Сценарий внеклассного мероприятия "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЛЕСУ"
Оценка 4.6

Сценарий внеклассного мероприятия "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЛЕСУ"

Оценка 4.6
Мероприятия +1
doc
Междисциплинарный 3
1 кл—4 кл
18.04.2019
Сценарий внеклассного мероприятия "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЛЕСУ"
Цели и задачи мероприятия: углубить знания учеников о роли животных в природе; учить оценивать свои поступки и поступки окружающих в природе; закреплять экологические правила; учить доброжелательному отношению к живым существам и видеть взаимосвязи в природе; развивать внимание, речь; воспитывать привычку заботиться о природе и ее обитателях. Оборудование: карточки с заданиями; карта путешествия; рисунки, фотографии растений и животных; экологические знаки.
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЛЕСУ.doc
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЛЕСУ Цели:  углубить   знания   учеников   о   роли   животных   в   природе;   учить оценивать   свои   поступки   и   поступки   окружающих   в   природе;   закреплять экологические   правила;   учить   доброжелательному   отношению   к   живым существам   и   видеть   взаимосвязи   в   природе;   развивать   внимание,   речь; воспитывать привычку заботиться о природе и ее обитателях. Оборудование:   карточки   с   заданиями;   карта   путешествия;   рисунки, фотографии растений и животных; экологические знаки. Ход занятия I. Сообщение темы занятия. – Отгадайте загадку: Есть у ребят зеленый друг, Веселый друг, хороший, он им протянет Сотни рук и тысячи ладошек. (Лес.) – Сегодня мы отправимся в путешествие по лесу. Ученик читает стихотворение «Русский лес». Нет ничего милее бродить и думать здесь. Излечит, обогреет, накормит русский лес. А будет жажда мучить, то мне лесовичок Средь зарослей колючих покажет родничок. Нагнусь к нему напиться – и видно все до дна. Течет вода­водица, вкусна и холодна. Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы,  Душистая малина на кустиках густых. Ищу грибов поляну я, не жалея ног, А если и устану – присяду на пенек. Лес очень любит пеших, для них совсем он свой. Здесь где­то бродит леший с зеленой бородой. Жизнь кажется иною, и сердце не болит, Когда над головою, как вечность, лес шумит.                 С. Никулин II. Викторина «Народные приметы». – Перед тем как отправиться в путь, давайте уточним прогноз погоды. А помогут нам в этом народные приметы. Издавна народ замечал, что в природе все взаимосвязанно, например, по крику дрозда можно сказать, будет ненастье или нет. Так появились народные приметы. Учащиеся работают в группах. К а р т о ч к а  1.  Названия животных. … купается – к ненастью. … выходят из­под земли – хорошей погоды не жди. … кричат – к дождю. … работают – погода меняется. Когда … после заката солнца неустанно летают – жди ясной погоды. … много и долго поют – сохранится хорошая погода. … летают высоко – на сухую погоду. … перелетают стайками с места на место – перед сильным ветром. … стаями с криками вьются над гнездами – погода переменится. … проснулись рано и жужжат сильно – к хорошей погоде, теплу. К а р т о ч к а  2. Названия растений. Отцветают … – падают холодные росы. … перед дождем поднимает ветви. … сближает листочки, наклоняется – перед ненастьем. Закрыт цветок … – жди дождя. Если … рано утром развернут венчики – жди ясной погоды. Листья … закручиваются книзу – к теплой сухой погоде. Если летом много … – зима будет теплой. С листьев … обильно капает влага – перед ненастьем. Если нет …, то нет и гречихи. Если на … много шишек – год будет добрый. К а р т о ч к а 3. Названия явлений природы. Соловей неумолчно всю ночь поет – будет сильный … . Если птицы умолкли – ожидай … . Ласточки летают то вверх, то вниз – жди … . Беспрерывно ныряют и плещутся утки – будет … . Чайки высоко поднимаются и кружатся – будет … . Перед … лес притихает. Воробьи среди дня нахохлились – к … . Если летом часто бывает … – хмель уродится. Летом частые … – к урожаю. Чем краснее радуга, тем больше … . К а р т о ч к а  4. Состояния погоды. Пауки ткут сеть в сторону севера – к … . Яркое свечение светлячков – к … погоде. Пчелы вылетают из улья и сидят на его стенках – к … . Раки на берег выходят – к … . Ветер с востока летом – к … . Если солнце восходит в тумане, днем будет … . Пауки прячутся в щели – жди … . Если солнце село в облако, то следующий день будет … . Синие облака – к … . Гуси и утки клюв под крыло прячут – к … . О т в е т ы: 1.   Названия   животных:   ворона,   кроты,   журавли,   пауки,   летучие   мыши, жаворонки, ласточки, воробьи, грачи, мухи. 2.  Название   растений:   розы,  ель,  клевер,   фиалки,   ноготки,   папоротника, щавеля,  ивы, рябины, соснах.  3.  Названия   явлений   природы:   ветер,  грозы,  бури,  дождь,  ветер,  грозой, дождю, туман, зарницы, ветра. 4.   Состояния   погоды:   похолоданию,   хорошей,   жаре,   ненастью,   засухе, душно, ненастья, пасмурный, теплу, холоду. III. «Путешествуем по лесу». Учитель.   Посмотрите на карту. Сначала мы должны переправиться через ручей. Вспомните, как мы должны вести себя у речки, у ручья. Учащиеся читают стихотворения. Плачет малая речонка, Одолел речонку страх – Стала тонкой­тонкой, Обмелела на глазах.  Дунет ветер – и в минутку След ее песком затрет. Муравей – на что малютка – Вброд речонку перейдет.   Викторова   Пер.   с   болгарского   В. Послушайте! Речушка вдоль околицы текла. Негромкая... Но мы ее любили, дети, – Она ведь первою была Для нас и, значит, Лучшею на свете. Сейчас в ней всякий хлам, И ржавь, и слизь Зеленая,   и   хвощ   болотный вылез…  Как   будто   люди   целью задались  Убить ее И своего добились. С. Викулов *** Мимо разных дворов и крылечек,  Где­то рядышком и вдалеке, Вьется множество маленьких речек,  Чтобы слиться в огромной реке. Вьются речки, сливаясь в колечки,  Путь­дорога у них нелегка… Если высохнут малые речки, Обмелеет большая река.                              В. Орлов – Как вы думаете, почему наша речка стала такой грязной? – Объясните строки стихотворения «Если высохнут малые речки, обмелеет большая река…». – Чем школьники могут помочь речке? – Назовите санитаров речки. – Составьте правила поведения у реки и нарисуйте к ним условные знаки. – Идем дальше… На лесной полянке встречаем ежей. Как же надо вести себя при встрече с семьей ежей? – Что вы знаете о жизни этих животных? Учитель рассказывает о жизни ежей. Обыкновенный,   или   европейский,   еж   имеет   плотное,   короткое   тело, покрытое иглами, и заостренное рыльце с хоботком. Разрез рта у ежа большой, уши широкие, глаза черные, маленькие. На мордочке среди желтых торчат черные щетинки, позади глаз белые пятна. Вся   спина   у   ежа   покрыта   иглами   сероватого   и   желтоватого   цвета.   Ежи могут свертываться  в клубок;  так они спят и спасаются  от врагов. Хвост короткий,   брюхо   покрыто   жесткими   волосами.   У   ежа   четыре   коротких   и толстых ноги с плоскими ступнями. Еж   держится   обыкновенно   в   одиночку.   Каждый   зверек   делает   себе отдельное   логовище   и   устраивает   его   под   густыми   кустами,   под   кучами хвороста или в ямках. Гнездо еж строит из листьев, соломы, веток. Часто он выкапывает себе нору до 30 см глубиной, которая имеет два выхода: обычно один – на север, другой – на юг. Жилье самки находится всегда недалеко от жилища самца. У самки рождается от 3 до 8 слепых детенышей, для которых ежиха приготавливает большое и хорошо выстланное травой гнездо, кормит их   своим   молоком.   Если   потревожить   самку,   когда   у   нее   детеныши,   она издает сердитое ворчание. Новорожденные ежики имеют в длину около 5–6 см. Они вначале белого цвета и без игл. Иглы появляются лишь через несколько дней. Через месяц молодой еж принимает серую окраску. К осени молодые ежи самостоятельно кормятся и начинают устраивать себе жилье на зиму. Зимнее   жилище   ежа   с   виду   большая   беспорядочная   куча   соломы,   сена, листвы и мха. Внутри этой кучи – гнездо, старательно выстланное травой и листьями. Материал для гнезда еж таскает на спине: он катается по толстому слою опавшей листвы, пока листья не наколются на иглы. С наступлением морозов еж глубоко закапывается в свою нору и засыпает на всю зиму. Ежи очень чувствительны к холоду, и, если рано осенью начинаются заморозки, много ежей погибает. Еж ведет ночной образ жизни. Лишь после заката солнца пробуждается он ото   сна   и   отправляется   на   поиски   добычи.   Питается   еж   растениями   и животными.   Чаще   всего   он   ест   плоды,   сочные   коренья,   семена,   мелких животных: лягушек, ящериц, змей, слизняков, дождевых червей, птиц и их яйца. У ежей хорошо развито обоняние. У них хороший слух, но зрение и вкус слабые, а осязание почти отсутствует. Еж   довольно   неуклюжее   животное,  но,  несмотря   на   это,  он   прекрасный охотник, очень быстро хватающий свою добычу. У ежа много врагов. Особенно опасны лисы и филины. Собаки, обнаружив ежа, заливаются лаем и пробуют схватить его. Но еж плотно свертывается в клубок и выставляет иглы; в таком положении собака не может причинить ему вреда. – Послушайте стихотворение. Мы нашли ежа в малине на канаве у дороги. Принесли его в корзине, отпустили на пороге. Ежик фыркнул, помолчал и ногами застучал. Целый день свои колючки он от нас не убирал. В тесто мамино залез, мама очень рассердилась. Отнесла его я в лес, на полянке с ним простилась. – Как вы оцениваете поступок девочки? – Идем дальше… И вот мы оказались на поляне, где растут грибы. Как надо собирать грибы? – Кто в лесу питается грибами? – Послушайте стихотворение. О каких грибах в нем рассказывается? Средь хвойного бора, дремучего бора Нельзя не заметить меня, мухомора. Большой, как тарелка, пятнист я и красен, Лечу я оленей, для них я прекрасен. А вот для детишек я очень опасен.                                              Е. Трутнева – Почему ядовитые грибы тоже нужно беречь? Нарисуйте условный знак об охране мухомора, объясните свой рисунок. – Идем дальше… И вот перед нами муравейник. Что надо делать, если встретили муравейник на пути? – Почему надо муравьев охранять? Муравьишки­торопыжки, не лентяи, не глупышки, Друг за дружкой по дорожке тащат зернышки и крошки.  Муравью нельзя лениться, муравей живет трудом: И жучка, и гусеницу тащит в свой подземный дом. Как увидишь, что спешит он своей дорогой, Ты его не обижай, ты его не трогай.                    А. Бободжан – Чем питаются муравьи? – Можно ли их назвать хищниками? – Почему муравьев называют санитарами леса? – Нарисуйте эскиз экологического знака об охране муравейника. –   Идем   дальше…   И   вот   мы   входим   в   лес.   Как   надо   вести   себя   в лесу? –   Какие   меры   следует   принимать   для   сохранения   красиво   цветущих растений? …Но мед в них запрятан душистый. Мы любим простые цветы, Что выросли в зелени чистой. Мы лютик сорвем золотой И розовый клевер медовый, Мы в зелени густой   колокольчик Найдем лиловый. В просторных лугах наберем Охапки росистых ромашек. С цветами домой мы пойдем, Поставим   их   в   комнате нашей.                                                 В. Донникова – Нарисуйте условные знаки об охране редких растений. Учитель. Ребята, если вы правильно разгадаете кроссворд и определите ключевое слово, то узнаете, о чем прозвучат стихи. Н а  д о с к е: 1. Он был желудем – и вот царь лесной, гигант растет. (Дуб.) 2. Белые овечки бегают по свечке. (Верба.) 3. Весной зеленела, летом загорала, Осенью надела красные кораллы. (Рябина.) 4. Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит,  А в один из теплых дней май сережки дарит ей. (Береза.) 5. Кудри в речку опустила и о чем­то загрустила,  А о чем она грустит – никому не говорит. (Ива.) 6. Летят с него пушинки, как белые снежинки. (Тополь.) 7. Висит на ней шар, а на боку – пожар. (Яблоня.) В выделенных клетках: деревья. Учащиеся читают стихотворения о деревьях по желанию. –   Послушайте   экологическую   сказку   «Плач   березы».   О   каких экологических ошибках она рассказывает? Стоял летний солнечный день. Дул легкий ветерок. Он качал высокие травы и волновал СКАЗКА «ПЛАЧ БЕРЕЗЫ» речную гладь. Он гнал по небу белые облака и шелестел в листве одинокой старой березы. Зимой эту березу обдували холодные ветры, засыпали тяжелые снега, осенью дожди сбивали   пожелтевшую   листву,   и   только   летом   отдыхала   она   от   немилости   природы. Сочные травы нежно касались ее ствола, птицы вили гнезда в мягкой листве. Одинокая береза перешептывалась с далекими соснами, елями. По лесу с корзинкой шел мальчик. Он собирал грибы. Грибов было много. Мальчик часто   наклонялся   за   ними   и   очень   устал.   Корзинка   была   уже   полная.   И   вот   лес расступился,   и   мальчик   вышел   на   опушку.   Он   увидел   одинокую   березу.   Он   сел, прислонившись  к ее стволу, и заснул в тени. Ему снился  удивительный  сон. Когда он проснулся, листва березы все так же пела свою песню, травы касались его лица. Чтобы запомнить это место и снова вернуться сюда, мальчик достал ножик, вырезал на стволе свое имя. Замерла береза от боли. Горькие слезы потекли по стволу. Затрепетала береза от ран   и   потянулась   к   небу,   прося   у   него   защиты.   Но   не   было   помощи   от   неба.   Тогда рванулась береза ветвями к соснам и елям, но и они молчали, поникнув вершинами. Еще сильнее   заплакала   береза,   еще   сильнее   заныли   свежие   раны.   А   через   некоторое   время пожелтела и осыпалась листва. Засохли ветви, почернел бывший когда­то белым ствол. Только имя мальчика огромными буквами зияло на нем. – Могло ли так быть на самом деле? Как вы думаете – почему? – Человек – царь природы, ее властелин, как вы это понимаете? – Ребята, отгадайте, кто сидит на березе? Днем спит, ночью летает. (Сова.) У совы глаза, как плошки, а не видят днем ни крошки – Зато ночью эти плошки видят все в лесу густом: И ежонка на дорожке, и зайчонка под кустом, И травинку на пригорке, и хвоинку на земле, Даже мышку в темной норке, даже белочку в дупле.                                                                И. Мазнин – Какова роль совы в природе? – Составьте пищевую цепочку по стихотворению, дополнив недостающие звенья. – Отгадайте загадку. Кто сидит на следующем дереве? Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник. (Дятел.) – Почему дятла называют доктором леса? – Каким вы представили дятла? По лесу шел я. Кругом ни звука. Утреннее затишье. И вдруг  Дятел вдали равномерно затукал: Тук­тук, тук­тук. Сколько забот у тебя, непоседа, – только работать да поспевать! Ну, берегитесь, жуки­короеды, всем вам сегодня несдобровать!                                         Н. Старшинов Учитель. Идем дальше… Мы вернулись домой. Ребята, какие пословицы и поговорки о лесе вы знаете?  Лес нас согревает, кормит и одевает, зеленая крыша от жары укрывает.  Кто дерево посадит, тот человеку друг.  Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.  Срубить дерево – пять минут, вырастить – сто лет.  Сосны – наши зеленые друзья.  Разоряя муравейник, ты разоряешь дом друзей.  Дерево держится корнями, а человек – друзьями.  Деревья скоро садят, да не скоро с них плод едят.  Лес сечь – не жалеть плеч.  Лес сплошь рубить – себя оголить.  Без леса не житье, а вытье.  Лес по дереву не плачет, а по молодежнику сохнет. IV. Итог занятия. – Какие экологические правила сегодня мы вспомнили? – Почему надо беречь лес? Ребята, любите лес. Недаром говорится: «Все лесом живут, да это в толк не  берут». Вы же, смею надеяться, теперь взяли в толк, что следует, и хотите  «жить­поживать да добро наживать».

Сценарий внеклассного мероприятия "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЛЕСУ"

Сценарий внеклассного мероприятия "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЛЕСУ"

Сценарий внеклассного мероприятия "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЛЕСУ"

Сценарий внеклассного мероприятия "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЛЕСУ"

Сценарий внеклассного мероприятия "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЛЕСУ"

Сценарий внеклассного мероприятия "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЛЕСУ"

Сценарий внеклассного мероприятия "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЛЕСУ"

Сценарий внеклассного мероприятия "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЛЕСУ"

Сценарий внеклассного мероприятия "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЛЕСУ"

Сценарий внеклассного мероприятия "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЛЕСУ"

Сценарий внеклассного мероприятия "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЛЕСУ"

Сценарий внеклассного мероприятия "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЛЕСУ"

Сценарий внеклассного мероприятия "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЛЕСУ"

Сценарий внеклассного мероприятия "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЛЕСУ"

Сценарий внеклассного мероприятия "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЛЕСУ"

Сценарий внеклассного мероприятия "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЛЕСУ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2019