Тема: Поэтический мир А.А.Фета. 11 класс.
Цели:
- вовлечь учащихся в мыслительную и познавательную активность в изучении жизни и творчества А.Фета;
- помочь учащимся увидеть своеобразие сложной личности поэта и проникнуть в поэтический мир лирики А. Фета.
- формировать познавательный интерес учащихся к культурному наследию страны и мотивацию к дальнейшему изучению русской поэзии;
- развивать умение учащихся выбирать нужный материал, чётко формулировать и ясно излагать свои мысли.
- развивать внимание, воображение, мышление, память, слуховое восприятие и творческие способности учащихся;
- развивать коммуникативные навыки непосредственного взаимодействия учащихся между собой, а также с преподавателем.конспект
Тема: Поэтический мир А.А.Фета. 11 класс.
Цели:
вовлечь учащихся в мыслительную и познавательную активность в изучении жизни и
творчества А.Фета;
помочь учащимся увидеть своеобразие сложной личности поэта и проникнуть в поэтический
мир лирики А. Фета.
формировать познавательный интерес учащихся к культурному наследию страны и
мотивацию к дальнейшему изучению русской поэзии;
развивать умение учащихся выбирать нужный материал, чётко формулировать и ясно излагать
свои мысли.
развивать внимание, воображение, мышление, память, слуховое восприятие и творческие
способности учащихся;
развивать коммуникативные навыки непосредственного взаимодействия учащихся между
собой, а также с преподавателем.
Форма учебной работы: проектная.
Оборудование: мультимедиа, аудиозапись романса, виртуальная школа Кирилла и Мефодия
"Уроки литературы Кирилла и Мефодия".
Метод: 1. Рассказ учителя.
2. Сообщения с элементами исследования учащихся.
3. Чтение стихотворений А.А.Фета.
4. Восприятие истолкование, оценка стихотворения А.А.Фета
"Шепот, робкое дыханье…"
5. Презентации проектов с использованием мультимедиа
План.
1.
2.
3.
4.
Эпиграф.
Этапы творческого пути А.А.Фета.
Мотивы природы в поэзии А.А.Фета.
Тема любви в лирике А.А.Фета.
Своеобразие лирики А.А.Фета
И пока святым искусством
Радуется свет,
Будет дорог нежным чувствам
Вдохновенный Фет.
К. Фофанов
Слово учителя. Сегодня на уроке мы будем говорить о поэтическом мире Афанасия
1.
Афанасьевича Фета. Особое внимание остановим на мотивах природы теме любви в
творчестве поэта Записываем тему урока, эпиграф и план урока.
Ход урока.
2.Выступление 1 группы. «Этапы творческого пути А.А.Фета» (Проектпрезентация).
5 декабря 2007 года в России праздновали 187ю годовщину со дня рождения поэта
А.А.Фета. А.П. Чехов называл его стихи "пленительными", СалтыковЩедрин высоко ценил
поэзию великого лирика, отмечал, что его стихи дышат "самой искренней свежестью, а
романсы его распевает чуть ли не вся Россия".
Целый мир от красоты,
От велика и до мала,
И напрасно ищешь ты
Отыскать его начало.Когда читаешь стихотворения Афанасия Фета, легче всего его представить
Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно, человечно.
романтическим юношей с нежными чертами лица.
Мы одни; из сада в стекла окон
Светит месяц… тусклы наши свечи;
Твой душистый, твой послушный локон
Развиваясь, падает на плечи…
В действительности автор этих строк был весьма практичным молодым офицером,
который отрекся от любви, чтобы заняться поиском богатой невесты.
А вот стихотворение "На качелях". Кто он, его автор?
И опять в полусвете ночном
Средь веревок натянутых туго,
На доске этой шаткой вдвоем
Мы стоим и бросаем друг друга.
И чем ближе к вершине лесной,
Чем страшнее стоять и держаться,
Тем отрадней взлетать над землей
И одним к небесам приближаться…
Опять воображение рисует портрет наивного восторженного мальчишки. А поэту, когда
он написал это стихотворение, было 70 лет.
А.Фет не менял масок, не сочинял вариантов собственной судьбы. Он был одним в жизни
и другим в стихах. Он жил параллельно в жестокой реальности, где надо помнить о выгоде,
вести хозяйство, считать деньги, заниматься политикой, и в вымышленном мире, озаренной
светом луны, пронизанном прекрасной музыкой, далеком от всякого зла.
Как знать, окажись его реальная биография иной, не будь он еще в детстве унижен и
озлоблен, может быть, и не рвался бы он так страстно к идеалу любви и красоты. Фет прожил
72 года в страданиях, обидах, борьбе за место под солнцем, которое он для себя избрал, и все
это время в его поэзии царили другие законы.
3. Тестирование по биографии поэта ("Уроки литературы Кирилла и Мефодия")
4. Разминка на глаза.
5. Слово учителя. Судьбы поэтов во многом схожи. Поэзия для них не профессия, не
будничное дело, а потребность выразить в слове свои сокровенные мысли и "вечные проблемы"
человеческого бытия. Постараемся и мы сегодня прислушаться к прекрасным строкам
фетовской поэзии.
Итак, Фет писал о любви, почти всегда возвышенной и чуть печальной, о природе,
опьяняющей чуткую душу, о музыке, проникающей в самое сердце, о поэзии, ради которой
только и стоит жить. При этом повод к написанию стихотворению, тема его поэтом
объявляются неважным. Я.П.Полонский вспоминал: "Фет, бывало, говорил мне: "К чему искать
сюжета для стихов; сюжеты эти на каждом шагу брось на стул женское платье или погляди на
двух ворон, которые уселись на заборе, вот тебе и сюжет".
6. Выступление группы 2. "Мотивы природы в поэзии Фета"
Музыкальность фетовской поэзии почувствовали многие композиторы 19 и 20 в.
П.И.Чайковский говорил о Фете: "Это не просто поэт, скорее поэтмузыкант, как быизбегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом. Фет в лучшие
минуты выходит из предметов, указанных поэзией, и смело делает шаг в нашу область". В
подтверждении этого прочитаем слова А.Фета: "Меня всегда тянуло из определенной области
слов в неопределенную область музыки". Фет всегда считал, что "поэзия и музыка не только
родственны, но и нераздельны". Итак, музыкальность важнейшая особенность фетовской
лирики. Она проявляется не только в том, что многие стихотворения положены на музыку, но и
в самой структуре стихотворения.
7. Исполнение романса "На заре ты ее не буди" ученицей 10 класса Волковой Настей.
8. Выступление группы 3. «Тема любви в творчестве Фета». Любовь к Марии Лазич. Анализ
стихотворения "На заре ты ее не буди". Анализ стихотворения "Я пришел к тебе с приветом…"
9. Работа по анализу стихотворения "Шепот, робкое дыханье…" Чтение стихотворения
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря!..
10. Вопросы классу
1) Какое чувство является в стихотворении доминирующим? Меняется ли настроение по ходу
текста? ( Чувство любви, которое дано в развитии)
2) Какой характер придает тексту его безглагольность, фрагментарность описаний? Можно ли
при этом говорить о фрагментарности, случайности чувства или оно целостное? (Отсутствие
глаголов не делает миниатюру неподвижной, напротив, здесь все в действии все в движении, но
движение это затаенное, едва заметное. Фрагментарность не указывает на случайность чувств
лирических героев: они на протяжении стихотворения развиваются и достигают апофеоза).
Как слились воедино образы природы и внутреннего состояния человека в каждой
3)
строфе стихотворения? (Кольцевая композиция помогает передать единство двух мотивов).
Как краски и звуки помогают понять чувства лирического субъекта? Какие
4)
метафорические образы становятся ключевыми в третьей строфе? Как в ней звучит цветовая
гамма? Можно ли говорить о символике цвета? (Образ пурпурной розы придает стихотворению
торжественность, звучность, является символом любви. "Отблеск янтаря" вмещает в себя всю
картину утренней зари: янтарь камень солнца).
Почему венец любовного свидания слезы, а в мире природы заря? Почему слово заря
5)
повторяется дважды? (Это кульминация стихотворения: кульминация чувства лирических
героев и кульминация в природе)Как проведенный вами анализ помогает понять поэтический смысл стихотворения, его
6)
эмоциональный пафос?
Какие особенности поэтики Фета переданы в пародии на его стихотворение? (Лаконизм,
7)
фрагментарность, безглагольность)
Холод, грязные селенья,
Лужи и туман,
Крепостные разрушенья,
Голос поселян,
Топот, радостное ржанье,
Стройный эскадрон,
Трель горниста, полыханье
Веющих знамен,
…Амуниция в порядке,
Отблеск серебра,
И марш марш во все лопатки,
И ура, ура!
Стихотворение Фета строится на обрывках событий и явлений, на частичной фиксации
отдельных предметов, в целом же получается правдивый поэтический рассказ и высокое
признание. Любовь дается намеками, не заземлено, а высоко. Это не столько плотская, сколько
духовная любовь, на что указывает финал стихотворения. Последние слова звучат не в ряду
других, а выделено. Заря это не очередное явление, а сильная метафора, высшее выражение
чувства, свет любви.
Таким образом, основные темы лирики Фета природа и любовь, как бы слиты воедино. Именно
в них, как в единой мелодии, соединены вся красота мира, вся радость и очарование бытия.
9. Выступление группы 4. «Художественное своеобразие лирики Фета».
Вывод. Фет мастер словесного изображения тончайших состояний в душе человека. Его стихи
наполнены философским смыслом, потому что в них человеческая жизнь соотнесена с вечной
жизнью и обновлением природы. Метафоричность, повышенная эмоциональность и необычный
синтаксис поэзии Фета помогают в создании уникальных художественных образов, рисующих
сложную духовную жизнь человека. Обратимся к эпиграфу.
Домашнее задание:
1. Подготовить устный анализ стихотворения Фета "На заре ты ее не буди…" по плану, стр. 39
40.
2. Минисочинение по стихотворению "Шепот, робкое дыханье…"