Сценарий родительского собрания "Орфографическая зоркость (1-4кл)
Оценка 4.6

Сценарий родительского собрания "Орфографическая зоркость (1-4кл)

Оценка 4.6
Работа с родителями
docx
родителям
2 кл—3 кл
22.02.2017
Сценарий родительского собрания "Орфографическая зоркость (1-4кл)
Разработка родительского собрания направлена на привлечение родителей к проблеме волнующей, не только педагогов, но и родителей с целью повышения эффективности просветительской работы родительского коллектива по формированию орфографического навыка учащихся начальных классов. Цель: повышения эффективности просветительской работы родительского коллектива по формированию орфографического навыка учащихся начальных классах.
Орфографическая зоркость.docx
МКОУ Усть­Хопёрская СОШ учитель начальных классов  Буянова Светлана Николаевна  Родительское собрание на тему: «Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов» Аннотация       Разработка родительского собрания  направлена на привлечение родителей к  проблеме волнующей, не только педагогов, но и родителей с целью повышения  эффективности просветительской работы родительского коллектива по  формированию орфографического навыка учащихся начальных классах. Цель: повышения эффективности просветительской работы родительского коллектива по формированию орфографического навыка учащихся начальных классах. «Грамотное письмо –  не просто движение пишущей руки,  а особая речевая деятельность.  Чем развитее ребёнок,  чем богаче его словарь и синтаксис,  чем правильнее его произношение,  тем легче даётся ему правописание».    Н.С. Рождественский    Орфография и ребенок младшего школьного возраста, его интерес к изучению  русского языка. Орфография и качественные результаты обучения правилам  правописания. Как «соединить» науку о законах русской орфографии с детьми от  шести до десяти так, чтобы это «соединение» было оптимальным не только для  науки, но и для ребенка? 1 Вопросы, вопросы, вопросы. Они мучают уже не одно поколение ученых, учителей,  учеников и, конечно, родителей. Актуальны ли эти вопросы для сегодняшней школы? Или, наконец­то, все проблемы решены? Увы, утвердительного ответа не услышишь  ни от тех, кто учит, ни от тех, кто учится. С преподаванием русского языка в школе сложилась парадоксальная ситуация: с  одной стороны, появились новые программы и учебники, большое количество  дидактических материалов, призванных, как написано в их аннотациях, повысить  грамотность учеников, способствовать развитию интереса к изучению родного языка,  с другой, как показывает практика, уровень грамотности наших учеников либо  остается по­прежнему невысоким, либо – катастрофически снижается. Об этом задумалась и я. Почему учащиеся знают правило, приводят примеры, а  начинают писать ­ ошибки, ошибки. Это всегда очень обидно, досадно, порой  опускаются руки. Что же делать? В чем причина? Как научить писать без ошибок?  Ведь начальная школа­это основа знаний учащихся, и от нас зависит успех  грамотности старшего звена.  Очень часто, когда у ученика, плохо написавшего диктант, спрашиваешь, как  пишется слово, в котором он допустил ошибку, он отвечает, что знает это правило, и  это знает, и это… Да, он знает правила, он их заучил, но, когда пишет, он не видит  случаев, когда их нужно применить.      Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского   языка   в   начальной   школе,   так   как   с   ней   связано   приобретение орфографического навыка.  Термин   «   орфография»  создан   на   базе   греческих   слов  огthos   «правильный» и  grapho   «пишу»,   буквальным   переводом   его   на   русский   язык   является   термин «правописание». В   современном   понимании   орфография   ­   это   система   правил   написания   слов. Сформировать грамотное письмо учащихся ­ задача не из легких. Довольно часто школьники хорошо усваивают теорию, но страдают от неумения грамотно писать. Огромное   внимание   в   обучении   орфографии   уделяется   формированию орфографической   зоркости   (умение   видеть   орфограмму   в   слове)   и орфографического   слуха   (умение   слышать   орфограмму   в   слове). Наши ученики не замечают «ошибкоопасных» мест  и потому не применяют известные им правила, «орфографическая слепота» школьников – одна из  основных причин допускаемых орфографических ошибок.    Часто можно услышать от родителей фразу: «Все правила мой ребёнок знает, а  пишет всё равно с ошибками!». Это происходит потому, что ребёнок не знает, где  2 эти правила применять. Поэтому и необходимо применять систему  «ошибкоопасных» мест. Необходимо объяснить учащимся, что миноискатель у сапёра всегда должен  находиться впереди, чтобы не подорваться, а если он будет сзади, то далеко уйти  невозможно. Так и ученику нужно знать, где, в каком месте расположены «опасные»  места, какие буквы являются «минами». Ребёнок должен уяснить, что проверить  слово нужно до того, как оно будет написано!      Поэтому, умение обнаруживать «ошибкоопасные» места, то есть  орфограммы, должно стать предметом целенаправленного обучения.      Таким образом, необходимость достроить существующую систему обучения  орфографии недостающим звеном – формирование у учащихся орфографической  зоркости – становится очевидной.      Посмотрим, определение орфографической зоркости.  Орфографическая зоркость     – это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания.     В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и  состоит орфографическая зоркость.     Теперь давайте попробуем ответить на вопрос:   какие орфографические умения следует формировать у учащихся начальных классов?     Для этого надо рассмотреть структуру осознанно выполняемого  орфографического действия. Можно выделить четыре орфографических умения, которые следует формировать у  младшего школьника, работу над которыми начинаю на ранних этапах. Ставить орфографические задачи, то есть обнаруживать орфограммы  (обладать орфографической зоркостью); Устанавливать тип орфограммы, соотносить её с определенным  правилом; Применять правило; Проверять написанное, осуществлять орфографический самоконтроль. 3 1. 2. 3. 4. Как и многих учителей начальных классов, меня волнует проблема  грамотного  письма учащихся. Анализ диктантов заставляет задуматься над развитием  орфографической зоркости детей.  Анализируя письменные работы детей,  беседы по готовности  детей к уроку, их  устную работу на уроках, беседуя с коллегами,  мною были  выявлены  причины,  способствующие не грамотному  письму учащихся: 1. Незнание правил; 2. Знание правила, но неумение их применять; 3. Ребята мало и плохо читают, при чтении допускают ошибки; 4. Отсутствует положительная мотивация; 5. Плохо развита память, мыслительные процессы протекают медленно; 6. Дети не получают помощи от родителей и не контролируются ими. Возможны          и другие причины: 1) невнимание, рассеянность, поспешность; 2) не видит орфограмму (нет зоркости); 3) орфограмму видит, но ошибочно определяет; 4) допускает ошибку на одной из ступени алгоритма проверки; 5) не понимает значение слова, словосочетания, предложения, смысла текста; 6) работает медленно, не успевает применить свои знания. Практика показывает, что чем больше и «качественнее» читает ученик, тем  грамотнее он пишет. Объясняется это тем, что чтение и письмо – виды речи тесно  взаимосвязанные. Если при письме осуществляется прямая перекодировка звуковых  сигналов в графические, то при чтении происходит обратная перекодировка.  Практически нельзя научиться писать и при этом не научиться читать. Другими  словами, акт письменной речи завершается тогда, когда написанное прочитывается.  Следует стремиться к тому, чтобы как можно быстрее орфографическая оболочка  слова сразу ассоциировалась в сознании ребенка с лексическим значением слова,  скрытым за его орфографическим обликом. Таким образом, включающаяся в работу  во время чтения зрительная память способствует повышению уровня  орфографической грамотности. Доказано, что предварительное чтение текста,  предшествующее его записи, повышает качество грамотного письма примерно на 25% (данные М. М. Разумовской). Упражнения   по   выработке     зоркости   по   степени сложности и самостоятельности в зависимости от того, на что обращается внимание,   орфографической   я располагаю в определенной последовательности. 4 1. Письмо с проговариванием. В основе этого письма – проговаривание по слогам. Учащиеся произносят слово по  слогам, записывают первую букву слога, затем проговаривают гласную и  записывают её. Например: За­ пишу з с гласной а и т.д.      Анализируя процесс письменной речи, Л. С. Выготский писал: "Мы очень часто  скажем сначала слово про себя, а потом пишем; здесь налицо мысленный  черновик". Затруднения, испытываемые школьником, в основном связаны как раз с  процессом перевода внутренней речи в письменную. Следовательно, один из путей  выхода из этих затруднений – озвучить речь.  Приучаю детей писать с проговариванием, особенно на начальных ступенях обучения.   Роль   такого   озвучивания   внутренней   речи   при   письме   нельзя недооценивать и в плане обучения орфографии.  Произнесение записываемых слов так, как они пишутся.  Способ проговаривания зарекомендовал себя как надежное средство формирования орфографического навыка. 2. Списывание. Списывание   основывается   на   проговаривании   по   слогам.   Это   вид списывания предполагает большую самостоятельность учащихся.Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами.  В   процессе   списывания   у   детей   вырабатывается   зрительная   и   слуховая память, внимание, сравнение (соотнесение количества букв в тетради и в книге), воспитываются самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции. 3. Комментированное письмо Этот тип диктанта  также строится на основе проговаривания по  слогам. Учащиеся не просто проговаривают слова и слова, но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно следить за тем, чтобы все   работали   одновременно   с   комментатором,  не   отставая   и   не   забегая   вперед. Только   при   этом   условии   предупреждаются   ошибки.   Сначала   комментируют сильные учащиеся, постепенно и все остальные. Постепенно развиваются внимание к слову, его значению, сообразительность, речь, фонематический слух, мышление. 5 Орфографические минутки (в начале или в конце урока). Обязательно на каждом  уроке!     Алгоритм проведения: Прочитать текст.  Найти в каждом слове «опасные места».  Объяснить их написание.  Прочитать еще раз орфографически, а затем – орфоэпически.  Списать.  4. Письмо под диктовку. 1. 2. 3. 4. 5. Сначала  диктуют слова  так,  как они пишутся. Для  развития внимания и фонематического слуха провожу игру «Эхо». Читаю слово, дети повторяют его по слогам   хором   или   шепотом,   но   так,   чтобы   я   слышала.   Если   кто­то   скопировал неправильно   (исказил   окончание   слова,   или   безударную   гласную   в   корне,   или парную согласную), то предлагаю еще раз повторить это слово всем, затем одному ученику (тому, кто ошибается). Дети исправляют ошибку и затем записывают слово по   слогам.   Таким   образом,     стараюсь   повысить   внимание   к   слову,   развивать слуховую   память,   фонематический   слух,   чтобы   исключить   ошибки   типа:   «на деревьев», вместо на деревьях. 5. Письмо по памяти.  Такой вид письма я провожу очень часто. Он развивает память, мышление, речь, внимание. 6. Творческие работы. Это   самый   трудный   вид   письма,   требующий   огромного   внимания,   умения рассредоточить его и на составление предложений, и на запись своих предложений (каждое   слово   диктуется   по   слогам),   и   на   логику   изложения.   Самые   легкие творческие работы  – это составление предложений по опорным словам.  6 Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его  применение. Умение обнаруживать орфограммы,   это фактор является залогом  грамотного письма.   Итог:  ­Хорошо, когда ребенку «дано» от Бога: правила чувствует интуитивно и  пишет правильно. Но ведь таких единицы. Больше детей, которые знают правила, а  применить их на практике не умеют. Вывод: наши ученики должны знать правила и  уметь их применять.  Решение собрания: ­ регулярно учить правило ­ читать  больше  и внимательно с исправлением ошибок ­ помогать ребятам, находить орфограммы не указывая на них ­ разъяснять значение слова, словосочетания, предложения, смысла текста. 7

Сценарий родительского собрания "Орфографическая зоркость (1-4кл)

Сценарий родительского собрания "Орфографическая зоркость (1-4кл)

Сценарий родительского собрания "Орфографическая зоркость (1-4кл)

Сценарий родительского собрания "Орфографическая зоркость (1-4кл)

Сценарий родительского собрания "Орфографическая зоркость (1-4кл)

Сценарий родительского собрания "Орфографическая зоркость (1-4кл)

Сценарий родительского собрания "Орфографическая зоркость (1-4кл)

Сценарий родительского собрания "Орфографическая зоркость (1-4кл)

Сценарий родительского собрания "Орфографическая зоркость (1-4кл)

Сценарий родительского собрания "Орфографическая зоркость (1-4кл)

Сценарий родительского собрания "Орфографическая зоркость (1-4кл)

Сценарий родительского собрания "Орфографическая зоркость (1-4кл)

Сценарий родительского собрания "Орфографическая зоркость (1-4кл)

Сценарий родительского собрания "Орфографическая зоркость (1-4кл)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2017