Сценарий урока по истории на тему "Древние земледельцы и скотоводы" (5 класс, история)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок "Древние земледельцы и скотоводы" - 4 урок раздела "От первобытности к цивилизации". Тип урока - комбинированный. Целью урока является подведение обучающихся к пониманию исключительной значимости перехода от присваивающего типа хозяйства к производящему. Этап актуализации знаний содержит как устные задания, так и индивидуальные карточки для самостоятельной работы.Сценарий урока по истории Древнего мира по учебнику Уколовой В.И.
Иконка файла материала Урок 4. Конспект.docx
Тема: От первобытности к цивилизации. Урок 4. Древние земледельцы и скотоводы. Конспект урока. Цель урока:   Подвести   учащихся   к  пониманию  того,  что  переход   от  присваивающего хозяйства к производящему является величайшим переворотом в жизни древних людей.  Задачи:   формировать представление о процессе перехода к производящему хозяйству, его значении в жизни древних людей  формирование   и   развитие   надпредметных   универсальных   умений   и   навыков учащихся:   учебно­коммуникативных   (совершенствование   навыков   устной   и письменной   речи), учебно­информационных (работа с видеорядом, иллюстрацией, учебником), учебно­логических (работа с терминами и  понятиями,  сравнительная характеристика собирательства, охоты и земледелия и скотоводства)   развитие познавательного интереса учащихся; воспитание чувства сопричастности к человеческой истории, уважения и интереса к истории в целом. Ход урока: Актуализация знаний. I. 1. Каковы причины возникновения религиозных верований древних людей? 2. Карточка (устно).  Дайте характеристику религиозным верованиям древних людей. Для   этого   вспомните,   кому   поклонялись   древние   люди,   как   они   воспринимали окружающую их природу, какие ритуалы совершали. 3. Как появилось искусство? 4. Карточка (письменно). Выполни словарную работу. __________ — в первобытных верованиях — природный объект (животное,  растение, неодушевлённый предмет), находящийся в родстве с определённой  группой людей, и считающийся её предком­покровителем. ___________— обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность  человека (колдуна, волшебника, мага) воздействовать на людей и природу с  помощью таинственных сил.   ___________   ­  это   вера   в   сверхъестественное   (богов,   духов,   души,   идолов)   и поклонение ему.           ____________— творческое отражение действительности. Ответ: Тотем — в первобытных верованиях — природный объект (животное, растение,  неодушевлённый предмет), находящийся в родстве с определённой группой людей,  и считающийся её предком­покровителем. Магия — обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека  (колдуна, волшебника, мага) воздействовать на людей и природу с помощью  таинственных сил. Религия  —   это   вера   в   сверхъестественное   (богов,   духов,   души,   идолов)   и поклонение ему.           Искусство — творческое отражение действительности. 5. Карточка (письменно). Найди ошибки в предложении.  История 5 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ №1. г.Вилючинск.Тема: От первобытности к цивилизации. Урок 4. Древние земледельцы и скотоводы. 1. Археологи   находили   рисунки   первобытных   художников   на   поверхности   скал   в местах   большого   скопления   людей.   2.   Древние   художники   рисовали   акварелью   и масляными красками. 3. Главным изображением на картине были люди. 4. Наскальные рисунки служили украшением. Ошибки: 1.______________________ 2.______________________ 3.______________________ 4.______________________ 1.рисунки находили в пещерах 2. рисовали угольками и цветной глиной 3. животные 4.служили для ритуальных обрядов охотников  II.Изучение нового материала.      Создание проблемной ситуации. Какое занятие было основным в жизни древних людей? (Охота и собирательство). Одной   из   причин   появления   религии   были   неудачи   древних   людей   в   хозяйственной деятельности.  Как вы думаете, смогли бы выжить наши предки, если бы они полагались только на магию и помощь предков? Что бы вы предложили древним людям для улучшения условий их жизни? Наши далекие предки не стояли на месте в своем развитии. Они совершили колоссальный прорыв в своем развитии – они перешли к земледелию и скотоводству. Начало презентации. Слайд   1.  Тема   урока:   Древние   земледельцы   и   скотоводы.   Учащиеся   записывают   тему урока в тетради. Попробуйте сформулировать проблему нашего урока. На какие вопросы нам предстоит найти ответы? Учитель выслушивает ответы учащихся. Слайд   2.   Проблема   урока:  Как   люди   научились   производить   необходимые   для   них продукты и  ремесленные изделия? Слайд 3. План урока. 1. Возникновение земледелия. 2. Начало скотоводства. 3. Возникновение ремесла. Слайд 4. Возникновение земледелия.  Задание.   Внимательно   посмотрите   видеофрагмент.   Обратите   внимание   на   время возникновения земледелия, новые орудия труда, место зарождения земледелия, культуры, которые выращивали наши предки. Слайд 5. Просмотр видеофрагмента «Инфоурок. (0.00 – 1.10) История 5 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ №1. г.Вилючинск.Тема: От первобытности к цивилизации. Урок 4. Древние земледельцы и скотоводы. Обсуждение фрагмента.  Ответы учащихся: Время возникновения земледелия –10 тыс. лет назад. Новые орудия труда – деревянные серпы с каменными лезвиями.  Первые растения – ячмень, пшеница, просо Место появления земледелия – Малая Азия Слайд 6. Задание: прочитать 1 пункт, стр. 20.  Какие новые орудия труда, кроме серп, использовал древний земледелец? Ответ: Мотыга, зернотерка Какие изменения произошли в жизни людей? Ответ: Начали выпекать хлеб, перешли к оседлому образу жизни, стали строить жилища. Слайд 7­8. Посмотрите, как выглядели новые орудия труда земледельцев. Слайд 9.Начало скотоводства. Задание. Внимательно посмотрите видеофрагмент. Будьте готовы ответить на вопросы. Слайд 10. Просмотр видеофрагмента «Инфоурок. (1.10.­2.37). Обсуждение фрагмента. Каких животных приручили люди? (собаку, вола, корову, свиней и др) Какие   изменения   произошли   в   земледелии   в   связи   с   одомашниванием   животных?   (с появлением волов появился плуг). Какое значение имел переход к земледелию и скотоводству? Жизнь людей перестала полностью зависеть от природы, улучшилось питание. Слайд 11. Посмотрите, как выглядел плуг древнего земледельца. Слайд 12. Динамическая пауза. Слайд 13. Работа со схемой. Неолитическая революция Присваивающее хозяйство Присваивающее хозяйство Собирательство Охота  Земледелие Скотоводство Производящее хозяйство 8­4 тыс. лет до н.э. История 5 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ №1. г.Вилючинск. Отделение ремесла от земледелия и Появление ремесла скотоводстваТема: От первобытности к цивилизации. Урок 4. Древние земледельцы и скотоводы. Слайд 14. Возникновение ремесла. В период неолита у людей появляется гончарное производство. Они начали изготавливать керамические изделия. Вначале сосуды изготавливали, используя как   каркас корзины из прутьев, потом стали обжигать глиняные сосуды на огне. В  IV  тысячелетии до н.э. был изобретен гончарный круг. Слайд 15.  Наши далекие предки уже обладали богатым внутренним миром. Они были творцами,   обладали   воображением.   Посмотрите   на   иллюстрации.   В   чем   выражалось стремление древнего человека к прекрасному? (украшение керамики орнаментом). Слайд  16.Вторым   изобретением   ремесленников   стало   ткачество.   К   одежде,   сшитой   из шкур животных, добавилась одежда из ткани. Нити для ткачества изготавливали из шерсти животных, льна и конопли. Для изготовления нити была изобретена прялка. Слайд 17. Подведем итоги урока: Какие последствия имела неолитическая революция для древних людей? Жизнь человека стала разнообразной и удобной. Он стал меньше зависеть от природы. Слайд 18. Поработаем с новыми понятиями. Словарь урока Земледелие – осознанное выращивание растений Мотыга, серп, зернотерка – орудие труда земледельца Скотоводство – выращивание домашних животных Ремесленники – люди, которые делали орудия труда, оружие, посуду. Керамика – обожженная глиняная посуда Слайд 19. Домашнее задание. Читать и пересказывать текст стр.20­21, решить задачи № 6,7 стр.9 в тренажере Приложение. Неолитическая революция Присваивающее хозяйство Присваивающее хозяйство Собирательство Земледелие Охота  Скотоводство История 5 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ №1. г.Вилючинск. Производящее хозяйство 8­4 тыс. лет до н.э. Появление ремесла Отделение ремесла от земледелия и скотоводстваТема: От первобытности к цивилизации. Урок 4. Древние земледельцы и скотоводы. Словарь урока Земледелие – осознанное выращивание растений Мотыга, серп, зернотерка – орудие труда земледельца Скотоводство – выращивание домашних животных Ремесленники – люди, которые делали орудия труда, оружие, посуду. Керамика – обожженная глиняная посуда История 5 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ №1. г.Вилючинск.

Посмотрите также