презентация «Шедевры классицизма в архитектуре России».ppt
Сценарий урока по МХК в 11 кл. «Шедевры классицизма в архитектуре России»
Шедевры
классицизма в
архитектуре России
(Презентация к уроку МХК в 11 классе)
Сценарий урока по МХК в 11 кл. «Шедевры классицизма в архитектуре России»
Классицизм
Классицизм
Вопросы
Почему А.С.Пушкин писал, что
Кто из русских и иностранных
•
«перед новою столицей померкла
старая Москва»?
•
зодчих создавал « строгий, стройный
вид» Петербурга?
•
Какой вклад внесли В.И.Баженов и
М.Ф.Казаков в создании архитектурного
облика Москвы?
Сценарий урока по МХК в 11 кл. «Шедевры классицизма в архитектуре России»
•
В классицизме России можно выделить несколько этапов: первый
екатерининский или ранний русский классицизм, затем начало XIX века
александровский классицизм, переходящий в ампир (был только во
Франции и России).
• Столицей русского классицизма
становится Петербург. Для этого
города характерно то, что именно
классика является его основой,
заложенной еще в чертежах.
Архитектурный облик Петербурга
складывался благодаря
творениям замечательных
мастеров:
• Ж. Б. Леблона (1679—1719),
• Д. Трезини (1670—1734),
• А. Ринальди (1710—1794),
• И. Е. Старова (1745—1808),
• Д. Кваренги (1744—1817).
Сценарий урока по МХК в 11 кл. «Шедевры классицизма в архитектуре России»
Старов Иван Егорович
(17451808)
• Русский архитектор, один из
основоположников русского классицизма.
• Важнейшие из его сооружений:
Троицкий собор в АлександроНевской лавре;
Таврический дворец;
КнязьВладимирский собор (перестройка
после пожара);
Софийский собор, близ Царского Села,
и дачные дворцы в имениях Тайцы, Сиворицы
и Пелла СанктПетербургской губернии,
Екатерининский собор в Херсоне.
Сценарий урока по МХК в 11 кл. «Шедевры классицизма в архитектуре России»
Таврический дворец
(1783 1789)
• Сооружен для фаворита
Екатерины II Г. А. Потемкина
Таврического
• Здание состоит из трех
основных объемов,
соединенных низкими
галереями в глубине
участка увенчанного куполом
центрального и двух
флигелей, выдвинутых
вперед, на красную линию
улицы.
Сценарий урока по МХК в 11 кл. «Шедевры классицизма в архитектуре России»
Свято Троицкий собор
• Архитектурный памятник
раннего классицизма. Собор
увенчан куполом на высоком
барабане, а его лаконичные
монументальные формы
гармонируют с монастырскими
корпусами.
• Строительство продолжалось
14 лет, и 30 августа 1790 года
СвятоТроицкий собор был
завершен.
Искусствоведы полагают, что
он стал вершиной творчества
архитектора Старова.
•
Сценарий урока по МХК в 11 кл. «Шедевры классицизма в архитектуре России»
Собор в Софии
• В 1780 году в непосредственной
близости от Царского Села был
основан новый город София,
сделавшийся на короткий период
уездным городом
СанктПетербургской губернии.
• Город застраивался медленно,
т.к. не удавалось привлечь
жителей.
Лишь во второй половине 19 века
строительство начало
развиваться.
• Проект собора разработал
Ч.Камерон в 1780 году.
Закладка собора состоялась 30
июля 1782 года.
• Проект переработал И.Е.Старов,
он же руководил постройкой,
которая была завершена в 1788
году.
Сценарий урока по МХК в 11 кл. «Шедевры классицизма в архитектуре России»
Андреян Дмитриевич
Захаров
(1761 1811)
• Его творчество знаменует
собой наивысший расцвет
русской национальной
архитектурной школы эпохи
классицизма.
• Самым значительным (и
единственным из
сохранившихся) произведением
архитектора Захарова А.Д.
является здание
Адмиралтейства в Санкт
Петербурге выдающийся
памятник русской архитектуры
и градостроительства.
Сценарий урока по МХК в 11 кл. «Шедевры классицизма в архитектуре России»
Адмиралтейство
• Архитектурнопланировочный центр
СанктПетербурга. Первое здание
Адмиралтейства, возведенное еще в
1704 году по проекту самого Петра I,
представляло собой одноэтажный
мазанковый корпус в форме буквы
"П", увенчанный башенкой. Именно
здесь строились корабли и
зарождался российский флот.
Сценарий урока по МХК в 11 кл. «Шедевры классицизма в архитектуре России»
Андрей Николаевич Воронихин
(1759–1814)
• Русский архитектор и живописец,
представитель классицизма, один из
основоположников русского ампира.
• Проектировал обычно не только
структуру самих зданий, но и декор
интерьеров, дизайн мебели,
осветительных устройств (порой даже
утвари), добиваясь особой цельности
образов. По его эскизам были
перестроены интерьеры
Строгановского дворца на Невском
(1793), а также реставрирован после
пожара дворец в Павловске (с 1803).
• Главными творениями мастера явились
петербургские Казанский собор и
Горный институт.
Сценарий урока по МХК в 11 кл. «Шедевры классицизма в архитектуре России»
Казанский собор
• Построен в 1801 г.—1811 г. для
перенесения в него древней
иконы Казанской богоматери,
по имени которой назван.
• Крестовокупольное здание
обращено к Невскому проспекту
вытянутым боковым фасадом.
Мощная полукруглая колоннада
с 6колонным портиком создаёт
композиционный центр здания
на боковом фасаде и образует
торжественную площадь,
входящую в цепь ансамблей
Невского проспекта.
Сценарий урока по МХК в 11 кл. «Шедевры классицизма в архитектуре России»
• Главный вход обращен к малой
площади, обнесённой
монументальной чугунной
решёткой. Интерьер решен как
величественный колонный зал
(длина главного нефа 69 м, общая
высота 62 м) светского
дворцового характера.
• В 1813 в Казанском соборе
похоронен М. И. Кутузов.
• В 1837 перед собором
установлены памятники Кутузову
и М. Б. БарклаюдеТолли.
• 6 декабря 1876 перед Казанским
собором состоялась первая в
революционная
России
демонстрация
студентов
и
рабочих. .
• В 1932 в Казанском соборе открыт
Музей истории религии и атеизма.
Сценарий урока по МХК в 11 кл. «Шедевры классицизма в архитектуре России»
Карл Иванович Росси
(1775–1849)
• Крупнейший зодчий русского ампира.
• Творениям – помимо их градостроительного
значения – присуща и удивительная декоративная
цельность
• Первой большой градостроительной работой стала
реконструкция Аничкова дворца, с которой началась
грандиозная перепланировка центра Петербурга
• В 1819 г. было решено реконструировать ансамбль
Дворцовой площади. Руководя Комитетом строений
и непосредственно занимаясь грандиозной
реконструкцией Дворцовой площади, одновременно
зодчий реконструировал дворцовопарковый
ансамбль Елагина острова и возвел комплекс
Михайловского дворца с окружающей застройкой.
Сценарий урока по МХК в 11 кл. «Шедевры классицизма в архитектуре России»
Здание Генштаба
Приступая к реконструкции
площади, Росси имел перед собой
следующие задачи:
• вопервых, необходимо было
создать площадь, пространство
которой явилось бы главным ее
элементом, архитектурно
связанным с другими смежными с
нею площадями;
• вовторых, необходимо было
создать площадь для военных
парадов, строгую и
монументальную,
соответствующую происходящим
на ней действиям;
• и, наконец, главное: новые
строения должны были составить
с Зимним дворцом и
Адмиралтейством единый
архитектурный ансамбль.
Росси справился с поставленной задачей
блестяще.
В 1820 г. начались работы по реконструкции,
а в 1829 г. были завершены.
Сценарий урока по МХК в 11 кл. «Шедевры классицизма в архитектуре России»
Михайловский дворец
(1819 1825)
• Тонко продуманная градостроительная
система, созданная Росси вокруг дворца,
была одновременно весьма практична и
отвечала высоким художественным
требованиям. С Садовой улицы открывался
прекрасный вид на шпиль Инженерного
замка и архитектурный ансамбль Марсова
поля. К тому же решалась практическая
задача транспортной связи центра с
Петербургской стороной по вновь
проложенной Садовой улице, улучшилась
связь с Литейной стороной. Решая
практические задачи, Росси с коллективом
инженеров создает целую сеть красивых
чугунных мостов через Фонтанку и Мойку.
• И всетаки центром градостроительного
комплекса был Михайловский дворец.
• В строительстве дворцовых ансамблей это
несомненно вершина архитектурного
творчества Росси.
Сценарий урока по МХК в 11 кл. «Шедевры классицизма в архитектуре России»
Театральная улица
• По проекту К.И. Росси Театральная площадь,
площадь у Чернышева моста, сеть новых улиц,
связанных между собой и с другими магистралями
центра, застраиваются как единый архитектурный
организм.
Сценарий урока по МХК в 11 кл. «Шедевры классицизма в архитектуре России»
Дворец на Елагином острове
(1818 1822)
• Росси весьма удачно использует
природные богатства при
проектировании парка.
• Искусно размещены постройки
острова, позволяющие по мере
движения вдоль него воспринимать
их в разнообразных и живописных
ракурсах.
• Основные постройки — дворец,
кухонный и конюшенный корпуса и
оранжерея — образуют живописную
группу вокруг открытого
пространства луга. В этой работе
Росси вновь демонстрирует свою
способность блестяще решать
интерьеры парадных помещений.
Центральный зал, опочивальня,
вестибюль, столовая и другие
помещения дворца тщательно
продумывались архитектором, а
затем под его наблюдением
выполнялись в натуре опытными
мастерами.
Сценарий урока по МХК в 11 кл. «Шедевры классицизма в архитектуре России»
Монферран Анри Луи Огюст
(1786–1858)
• Архитектор, чье творчество ознаменовало переход
от классицизма к историзму в русском зодчестве
первой половины 19 в.
• Руководя работами по перестройке Исаакиевского
в полной мере
собора, Монферран
развернуть свои способности художника.
сумел
• Историзм проявился в умении мастера сочетать
приемы разных стилей – ренессанса, барокко,
классицизма
общего
ради
величественного эффекта.
достижения
–
• Он
украсил
–
центр Петербурга
другим
монументальным
более
художественноцельным,
Александровской
колонной, возведение которой в центре Дворцовой
площади завершило ее ансамбль.
памятником,
и
еще
Сценарий урока по МХК в 11 кл. «Шедевры классицизма в архитектуре России»
Исаакиевский собор
(1818 1858)
Сценарий урока по МХК в 11 кл. «Шедевры классицизма в архитектуре России»
Василий Иванович Баженов
(1737 – 1799)
• Баженов стал одним из ярких
архитекторов, основоположником
классицизма в России. Он был новатором в
архитектуре: мыслил архитектурное
сооружение в его связи с окружающим
ландшафтом и городской средой. Создал
проект реконструкции Московского
Кремля и сооружения на его территории
грандиозного дворца. Замысел остался
проектом, который ныне известен по
чертежам и двум моделям.
• Свои лучшие градостроительные идеи
Баженов воплотил в доме Пашкова, где он
переработал традиционную застройку
усадьбы, поставив в один ряд центральное
здание, увенчанное бельведером, и
связанные с ним флигели.
Сценарий урока по МХК в 11 кл. «Шедевры классицизма в архитектуре России»
Дом П.Е. Пашкова
(1784 – 1788)
• Построен в стиле раннего классицизма.
• Со стороны дворового фасада (где сделан
вход в здание) это типичный усадебный
дом с парадным двором и великолепными
воротами, со стороны же уличного фасада
сооружение включено в городскую
застройку.
• Одновременно в общем объемном
построении здания наблюдается его
устремленность вверх: от низких флигелей,
украшенных четырехколонными
ионическими портиками с фронтонами, к
высоко поднятому на цоколе трехэтажного
дома четырехколонному портику большого
композитного ордера, к балюстраде с
вазами над карнизом и завершающему
центральный блок бельведеру .
• Первоначальная внутренняя планировка и
убранство Пашкова дома подверглись
очень большим переделкам.
Сценарий урока по МХК в 11 кл. «Шедевры классицизма в архитектуре России»
Пашков домдом
Пашков
Въездные ворота Дома
Пашкова
2007 года, улица Знаменка, дом 6.
обновленный Пашков дом
Сценарий урока по МХК в 11 кл. «Шедевры классицизма в архитектуре России»
Вопросы для закрепления
Прав ли был А.С.Пушкин, когда утверждал о
большем расцвете облика Санкт Петербурга в
сравнении с Москвой?
Назовите имена великих русских архитекторов
классицистического направления.
Какие из архитектурных шедевров нашей
«экскурсии» произвели на
вас большее
впечатление?
Сценарий урока по МХК в 11 кл. «Шедевры классицизма в архитектуре России»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.