Сценарий "Поэтический мир А.А. Фета" 11 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 07.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: Поэтический мир А.А.Фета. 11 класс. Цели: - вовлечь учащихся в мыслительную и познавательную активность в изучении жизни и творчества А.Фета; - помочь учащимся увидеть своеобразие сложной личности поэта и проникнуть в поэтический мир лирики А. Фета. - формировать познавательный интерес учащихся к культурному наследию страны и мотивацию к дальнейшему изучению русской поэзии; - развивать умение учащихся выбирать нужный материал, чётко формулировать и ясно излагать свои мысли. - развивать внимание, воображение, мышление, память, слуховое восприятие и творческие способности учащихся; - развивать коммуникативные навыки непосредственного взаимодействия учащихся между собой, а также с преподавателем.конспект
Иконка файла материала конспект.docx
Тема: Поэтический мир  А.А.Фета.  11 класс. Цели: ­  вовлечь учащихся в мыслительную и познавательную активность в изучении жизни и  творчества А.Фета; ­ помочь учащимся увидеть своеобразие сложной личности поэта и проникнуть в поэтический  мир лирики А. Фета.  ­ формировать познавательный интерес  учащихся к культурному наследию страны и  мотивацию к дальнейшему изучению русской поэзии; ­ развивать умение учащихся выбирать нужный материал, чётко формулировать и ясно излагать свои мысли. ­ развивать внимание, воображение, мышление, память, слуховое восприятие и творческие  способности учащихся; ­ развивать коммуникативные навыки непосредственного взаимодействия учащихся между  собой, а также с преподавателем.  Форма учебной работы:  проектная. Оборудование: мультимедиа, аудиозапись романса, виртуальная школа Кирилла и Мефодия  "Уроки литературы Кирилла и Мефодия". Метод: 1. Рассказ учителя.    2. Сообщения  с элементами исследования учащихся.    3. Чтение стихотворений А.А.Фета.    4. Восприятие истолкование, оценка стихотворения А.А.Фета               "Шепот, робкое дыханье…"      5. Презентации проектов с использованием мультимедиа План. 1. 2. 3. 4. Эпиграф. Этапы творческого пути А.А.Фета. Мотивы природы в поэзии А.А.Фета. Тема любви в лирике А.А.Фета. Своеобразие лирики А.А.Фета И пока святым искусством Радуется свет, Будет дорог нежным чувствам Вдохновенный Фет. К. Фофанов     Слово учителя. Сегодня на уроке мы будем говорить о поэтическом мире Афанасия  1. Афанасьевича  Фета. Особое внимание остановим на мотивах природы  теме любви  в  творчестве поэта Записываем тему     урока, эпиграф и план урока.  Ход урока. 2.Выступление 1 группы. «Этапы творческого пути А.А.Фета» (Проект­презентация).  5 декабря 2007 года в России праздновали 187­ю годовщину со дня рождения поэта  А.А.Фета. А.П. Чехов называл его стихи "пленительными", Салтыков­Щедрин высоко ценил   поэзию  великого  лирика,  отмечал,  что  его  стихи  дышат  "самой искренней свежестью, а  романсы его распевает чуть ли не вся Россия". Целый мир от красоты, От велика и до мала, И напрасно ищешь ты Отыскать его начало.Когда читаешь стихотворения Афанасия Фета, легче всего его представить  Что такое день иль век Перед тем, что бесконечно? Хоть не вечен человек, То, что вечно, ­ человечно.   романтическим юношей с нежными чертами лица. Мы одни; из сада в стекла окон Светит месяц… тусклы наши свечи; Твой душистый, твой послушный локон Развиваясь, падает на плечи… В действительности автор этих строк был весьма практичным молодым офицером,    который отрекся от любви, чтобы заняться поиском богатой невесты. А вот стихотворение "На качелях". Кто он, его автор? И опять в полусвете ночном Средь веревок натянутых туго, На доске этой шаткой вдвоем Мы стоим и бросаем друг друга. И чем ближе к вершине лесной, Чем страшнее стоять и держаться, Тем отрадней взлетать над землей И одним к небесам приближаться…  Опять воображение рисует портрет наивного восторженного мальчишки. А поэту, когда  он написал это стихотворение, было 70 лет. А.Фет не менял масок, не сочинял вариантов собственной судьбы. Он был одним в жизни и другим в стихах. Он жил параллельно ­ в жестокой реальности, где надо помнить о выгоде,  вести хозяйство, считать деньги, заниматься политикой, и  в вымышленном мире, озаренной  светом луны, пронизанном прекрасной музыкой, далеком от всякого зла. Как знать, окажись его реальная биография иной, не будь он еще в детстве унижен и  озлоблен,  может быть, и не рвался бы он так страстно к идеалу любви и красоты. Фет прожил  72 года в страданиях, обидах, борьбе за место под солнцем, которое он для себя избрал,  и все  это время в его поэзии царили другие законы. 3. Тестирование по биографии поэта ("Уроки литературы Кирилла и Мефодия") 4.  Разминка на глаза. 5.  Слово учителя.   Судьбы поэтов во многом схожи. Поэзия для них не профессия, не  будничное дело, а потребность выразить в слове свои сокровенные мысли и "вечные проблемы"  человеческого бытия. Постараемся и мы сегодня прислушаться к прекрасным строкам  фетовской поэзии. Итак, Фет писал о любви, почти всегда возвышенной и чуть печальной, о природе,  опьяняющей чуткую душу, о музыке, проникающей в самое сердце, о поэзии, ради которой  только и стоит жить. При этом повод к написанию  стихотворению, тема его поэтом  объявляются неважным. Я.П.Полонский вспоминал: "Фет, бывало, говорил мне: "К чему искать  сюжета для стихов; сюжеты эти на каждом шагу ­ брось на стул женское платье или погляди  на двух ворон, которые уселись на заборе, вот тебе и сюжет". 6. Выступление группы 2.  "Мотивы природы в поэзии Фета"  Музыкальность фетовской поэзии почувствовали многие композиторы 19 и 20 в.  П.И.Чайковский говорил о Фете: "Это не просто поэт, скорее поэт­музыкант, как быизбегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом. Фет в лучшие  минуты выходит из предметов, указанных поэзией, и смело делает шаг в нашу область". В  подтверждении этого прочитаем слова А.Фета: "Меня всегда тянуло из определенной области  слов в неопределенную область музыки". Фет всегда считал, что "поэзия и музыка не только  родственны, но и нераздельны". Итак, музыкальность ­ важнейшая особенность фетовской  лирики. Она проявляется не только в том, что многие стихотворения положены на музыку, но и в самой структуре стихотворения. 7.  Исполнение романса "На заре ты ее не буди" ученицей 10 класса Волковой Настей. 8. Выступление группы 3.  «Тема любви в творчестве Фета». Любовь к Марии Лазич. Анализ  стихотворения "На заре ты ее не буди". Анализ стихотворения "Я пришел к тебе с приветом…" 9. Работа по анализу стихотворения "Шепот, робкое дыханье…"  Чтение стихотворения  Шёпот, робкое дыханье,  Трели соловья,  Серебро и колыханье  Сонного ручья,  Свет ночной, ночные тени,  Тени без конца,  Ряд волшебных изменений  Милого лица,  В дымных тучках пурпур розы,  Отблеск янтаря,  И лобзания, и слёзы,  И заря, заря!..  10. Вопросы классу 1) Какое чувство является в стихотворении доминирующим? Меняется ли настроение по ходу  текста? ( Чувство любви, которое дано в развитии) 2)  Какой характер придает тексту его безглагольность, фрагментарность описаний? Можно ли  при этом говорить о фрагментарности, случайности чувства или оно целостное? (Отсутствие  глаголов не делает миниатюру неподвижной, напротив, здесь все в действии все в движении, но  движение это затаенное, едва заметное. Фрагментарность не указывает на случайность чувств  лирических героев: они на протяжении стихотворения развиваются и достигают апофеоза). Как слились воедино образы природы и внутреннего состояния человека в каждой  3) строфе стихотворения? (Кольцевая композиция помогает передать единство двух мотивов). Как краски и звуки помогают понять чувства лирического субъекта? Какие  4) метафорические образы становятся ключевыми в третьей строфе? Как в ней звучит цветовая  гамма? Можно ли говорить о символике цвета? (Образ пурпурной розы придает стихотворению  торжественность, звучность, является символом любви. "Отблеск янтаря" вмещает в себя всю  картину утренней зари: янтарь ­ камень солнца). Почему венец любовного свидания ­ слезы, а в мире природы ­ заря? Почему слово заря  5) повторяется дважды? (Это кульминация стихотворения: кульминация чувства лирических  героев и кульминация в природе)Как проведенный вами анализ помогает понять поэтический смысл стихотворения, его  6) эмоциональный пафос? Какие особенности поэтики Фета переданы в пародии на его стихотворение? (Лаконизм,  7) фрагментарность, безглагольность) Холод, грязные селенья, Лужи и туман, Крепостные разрушенья, Голос поселян, Топот, радостное ржанье, Стройный эскадрон, Трель горниста, полыханье Веющих знамен, …Амуниция в порядке, Отблеск серебра, ­ И марш ­ марш во все лопатки, И ура, ура! Стихотворение Фета строится на обрывках событий и явлений, на частичной фиксации  отдельных предметов, в целом же получается правдивый  поэтический рассказ  и высокое  признание. Любовь дается намеками, не заземлено, а высоко. Это не столько плотская, сколько  духовная любовь, на что указывает финал стихотворения. Последние слова звучат не в ряду  других, а выделено. Заря ­ это не очередное явление, а сильная метафора, высшее выражение  чувства, свет любви. Таким образом, основные темы лирики Фета ­ природа и любовь, как бы слиты воедино. Именно в них, как в единой мелодии, соединены вся красота мира, вся радость и очарование бытия. 9. Выступление группы 4. «Художественное своеобразие лирики Фета». Вывод. Фет ­ мастер словесного изображения тончайших состояний в душе человека. Его стихи  наполнены философским смыслом, потому что в них человеческая жизнь соотнесена с вечной  жизнью и обновлением природы. Метафоричность, повышенная эмоциональность и необычный  синтаксис поэзии Фета помогают в создании уникальных художественных образов, рисующих  сложную духовную жизнь человека. Обратимся к эпиграфу. Домашнее задание:  1. Подготовить устный анализ  стихотворения Фета "На заре ты ее не буди…" по плану, стр. 39­ 40.  2. Мини­сочинение по стихотворению "Шепот, робкое дыханье…"

Посмотрите также