Сценарий урока по литературе "Своеобразие лирики С.А. Есенина"
Оценка 4.8
Занимательные материалы +1
docx
русская литература
9 кл
24.02.2017
Данная разработка представляет собой изучение особенностей поэтического творчества С.А. Есенина. на уроке в соответствии с требованиями ФГОС самостоятельно сформулирована тема и цель урока. Применены в рамках урока различные виды и приемы работы. Предполагается использование современных образовательных технологий: проблемное обучение, проектная и исследователькая деятельность, элементы системно-деятельного подхода и прочие. Данная разработка станет помощью на уроке литературы в любом классе, в котором изучается творчество С.А. Есенина
Сценарий открытого урока на учитель года.docx
Сценарий открытого урока по литературе в рамках конкурса
«Учитель года2017»
Тема урока: особенности лирики А.С. Есенина
Автор разработки: Савельев В.С.
I.
организационный момент.
Учитель: Я рад вас всех видеть, здравствуйте, присаживайтесь! Перед тем. Как
мы приступим к уроку, я представлюсь. Меня зовут Владимир Сергеевич, и
сегодняшний урок литературы проведу у вас я. Чтобы наш урок состоялся, мне
нужна ваша поддержка, и главное не бойтесь сегодня отвечать и высказывать свои
мысли. Вот при этих условиях, я уверяю вас, урок для вас пройдет очень
интересно, и вы откроете для себя много нового. Давайте приступать.
Прежде чем мы с вами сформулирует тему урока, попрошу вас ответить на такой
вопрос: представим, что вы все поэты, пусть не профессионалы, а начинающие
поэты и поэтессы, и первое свое произведение написали примерно в 5 классе,
продолжали писать, и вот вы уже в 9 классе. Скажите, произойдут ли какиелибо
изменения в вашем творчестве за тот период, который вы писали?
(ответы: да, произойдут. На вопрос [какие?] отвечают: изменится настроение,
восприятие окружающего мира, новый взгляд на окружающее, взросление
позволит осмыслить многие вещи и взглянуть на них подругому, многие
непонятные вещи станут понятными).
Учитель: а скажите, найдется ли подтверждение вашим мыслям в творчестве
известных вам писателей и поэтов? (ответы: да, потому что с возрастом
человек меняется, меняется и его творчество, также происходящие в жизни
человека события тоже влияют на творчество и на человека в целом).
Учитель: какой вывод мы можем сделать из наших рассуждения? (ответы: что
любое творчество подвергнуто изменениям, творчество – это процесс –
значит какоето действие, движение).
итак, ребята, надеюсь, сделанным вами вывод поможет вам в решении вопросов,
которые появятся у нас на уроке. На ваших рабочих столах есть 2 текста, 2
стихотворения (вывести на слайд). Давайте их прочитаем (читают 2 ученика). Учитель: красивые стихотворения, скажите, как вы думаете, одному или двум
авторам принадлежат эти произведения? Для начала примем решение поднятием
руки. Кто за то, что это 2 автора, а кто – что это один автор? (голосуют).
теперь тех, кто считает, что это один автор, я попрошу пересесть на одну
сторону, а остальных на другую (пересаживаются).
II. Основная часть урока,
II.1. Постановка проблемы, формулировка темы и цели урока.
итак, теперь попробуйте аргументировать свою позицию, приводя примеры из
текста, попробуем найти схожие и различные черты этих текстов. Внимательно их
читайте, и может быть, помимо содержания текста, найти ответ вам поможет
своеобразное оформление кабинета, если внимательно присмотреться, то видно,
что он разделен на 2 части (по очереди каждая сторона приводит аргументы).
хорошо, а теперь предлагаю вам внимательно послушать аудиозапись обоих
стихотворений.
(аудиозапись)
что вы теперь можете сказать, как услышали профессиональное чтение?
(это один автор)
итак, как вы думаете, кто автор этих стихотворений? (ответ: С.А. Есенин).
(если не догадываются, прочитать им строки стихотворения «Гой ты, Русь,
моя родная!»).
Учитель: ребята, скажите, то, что мы не сразу смогли понять, кому принадлежат
стихотворения, отличает это автора от других авторов? (да)
а если человек или его творчество, не важно, поэта он или художника, или
скульптора, отличается от других, как мы можем подругому назвать его?
(ответы: особенным, необычным).
Учитель: хорошо, спасибо, теперь давайте попробуем сформулировать с вами
тему урока (ответы: особенности лирики С.А. Есенина).
(ввод ошибки на доске [особености]).
Учитель: как мы поставим цель урока?
(ответы: поиск и выделение особенностей лирики поэта).
что будет являться главной задачей урока? Т.е., что нужно сделать для того,
чтобы выделить особенности лирики поэта? (ответы: знакомство и анализ
произведений поэта).
II.2. Поиск и выделение главных особенностей лирики поэта.
скажите, проведя уже частичный сопоставительный анализ 2х стихотворений
Есенина, какую особенность мы можем выделить, учитывая то, что у нас в начале
урока появилось сначала мнения о двух поэтах, и вернемся к оформлению
кабинета, что вы видите здесь, что чему противопоставлено, противоположность?
(ответы: противоречивость, а если 2 в одном – то двойственность). А почему
именно город и село? Както связано это с биографией поэта.
Учитель: у Владимира Высоцкого, с творчеством которого вы будете
знакомиться, когда приступите к изучению литературы второй половины 20 века,
тоже присутствуют противоречивые черты, некая двойственность образов,
отношение к тому, что он описывал; и некоторые критики и литературоведы,
увидев эту противоречивость, двойственность в творчестве и Есенина, и
Высоцкого, даже подвергнут сравнению лирику этих поэтов. Высоцкий даже в себе
видел какуюто противоречивость, и в одном из своих стихотворений он напишет:
Во мне два я, два полюса планеты,
Два разных человека, два врага,
Когда один стремится только на балеты,
Другой стремится прямо на бега.
Учитель: кто из класса увлекается творчеством Есенина? (вызываю одного
ученика).
мне нужны 2 ученика, которые умеют быстро печатать и хорошо владеют
программой для создания презентаций Pover Point.
(двое садятся за презентацию).
чтобы выделить следующую особенность лирики С.Есенина, предлагаю вам
поработать в группах. Я вам раздаю отрывки из разных стихотворений поэта, которые попробуйте расположить в хронологическом порядке, какоето
стихотворение относится к ранней лирике поэта, какоето к более поздней.
Внимательно вчитываясь, вдумываясь в содержание текста, у вас все получится.
(вызванный ученик назначается координатором работы групп, периодически он
подходит к каждой группе и получает информацию о промежуточных
результатах работы группы от лидера группы или ответственного за весь
процесс в группе. Полученную информацию сообщает в информационный центр
или так называемую информационную копилку (ребятам, сидящим за
центральным компьютером),
информационный центр полученную
информацию, отображают в презентации, шаблон заранее создан для
экономии времени, создают презентацию, использую интернет ресурсы, вносят
биографические данный и иллюстративный материал в том порядке, какой
сообщает им координатор).
Работа в группах.
Учитель: теперь давайте все вместе посмотрим на нашу совместную работу,
которая отражена в презентации, которую подготовил наш информационный центр
(включаем презентацию). Если бы нам с вами позволило время, мы могли бы
отразить в презентации весь жизненный путь поэта, ну вот успели… в дальнейшем
вы можете продолжить эту работу, Итак, ребята, скажите, какую особенность мы
можем выделить из проделанной работы? (ответы: стихотворения
биографичны). – записываем еще одну особенность – биографичность лирики
Есенина. И теперь мы можем уже уверенно объяснить такое своеобразное
оформление кабинета – поэт находился вместе со своими стихами между городом
и селом.
пусть мы не успели занести это в презентацию, но в ваших материалах это есть –
что еще очень сильно повлияло на творческий путь Есенина? (революция). Годы
революции? (1917).
в каких строках? (ответы: «Советскую я власть виню…»).
во что верил поэт? (верил в величие страны, в народ, в неизменный уклад и
жизнь деревни). Он себя называл «поэтом золотой бревенчатой избы». А цель
революции была – объединить все, сделать общим, создать цивилизованное
общество, чтобы всюду прогремел прогресс, в том числе и в русской деревне.
Следующее какое у вас стихотворение? «Я последний поэт деревни». а что за «железный гость»? (ответ: трактор).
Сравнение двух слов – ТРАКТОР и ТРАКТИР
(от лат. «тракт» дорога).
и в тексте мы видим тоже дорогу – дощатый мост, который объединил деревню и
город, а что выступает в роли моста? (революция)., и по этому мосту проехал
железный конь. Для Есенина деревня, его родные места всегда были отдельным
миром, в который не мог никто вторгаться, поэтому революцию он принимает с
обидой, и позже он напишет – последнее стихотворение в вашей цепочке:
«Нет любви, ни к деревне, ни к городу…».
ребята, скажите, какая тема поднимается автором в тех 2 стихотворениях,
которые мы читали с вами вначале урока, в отрывках ваших текстов, в нашем
сейчас разговоре – какая тема? (тема родины, о родном крае, патриотизма).
значит, можем ли мы считать, что еще одной особенностью лирики Сергея
Есенина является патриотичность? Или… какую еще особенность мы можем
выделить в лирике поэта? (патриотичность). Но скажите, а встречается тема,
проблема патриотизма в творчестве других поэтов, писателей (да), но ведь и в
самом деле, очень много авторов, поднимающих эту тему, но чем тогда отличается
Есенинская лирика от других авторов? Обратите внимание, практически в каждом
стихотворении он говорит о России – не просто патриотичны его произведения –
добавим к нашей характеристике – «высокая патриотичность».
(включить видеоролик «Я последний поэт деревни»)
Выводы по уроку.
Рефлексия.
Сценарий урока по литературе "Своеобразие лирики С.А. Есенина"
Сценарий урока по литературе "Своеобразие лирики С.А. Есенина"
Сценарий урока по литературе "Своеобразие лирики С.А. Есенина"
Сценарий урока по литературе "Своеобразие лирики С.А. Есенина"
Сценарий урока по литературе "Своеобразие лирики С.А. Есенина"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.