Представлен материал из копилки копилку методических разработок для проведения дополнительных тематических мероприятий в кружковой работе, в библиотеках. Вниманию предложены мероприятия, отдельные конкурсы на актуальные темы, которые могут быть реализованы при участии детей как младшего, так и среднего школьного возраста. Задания имеют познавательный характер, используется литературный материал, и игровые моменты, что позволяет каждое мероприятие сделать ярким и запоминающимся.
«В ЗВОНКОМ ТОПОТЕ КОПЫТ…»
(праздничное шоу для обучающихся 2–7 классов)
О б о р у д о в а н и е : выставка художественных и научнопопулярных книг,
посвященных лошадям; набор репродукций картин, посвященных лошадям;
набор карточек с заданиями блицтурнира (на лицевой стороне – силуэт лошади,
на оборотной – задание); «конкроссворд»; записи песен о лошадях.
Ход мероприятия
В е д у щ и е . Здравствуйте, любители лошадей и конкурсов!
Вас приветствуют … ! (Ведущие называют себя.)
Согласно восточному календарю ____ год – год Лошади. Поэтому и
пригласили мы вас на праздничное шоу, посвященное лошадям. Тем более что
лошадь – это один из символов России, изображение лошади имеется на
российском государственном гербе. (Показать.)
Итак, внимательно слушайте, отвечайте на вопросы, играйте и получайте
жетоны за правильные ответы. Победителей ждут призы.
З а д а н и е 1.
– В далекуюдалекую пору «…ручные Животные были Животными дикими,
Собака была дикая, и Лошадь была дикая, и Корова была дикая. Но самая дикая
была дикая Кошка…». (Р. Киплинг.)
Подумайте и скажите, в каком порядке дикие животные были приручены
человеком? Кто первым, кто вторым и т. д.?
(Собака – 12 тысяч лет назад,
корова – 8–10 тысяч лет назад,
лошадь – 5–6 тысяч лет назад,
кошка – около 5 тысяч лет назад.)
П е р в а я п е р е м е н к а: вопросы блицтурнира.
Вопросы написаны на карточках и разложены на журнальном столике.
Ведущие выбирают карточку, переворачивают ее, зачитывают вопрос.
1. В 1956 году кавалерия в нашей стране была упразднена. Оставили только
один полк. Для чего?
– Для участия в военных парадах,
– для съемок в кино,
– встречать высоких иностранных гостей.2. Если жеребца по кличке Пепел позвать: «Пегас!» – он отзовется? (Нет,
потому что лошади способны различать едва уловимые звуковые нюансы.)
3. Сколько лет живут лошади? (10–15, 30–40, 50–60.)
4. Какую скорость могут развить скаковые лошади?
(45–50 км/час; 60–68 км/час; 80–90 км/час.)
5. Груз каким весом могут перевозить лошадитяжеловозы? (Не более 200 кг,
до 1,2 т, около 3 т.)
6. Что такое аллюр?
– Ход лошади,
– название конной повозки,
– кличка лошади.
В е д у щ и й 1 . Но надо всегда помнить, что лошадь – второе после собаки (а
в ряде случаев и первое) животное, ставшее верным другом человека, один из
самых близких наших соседей по планете. «Она не исчезнет до тех пор, пока
существует сам человек». (У. Фолкнер.)
Звучит песня «Лошадь» (сл. А. Кондратьева, муз. А. Пинегина.)
В е д у щ и й 2 . В арабской рукописи IV века читаем:
«Не говори, что это мой конь, скажи, что это мой сын. Он чист, как золото…
В темноте он разглядит волосок. Он бежит быстрее бури, быстрее взгляда, он
говорит орлу: «Я мчусь, как ты...» Бег его так ровен и покоен, что на всем скаку
на спине его ты можешь выпить чашку кофе, не пролив ни капли...».
«Лошадь одарена гораздо щедрее, чем человек. Слышит она лучше кошки,
нюх у нее тоньше собаки… нет ей равного на земле животного», – так отзывался о
лошади писатель А. Куприн.
Природа действительно наделила лошадь изумительными свойствами.
• Она видит предметы одинаково хорошо как вблизи, так и вдали.
• Она улавливает шорохи, которые человеческое ухо не воспринимает.
• Зимой в метель она сама отыщет дорогу к жилью, в реке найдет брод, а в
пустыне – самый короткий путь к воде.
З а д а н и е 2.
В е д у щ и й 1 . Давайте подыщем для лошади самые точные, самые красивые
слова. Будем делать так: мы называем слова, по значению противоположные тем,
которые нужно назвать вам (словаантонимы). Опровергните нас. Например, мы
скажем: «Лошадь – глупое животное». Вы ответите: «Нет – умное».
Безобразное – красивоезлое – доброе
неверное – верное, преданное
медлительное – быстрое
ленивое – трудолюбивое, работящее
трусливое – смелое
слабое – сильное, выносливое
убогое – великолепное
грубое – благородное
забитое – гордое
В е д у щ и й 2 . Вся история человечества – это и история лошади тоже.
Какую сторону ни возьми – всюду лошадь!
Она изменила представление человека о скорости и о сельском хозяйстве.
Какую только работу не выполняла лошадь: не перечислить всех дел и
профессий – в туманном прошлом и настоящем, – связанных с лошадью.
З а д а н и е 3.
В е д у щ и й 1 . И всетаки попробуем это сделать. Мы называем работу
лошади, а вы – профессии человека или людей, которые находились в это время
«в паре» с лошадью.
Лошадь воевала, а с ней – рыцари, мушкетеры, гусары, кавалеристы.
Лошадь перевозила почту, пассажиров, грузы, а с ней были ямщик, извозчик,
гонец.
Лошадь пахала, боронила, сеяла, косила, а с ней – земледелец, пахарь, конюх.
Лошадь пасла других животных, а с ней – пастух, табунщик, ковбой
(североамериканский пастух), чабан.
Лошадь охраняла границу, а с ней – пограничник.
Лошадь охраняла лес, а с ней – лесничий, егерь.
Лошадь участвовала в спортивных состязаниях и цирковых представлениях, а
с ней – жокей, наездник, джигит.
В т о р а я п е р е м е н к а: вопросы блицтурнира.
1. Английская, арабская, владимирский тяжеловоз, русская… О чем идет
речь? (О породах лошадей. Известно 260 пород.)
2. Что такое масть лошади? Назовите хоть одну.
– Цвет шерсти лошади,
– цвет глаз лошади,
– цвет хвоста лошади.(Примеры: вороная, чалая.)
3. Амазонка – это:
– в древности – воинственная женщина,
– всадница,
– женское платье для верховой езды.
4. Закончи пословицу.
«Не корми коня кнутом, а корми … зерном». (Его.)
– Кстати, о лошадях известно более 200 пословиц.
5. Гусары, уланы, драгуны, кирасиры – одним словом. (В прошлом это
кавалерия, или конные войска.)
6. Назовите первопричину, изза которой была одомашнена лошадь.
– Чтобы ездить на ней,
– чтобы есть конское мясо,
– чтобы использовать шкуру в качестве одежды.
В е д у щ и й 2 . Любопытно, что сейчас, в наше машинноракетное время, мы,
сами того не замечая, а порой и не зная, используем множество слов и понятий,
родившихся благодаря общению человека с лошадьми.
Мы говорим о комто «необузданный» и не задумываемся, что слово
происходит от слова «узда».
А кому придет в голову связать слово «завод» с лошадьми? Между тем при
своем появлении это слово обозначало «заводить лошадей».
И слово «ремонт» – тоже «лошадиное» слово: в переводе с французского оно
означает «пересесть на новую лошадь».
Мы говорим «коньки». Почему? Да потому, что это – две стальные полоски,
изогнутые как шеи лошадей и мчащие своих владельцев так, что ветер свистит в
ушах, как при езде на лошади.
Кстати, о скорости. Поанглийски «скорость» – «спид». И применялось это
слово к скорости бега лошадей. Потом уже появились «спидометры» –
измерители скорости автомобилей, «спидвей» – вид мотоциклетного спорта и
др.
Да и сама мощность мотора машины определяется «лошадиными силами» –
75 килограммометров в секунду.
З а д а н и е 4. Разгадываем «Конкроссворд».
1. Шахматная фигура. (Конь.)
2. Спортивный снаряд. (Конь.)3. Деревянное резное украшение на крыше избы, может быть в виде конской
головы. (Конек.)
4. Вагончик, который перевозили по рельсам две и более лошадей.
(Конка.)
5. Работник, занятый уходом за лошадьми. (Конюх.)
6. Конское мясо. (Конина.)
7. На них катаются по льду. (Коньки.)
8. Человек, занимающийся разведением лошадей. (Коневод.)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
9. Кавалерия. (Конница.)
10. Раньше – ветеринарремесленник, сейчас – невежественный лекарь.
(Коновал.)
11. Помещение для лошадей. (Конюшня.)
12. Вор, занимающийся кражей лошадей. (Конокрад.)
В е д у щ и й 1. В переводе с греческого слово «лошадь» звучит как «иппо». С
этим корнем в русском языке тоже есть слова. Это например:
– имена Филипп – любитель коней (дословно),
Ипполит – распрягающий коней (дословно),
– слова ипподром – место для конских соревнований,
гиппопотам – бегемот (дословно – речная лошадь).Есть даже художникииппологи, которые посвятили свою работу
исключительно изображению лошадей. В музее коневодства Российской
сельскохозяйственной академии собрано три тысячи картин, на которых
изображены лошади.
Показываются картины, изображающие лошадей.
З а д а н и е 5.
– Как, повашему, могут называться эти картины? Кто точнее назовет,
получит жетон.
К. ПетровВодкин. Купание красного коня.
В. Суриков. Взятие снежного городка.
К. Брюллов. Всадница.
В. Васнецов. Богатыри.
Н. Сверчков. Конюх выводит лошадь.
М. Греков. Знаменосец и трубач.
Ю. Васнецов. Иллюстрация к сказке «СивкаБурка».
И др.
Т р е т ь я п е р е м е н к а: вопросы блицтурнира.
1. Как называли одичавшую лошадь в Северной Америке?
– Мустанг,
– мангуст,
– кентавр.
2. Писатель Лев Толстой в молодости заболел чахоткой и был обречен, но он,
по чьемуто мудрому совету, поехал в Казахстан, пожил там, попивая кумыс, и
вернулся домой здоровым. Что пил Лев Толстой?
– Сквашенное кобылье молоко,
– минеральную воду,
– зеленый чай.
3. Как называют самых маленьких лошадок? (Пони. Их рост не более 125
см.)
4. Основным средством сообщения на бескрайних просторах России долгое
время оставалась тройка. Сколько колокольчиков имела русская тройка? (Три,
десять, более 100.)
5. Как ведет себя косяк лошадей при нападении волков?
– Лошади собираются в круг, в центре которого – жеребята и матки,
– убегают за вожаком,– разбегаются кто куда.
6. Летом в жаркое время лошади разбиваются на пары. Зачем?
– Лошади отгоняют хвостом оводов и слепней с головы и шеи партнера,
– таким образом лошади выражают симпатию друг к другу,
– так лошадям веселее кормиться на лугу.
Звучит песня «У пони длинная челка...» (сл. Ю. Мориц, муз. Е. Ботярова).
З а д а н и е 6.
В е д у щ и й 2. Во все века, во все времена воспевали лошадей – их стать, силу,
быстроту, изящество, ум, нрав. Сколько книг и замечательных поэм посвящено
лошадям – сосчитать просто невозможно; сколько замечательных писателей
вкладывали душу и талант в описание лошадей – трудно перечислить.
Сейчас вас ждет литературный конкурс «Чудокони». Узнайте лошадь,
произведение или ответьте на поставленный по книге вопрос. Перед вами на
выставке – книги о лошадях, они помогут вам дать правильный ответ.
1. «…В самую полночь прискакал на пшеницу конь – одна шерстинка
серебристая, другая золотая; бежит – земля дрожит, из ушей дым столбом валит,
из ноздрей пламя пышет…» Кто это? (Это СивкаБурка из одноименной
русской народной сказки.)
2. «…Конь пил и никак не мог утолить свою жажду. Прошло несколько часов,
а он все не отрывался от колодца…» Что это за конь и почему он никак не мог
напиться? (Это конь барона Мюнхгаузена; у коня якобы была отрезана задняя
половина, и вода свободно вытекала из середины туловища.)
3. …Молодые, вороные,
Вьются гривы золотые,
В мелки кольца завитой,
Хвост струится золотой,
И алмазные копыты
Крупным жемчугом обиты…
– Откуда эти чудокони? (Из сказки П. Ершова «Конекгорбунок».)
4. …Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.
– Кто это? (Конекгорбунок из сказки П. Ершова.)
5. Показать рассказ К. Ушинского «Слепая лошадь».
«…Много воды с тех пор утекло.Был у богатого купца Уседома любимый верховой конь Догониветер, самый
быстрый и красивый во всем славянском городе Винете.
Однажды спас Догониветер хозяину жизнь, умчал от лихих разбойников. А
сам начал хворать, ослабел на ноги и ослеп.
Выгнал Уседом слепого коня за ворота.
Но собралось народное собрание – вече – и потребовало от Уседома…».
– Чего потребовало вече от Уседома? (Кормить и поить лошадь до самой
смерти.)
6. Показать сказку К. Паустовского «Теплый хлеб».
«…Обидел мальчик Филька боевую раненую лошадь, оставленную
кавалеристами в деревне: когда конь потянулся к куску хлеба, который жевал
Филька, мальчик наотмашь ударил коня по губам, закинул хлеб далеко в снег и
закричал:
– Вот твой хлеб! Иди, копай его мордой изпод снега!
Слеза скатилась у коня из глаз, конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул
хвостом – и тотчас началась метель и колючий мороз прошел по деревне.
Застыла река до самого дна, замерзли колодцы. Деревню ждала неминучая
смерть…»
– Помогите Фильке исправить его злодейство. Как помирить коня с
Филькой? (Дать коню свежего хлеба.)
7. Показать повесть Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома».
«…Каждый день мы пробовали надевать лошадиную шкуру и ходить в ней
для тренировки.
Лика то и дело подшивала под шкуру куски ваты, так что лошадь в конце
концов сделалась гладенькая, упитанная…».
– Для чего нужна была ребятам такая лошадь? (Чтобы разыграть сценку
«Бой Руслана с головой» из поэмы А. Пушкина «Руслан и Людмила».)
Ч е т в е р т а я п е р е м е н к а: вопросы блицтурнира.
1. Что называют табуном?
– Стадо лошадей,
– стадо овец,
– стадо коров.
2. Какое мясо лучше всего усваивается человеческим организмом?
– Конина,
– свинина,– говядина,
– баранина.
(Конина, потому что конский жир плавится при более низкой
температуре – 30–35 °С, а бараний или говяжий – при 44–51 °С.)
3. Кого называют ковбоем?
– Это североамериканский пастух,
– это североамериканский разбойник,
– это всадник.
4. Какая подкова считается счастливой?
– Подаренная,
– найденная,
– снятая с лошади.
5. Что такое или кто такой Троянский конь?
– Живая лошадь,
– огромная деревянная лошадь, пустая внутри,
– мраморная скульптура.
6. Что такое тотализатор?
– Игра на деньги на бегах и скачках,
– прибор для изготовления молочных коктейлей,
– счетчик денег.
Звучит запись песенки «Карусельные лошадки» (сл. М. Пляцковского, муз.
Б. Савельева).
В е д у щ и й 1. Наше время резко изменило роль лошади в народном
хозяйстве, но она попрежнему выполняет ряд подсобных работ на селе и в тех
местах, где нет дорог для автомобиля; она дает мясо и кумыс, является донором
для получения лекарств, помогает в конном туризме и конном спорте. «Лошадь
выдержит. Все равно она выдержит». (У. Фолкнер.)
Подводятся итоги конкурсов, награждаются победители.