Сценарий внеклассного материала по физике
Оценка 4.7 (более 1000 оценок)

Сценарий внеклассного материала по физике

Оценка 4.7 (более 1000 оценок)
Мероприятия
doc
физика
7 кл
12.01.2017
Сценарий внеклассного материала по физике
Данное внеклассное мероприятие разработано и проведено учителями физики в ходе общешкольного праздника « фестиваль муз», посвященного 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина предлагаемое театрализованное действие « Путешествие на машине времени» показано в рамках предметной недели по физике «Константа» Тема внеклассного мероприятия выбрана не случайно. Начиная в 7 классе изучать такой важный и интересный предмет, как физика, учащиеся всего за два часа должны узнать « что изучает физика? Что такое физические явления? Что такое наблюдение, опыт, измерения? Какая связь между физикой и техникой?»
НА МАШИНЕ ВРЕМЕНИ Егорова.doc

«Путешествие на машине времени»

(театрализованное действие)

Цель:

 - совершенствовать знания по предмету,

-научится применять полученные знания на практике в неординарных условиях,

- формировать интерес к физике как науке в средних и старших классах,

- прививать навык разнообразного общения.

 

Оборудование:

Макет  машины времени, стрела времени, колонны древнего рима, переносные солнечные часы, макет звёздных часов, звёздная карта, действующий макет водяных часов, песочные часы обыкновенные, макет ножных песочных часов, макет огненных часов, действующий макет часом с маятником, карманные часы, пистолеты 19 века, костюмы древнего рима, древнего египта, древней индии, европы 13 века, испании, италии, россии века, музыка, соответствующая названным странам и годам, бой часов, фонограммы « песни о колоколах» и песни « старинные часы».

 

Действующие лица: учащиеся 9 г класса и 10 г класса.

Данное внеклассное мероприятие разработано и проведено учителями физики в ходе общешкольного праздника « фестиваль муз», посвященного 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина предлагаемое театрализованное действие « путешествие на машине времени» показано в рамках предметной недели по физике «Константа»

Тема внеклассного мероприятия выбрана не случайно. Начиная в 7 классе изучать такой важный и интересный предмет, как физика, учащиеся всего за два часа должны узнать « что изучает физика? Что такое физические явления? Что такое наблюдение, опыт, измерения? Какая связь между физикой и техникой?»

Стараясь не выходить за рамки программы, многие учителя не останавливаются на истории развитии простейших физических приборов, которыми мы пользуемся каждый день( например, часы). На наш взгляд эта точка зрения не совсем верна.

Именно поэтому  целью углубления знаний по теме « введение» и с целью знакомства учащихся с историей развития физических приборов и было разработано предлагаемое внеклассное мероприятие.

В ходе подготовки учащимися под руководством учителей изучено большое количество дополнительной литературы, получены консультации на разных уровнях, установлены межпредметные связи между физикой и историей, литературой, музыкой и мировой художественной культурой.

Использование наглядности и правильно подобранного музыкального сопровождения было не случайным, так как мероприятие строилось с учётом особенностей школы. Большое количество учеников(39 учащихся 9-х и 10-х классов) и декорации вызвали интерес к предмету как у самих актёров, так и у присутствующих гостей и учеников 7-х классов.

Тема внеклассного мероприятия разработана авторами с учётом школьной проблемы «гуманизация образования и гармоническое  развитие личности», с учётом опыта  « формирование интереса к урокам физики в классах углублённого изучения предметов художественно-эстетического цикла как средство практической направленности обучения с целью развития познавательной деятельности учащимся», над которым работает учитель физики Ломова Е.А. и с учётом опыта учителя физики Егоровой Е.А.

 

 На сцене появляются ведущие.

 

Ведущий 1:

Земля делает вокруг солнца из года в год. Вообще наша планета работает как часы: оботор вокруг солнца - год, оборот вокруг себя - сутки. А сутки делятся на часы, минуты, секунды…

Так люди измеряют время. И совсем нетрудно подсчитать, что  в году 31 миллион 536 тысяч секунд. Но очень трудно ответить на вопрос: что такое время?

Ещё древние мудрецы мучились над этой загадкой. Казалось, что может быть проще времени?

Ведь оно существует как бы повсюду -  любое событие протекает во времени, да и наша жизнь тоже…

 

Ведущий 2:

Но если немного задуматься, то мы окажемся перед великой тайной времени. И тогда уже возникает не один, а целое море вопросов: почему время вездесуще? Почему оно течёт повсюду?

Древние мудрецы говорили: «нельзя дважды войти в одну и ту же реку».  Потому что между первым и вторым разом пройдёт какое-то время,и та вода, в которую вы входите в первый раз просто утечёт. В реке уже будет новая вода, а значит  и сама река будет уже другой. Таким образом, вы обнаружите, что река постоянно меняется. Вот и получается древний парадокс:

Нельзя дважды войти в одну и ту же реку.

 

Ведущий 1:

Так и со временем. Оно течёт повсюду и постоянно. И нельзя дважды войти в одну и ту же реку времени, то есть ничего нельзя одинаковым образом. Самые похожие друг на друга события будут всё-таки разные, потому что они разделены во времени. И поэтому ни одна секунда не похожа на никогда не повторится! А всё потому, что время течёт только в одном направлении из прошлого в будущее – и никогда в обратную сторону.

Это изображается в виде « стрелы времени» и называется асимметрией прошлого и будущего.

 

На сцене появляется стрела времени.

 

Ведущий 2:

Но почему именно так? Если положить кусок льда на горячую сковороду, он быстро растает и превратиться в лужицу. Но почему никто не видел, чтобы из лужицы на сковороде вдруг сам собой образовался бы кусочек льда? Правда, тут можно применить маленькую хитрость: заснять процесс таяния льда на киноплёнку, а  потом прокрутить всё в обратном направлении. Тогда мы увидим, как из лужицы на сковороде получается кусочек льда – время будто- бы повернуло в спять. Но это же только кино, в котором, сами знаете, всё возможно.

Там даже путешествия в прошлое случаются….

Раздаются странные звуки. На сцену выносят машину времени. Выходит учёный – физик, создатель машины времени и его ассистент. Учёный предлагает любому желаемому из зала отправиться в путешествие в прошлое за временем. Доброволец выходит на сцену.

 

Учёный: желаете ли вы отправиться в прошлое за временем?

 

Доброволец: да, конечно

 

Учёный: согласно правилам путешествия в прошлое, вы можете находиться там не более 12 часов. Помните это.

 

Ассистент запускает машину времени. Сцена меняется. Звучит музыка.

 

Древний Рим

 

На сцене появляются колоны Древнего Рима, около них прогуливаются римляне.

 

Доброволец: ровно в десять часов утра меня будет ждать машина времени, чтобы отправить в другой век. О боже, я забыл дома свои часы! Опоздай я хоть на чуть-чуть, и машина времени умчится без  меня!

 

Ведущий 1:

Как успеть, если нет часов?

 

Доброволец пытается расспрашивать прохожих и с  удивлением узнаёт, что в этом городе используются часы без стрелок.

 

Ведущий 2:

Солнце!Солнце!

Солнце встало

Улыбнулось с  вышины

Засияло засверкала

Над просторами страны

Солнце любит всех на свете

Нет другой такой красы

Солнце греет солнце светит

А ещё оно часы

Солнце на небе гуляет

Сверху людям сообщает

Если я над головами

Значит день плывёт над вами

Укачусь я с неба прочь

На земле наступит ночь

Смотрите в ясный день

Вокруг большой колонны

Плывёт скользит по небу тень

Упрямо непреклонно

 

Доброволец: уважаемы! Подскажите как вы определяете время?

 

Римляне: солнце двигаясь от востока к западу передвигает тень от столба. тень служит стрелкой солнечных часов. Время можно измерить и шагами ( в это время римлянин прошёл по тени). Длина тени-восемь ступней значит мне давно пора завтракать. Прощайте!

 

Доброволец: а если вы в пути  и далеко от колонны на площади?

 

Римлянин достал маленький стерженек вставил его в отверстие в посохе  и тень от стерженька указана на одно из делений на посохе. Оказывается посох служит переносными солнечными часами.

 

Доброволец: и этот определяет время с помощью солнца и тени. ( обращается к учёному) а как же быть ночью когда на небе только луна и звёзды?

 

Учёный: я покажу тебе звёздные часы. Ты отправляешься в древний египет.

 

Древний Египет.

 

Сцена меняется. Появляются египтяне. На небе горит полярная звезда. Звучит музыка Древнего Египта.

 

Ведущий 1:

А если ночь тогда беда

Ведь ночью солнца нет

Учёных в дрение года

Собрали для совета

 И так сказали вы мудры

У вас виски седые

Создайте будто как добры

Для нас часы ночные

 

Доброволец: очутившись в древнем египте я увидел ночные звёздные часы.

 

Египтянин уселся лицом к северу

 

 А его помощник – напротив него. Каждый из них держал дощечку с ответом.

 

Египтянин провёл воображаемую линию  от своей дощечки к дощечке помощника и сказал:

 «полярная звезда над правым ухом. Значит нам давно пора отправляться спать».

 

Заметив недоумение добровольца он пояснил:

 

Египтянин: «мы определяем время наблюдая за движением звёзд через меридиан. А потом смотрим в звёздную карту и таблицы где для каждого из 12-ти часов ночи указано место нахождения определённой звезды: « над правым ухом». «над левым плечом»…

Ночное небо – это огромные звёздные часы надо только уметь пользоваться ими.

 

Доброволец обращается к учёному – физику: а были ди ещё какие-нибудь часы? Может быть необычные?

 

Учёный: конечно были. Чтобы посмотреть на них ты отправишься на машине времени в древнюю индию.

Древняя Индия.

 

Ассистент запускает машину времени. Звучит музыка древней индии. Меняются декорации. На сцене появляются жители древней индии. Водяные часы – большая чаша с маленьким отверстием в дне и специальными делениями на внутренней поверхности. Медленно вытекая вода приоткрыла очередное деление – указатель определённого часа. Так один за другим текли часы.

 

Ведущий 1:

Водяными часами отмеряли время необходимое для произведения обвинительных и защитных речей в суде. Если решался простой вопрос то в чашу наливали немного воды то есть заводили часы ненадолго.

Если же решалась судьба человека то чашу наполняли до краёв. А про болтливого судью говорили: « в его речи много воды» . водяные часы были популярны во многих странах. Индиец показал добровольцу большую чашу с водой в которой медленно тонул кораблик со специальной пробоиной в днище. Он тонул – тонут и наконец погружался на дно. Время необходимое на его погружение и составляло единицу времени.

 

« я учусь ценить время так же как ценят его пассажиры тонущего корабля», -  объяснил хозяин часов.

 

Доброволец: эти  часы очень необычны и интересны. А что же было дальше?

 

Учёный: мне нравится что ты не потерял интерес и желаешь узнать всё больше и больше. Наградой тебе будет путешествие в западную европу  ХШ века.

 

 

 

Западная Европа ХШ век.

 

Ассистент запускает машину времени. Звучит музыка западной европы. На сцене появляются европейцы медленно прогуливающиеся парами под музыку.

 

Ведущий 2:

Текла вода и годы шли

Ещё часы изобрели

Нехитрые но точные

Назвали их песочные

Их стоит лишь перевернуть

Песчинки трогаются в путь

 Весёлой струйкою бегут

В пути минутками счёт ведут

Как песчинки собрались

Холмиком улеглись

В колбочке из стекла

Так и минутка истекла

Ведущий 1:

В ХШ веке в западной европе попробывали использовать вместо воды песок. Когда весь песок из верхней колбы пересыпался в нижнюю часы переворачивали « вверх ногами» и они снова начинали отмерять очередной кусочек времени. Иногда человек носил песочные часы с собой пристегнув их к ноге чуть ниже колена. Лучший песок для часов -  из толчённого мрамора.

 

Доброволец: (обращаясь к учёному нашёл чем удивить! Песичные часы известны всем! А я хотел бы увидеть что-нибудь особенное!

 

Ученый: я выполню твою просьбу.  Ты отправишься в испанию

 

Испания.

 

Ассистент запускает машину времени. Звучит испанская музыка. Мы оказываемся в гостях у короля карла 5. Король сидит на троне придворные ламы о чём-то шепчутся прикрывая лица веерами. В глубине тронного зала стоит слуга и держит бошльшую свечу с 24-мя нанесёнными на ней делениями.

 

Свеча сгорая уменьшается на одно деление в час. « ваше величество! Ещё одни час прошёл!» - закричал королю слуга следивший за часами – свечой.

 

« ах ты мой будильничек!» - ответил уме король и ласково потрепал по загриву. Довольный слуга урчал.

 

Доброволец: и всё-таки мною увиденные часы не очень точные громоздки и неудобны в обращении.

Как измерить время тёмной беззвёздной ночью? Когда вода замерзает? Когда огонь гаснет на ветру?

 

Учёный: мне приятно видеть такого любознательного молодого человека. Я не ошибся в выборе желающего путешествовать на машине времени. И я отвечу на твой вопрос. Конечно нужно было придумать такой двигатель для часов который мог бы действовать независимо от времени суток и погоды. И люди решили использовать … силу притяжения земли. Ты узнаешь об этом открытии от самого Галилео Галилея.

 

 

Италия

 

На сцене появляется великий учёный-физик Галилео Галилей со своими учениками. Один из учеников держит действующую модель часов. Звучит музыка.

 

Ведущий 2:

Вновь годы шли за шагом шаг,

Ещё прошло немало

И день настал тик-так

Тихонько прозвучало

 

Галилео Галилей объясняет своим ученикам принцип действия часов с маятником. На вал накручивается верёвка с гирей на конце, верёвка тянет вниз и раскручивает вал. Через зубчатые колёса движение вала передаётся часовой стрелке. А чтобы вал под тяжесть гири не раскручивался слишком быстро, придумали тормоз – маятник. Раскачиваясь вправо и влево маятник не позволяет зубчатому колесу перемещаться при каждом размахе больше чем на один зубчик. Для завода часов придумали пружину. Часы заводили с помощью ключа закручивая им пружину – длинную упругую стальную ленту. После завода пружина начинает медленно раскручиваться крутит стрелку. Применяя пружину начали изготавливать маленькие карманные часы похожие на современные.

Галилео Галилей задумчиво уходит вместе со своими учениками.

 

Доброволец: да эти часы нам знакомы. Но те которые я видел у самого Галилея – большая историческая ценность.

 

Учёный: но и это ещё не всё. В XYШ веке когда ещё не существовало яркого электрического освещения разглядеть в полумраке стрелку карманных часов было нелегко. И часовщики придумали часы с боем.

Нажмёшь на кнопку – и маленький молоточек в часах ударит по колокольчику подскажет время. У датской королевы часики были вмонтированы в кольцо и молоточек ударял не по колокольчикам а по королевскому пальцу … карманные часы носили и в России в XYШ веке.

 

Россия

 

Ассистент профессора запускает машину времени. Звучит музыка. На сцене появляются молоды люди в чёрных плащах – накидках и цилиндрах. Один из них открывает футляр двое берут пистолеты. Звучат слова : « господа, пора..»

 

Доброволец: история история где это я? В каком веке? О да я в том самом историческом месте…

 

Пушкин читает свои стихи:

Движенья нет сказал мудрец брадатый

Другой смолчал и стал пред ним ходить

Сильнее бы не мог он возразить

Хвалили все ответ замыстоватый

Но господа забавный случай сей

Другой пример на память мне приводит

Ведь каждый день пред нами солнце входит

Однако ж прям упрямый Галилей.

 

Секундант смотрит на карманные часы. Время господа.

 

Доброволец: господа не стреляйтесь!

 

Раздаётся звук двух пистолетов. Пушкин падает. Его уносят.

 

Доброволец: для него время остановилось. Да и мне пора в ХХ век.

 

Учёный: вот и закончилось твоё путешествие в прошлое

 

Доброволец: а путешествие в будущее реально?

 

Учёный: вполне. Садитесь на ракету и летите к ближайшей звезде. Главное чтобы ракета двигалась почти со скоростью света. Тогда путешествие к звёзде и обратно займёт у вас лет десять. Так вот возвращайтесь на землю – батюшки! – а тут уже сто лет прошли! Новый век наступил… такое путешествие в будущее вполне возможно согласно теории относительности Эйнштейна.

 

Звучит музыка. На сцене появляются ведущие.

 

Ведущий 1:

А кстати что такое будущее или прошлое? Что такое настоящие?

Физики изображают это в виде так называемого светового конуса где есть бесконечное будущее и прошлое. И лишь одна точка – их пересечение – является настоящим.

Физики вообще очень серьезно размышляют над великой тайной времени. Из чего сделано время? Откуда берётся время? Можно ли временем управлять? Учёные придумывают разичные теории и гипотезы. Например немецкий физик  Альберт  Эйнштейн доказал что у тела  двигающегося со скоростью света время как бы  вообще останавливается… другие же предполагают что само течение времени прерывисто и может даже вообще отсутствовать в некоторых областях вселенной.

 

Ведущий 2:

Да когда-нибудь великая тайна времени должна быть разгадана. А пока никто толком не знает что же такое время. В одном лишь все единодушны:

Нельзя тратить время по пустякам – оно ведь никогда  больше не возвращается!

Сегодня -  первый день всей твоей будущей жизни! Постарайся не потерять его!

 

 

Звучит музыка песни А. Пугачёвой « старинные часы». Все участники представления выходят на сцену и поют.


Путешествие на машине времени» (театрализованное действие)

Путешествие на машине времени» (театрализованное действие)

Так люди измеряют время. И совсем нетрудно подсчитать, что в году 31 миллион 536 тысяч секунд

Так люди измеряют время. И совсем нетрудно подсчитать, что в году 31 миллион 536 тысяч секунд

Ведущий 1: Как успеть, если нет часов?

Ведущий 1: Как успеть, если нет часов?

И так сказали вы мудры У вас виски седые

И так сказали вы мудры У вас виски седые

Западная Европа ХШ век. Ассистент запускает машину времени

Западная Европа ХШ век. Ассистент запускает машину времени

Италия На сцене появляется великий учёный-физик

Италия На сцене появляется великий учёный-физик

Раздаётся звук двух пистолетов

Раздаётся звук двух пистолетов
скачать по прямой ссылке

Сегодня скидка 50% на все курсы плюс 3000 в подарок при оформлении заявки на переподготовку