстраиваются в линию по центру, крестьяне группируются по обе  стороны от них, чуть позади. 1 ведущий ­ Образ родной сестры некрасовской Музы  занимает особое место в творчестве поэта.  3 ведущий  ­ Некрасов не может без сострадания говорить о судьбе простой русской   женщины,   раздавленной   рабством,   непосильным   трудом   и бесправием. Вперёд выходит крестьянка. Крестьянка ­ Доля ты!­ русская долюшка женская!                        Вряд ли труднее сыскать.                        Не мудрено, что ты вянешь до времени,                        Всевыносящего русского племени                        Многострадальная мать! (уходит) 5 крестьянин ­ Тот сердца в груди не носил,                           Кто слез над тобою не лил. Солист ­ Века протекали — все к счастью стремилось,                Все в мире по нескольку раз изменилось, —                Одну только бог изменить забывал                Суровую долю крестьянки...  4 ведущий ­ Но, несмотря на все жизненные тяготы и лишения, некрасовская крестьянка обладает такой красотой и силой, что нельзя не залюбоваться ею.  Вперёд выходят две крестьянки. 1 Крестьянка ­ Есть женщины в русских селеньях                           С спокойною важностью лиц,                           С красивою силой в движеньях,                           С походкой, со взглядом цариц, — 2 Крестьянка ­ Их разве слепой не заметит,                           А зрячий о них говорит:                          «Пройдет — словно солнце осветит!                           Посмотрит — рублем подарит!» 1 Крестьянка ­ Идут они той же дорогой,                           Какой весь народ наш идет,                           Но грязь обстановки убогой                           К ним словно не липнет.  2 Крестьянка ­ Цветет                           Красавица, миру на диво,                           Румяна, стройна, высока,                           Во всякой одежде красива,                           Ко всякой работе ловка. 1 Крестьянка ­ И голод и холод выносит,                           Всегда терпелива, ровна… 1 крестьянин ­ Я видывал, как она косит:                           Что взмах — то готова копна! 2 Крестьянка ­ В игре ее конный не словит,                           В беде — не сробеет, — спасет;                           Коня на скаку остановит,                            В горящую избу войдет! (уходят на свои места) 1 ведущий  ­ Описывая тяжкую жизнь простого люда, Некрасов  искренне  верил, что ………народу русскому Пределы не поставлены, Пред ним широкий путь!  2 ведущий  ­ Именно вера в будущее своей Родины,  пусть и далёкое,   определяет настрой творчества поэта. Солист ­ Да не робей за Отчизну любезную!                  Вынес достаточно русский народ.                  Вынес и эту дорогу железную,                  Вынесет всё, что Господь ни пошлёт.                  Вынесет всё! И широкую, ясную                  Грудью дорогу проложит себе,                  Вот только жить в эту пору прекрасную                  Уж не придётся ни мне, ни тебе!  3 ведущий  ­ Темы, затрагиваемые Некрасовым, современны и в наши дни. 4 ведущий  ­  и в этом и заключается величайшая сила истинного Гения. Звучит фонограмма 5. Все участники выстраиваются на сцене в две лини.  Солист стоит посередине. Читают на фоне музыки. 1 крестьянка ­ Пускай нам говорит изменчивая мода,                          Что тема старая ­ "страдания народа" 2 крестьянка ­ И что поэзия забыть ее должна. 3 ведущий  ­   Не верьте, юноши! не стареет она. 1 ведущий  ­   О, если бы ее могли состарить годы!                          Процвел бы божий мир!..  2 ведущий  ­   Увы! пока народы                          Влачатся в нищете, покорствуя бичам, 4 ведущий  ­    Как тощие стада по скошенным лугам, 1 крестьянин ­ Оплакивать их рок, служить им будет муза,                           И в мире нет прочней, прекраснее союза!.. 2 крестьянин ­ Толпе напоминать, что бедствует народ                           В то время как она ликует и поет, 3 крестьянин ­ К народу возбуждать вниманье сильных мира ­                          Чему достойнее служить могла бы лира?.. Солист ­ Я лиру посвятил народу своему.                 Быть может, я умру неведомый ему,                 Но я ему служил ­ и сердцем я спокоен...                 Пускай наносит вред врагу не каждый воин,                 Но каждый в бой иди! А бой решит судьба...                 Я видел красный день: в России нет раба!                 И слезы сладкие я пролил в умиленье... 3 крестьянка ­ Довольно ликовать в наивном увлеченье. Солист ­    Шепнула Муза мне.  3 крестьянка ­ Пора идти вперед! Все (обращаясь к «Музе») ­ Народ освобожден! 3 крестьянка ­ Но счастлив ли народ?..  Звучит фонограмма 1. На её фоне – общий поклон. Список фонограмм 1. Г.Свиридов, «Весенняя кантата», 4 часть 2. А. Калинников, симфония №2, 2 часть 3. К.Сен­Сенс, «Пляска смерти» 4.Шум базарной площади и свист бича 5. Г.Свиридов, «Маленький триптих», 3 часть

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой творчеству Н.А.Некрасова, "Я песни Родине слагал..."

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой творчеству Н.А.Некрасова, "Я песни Родине слагал..."

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой творчеству Н.А.Некрасова, "Я песни Родине слагал..."

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой творчеству Н.А.Некрасова, "Я песни Родине слагал..."

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой творчеству Н.А.Некрасова, "Я песни Родине слагал..."

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой творчеству Н.А.Некрасова, "Я песни Родине слагал..."

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой творчеству Н.А.Некрасова, "Я песни Родине слагал..."

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой творчеству Н.А.Некрасова, "Я песни Родине слагал..."

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой творчеству Н.А.Некрасова, "Я песни Родине слагал..."

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой творчеству Н.А.Некрасова, "Я песни Родине слагал..."

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой творчеству Н.А.Некрасова, "Я песни Родине слагал..."

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой творчеству Н.А.Некрасова, "Я песни Родине слагал..."

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой творчеству Н.А.Некрасова, "Я песни Родине слагал..."

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой творчеству Н.А.Некрасова, "Я песни Родине слагал..."

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой творчеству Н.А.Некрасова, "Я песни Родине слагал..."

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой творчеству Н.А.Некрасова, "Я песни Родине слагал..."

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой творчеству Н.А.Некрасова, "Я песни Родине слагал..."

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой творчеству Н.А.Некрасова, "Я песни Родине слагал..."
Скачать файл