Данная разработка представляет собой изучение особенностей поэтического творчества С.А. Есенина. на уроке в соответствии с требованиями ФГОС самостоятельно сформулирована тема и цель урока. Применены в рамках урока различные виды и приемы работы. Предполагается использование современных образовательных технологий: проблемное обучение, проектная и исследователькая деятельность, элементы системно-деятельного подхода и прочие. Данная разработка станет помощью на уроке литературы в любом классе, в котором изучается творчество С.А. Есенина
Сценарий открытого урока по литературе в рамках конкурса
«Учитель года2017»
Тема урока: особенности лирики А.С. Есенина
Автор разработки: Савельев В.С.
I.
организационный момент.
Учитель: Я рад вас всех видеть, здравствуйте, присаживайтесь! Перед тем. Как
мы приступим к уроку, я представлюсь. Меня зовут Владимир Сергеевич, и
сегодняшний урок литературы проведу у вас я. Чтобы наш урок состоялся, мне
нужна ваша поддержка, и главное не бойтесь сегодня отвечать и высказывать свои
мысли. Вот при этих условиях, я уверяю вас, урок для вас пройдет очень
интересно, и вы откроете для себя много нового. Давайте приступать.
Прежде чем мы с вами сформулирует тему урока, попрошу вас ответить на такой
вопрос: представим, что вы все поэты, пусть не профессионалы, а начинающие
поэты и поэтессы, и первое свое произведение написали примерно в 5 классе,
продолжали писать, и вот вы уже в 9 классе. Скажите, произойдут ли какиелибо
изменения в вашем творчестве за тот период, который вы писали?
(ответы: да, произойдут. На вопрос [какие?] отвечают: изменится настроение,
восприятие окружающего мира, новый взгляд на окружающее, взросление
позволит осмыслить многие вещи и взглянуть на них подругому, многие
непонятные вещи станут понятными).
Учитель: а скажите, найдется ли подтверждение вашим мыслям в творчестве
известных вам писателей и поэтов? (ответы: да, потому что с возрастом
человек меняется, меняется и его творчество, также происходящие в жизни
человека события тоже влияют на творчество и на человека в целом).
Учитель: какой вывод мы можем сделать из наших рассуждения? (ответы: что
любое творчество подвергнуто изменениям, творчество – это процесс –
значит какоето действие, движение).
итак, ребята, надеюсь, сделанным вами вывод поможет вам в решении вопросов,
которые появятся у нас на уроке. На ваших рабочих столах есть 2 текста, 2
стихотворения (вывести на слайд). Давайте их прочитаем (читают 2 ученика).Учитель: красивые стихотворения, скажите, как вы думаете, одному или двум
авторам принадлежат эти произведения? Для начала примем решение поднятием
руки. Кто за то, что это 2 автора, а кто – что это один автор? (голосуют).
теперь тех, кто считает, что это один автор, я попрошу пересесть на одну
сторону, а остальных на другую (пересаживаются).
II. Основная часть урока,
II.1. Постановка проблемы, формулировка темы и цели урока.
итак, теперь попробуйте аргументировать свою позицию, приводя примеры из
текста, попробуем найти схожие и различные черты этих текстов. Внимательно их
читайте, и может быть, помимо содержания текста, найти ответ вам поможет
своеобразное оформление кабинета, если внимательно присмотреться, то видно,
что он разделен на 2 части (по очереди каждая сторона приводит аргументы).
хорошо, а теперь предлагаю вам внимательно послушать аудиозапись обоих
стихотворений.
(аудиозапись)
что вы теперь можете сказать, как услышали профессиональное чтение?
(это один автор)
итак, как вы думаете, кто автор этих стихотворений? (ответ: С.А. Есенин).
(если не догадываются, прочитать им строки стихотворения «Гой ты, Русь,
моя родная!»).
Учитель: ребята, скажите, то, что мы не сразу смогли понять, кому принадлежат
стихотворения, отличает это автора от других авторов? (да)
а если человек или его творчество, не важно, поэта он или художника, или
скульптора, отличается от других, как мы можем подругому назвать его?
(ответы: особенным, необычным).
Учитель: хорошо, спасибо, теперь давайте попробуем сформулировать с вами
тему урока(ответы: особенности лирики С.А. Есенина).
(ввод ошибки на доске [особености]).
Учитель: как мы поставим цель урока?
(ответы: поиск и выделение особенностей лирики поэта).
что будет являться главной задачей урока? Т.е., что нужно сделать для того,
чтобы выделить особенности лирики поэта? (ответы: знакомство и анализ
произведений поэта).
II.2. Поиск и выделение главных особенностей лирики поэта.
скажите, проведя уже частичный сопоставительный анализ 2х стихотворений
Есенина, какую особенность мы можем выделить, учитывая то, что у нас в начале
урока появилось сначала мнения о двух поэтах, и вернемся к оформлению
кабинета, что вы видите здесь, что чему противопоставлено, противоположность?
(ответы: противоречивость, а если 2 в одном – то двойственность). А почему
именно город и село? Както связано это с биографией поэта.
Учитель: у Владимира Высоцкого, с творчеством которого вы будете
знакомиться, когда приступите к изучению литературы второй половины 20 века,
тоже присутствуют противоречивые черты, некая двойственность образов,
отношение к тому, что он описывал; и некоторые критики и литературоведы,
увидев эту противоречивость, двойственность в творчестве и Есенина, и
Высоцкого, даже подвергнут сравнению лирику этих поэтов. Высоцкий даже в себе
видел какуюто противоречивость, и в одном из своих стихотворений он напишет:
Во мне два я, два полюса планеты,
Два разных человека, два врага,
Когда один стремится только на балеты,
Другой стремится прямо на бега.
Учитель: кто из класса увлекается творчеством Есенина? (вызываю одного
ученика).
мне нужны 2 ученика, которые умеют быстро печатать и хорошо владеют
программой для создания презентаций Pover Point.
(двое садятся за презентацию).
чтобы выделить следующую особенность лирики С.Есенина, предлагаю вам
поработать в группах. Я вам раздаю отрывки из разных стихотворений поэта,которые попробуйте расположить в хронологическом порядке, какоето
стихотворение относится к ранней лирике поэта, какоето к более поздней.
Внимательно вчитываясь, вдумываясь в содержание текста, у вас все получится.
(вызванный ученик назначается координатором работы групп, периодически он
подходит к каждой группе и получает информацию о промежуточных
результатах работы группы от лидера группы или ответственного за весь
процесс в группе. Полученную информацию сообщает в информационный центр
или так называемую информационную копилку (ребятам, сидящим за
центральным компьютером),
информационный центр полученную
информацию, отображают в презентации, шаблон заранее создан для
экономии времени, создают презентацию, использую интернет ресурсы, вносят
биографические данный и иллюстративный материал в том порядке, какой
сообщает им координатор).
Работа в группах.
Учитель: теперь давайте все вместе посмотрим на нашу совместную работу,
которая отражена в презентации, которую подготовил наш информационный центр
(включаем презентацию). Если бы нам с вами позволило время, мы могли бы
отразить в презентации весь жизненный путь поэта, ну вот успели… в дальнейшем
вы можете продолжить эту работу, Итак, ребята, скажите, какую особенность мы
можем выделить из проделанной работы? (ответы: стихотворения
биографичны). – записываем еще одну особенность – биографичность лирики
Есенина. И теперь мы можем уже уверенно объяснить такое своеобразное
оформление кабинета – поэт находился вместе со своими стихами между городом
и селом.
пусть мы не успели занести это в презентацию, но в ваших материалах это есть –
что еще очень сильно повлияло на творческий путь Есенина? (революция). Годы
революции? (1917).
в каких строках? (ответы: «Советскую я власть виню…»).
во что верил поэт? (верил в величие страны, в народ, в неизменный уклад и
жизнь деревни). Он себя называл «поэтом золотой бревенчатой избы». А цель
революции была – объединить все, сделать общим, создать цивилизованное
общество, чтобы всюду прогремел прогресс, в том числе и в русской деревне.
Следующее какое у вас стихотворение? «Я последний поэт деревни». а что за «железный гость»? (ответ: трактор).
Сравнение двух слов – ТРАКТОР и ТРАКТИР
(от лат. «тракт» дорога).
и в тексте мы видим тоже дорогу – дощатый мост, который объединил деревню и
город, а что выступает в роли моста? (революция)., и по этому мосту проехал
железный конь. Для Есенина деревня, его родные места всегда были отдельным
миром, в который не мог никто вторгаться, поэтому революцию он принимает с
обидой, и позже он напишет – последнее стихотворение в вашей цепочке:
«Нет любви, ни к деревне, ни к городу…».
ребята, скажите, какая тема поднимается автором в тех 2 стихотворениях,
которые мы читали с вами вначале урока, в отрывках ваших текстов, в нашем
сейчас разговоре – какая тема? (тема родины, о родном крае, патриотизма).
значит, можем ли мы считать, что еще одной особенностью лирики Сергея
Есенина является патриотичность? Или… какую еще особенность мы можем
выделить в лирике поэта? (патриотичность). Но скажите, а встречается тема,
проблема патриотизма в творчестве других поэтов, писателей (да), но ведь и в
самом деле, очень много авторов, поднимающих эту тему, но чем тогда отличается
Есенинская лирика от других авторов? Обратите внимание, практически в каждом
стихотворении он говорит о России – не просто патриотичны его произведения –
добавим к нашей характеристике – «высокая патриотичность».
(включить видеоролик «Я последний поэт деревни»)
Выводы по уроку.
Рефлексия.