Сценарий мероприятия "Синичкин день"

  • Мероприятия
  • docx
  • 04.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Познавательно – развлекательное мероприятие учит различать группы птиц, голоса различных птиц, знакомит с историей Синичкиного дня, с произведением Н. Сладкова в игровой форме, с жизнью птиц зимой. Развивает устную речь учащихся на примере пословиц, загадок, стихов, учит доброму отношению к животным, помогает увидеть те трудности, которые испытывают птицы в это время года, прививает любовь к родной природе.
Иконка файла материала Сценарий мероприятия Синичкин день.docx
Маслова Наталья Николаевна учитель начальных классов  МКОУ Заброденская СОШ Познавательно – развлекательное мероприятие для 4 кл. Синичкин день Цели:    учить различать группы птиц, голоса различных птиц,   познакомить с историей Синичкиного дня;  с произведением Н.И.Сладкова в игровой форме;  с жизнью птиц зимой;  развивать   устную   речь   учащихся   на   примере   пословиц, загадок, стихов;  пробудить доброе отношение к животным, помочь увидеть те трудности, которые испытывают птицы в это время года, подчеркнуть необходимость охраны птиц,   прививать любовь к родной природе. Оборудование:  художественное оформление: рисунки, плакаты по теме мероприятия; музыкальное оформление;  кормушки; выставка книг о птицах; ИКТ; декорации для пьесы и костюмы для участников пьесы.Ход мероприятия   Внимание! Внимание! Сегодня  12 часов Работать будет станция  Для школ и для лесов! Сегодня в нашу студию… Внимание! Внимание! Слетятся птицы разные На птичье собрание! ­ Птицы везде – над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и  в поле, и на реке, и в горах. Птиц в природе очень  много. Только в России их  насчитывается более 760 видов. Чтобы посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Давайте посмотрим на некоторых из них и послушаем их голоса. Презентация «Голоса птиц». ­ Птиц, которые живут в нашей местности в лесу или в парке неподалеку от дома,  надо знать.     Начинают свое выступление  Скворцы, щеглы, синицы. И все без исключения Другие известные вам птицы. Дятел. Я – дятел, птица – плотник. Мой клюв как долото, и я выдалбливаю себе в дереве  отличное жилье. Целыми часами я долблю кору деревьев и достаю оттуда насекомых, лечу  деревья, поэтому вторая моя профессия – доктор. Мухоловка­пеструшка. Я – мухоловка – пеструшка. У меня нет такого крепкого клюва,  как у дятла, но я каждый день ловлю по триста мух и комаров. Я хоть и маленькая, но  аппетит у меня большой.  Сова. Я – сова. Съедаю за ночь 7­8 мышей. За год уничтожаю 1000 грызунов. Если учесть,  что каждая мышь может съесть в год 1 кг зерна, то, значит я в год спасаю 1 тонну хлеба. Кукушка. Я – кукушка. У меня необычный аппетит. За час я могу съесть 100 гусениц. А  главное – я поедаю таких гусениц, которых другие птицы не едят. Ведь среди гусениц есть  и волосатые, и ядовитые, а ем всех подряд. Да, бывали такие случаи, когда в лесу  появлялось большое количество насекомых вредителей, и мы – кукушки расправлялись с  ними в течение нескольких дней. Скворец. А я скворец, замечательный певец. На моих концертах вы можете услышать не  только голоса других птиц и их песенки, но и отчаянный мальчишеский свист, кваканье  лягушек, рычанье собаки и даже скрип тележного колеса. Это потому, что я умею очень  точно передавать все, что услышу в дальних странствиях. Концерты я даю в свободное от  работы время. Я много тружусь на полях и садах, уничтожая вредных гусениц, жуков и  червяков. ­Большое спасибо нашим птицам! Много мы о вас узнали нового. Просим вас занять  почетные места в нашем зале. А мы немножко отдохнем и поиграем. ­ Я буду называть только птиц, но если ошибусь и вы услышите что­то другое, то  Игра «Прилетели птицы». нужно хлопать. Начинаем. Прилетели птицы: Голуби, синицы, Мухи и стрижи…(Дети хлопают). ­Что неправильно? (Мухи – это насекомые). ­Продолжим. Прилетели птицы: Голуби, синицы, Аисты, вороны,Галки, макароны…(Дети хлопают). ­Начинаем снова. ­Продолжим. Прилетели птицы: Голуби, куницы..(Дети хлопают). Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чибисы, чижи,  Галки и стрижи, Комары, кукушки… (Дети хлопают) Прилетели птицы:    Голуби, синицы, Чибисы, чижи,  Галки и стрижи, Аисты, кукушки,  Даже совы­сплюшки, Лебеди, скворцы… Все вы молодцы! (Дети хлопают себе). Презентация «Птицы в лесу». ­ А сейчас, ребята, мы с вами попадем в лес и послушаем разговор птенца и старой  мудрой утки. И кое–что ещё интересное узнаем о птицах. Птенец. Кто это намусорил под деревом, разбросал пустые шишки от сосны? Утка. Дятел в своей «кузнице» работал. И это ещё не всё. Дупло у пёстрого дятла  просторное, но кроме мелких щепочек там ничего нет.  Птенец. Как интересно! Дятел. А нам не надо травинок, да пушинок разных. У моих малышей на лапках  специальные толстые мозоли – подушечки. Так что им подстилка не нужна. Подушечки  исчезнут, когда детишки подрастут и вылетят из гнезда. Птенец. А кто из птиц зимой птенцов высиживает? Утка. Никто не отважится в лютый мороз птенцов выводить. Только один клёст со своей  подругой ничего не страшатся. Птенец. А вдруг яйца в гнезде замёрзнут? Утка. Не замерзнут. Самка на них полмесяца сидит, своим теплом согревает. Подруга в  гнезде, а клест ей все время семена из еловых шишек носит. Клюв у него с перекрещенными концами, крестообразный – «клёстный». Клёст. За это меня клестом и называют. Вставлю клюв между чешуйками шишки, отогну их и семечко достану. Птенец. А что это за птица, которая добежала до самого верха ствола, а потом обратно  вниз побежала, словно акробат в цирке?  Поползень.  Я вовсе не собираюсь удивлять лесных жителей. Так я еду себе нахожу. Утка. У птицы ноги сильные, когти острые, круто загнутые. Хоть и быстро она бежит, а не  забывает везде заглянуть, во все трещины и щели. Кто там спрятался, того поползень  схватит и съест. Птенец. Кто это так щёлкает? Утка. Сова – большая голова. Так она врагов своих пугает. Птенец. А кто так в лесу шипит? Утка. И это опять сова – совушка мохнатая головушка. Птенец. А почему днем я её ни разу не видел? Утка. Днем она сидит дома, а ночью выходит полетать, да на грызунов и насекомых  поохотиться. Птенец. Ой, кто­то большой пролетел, да так тихо, что его совсем не слышно. Утка. Не бойся. И на этот раз полетела сова. У неё особое оперение, поэтому и летает она  тихо, почти бесшумно. Птенец. Интересная птица – эта сова.­ Никак не пойму: почему вас называют синицами? Сколько смотрю, а синих перьев  так ни разу и не видела. Синица. А я разговариваю: «Си­си­си», поэтому меня так и прозвали Синица. Птенец. Теперь понятно, за что вас синицами назвали. Утка. Летом птица питается насекомыми, которых в это время года много. Синица. А зимой нам в лесу очень плохо. Утка. Сытой птице и сильный мороз не очень страшен. Ну, а когда синица голодная, то её и  маленький морозец погубить может. Синица. Вот и летим мы поближе к человеку, чтобы покормиться. Кто сала кусочек  привяжет, а кто семечек или крошек насыплет. Утка. Не боятся синицы человека и говорят ему за его доброту… Синица. СПАСИБО.  Немного истории. ­   Когда­то   на   Руси   наши   предки   отмечали   замечательный,   добрый   и   мудрый праздник,   который   призывал   бережно   относиться   к   природе,   заботиться   о   птицах   в трудный   для   них   период.   Праздник   этот   назывался   Синичкиным   днем   и   отмечался   в ноябре. В народе даже говорили: «Невеличка птичка­синичка, а свой праздник знает». ­ С этим праздником связаны народные обряды кормления синиц и других птиц. Именно в это время прилетали синички из лесов и жались поближе к домам, к людям, в то время как многие другие, теплолюбивые птицы улетали в теплые края. ­Синицы же, как и воробьи, круглый год с нами. Если в теплое время года они обитают больше в лесу, то с наступлением холодов прилетают поближе к людям, надеясь на их помощь. ­ А вот что пишет о синицах  Г.Снегирев в книге «Птицы наших лесов».  «…Без синиц зимний лес кажется мертвым. Только сосновая ветка заскрипит да снежная шапка обрушится с елки. Но как налетит стайка синиц, лес оживет. Синицы с писком, с пиканьем перелетают с ветки на ветку, с дерева на дерево – осматривают каждую тропинку в коре: нет ли деревянного семечка, не притаился ли где уснувший жучок. Каких только нет синиц в стайке: и лазоревки, и московки, и гренадёрки с полосатыми хохолками на голове. Летом весь лес звенит птичьими голосами, и синиц не видно да и не слышно с их скромной   песенкой.   Но   синицы   не   улетают   на   зиму   в   теплые   страны   и   звонко перекликаются в зимнем лесу. В лютую стужу синицы прилетают к избам, и ребята сыплют для них зерно или кладут кусочки хлеба на кормушку…»   ­Птицы могут иногда перенести большие холода, но от голода они часто гибнут. Многие из них питаются исключительно насекомыми, а где их взять зимой? Вы знаете, что поздней осенью насекомые прячутся или умирают. А те птицы, которые питаются зерном, семенами, не могут добывать их  из–под снега. Вот здесь – то и нужна ваша помощь тем птичкам, которые остаются без корма. Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов, К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты  их корма ­ Горсть зерна нужна И не страшна будет им зима.  Выставка кормушек. (Выходят дети с кормушками). Мы кормушку смастерили Мы столовую открыли. В гости в первый день недели   К нам синицы прилетели.       А во вторник ­ снегири Ярче утренней зари,Три вороны были в среду Мы не ждали их к обеду.     А в четверг со всех краёв Стая жадных воробьёв. В пятницу в столовой нашей Голубь лакомился кашей.         А в субботу на пирог, Прилетело семь сорок. В воскресенье, в воскресенье, Было общее веселье. Синица.  Я – синица. Круглый год отыскиваю на деревьях вредных насекомых, их яйца и личинки. Трудно нам, синицам, бывает зимой, когда деревья покрыты снегом. Не можем мы в это время найти насекомых, и если бы не вы, ребята, то умерли бы от голода. Спасибо вам, ребята, за птичьи столовые! (Дети оставляют кормушки на сцене) ­ Вы молодцы, ребята, что помогаете птицам пережить холодную и тяжелую для них зиму. Эта помощь не останется без ответа. Птицы обязательно по­своему отблагодарят человека   за   заботу   и   внимание.   У   известного   детского   писателя     П.Сладкова   есть небольшая сказка, которая так и называется: «Зимние долги». По мотивам одноименной сказки Н.И.Сладкова. Действующие лица: Воробей – мальчик одет в серый свитер, в брюки того же цвета, шея обмотана пёстрым  шарфом, на голове кепка. Ворона – девочка одета в чёрный свитер, в длинную юбку того же цвета и небольшую  шляпку. В руках чёрный ридикюль. Синица – в серой юбке, в свитере зеленого цвета, в чёрной шапочке и в таких же перчатках. Дятел – в белом халате, на голове шапочка с красным крестом, в одной руке небольшой  чемоданчик, в другой – лупа.  (Декорация весеннего леса, на переднем плане – дерево, чуть дальше другое, со  скворечником с прорезанным окошечком. Звучит весёлая музыка. На поляну  «вылетает воробей». Весело чирикая, он танцует. Импровизированный танец воробья.  Неожиданно появляется ворона. Неслышно подкравшись к воробью сзади, она  неожиданно громко каркает. Воробей пугается.)   Ворона (хриплым, простуженным голосом).Чему, воробей, возрадовался, чего  расчирикался? Воробей (нахохлившись, сжимает кулаки). Страсть драться охота. А ты (наступает на  ворону) тут не каркай, не порть мне весеннего настроения! Ворона (невозмутимо). А вот испорчу! Как задам вопрос… Воробей (беззаботно). Во напугала! Ворона (руки в боки). И напугаю! Ты крошки зимой в птичьей столовой у школы клевал? Воробей. Ну, клевал. Спасибо ребятам, подкармливали… Ворона (радостно каркнув). То­то! А чем ты за всё это расплачиваться думаешь? Своим  чириканьем? Воробей (растеряно). А я один, что ли, пользовался? И Синица там была, и Дятел, и Галка.  И ты, Ворона, была… Ворона (с самодовольным видом расхаживая взад­вперед). Я раньше всех расплачусь!  Слышишь, в поле трактор пашет? А я за ним из борозды всяких вредителей выбираю.  Сорока с Галкой мне помогают. А на нас глядя, и другие птицы стараются. Воробей (упираясь). Другие, может, и думать забыли… Ворона (не унимаясь). А ты слетай да проверь!(Ворона важно ходит. Вновь звучит музыка. Воробей «летит в сад». В окошечке  нарисованного скворечника появляется Синичка. Она с любопытством озирается по  сторонам, заметив воробья, «вылетает из скворечника» ­ выходит из­за декорации). Воробей (остановившись перед синицей). Поздравляю с новосельем! Небось, и про долги  забыла?  Синица. Не забыла, Воробей! Меня ребята зимой вкусным сальцем угощали, а я их осенью  сладкими яблочками угощу.  Сад стерегу от плодожорок и листогрызов. ( Вновь звучит весёлая музыка. Воробей «летит» дальше, в лес. Около дерева  стоит дятел. Он внимательно через лупу всматривается в кору дерева. Увидев  Воробья, Дятел удивленно спрашивает.) Дятел. По какой нужде, Воробей, ко мне в лес прилетел? Воробей (чирикнув). Да вот расчет с меня требуют… А ты, дятел, как расплачиваешься? Дятел (важно). Уж так­то стараюсь… (стучит по стволу дерева). Лес вот от древоточцев и  короедов оберегаю… Так, это дерево здорово. Очень хорошо. Займёмся следующим  больным (Убирает лупу в свой чемоданчик. Подает руку Воробью). ­ Ну, будь здоров, старик. Извини, у меня дела… Дятел уходит. Воробей в задумчивости протягивает: Воробей. Ишь ты, а я думал… (Приглушенно звучит музыка. Неторопливо выходит Ворона и, подкравшись к  задумавшемуся  чем­то своём Воробью, громко каркает.) Ворона. Карр­Карр!... (Воробей, испуганно чирикнув, подпрыгивает от неожиданности). Воробей. Тьфу ты, Ворона, опять меня напугала! Права ты была. Все зимние долги  отрабатывают… Ворона (самодовольно выпятив грудь). А я что тебе говорила? Воробей. А я что – хуже других? Как начну вот комаров, слепней да мух ловить! Чтобы  эти кровососы ребят не кусали! Мигом долги верну! ( Звучит музыка. Выходят действующие лица, взявшись за руки, говорят по  очереди.) Ворона. Мы благодарим, ребята, вас… Синица. За вашу помощь в трудный час! Дятел. Заботу, понимание… Воробей. А главное – внимание! Все вместе. Спасибо, спасибо, спасибо!...(Под весёлую музыку птицы «разлетаются».) Исполняется «Воробьиная песенка». ­ А как хорошо вы знаете птиц,  мы сейчас проверим. Итак, время загадок.  ­ Начинают ученики третьего класса, отгадывают учащиеся четвертого, и наоборот. Выставка книг о птицах. ­ А теперь информация для любителей чтения. ­ Ребята, о птицах написано много книг. Нет на земле места, куда ­ бы не залетали птицы. Даже на Северном полюсе, где только море и лёд, можно увидеть птиц. Чем дальше на юг от Северного полюса, тем больше крылатых обитателей встретишь на своём пути. Какие птицы где живут, как живут в разное время года? Кто из птиц лучший певец, летун, пловец   и   строитель?   Кто   чем   питается?   На   все   эти   вопросы   получите   ответ,   когда прочитаете эти книги. Презентация о зимующих птицах: «Покормите птиц  зимой». ­ Покормите птиц зимой! Опомнись, вздрогни, человек Перед природой ты в долгу, И славен будет пусть твой век Травой душистой на лугу, И трелью птиц веселой, звонкой, И шумным плеском родника,И гроздьями рябины тонкой,  И синим глазом родника. ­ Этих птиц ты можешь встретить зимой на улицах города, в парках и скверах:  сорока, снегирь, ворона, свиристель, воробей, синица, дятел. ­ Позаботься о них! ­ А сейчас приглашаем всех присутствующих принять участие в организации  птичьей «столовой». Спасибо за внимание!