Сценарий урока по кубановедению «Промыслы и ремесла на Кубани» 3 класс
Оценка 4.6

Сценарий урока по кубановедению «Промыслы и ремесла на Кубани» 3 класс

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
окружающий мир
3 кл
21.02.2018
Сценарий урока по кубановедению «Промыслы и ремесла на Кубани» 3 класс
Презентация урока по кубановедению. Я думаю, что многие из вас захотят стать преемником многих традиций Кубани и может быть, в будущем, своим трудом прославят свое имя и свой край. .. мало гордиться искусством своего народа в прошлом, надо быть достойным преемником лучших традиций.
(новый) промыслы....doc
(Слайд №1 – представление) «Промыслы и ремесла на Кубани»  Цели.           ­ Расширять и уточнять знания учащихся о народных ремеслах.           ­ Приобщать детей к историческим и духовным ценностям родного края.           ­ Воспитывать уважение к культурным и национальным традициям. Оборудование.  Содержание урока.                       Я спешу сказать вам – «Здравствуйте!»,                       Чтоб пожелать здоровья доброго.                       Я спешу сказать вам – «Благости!»,                       Чтоб пожелать вам счастья нового.                       Я спешу сказать вам – «Радости!»,                       Удач, успехов и везенья!­                       Чтоб пожелать всем в этом классе                        Прекраснейшего настроения.          Ребята, а как встречают гостей у нас на Кубани?           (ответы детей и инсценировка встречи с хлебом солью и веселыми песнями)         Я очень рада, что мы собрались здесь сегодня все вместе, Посмотрите в глаза своему  соседу, возьмитесь за руки, Ведь через несколько минут мы отправимся в путешествие по  Черноморскому побережью, где ценятся доброта, взаимопонимание, уважение к  окружающим тебя людям.         Класс разбивается на несколько команд. У каждой команды карточки (1,2,3).  Учащиеся  отвечают на вопросы. 1) На севере Краснодарский край граничит с Ростовской областью, на востоке ­ со  Ставропольским краем, а на западе: а) с Белоруссией б) с Украиной в) с Молдавией 2) Черное море входит в бассейн: а) Средиземного моря б) Каспийского моря в) Моря Лаптевых 3) Самый крупный хищник Черного моря: а) Щука б) Сельдь черноморская в) Катран 4) Имя какого поэта навсегда связано с Таманью: а) М.Ю.Лермонтова б) А.П.Чехова в) А.С.Пушкина В 1837 году 20 – летний поэт был сослан на Кавказ, всего  3 дня пробыл он на Тамани, но  именно эта поездка и встречи с людьми маленького приморского городка вдохновили его,  и он создал одно из лучших произведений русской прозы повести «Тамань», его имя  М.Ю.Лермонтов. 5) Тамань омывается 2­я морями: а) Черным и Красным б) Черным и Синим в) Черным и Азовским 6) Следующий населенный пункт ­  Анапа. В переводе с турецкого: а) Край горы б) Край стола в) Аня и папа 7) Продолжаем наше путешествие. Город ­ портовый, город – герой, за период своего  существования этот город 3 раза разрушали, город поднимали из руин и обустраивали, этот город: а) Сочи б) Новороссийск в) Москва 8) В Новороссийске открыли месторождение ценнейшего камня: а) Мергель б) Мрамор в) Кирпич В1822 году заработал первый цементный завод. 9) Город – курорт, завоевал звание самого благоустроенного города Краснодарского края,  занявший 2­ое место в одноименном общероссийском конкурсе. Это город: а) Санкт – Петербург б) Мзымта в) Геленджик 10) Всероссийский д. центр «Орленок» находится в городе: а) Крыму б) Ростове – на  – Дону в) Туапсе 11) Город госпиталь: а) Адлер б) Кострома в) Сочи 12) Последней точкой населенного пункта побережья Черно моря город: а) Анапа б) Севастополь в) Адлер Детям в течении 2­3 минут предлагается  восстановит в памяти населенные пункты, о  которых говорилось в викторине. Физ. минутка – проводится кубанская народная игра «Капуста» под музыку (Слайд №2)             Чтобы определить о чем мы с вами будем сегодня говорить на уроке, я предлагаю  выполнить следующее задание. У вас на столе лежат входные билеты, которые помогут нам войти в новую тему. Вы должны зачеркнуть все одинаковые буквы. Когда вы это сделаете,  вы сможете прочитать тему нашего урока. Входной билет г т у с ж в л г у е н о о ё ж р г н в о а м т в               (Слайд №3­ название темы урока)             Сегодня мы с вами познакомимся с промыслами и ремеслами жителей Кубани.  Узнаем, чем занимались наши предки, познакомимся с некоторыми видами ремесел.              А знаете ли вы, что означают слова «промысел» и «ремесло»? Обратимся к  толковому словарю С.И.Ожегова. (Слайд №4)             «Промысел ­ мелкое ремесленное производство, подсобное занятие при основном  сельскохозяйственном». (Слайд №5)              «Ремесло – профессиональное занятие – изготовление изделий ручным, кустарным  способом». (Слайд №6)               Прочитайте пословицы о ремесле, объясните их смысл:               «Всякое ремесло честно, кроме воровства».               «Всякому молодцу ремесло к лицу».               «Не просит ремесло хлеба, а само кормит».               На Кубани с давних времен люди занимались различными промыслами и  ремеслами. Коренные жители станиц – казаки ­ продолжали заниматься земледелием и  скотоводством. Каким сырьем был богат тот или иной район, этим промыслом и  занимались люди. (При рассказе на карту Краснодарского края наносятся флажки).              В лесогорных районах преобладали промыслы, связанные с обработкой дерева:  бондарное дело, производство колес, телег, изготовление пеньки (веревки из волокна  конопли).              В степных районах распространены кожевенное, шерстобитное ( кустарь,  взбивающий шерсть для прядения), колесное, гончарное производства.               Казачье население предгорных станиц, из­за того что качество земли было хуже,  занимались скотоводством и лесным промыслом ( вывоз лесных материалов). В станицах, расположенных в низовьях реки Кубань и Азовского моря, занимались  плетением сетей, строительством  лодок.             Повсеместно встречались кузнецы, сапожники, портные. Из собственного сырья  ткали холсты, шили рукавицы, одежду, изготовляли орудия труда.            При обустройстве и заселении городов и станиц края повысился спрос на  строителей: каменщиков, плотников, кровельщиков.            В начале ХХ века в крае стала развиваться торговля, появилось большое количество  ярмарок, базаров, на которых ремесленники продавали свой товар.           Промыслы по обработке дерева (Слайд №7)           Искусство художественной обработки дерева имеет на Кубани глубокую традицию и  в настоящее время широко развивается. Лесные богатства Кубани издавна сделали дерево  наиболее доступным и любимым материалом в народных промыслах: тележном, колесном,  обозном, корытном и других. Деревянная посуда – бочки, ведра, корыта, чаши, ложки,  ступы, мешалки и другие предметы изготавливались во всех горных и предгорных  станицах, богатых лесом.  Особое значение на Кубани казаки придавали деревянной  отделке дома. Дом украшали не только с целью сделать его красивым, но и с целью  защитить от всего недоброго, от злых сил. На крыше устанавливали «небесного  охранителя». Это мог быть петух, конек, могли быть, могли быть голубки. Окно тоже  защищали от злого глаза, устанавливали резные наличники. Украшали также ворота.  Промыслы по переработке дерева находились в лесогорной полосе. Выделялась станица  Баговская, Рязанская, Ширванская, Белореченская, Тульская и другие.    Вышивка (Слайд №8)      Кроме красивых резных изразцов, окна на Кубани еще украшают занавески, вышитые  вручную. Искусство вышивания возникло много веков назад. Вышивали свадебные  полотенца, праздничные рубахи, платки, наволочки, простыни, скатерти, передники,  головные уборы, шторки для окон и дверей. В вышивке использовали геометрический,  растительный и животный орнамент. В кубанской вышивке изображали солнце – как  символ тепла и жизни, женская фигура или цветущее дерево – это символ плодородия  земли, птица – символ весны, просыпающейся жизни. Когда казаки уходили на войну,  женщины дарили им вышитые своими руками рубашки, полотенца, чтобы вдали от дома те  охраняли их и напоминали о родных.     Человек, живший постоянно среди природы, наблюдавший за нею, уже в глубокой  древности научился создавать несложные узоры, условные знаки – символы. Каждая линия, каждый знак были понятного ему смысла, были одним их средств общения.    Прямой горизонтальной линией обозначали поверхность земли, волнистой  горизонтальной линией – воду, а волнистой вертикальной линией – дождь, треугольником  – горы, скрещивающимися линиями – огонь и молнию. Солнце и Луну обозначали в виде  круга, квадрата и ромба. Символом счастья, богатства и радости считалась в древности  птица. Олень и конь приносили счастье, веселье и благополучие.    Даже цветная вышивка – черный и красный – рассматривали как символ смерти (черный)  и жизни (красный), преобладание в вышивке красного цвета символизировало победу над  смертью.    В  конце ХVIII – XIX вв возникают мастерские, где вышивали одежду, предметы быта. В  народном быту имел значение платочек. Он был символом верности и памяти о любимом  человеке. Давайте прочитаем стихотворение Т.Г.Шевченко о таком платочке. (Слайд №9) В воскресенье не гуляла,                                                                                                                              На шелк денег добывала,                                                                                                                               Да платочек вышивала,                                                                                                                              Вышивая, напевала:                                                                                                                                     Платочек ты мой вышитый,                                                                                                                      Узорчатый мой!                                                                                                                                                 Вышиваю для подарка,                                                                                                                                  Поцелует милый жарко...                                                                                                                         Платочек ты мой расписной     Кубанская вышивка формировалась на основе двух традиций: украинской и  южнорусской. Основным видом вышивки является вышивка гладью и крестиком. Роспись (Слайд№10)      Украшением также является роспись. На Кубане распространена петраковская роспись,  которая пришла к нам с Украины. Переселенцы с украинского села Петраковки привезли с  собой навыки и приёмы этой росписи. Она проста в исполнении, в ней используют разные  цвета, но преимущественно красный. Казакам понравилась эта роспись своей яркостью.  Расписывали такой росписью ворота, ставни, в хате расписывали русскую печь, детскую  люльку, посуду. В мотивах росписи использовали растительный (цветы, листья) и животный (петушки,  голубки) орнаменты (рассматривание иллюстраций). Гончарное производство (Слайд №11)  Прежде,  чем мы познакомимся со следующим ремеслом, вы должны будете разгадать  загадку. Если встретишь на дороге,  То увязнут сильно ноги.  А сделать миску или вазу – Она понадобится сразу. (Глина)     Может кто ­ нибудь знает, в каком ремесле используется глина? Кто такой ГОНЧАР? Это мастер по изготовлению глиняной посуды.       Гончарное ремесло на Кубани было распространено в местах, где имелась глина,  пригодная для изготовления керамики. Краевед И.Д. Попко называет четыре основных  района, где гончарное дело получило значительное развитие. Это станицы Пашковская,  Старощербиновская, Рождественская и Баталпашинская. Станицы Пашковская и  Елизаветинская обладали лучшими на Кубани залежами гончарной глины. В основном,  выделывалась простая посуда, незатейливые игрушки для детей, часто гончарное  производство соединялось с выделкой кирпича.     Трудно выделить типичные, характерные только для Кубани черты керамики. Одной из  причин является то, что ремеслом занимались, главным образом, иногородние и  переселенцы из различных районов страны. Они приносили с собой профессиональные  навыки, художественные приемы, характерные для определенного района.     На Кубани гончары пользовались большим почетом и уважением, о них слагались песни,  сказки, пословицы. Формы кубанской керамики просты, орнамент яркий, растительный.     Необходимые в быту кувшины ­ «глэчики», корчаги для теста, «макитры», миски,  ситечки, кружки, рукомойники покрывались коричневой или темно­зеленой глазурью ­ «поливой». В формах, орнаменте очень часто перекликались мотивы русской, украинской и  кавказской керамики. Изделия народных мастеров из глины были широко представлены на  первых сельскохозяйственных и промышленных выставках, которые проходили в городе  Екатеринодаре в 1900­1903 годах (вывешиваются на доску слова: ГЛЭЧИКИ.  КОРЧАГИ, МАКИТРЫ). (Глечики – горшок с высоким широким горлом, в нем хранят сметану, молоко. Макитры­  горшок, который используют для варений и солений.)     Глиняные сосуды сначала лепились руками, позже появился гончарный круг,  приводившийся в движение рукой или ногой. Это ускорило изготовление изделий.     Гончар бросал на середину круга кусок мокрой глины и толкал круг ногами или рукой,  Круг вращался, глина под его умелыми пальцами принимала определенную форму. После  того как изготовленные сосуды подсыхали, их обжигали в специальных печах. Кубань гордится своими мастерами в области гончарного искусства, они творят и до сих  пор. В настоящее время традицию гончарного ремесла продолжают керамические мастерские  под руководством Алексея Максименко (станица Холмская Абинского района), Виктора  Туркова (город Краснодар), Анатолия Штанько и Николая Надточиева (Лабинский район),  Михаила Чудного и Геннадия Машкарина (город Славянск­на­Кубани), Михаила  Скворцова (посёлок Мезмай Апшеронского района).    Задания для закрепления (Слайд №12 – муз. сопровождение)     В начале урока класс был разбит на группы. Каждая из групп выбирает  самостоятельно какой промысел она будет представлять. В группе будут мастера,  которые изобразят изделия промыслов. Продавцы, которые представят изделия на нашу  ярмарку, будут его расхваливать так, чтобы всеем захотелось его купить.    1­ ая группа: выпускает стенгазету о каком – нибудь промысле (по выбору);    2­ ая группа: расписывает кубанский дом – резные наличники на окнах, петушка на  крыше, ворота;     3­ я группа: расписывает деревянные ложки, игрушки.    4­ ая группа: выполняет рисунок будущей вышивки на основании услышанного и  увиденного. Обобщение  И в заключение урока мне бы хотелось, чтобы вы прочитали замечательные слова.. (Слайд 13) .. мало гордиться искусством своего народа в прошлом, надо быть достойным   преемником лучших традиций. Я думаю, что многие из вас захотят стать преемником многих традиций Кубани и может  быть, в будущем, своим трудом прославят свое имя и свой край.    Домашнее задание Узнать, кто из родственников или знакомых владеет каким – либо ремеслом. Составить кроссворд «Кубанские ремесла и промыслы». (Слайд 14)

Сценарий урока по кубановедению «Промыслы и ремесла на Кубани» 3 класс

Сценарий урока по кубановедению «Промыслы и ремесла на Кубани» 3 класс

Сценарий урока по кубановедению «Промыслы и ремесла на Кубани» 3 класс

Сценарий урока по кубановедению «Промыслы и ремесла на Кубани» 3 класс

Сценарий урока по кубановедению «Промыслы и ремесла на Кубани» 3 класс

Сценарий урока по кубановедению «Промыслы и ремесла на Кубани» 3 класс

Сценарий урока по кубановедению «Промыслы и ремесла на Кубани» 3 класс

Сценарий урока по кубановедению «Промыслы и ремесла на Кубани» 3 класс

Сценарий урока по кубановедению «Промыслы и ремесла на Кубани» 3 класс

Сценарий урока по кубановедению «Промыслы и ремесла на Кубани» 3 класс

Сценарий урока по кубановедению «Промыслы и ремесла на Кубани» 3 класс

Сценарий урока по кубановедению «Промыслы и ремесла на Кубани» 3 класс

Сценарий урока по кубановедению «Промыслы и ремесла на Кубани» 3 класс

Сценарий урока по кубановедению «Промыслы и ремесла на Кубани» 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2018