сценарий урока по литературе "Своеобразие лирики С.А. Есенина"

  • Занимательные материалы
  • Разработки курсов
  • docx
  • 24.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная разработка представляет собой изучение особенностей поэтического творчества С.А. Есенина. на уроке в соответствии с требованиями ФГОС самостоятельно сформулирована тема и цель урока. Применены в рамках урока различные виды и приемы работы. Предполагается использование современных образовательных технологий: проблемное обучение, проектная и исследователькая деятельность, элементы системно-деятельного подхода и прочие. Данная разработка станет помощью на уроке литературы в любом классе, в котором изучается творчество С.А. Есенина
Иконка файла материала Сценарий открытого урока на учитель года.docx
Сценарий открытого урока по литературе в рамках конкурса «Учитель года­2017» Тема урока: особенности лирики А.С. Есенина Автор разработки: Савельев В.С. I. организационный момент. Учитель:  Я рад вас всех видеть, здравствуйте, присаживайтесь! Перед тем. Как мы   приступим   к   уроку,   я   представлюсь.   Меня   зовут   Владимир   Сергеевич,   и сегодняшний урок литературы проведу у вас я. Чтобы наш урок состоялся, мне нужна ваша поддержка, и главное не бойтесь сегодня отвечать и высказывать свои мысли.   Вот   при   этих   условиях,   я   уверяю   вас,   урок   для   вас   пройдет   очень интересно, и вы откроете для себя много нового. Давайте приступать.  Прежде чем мы с вами сформулирует тему урока, попрошу вас ответить на такой вопрос: представим, что вы все поэты, пусть не профессионалы, а начинающие поэты  и поэтессы, и  первое  свое  произведение   написали  примерно  в 5  классе, продолжали писать, и вот вы уже в 9 классе. Скажите, произойдут ли какие­либо изменения в вашем творчестве за тот период, который вы писали? (ответы: да, произойдут. На вопрос [какие?] отвечают: изменится настроение, восприятие   окружающего   мира,   новый   взгляд   на   окружающее,   взросление позволит   осмыслить   многие   вещи   и   взглянуть   на   них   по­другому,   многие непонятные вещи станут понятными). Учитель:  а   скажите,   найдется   ли   подтверждение   вашим   мыслям   в   творчестве известных   вам   писателей   и   поэтов?   (ответы:  да,   потому   что   с   возрастом человек меняется, меняется и его творчество, также происходящие в жизни человека события тоже влияют на творчество и на человека в целом). Учитель:  какой вывод мы можем сделать из наших рассуждения? (ответы:  что любое   творчество   подвергнуто   изменениям,   творчество   –   это   процесс   – значит какое­то действие, движение). ­ итак, ребята, надеюсь, сделанным вами вывод поможет вам в решении вопросов, которые   появятся   у   нас   на   уроке.   На   ваших   рабочих   столах   есть   2   текста,   2 стихотворения (вывести на слайд). Давайте их прочитаем (читают 2 ученика).Учитель:  красивые стихотворения, скажите, как вы думаете, одному или двум авторам принадлежат эти произведения? Для начала примем решение поднятием руки. Кто за то, что это 2 автора, а кто – что это один автор? (голосуют). ­   теперь   тех,   кто   считает,   что   это   один   автор,   я   попрошу   пересесть   на   одну сторону, а остальных на другую (пересаживаются).  II. Основная часть урока,  II.1. Постановка проблемы, формулировка темы и цели урока. ­ итак, теперь попробуйте аргументировать свою позицию, приводя примеры из текста, попробуем найти схожие и различные черты этих текстов. Внимательно их читайте,   и   может   быть,   помимо   содержания   текста,   найти   ответ   вам   поможет своеобразное оформление кабинета, если внимательно присмотреться, то видно, что он разделен на 2 части (по очереди каждая сторона приводит аргументы).  ­   хорошо,   а   теперь   предлагаю   вам   внимательно   послушать   аудиозапись   обоих стихотворений.  (аудиозапись) ­ что вы теперь можете сказать, как услышали профессиональное чтение?  (это один автор) ­ итак, как вы думаете, кто автор этих стихотворений? (ответ: С.А. Есенин). (если не догадываются, прочитать им строки стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная!»). Учитель: ребята, скажите, то, что мы не сразу смогли понять, кому принадлежат стихотворения, отличает это автора от других авторов? (да) ­   а   если   человек   или   его   творчество,   не   важно,   поэта   он   или   художника,  или скульптора, отличается от других, как мы можем по­другому назвать его? (ответы: особенным, необычным). Учитель:  хорошо,  спасибо,  теперь   давайте   попробуем   сформулировать   с  вами тему урока(ответы: особенности лирики С.А. Есенина). (ввод ошибки на доске [особености]). Учитель: как мы поставим цель урока? (ответы: поиск и выделение особенностей лирики поэта). ­ что будет являться главной задачей урока? Т.е., что нужно сделать для того, чтобы   выделить   особенности   лирики   поэта?   (ответы:   знакомство   и   анализ произведений поэта). II.2. Поиск и выделение главных особенностей лирики поэта. ­ скажите, проведя уже частичный сопоставительный анализ 2­х стихотворений Есенина, какую особенность мы можем выделить, учитывая то, что у нас в начале урока   появилось   сначала   мнения   о   двух   поэтах,   и   вернемся   к   оформлению кабинета, что вы видите здесь, что чему противопоставлено, противоположность? (ответы: противоречивость, а если 2 в одном – то двойственность). А почему именно город и село? Как­то связано это с биографией поэта.  Учитель:  у   Владимира   Высоцкого,   с   творчеством   которого   вы   будете знакомиться, когда приступите к изучению литературы второй половины 20 века, тоже   присутствуют   противоречивые   черты,   некая   двойственность   образов, отношение   к   тому,   что   он   описывал;   и   некоторые   критики   и   литературоведы, увидев   эту   противоречивость,   двойственность   в   творчестве   и   Есенина,   и Высоцкого, даже подвергнут сравнению лирику этих поэтов. Высоцкий даже в себе видел какую­то противоречивость, и в одном из своих стихотворений он напишет:  Во мне два я, два полюса планеты, Два разных человека, два врага, Когда один стремится только на балеты,  Другой стремится прямо на бега. Учитель:   кто   из   класса   увлекается   творчеством   Есенина?   (вызываю   одного ученика). ­   мне   нужны   2   ученика,   которые   умеют   быстро   печатать   и   хорошо   владеют программой  для создания презентаций Pover Point.  (двое садятся за презентацию). ­   чтобы   выделить   следующую   особенность   лирики   С.Есенина,   предлагаю   вам поработать   в   группах.   Я   вам   раздаю   отрывки   из   разных   стихотворений   поэта,которые   попробуйте   расположить   в   хронологическом   порядке,   какое­то стихотворение   относится   к   ранней   лирике   поэта,   какое­то   к   более   поздней. Внимательно вчитываясь, вдумываясь в содержание текста, у вас все получится.  (вызванный ученик назначается координатором работы групп, периодически он подходит   к   каждой   группе   и   получает   информацию   о   промежуточных результатах   работы   группы   от   лидера   группы   или   ответственного   за   весь процесс в группе. Полученную информацию сообщает в информационный центр или   так   называемую   информационную   копилку   (ребятам,   сидящим   за центральным   компьютером),   информационный   центр   полученную информацию,   отображают   в   презентации,   шаблон   заранее   создан   для экономии времени, создают презентацию, использую интернет ресурсы, вносят биографические данный и иллюстративный материал в том порядке, какой сообщает им координатор). Работа в группах. Учитель:  теперь   давайте   все   вместе   посмотрим   на   нашу   совместную   работу, которая отражена в презентации, которую подготовил наш информационный центр (включаем презентацию). Если бы нам с вами позволило время, мы могли бы отразить в презентации весь жизненный путь поэта, ну вот успели… в дальнейшем вы можете продолжить эту работу, Итак, ребята, скажите, какую особенность мы можем   выделить   из   проделанной   работы?   (ответы:   стихотворения биографичны).  –   записываем   еще   одну   особенность   –   биографичность   лирики Есенина.   И   теперь   мы   можем   уже   уверенно   объяснить   такое   своеобразное оформление кабинета – поэт находился вместе со своими стихами между городом и селом.  ­ пусть мы не успели занести это в презентацию, но в ваших материалах это есть – что еще очень сильно повлияло на творческий путь Есенина? (революция). Годы революции? (1917). ­ в каких строках? (ответы: «Советскую я власть виню…»). ­ во что верил поэт? (верил   в величие страны, в народ, в неизменный уклад и жизнь деревни). Он себя называл «поэтом золотой бревенчатой избы». А цель революции   была   –   объединить   все,   сделать   общим,   создать   цивилизованное общество, чтобы всюду прогремел прогресс, в том числе и в русской деревне. Следующее какое у вас стихотворение? «Я последний поэт деревни».­ а что за «железный гость»? (ответ: трактор).  Сравнение двух слов – ТРАКТОР и ТРАКТИР  (от лат. «тракт» ­ дорога). ­ и в тексте мы видим тоже дорогу – дощатый мост, который объединил деревню и город, а что выступает в роли моста? (революция)., и по этому мосту проехал железный конь. Для Есенина деревня, его родные места всегда были отдельным миром, в который не мог никто вторгаться, поэтому революцию он принимает с обидой, и позже он напишет – последнее стихотворение в вашей цепочке:  «Нет любви, ни к деревне, ни к городу…». ­   ребята,   скажите,   какая   тема   поднимается   автором   в   тех   2   стихотворениях, которые мы читали с вами вначале урока, в отрывках ваших текстов, в нашем сейчас разговоре – какая тема? (тема родины, о родном крае, патриотизма). ­   значит,   можем   ли   мы   считать,   что   еще   одной   особенностью   лирики   Сергея Есенина   является   патриотичность?   Или…   какую   еще   особенность   мы   можем выделить в лирике поэта? (патриотичность). Но скажите, а встречается тема, проблема патриотизма в творчестве других поэтов, писателей (да), но ведь и в самом деле, очень много авторов, поднимающих эту тему, но чем тогда отличается Есенинская лирика от других авторов? Обратите внимание, практически в каждом стихотворении он говорит о России – не просто патриотичны его произведения – добавим к нашей характеристике – «высокая патриотичность».                       (включить видеоролик «Я последний поэт деревни») Выводы по уроку. Рефлексия.