Данный урок русского языка «Слова с удвоенными согласными» разработан для 2-го класса при изучении темы «Согласные» по учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого (УМК «Школа России»).
Тип урока - изучение нового материала.
Опыт работы показал, что изучение данной темы вызывает у детей определенные трудности. За ограниченное число уроков им приходится запоминать написание большого количества слов, многие из которых они слышат впервые.
Задача учителя – расширить словарный запас учеников, облегчить процесс запоминания, вызвать интерес к данному виду деятельности, чему способствует игровая форма проведения урока.
Конкурс учебно методических разработок
"Современный урок в школе: опыт, традиции, новаторство"
Сценарий урока русского языка во 2 классе
«Слова с удвоенными согласными»
Буянова Светлана Николаевна
учитель начальных классов
МКОУ УстьХоперская СШ
12017 г.
2Пояснительная записка
Предмет: русский язык
УМК: «Школа России».
Учитель: Буянова Светлана Николаевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Стаж работы: 14 лет
Образовательное учреждение: МКОУ УстьХоперская СШ
Класс: 2
Тема урока: «Слова с удвоенными согласными»
Тип урока: открытие нового знания
Цель: дать представление о словах с удвоенными согласными и способах их переноса.
Задачи:
продолжать знакомить учащихся с написанием слов с удвоенной согласной в корне слова и повторять изученные;
знакомить с происхождением и значением слов с удвоенной согласной;
закрепить умение переносить слова с удвоенной согласной;
обогащать словарный запас учащихся, развивать речь;
развивать интерес у детей к русскому языку.
Планируемые результаты:
3предметные:
правильно переносить слова с удвоенными согласными.
личностные:
проявлять учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу;
понимать причины успеха в учебной деятельности.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные:
определять цель деятельности на уроке;
учиться работать по предложенному учителем плану;
Познавательные:
делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;
коммуникативные:
слушать и понимать речь других;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками;
Задачи педагога:
познакомить с правилом написания удвоенных согласных в словах;
упражнять в написании слов с удвоенными согласными;
формировать умение обозначать на письме долгие согласные звуки буквами;
способствовать развитию орфографической зоркости;
совершенствовать умение звукобуквенного разбора слов;
учить точному употреблению слов и правильному их написанию в зависимости от их лексического значения;
совершенствовать умения слушать и слышать других, воспитывать взаимопонимание и взаимопомощь;
развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.
4Методы обучения: наглядный, словесный, практический, частичнопоисковый.
Формы учебной деятельности: фронтальная работа, работа в парах, работа в группах, рефлексия.
Техническое оснащение: компьютер, экран, мультимедийная презентация, музыкальные эффекты.
Наглядное пособие: карточки, картинки цветов и пчёлок.
Учебно методическое обеспечение: Учебник «Русский язык» 2класс, В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Сценарий урока:
Этап урока
Деятельность учителя
1.Мотивировани
е к учебной
деятельности
(организационн
ый момент)
Эмоциональный
настрой.
Цель: Создание
условий для
осознанного
Сегодня на урок к нам пришли гости. Давайте
встанем и поприветствуем их. (слайд 1)
– Ребята на каждом уроке мы с вами
убеждаемся, что русский язык интересен,
красив и сложен. Вот и сегодня постараемся
помочь друг другу открыть для себя ещё один
секрет русского языка. Повернитесь друг к
другу,
Только с хорошим
настроением мы преодолеем все задачи,
улыбнитесь.
Деятельность
учащихся
Ребята
приветствуют
гостей кивком
головы.
Ребята дарят
Формируемые
универсальные
учебные действия
Личностные УУД:
проявляют готовность
к учебной
деятельности,
эмоциональную
отзывчивость на слово
учителя.
Регулятивные УУД:
Проверяют готовность
рабочего места под
руководством
5вхождения
учащихся в
пространство
деятельности на
уроке.
поставленные на уроке. (слайд 2)
Сегодня на уроке русского языка вы будете
пчёлами. Пчёлы живут большими и дружными
семьями. Девиз нашего урока(слайд3):
Чтобы умной пчелкой стать,
Нужно многое узнать.
Нужно много нам трудиться,
Книг читать, писать, учиться.
Что нужно делать, чтобы получать новые
знания?
Зачем нужны знания?
улыбки своим
соседям по парте.
Ребята хором читают
девиз
Трудиться
Прежде чем начать писать, проведём
пальчиковую гимнастику.
Чтобы быть умным,
образованным
учителя, нацеливаются
на успешную
деятельность.
Коммуникативные
УУД: формирование
умения слушать и
слышать.
«Засолка капусты»
Мы капусту рубим.
Мы капусту трем.
Мы капусту солим.
. Мы капусту жмем.
Ребром ладони дети
показывают, как они
рубят капусту.
Кулачком правой руки
дети трут о раскрытую
ладонь левой руки.
6Движением пальцев
имитируется посыпание
солью.
Дети интенсивно сжимают
пальцы обеих рук в
кулаки.
Дети делают записи
в тетрадь
Дети сопровождают
движениями
Молодцы!
Ребята, откройте тетради. Запишите:
8 декабря.
Классная работа.
Не забываем главное правило.
Я тетрадочку открою
Уголочком положу
Я от вас друзья не скрою,
Ручку я вот так держу
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь.
(слайд 4)
К концу лета в каждом гнезде у пчёл
начинается подготовка к зиме. Пчёлы собирают
с почек деревьев тополя клей – прополис и
аккуратно замазывают щели. Итак, сейчас мы
пчёлкистроители. Строим аккуратно и
красиво.
(Слайд 5)
2.Актуализация
знаний.
Цель: На основе
актуализации
ранее полученных
знаний подвести к
раскрытию темы
урока.
Предметные умения:
вырабатывают
каллиграфический
подчерк.
Познавательные УУД:
поиск и выделение
необходимой
информации;
7лл жж кк бб мм нн сс пп.
Посмотрите на буквы, давайте правильно их
прочитаем.
Что вы можете сказать о буквах, которые нам
предстоит написать?
Определите закономерность написания букв?
На экране вы видите печатные буквы
близнецы, а на строке мы будем писать
прописные строчные буквы.
Запишите буквы очень аккуратно на строке,
повторяя один раз.
Сравните с образцом, найдите лучшую пару
букв, подчеркните простым карандашом.
Вашей работой, пчёлки, довольна.
(слайд 6)
Все вы знаете, что пчёлы приносят мёд,
строят соты, запечатывают ячейки.
Давайте заполним соты нектаром.
Работать мы будем в парах, поэтому
вспомним правила работы в парах.
(слайд 7)
Игра «Заполни соты нектаром»
Все согласные,
строчные.
Каждая буква
соединяется с точно
такой же, как буквы
близнецы, парами, по
две.
Дети записывают
Дети подчёркивают
лучшую пару букв
Не перебивать, слушать
товарищей, говорить в
полголоса
Дети помещают нужную
капельку мёда в соты
Ребята проверяют и
оценивают работу
Работа в
парах
Словарная
работа
учителем
Коммуникативные
УУД: сотрудничество
с
и
сверстниками; умение
выражать свои мысли
полно и точно.
Регулятивные:
оценивают
(сравнивают
эталоном)
результаты своей
деятельности.
с
8(карточки жёлтого цвета)
П..суда, с..бака, уч..ник, к..рова, м..роз, кла..,
ру…кий.
Поменяемся карточками. Проверим на
экране.
Найдите слова, которые отличаются от
других. Чем?
Давайте вернёмся к минутке чистописания.
Как вы думаете, случайно ли я вам подобрала
именно эти буквы? (слайд 8)
Кто из вас сможет сформулировать тему
урока?
Давайте проверим, верно, ли мы
сформулировали тему урока?
3.Создание
проблемной
ситуации.
Постановка
учебной задачи.
Цель: Подведение
детей к
формулированию
темы и
постановке задач
урока.
Откройте учебник на стр. 117.
Объясните значение слова «удвоенные».
Что мы должны узнать на данном уроке и
чему научиться?
Познакомиться…со словами с удвоенной
согласной
Научиться…правильно писать эти слова
Повторить…правило переноса слов с
удвоенной согласной.
Да, мы попытаемся разобраться с этими
!, + или –
Класс и русский
Две одинаковые буквы
Ответы детей
Учащийся, выбранный
учителем, читает тему
урока
Две одинаковые буквы
рядом
Ребята формулируют
задачи урока
Предметные:
овладевают
изучаемыми нормами
русского языка;
понимают
недостаточность
имеющихся знаний.
Личностные:
развитие
познавательных
интересов учебных
мотивов;
Познавательные:
постановка и решение
проблемы;
Регулятивные:
постановка учебной
задачи на основе
соотнесения того, что
уже известно и
усвоено учащимися и
того, что еще не
известно;
9Физкультминут
ка для глаз.
4.Усвоение
новых знаний и
способов
действий.
Цель:
ознакомление
учащихся с новым
материалом.
непростыми словами. (слайд 9)
Физкультминутка для глаз «Весёлая
пчёлка»
В русском языке много слов с удвоенными
согласными. (слайд 10)
Игра «Доскажи словечко»
Где доска и парта есть,
Чтоб всем детям сразу сесть?
Это в школе есть у нас,
Это наш просторный ….
(слайд11)
Вдоль дороги по бокам
Липы, клен тут и там.
Всем идти здесь веселее.
Этот путь зовут ….
(слайд12)
Проста загадка и легка.
Пишусь всегда через два «ка»
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я…
(слайд 13)
Он на вокзале есть всегда,
К нему подходят поезда,
Двойное «эр» содержит он
класс
аллея
хоккей
перрон
Коммуникативные:
умение ясно и чётко
излагать свое мнение,
выстраивать речевые
конструкции.
Предметные: учащиеся
осуществляют поиск
нужной информации,
высказываются
в
устной форме.
знают признаки
орфограммы
«Удвоенные
согласные».
Познавательные:
уметь перерабатывать
полученную
информацию: находить
ответы на вопросы.
Регулятивные:
высказывать
уметь
своё предположение
(версию).
Коммуникативные:
уметь оформлять свои
мысли в устной
10И называется ….
(слайд 14)
В магазин с сестрой ходили,
Всё, что надо там купили.
За батон, бутылку кваса
Деньги заплатили в …( слайд 15)
Ребята, прочитаем слова отгадки.
кассу
форме;
слушать и
понимать речь других.
1. Знакомство с
теоретическим
материалом
учебника. Работа
по учебнику (Упр.
188, с.117)
Как произносятся звуки на месте удвоенных
согласных?
(слайд 16)
Пчёлы не только собирают мёд, но и опыляют
растения. За день пчела опыляет 7 тысяч
цветков. Эти пчёлы называются пчёлами
сборщицами. Итак, пчёлки, в путь – опылять
цветы.
Работаем по учебнику. Упражнение 188.
(слайд 17)
Прочитайте слова.
Знакомы ли вам значения прочитанных слов?
Что, делать, если значение, какихто слов мы
не знаем?
Хотите узнать, что обозначают эти слова?
Хором читают
словаотгадки
на месте удвоенных
согласных звук долгий,
он тянется, поэтому в
слове пишется
удвоенная согласная.
Дети по очереди читают
слова
11Готовность детей к
письму.
Дети записывают номер
упражнения
Дети записывают слова с
удвоенными согласными
По лексическому значению определите, какое
это слово и запишите его.
Сели правильно, наклон тетради, как держите
ручку.
На следующей строке запишите упражнение
188.
Аппетит – желание кушать
Ванна – большой, обычно продолговатой
формы сосуд для купания, мытья.
Вожжи – часть упряжи, состоящая из длинных
ремней или верёвок и служащая для того,
чтобы править лошадью.
Грипп
заболевание,
сопровождающееся воспалением дыхательных
путей и лихорадочным состоянием.
Доллар – денежная единица США.
Касса – аппарат, на котором отпечатываются
талоны с указанием полученной суммы, а также
место, где находиться этот аппарат.
Килограмм – единица массы равная 1000
грамм. .
Класс – «школьная комната»
Перрон – пассажирская платформа на
железнодорожной станции.
острое вирусное
12Профессия – основной род занятий, трудовой
деятельности.
Ссора – состояние взаимной вражды.
Тонна – единица массы равна 1000 кг
Какое слово из упражнения мы еще не
записали?
В нашем учебнике есть толковый словарь,
давайте обратимся туда.
Откройте стр. 140. Найдите это слово,
прочитайте, как оно трактуется.
Запишите его.
Ребята, вы обратили внимание, что слова
записаны у нас в алфавитном порядке?
Можно ли слова с удвоенными согласными
тоже назвать словарными? Почему?
Учащиеся работают со
словарём в учебнике
Шоссеэто дорога с
твёрдым покрытием
Их написание нужно
запомнить или
посмотреть в
орфографическом
словаре
Один учащийся читает
правило вслух
удвоенная согласная – это
Давайте прочитаем правило на стр.117.
Вывод
Значит,
орфограмма.
Давайте обратимся к орфографическому
словарю в учебнике на странице 136.
Ребята находят слова с
удвоенными согласными
Класс, Россия, русский,
суббота.
132.
Физкультминутк
а
Цель: Создание
условий для
психоэмоциональ
ной разгрузки
учащихся.
Работать будем в парах. Покажите мне свои
пары. Найдите в словаре слова с удвоенными
согласными.
Проверяем, какие слова с этой орфограммой
живут у нас в словаре?
(слайд 18)
С каким из этих слов мы не знакомы?
Давайте это слово запишем в тетрадь, а дома
запишите в словарик.
Кто знает лексическое значение слова?
Разделите слово на слоги. Сколько слогов в
слове. Почему?
Назовите 1 слог, 2 слог,3слог.
Поставьте ударение. Какой слог ударный.
Составим транскрипцию слова
Суб|бо|та [С У БОТА] – 3 слога, 7 букв, 6
звуков,
Почему в слове суббота букв больше, чем
звуков?
Молодцы! Вы были очень внимательны.
(слайд 19)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
«Пчёлка Майя»(слайд 20)
Живёт пчела 1 месяц. Но за этот месяц она
Суббота
Суббота – шестой день
недели, между пятницей
и воскресеньем.
3 слога
Суб,бо,та.
Второй
Потому что звук [б] –
долгий и тянется.
Слышим как один звук.
На письме он
обозначается двумя
согласными буквами.
Выполняют движения.
14делает разную работу очень аккуратно и
исправно. И вы сейчас будете исправно
трудиться – делать запасы на зиму.
Игра «Собери слова» ( в группах)(слайд 21)
сум
се
хок
нис
шос
ма
тен
са
мас
кей
3. Перенос слова
с удвоенными
согласными.
5.Закрепление
знаний и
способов
действий. Итог
Соедините слоги так, чтобы у вас получились
слова.
Проверяем. Хлопки в ладоши
(слайд 22)
Вход в улей охраняют пчёлысторожа. И вид у
Предметные умения:
воспринимают смысл
читаемого.
Личностные УУД:
осуществляют
профилактику
утомления,
ориентируются на
здоровый образ жизни,
придерживаются
здорового режима дня.
Коммуникативные
УУД:
совершенствуют
навыки работы в
группе, приобретают
опыт озвучивания и
защиты своей позиции.
15
Работают в группе.
Выполняют задание
письменно у доски, в
тетрадях. Собирают слова
из слогов.
Группы по очереди
называют составленные
слова
Слова для переноса
делятся на слоги. Одну
согласную букву
оставляем на строке, а
другую переносим
Аппетит аппетитзакрепить
урока
Цель:
навыки
правильного
письма и переноса
слов
с
удвоенными
согласными.
6. Рефлексия
учебной
деятельности на
уроке.
Цель:
Соотнесение
них довольно грозный, чужих не запустят.
Мы должны решить ещё одну учебную задачу.
Как разделить слова с удвоенной согласной
для переноса. Какие правила переноса вы
знаете? (слайд 23)
Работаем по учебнику, упражнение 189.
(слайд 24)
Работать будем по рядам.
1 ряд – суббота
2 ряд аппетит
3 ряд пассажир
Запишите слово столько раз, сколько есть
способов его переноса с одной строки на
другую по образцу.
Проверка у доски.
Как мы можем перенести слово суббота?
Сколько способов переноса в этом слове?
Вывод: (слайд 25)
При переносе слов с удвоенными
согласными одну букву оставляем на строке,
а другую переносим.
Суббота суббота
Пассажир пассажир
Больше тренироваться в
выполнении таких
заданий
Кирилл
У кого есть ошибки, не расстраивайтесь.
Какую себе поставите задачу?
Ребята, в нашем классе учится мальчик, у
которого в имени присутствует удвоенная
согласная. Назовите имя?
Отвечают на вопросы
учителя.
Высказывают свои
впечатления от урока,
16делают выводы.
поставленных
задач с
достигнутым
результатом.
Организовать
рефлексию и
самооценку
учениками
собственной
учебной
деятельности.
Интерактивная игра «Удвоенная согласная в
именах» (слайд 26)
Чему мы научились на уроке?
С какой новой орфограммой мы сегодня
познакомились?
Что нужно делать, чтобы правильно писать
слова с удвоенной согласной?
Как переносить такие слова? (слайд 27)
Рабочих пчёл в улье тысячи, а главная у них
одна – это матка. Она в улье сидела, всё
видела, как вы трудились, как мёд собирали,
цветы опыляли, знания о двойных согласных
получали и благодарит вас.
Пчела Матка передала вам горшочек с
душистым мёдом. Кушайте на здоровье!
У каждого из вас на столе «пчёлка Майя».
Если вам урок понравился и вы довольны
своей работой, то прикрепите свою пчёлку на
синий цветок.
Если вам было немного скучно и вы с чем то
не справились, то прикрепите пчёлку на
красный цветок.
Я тоже хочу оценить вашу работу.
Регулятивные:
открыто осмысливают
177. Домашнее
задание.
Цель:
Разъяснить ход
выполнения
домашнего
задания.
(хорошо или отлично, нужно подтянуться)
(слайд 28)
Распределите в парах следующие виды
домашнего задания:
1. Отгадать кроссворд, отгадками которого
являются слова с удвоенными согласными.
2. Найти загадки, в отгадках которых
орфограмма удвоенная согласная.
На листочках синего цвета поставьте галочку
возле выбранного номера. Эти листочки вы
вложите в дневник в конце урока.
(слайд29)
Спасибо за урок!
и оценивают свою
деятельность на уроке.
Регулятивные:
принимают учебное
задание в
соответствии с
уровнем своего
развития.
Слушают объяснение
учителя.
Делают соответствующие
записи.
Список используемой литературы
1. В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. Русский язык. 2 кл.: учебник, М.: Просвещение, 2012.
2. Т. П. Ситникова, И. Ф. Яценко. Поурочные разработки по русскому языку 2 кл. – М.: ВАКО, 2012.
3. С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка.
18