Сценарий внеклассного мероприятия "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЛЕСУ"

  • Мероприятия
  • Разработки уроков
  • doc
  • 18.04.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели и задачи мероприятия: углубить знания учеников о роли животных в природе; учить оценивать свои поступки и поступки окружающих в природе; закреплять экологические правила; учить доброжелательному отношению к живым существам и видеть взаимосвязи в природе; развивать внимание, речь; воспитывать привычку заботиться о природе и ее обитателях. Оборудование: карточки с заданиями; карта путешествия; рисунки, фотографии растений и животных; экологические знаки.
Иконка файла материала ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЛЕСУ.doc
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЛЕСУ Цели:  углубить   знания   учеников   о   роли   животных   в   природе;   учить оценивать   свои   поступки   и   поступки   окружающих   в   природе;   закреплять экологические   правила;   учить   доброжелательному   отношению   к   живым существам   и   видеть   взаимосвязи   в   природе;   развивать   внимание,   речь; воспитывать привычку заботиться о природе и ее обитателях. Оборудование:   карточки   с   заданиями;   карта   путешествия;   рисунки, фотографии растений и животных; экологические знаки. Ход занятия I. Сообщение темы занятия. – Отгадайте загадку: Есть у ребят зеленый друг, Веселый друг, хороший, он им протянет Сотни рук и тысячи ладошек. (Лес.) – Сегодня мы отправимся в путешествие по лесу. Ученик читает стихотворение «Русский лес». Нет ничего милее бродить и думать здесь. Излечит, обогреет, накормит русский лес. А будет жажда мучить, то мне лесовичок Средь зарослей колючих покажет родничок. Нагнусь к нему напиться – и видно все до дна. Течет вода­водица, вкусна и холодна. Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы,  Душистая малина на кустиках густых. Ищу грибов поляну я, не жалея ног, А если и устану – присяду на пенек. Лес очень любит пеших, для них совсем он свой. Здесь где­то бродит леший с зеленой бородой. Жизнь кажется иною, и сердце не болит, Когда над головою, как вечность, лес шумит.                 С. Никулин II. Викторина «Народные приметы». – Перед тем как отправиться в путь, давайте уточним прогноз погоды. А помогут нам в этом народные приметы. Издавна народ замечал, что в природе все взаимосвязанно, например, по крику дрозда можно сказать, будет ненастье или нет. Так появились народные приметы. Учащиеся работают в группах. К а р т о ч к а  1.  Названия животных. … купается – к ненастью. … выходят из­под земли – хорошей погоды не жди. … кричат – к дождю. … работают – погода меняется.Когда … после заката солнца неустанно летают – жди ясной погоды. … много и долго поют – сохранится хорошая погода. … летают высоко – на сухую погоду. … перелетают стайками с места на место – перед сильным ветром. … стаями с криками вьются над гнездами – погода переменится. … проснулись рано и жужжат сильно – к хорошей погоде, теплу. К а р т о ч к а  2. Названия растений. Отцветают … – падают холодные росы. … перед дождем поднимает ветви. … сближает листочки, наклоняется – перед ненастьем. Закрыт цветок … – жди дождя. Если … рано утром развернут венчики – жди ясной погоды. Листья … закручиваются книзу – к теплой сухой погоде. Если летом много … – зима будет теплой. С листьев … обильно капает влага – перед ненастьем. Если нет …, то нет и гречихи. Если на … много шишек – год будет добрый. К а р т о ч к а 3. Названия явлений природы. Соловей неумолчно всю ночь поет – будет сильный … . Если птицы умолкли – ожидай … . Ласточки летают то вверх, то вниз – жди … . Беспрерывно ныряют и плещутся утки – будет … . Чайки высоко поднимаются и кружатся – будет … . Перед … лес притихает. Воробьи среди дня нахохлились – к … . Если летом часто бывает … – хмель уродится. Летом частые … – к урожаю. Чем краснее радуга, тем больше … . К а р т о ч к а  4. Состояния погоды. Пауки ткут сеть в сторону севера – к … . Яркое свечение светлячков – к … погоде. Пчелы вылетают из улья и сидят на его стенках – к … . Раки на берег выходят – к … . Ветер с востока летом – к … . Если солнце восходит в тумане, днем будет … . Пауки прячутся в щели – жди … . Если солнце село в облако, то следующий день будет … . Синие облака – к … .Гуси и утки клюв под крыло прячут – к … . О т в е т ы: 1.   Названия   животных:   ворона,   кроты,   журавли,   пауки,   летучие   мыши, жаворонки, ласточки, воробьи, грачи, мухи. 2.  Название   растений:   розы,  ель,  клевер,   фиалки,   ноготки,   папоротника, щавеля,  ивы, рябины, соснах.  3.  Названия   явлений   природы:   ветер,  грозы,  бури,  дождь,  ветер,  грозой, дождю, туман, зарницы, ветра. 4.   Состояния   погоды:   похолоданию,   хорошей,   жаре,   ненастью,   засухе, душно, ненастья, пасмурный, теплу, холоду. III. «Путешествуем по лесу». Учитель.   Посмотрите на карту. Сначала мы должны переправиться через ручей. Вспомните, как мы должны вести себя у речки, у ручья. Учащиеся читают стихотворения. Плачет малая речонка, Одолел речонку страх – Стала тонкой­тонкой, Обмелела на глазах.  Дунет ветер – и в минутку След ее песком затрет. Муравей – на что малютка – Вброд речонку перейдет.   Викторова   Пер.   с   болгарского   В. Послушайте! Речушка вдоль околицы текла. Негромкая... Но мы ее любили, дети, – Она ведь первою была Для нас и, значит, Лучшею на свете. Сейчас в ней всякий хлам, И ржавь, и слизь Зеленая,   и   хвощ   болотный вылез…  Как   будто   люди   целью задались  Убить ее И своего добились.С. Викулов *** Мимо разных дворов и крылечек,  Где­то рядышком и вдалеке, Вьется множество маленьких речек,  Чтобы слиться в огромной реке. Вьются речки, сливаясь в колечки,  Путь­дорога у них нелегка… Если высохнут малые речки, Обмелеет большая река.                              В. Орлов – Как вы думаете, почему наша речка стала такой грязной? – Объясните строки стихотворения «Если высохнут малые речки, обмелеет большая река…». – Чем школьники могут помочь речке? – Назовите санитаров речки. – Составьте правила поведения у реки и нарисуйте к ним условные знаки. – Идем дальше… На лесной полянке встречаем ежей. Как же надо вести себя при встрече с семьей ежей? – Что вы знаете о жизни этих животных? Учитель рассказывает о жизни ежей. Обыкновенный,   или   европейский,   еж   имеет   плотное,   короткое   тело, покрытое иглами, и заостренное рыльце с хоботком. Разрез рта у ежа большой, уши широкие, глаза черные, маленькие. На мордочке среди желтых торчат черные щетинки, позади глаз белые пятна. Вся   спина   у   ежа   покрыта   иглами   сероватого   и   желтоватого   цвета.   Ежи могут свертываться  в клубок;  так они спят и спасаются  от врагов. Хвост короткий,   брюхо   покрыто   жесткими   волосами.   У   ежа   четыре   коротких   и толстых ноги с плоскими ступнями. Еж   держится   обыкновенно   в   одиночку.   Каждый   зверек   делает   себе отдельное   логовище   и   устраивает   его   под   густыми   кустами,   под   кучами хвороста или в ямках. Гнездо еж строит из листьев, соломы, веток. Часто он выкапывает себе нору до 30 см глубиной, которая имеет два выхода: обычно один – на север, другой – на юг. Жилье самки находится всегда недалеко от жилища самца. У самки рождается от 3 до 8 слепых детенышей, для которых ежиха приготавливает большое и хорошо выстланное травой гнездо, кормит их   своим   молоком.   Если   потревожить   самку,   когда   у   нее   детеныши,   она издает сердитое ворчание. Новорожденные ежики имеют в длину около 5–6 см. Они вначале белого цвета и без игл. Иглы появляются лишь через несколько дней. Через месяцмолодой еж принимает серую окраску. К осени молодые ежи самостоятельно кормятся и начинают устраивать себе жилье на зиму. Зимнее   жилище   ежа   с   виду   большая   беспорядочная   куча   соломы,   сена, листвы и мха. Внутри этой кучи – гнездо, старательно выстланное травой и листьями. Материал для гнезда еж таскает на спине: он катается по толстому слою опавшей листвы, пока листья не наколются на иглы. С наступлением морозов еж глубоко закапывается в свою нору и засыпает на всю зиму. Ежи очень чувствительны к холоду, и, если рано осенью начинаются заморозки, много ежей погибает. Еж ведет ночной образ жизни. Лишь после заката солнца пробуждается он ото   сна   и   отправляется   на   поиски   добычи.   Питается   еж   растениями   и животными.   Чаще   всего   он   ест   плоды,   сочные   коренья,   семена,   мелких животных: лягушек, ящериц, змей, слизняков, дождевых червей, птиц и их яйца. У ежей хорошо развито обоняние. У них хороший слух, но зрение и вкус слабые, а осязание почти отсутствует. Еж   довольно   неуклюжее   животное,  но,  несмотря   на   это,  он   прекрасный охотник, очень быстро хватающий свою добычу. У ежа много врагов. Особенно опасны лисы и филины. Собаки, обнаружив ежа, заливаются лаем и пробуют схватить его. Но еж плотно свертывается в клубок и выставляет иглы; в таком положении собака не может причинить ему вреда. – Послушайте стихотворение. Мы нашли ежа в малине на канаве у дороги. Принесли его в корзине, отпустили на пороге. Ежик фыркнул, помолчал и ногами застучал. Целый день свои колючки он от нас не убирал. В тесто мамино залез, мама очень рассердилась. Отнесла его я в лес, на полянке с ним простилась. – Как вы оцениваете поступок девочки? – Идем дальше… И вот мы оказались на поляне, где растут грибы. Как надо собирать грибы? – Кто в лесу питается грибами? – Послушайте стихотворение. О каких грибах в нем рассказывается? Средь хвойного бора, дремучего бора Нельзя не заметить меня, мухомора. Большой, как тарелка, пятнист я и красен, Лечу я оленей, для них я прекрасен. А вот для детишек я очень опасен.                                              Е. Трутнева – Почему ядовитые грибы тоже нужно беречь? Нарисуйте условный знак об охране мухомора, объясните свой рисунок.– Идем дальше… И вот перед нами муравейник. Что надо делать, если встретили муравейник на пути? – Почему надо муравьев охранять? Муравьишки­торопыжки, не лентяи, не глупышки, Друг за дружкой по дорожке тащат зернышки и крошки.  Муравью нельзя лениться, муравей живет трудом: И жучка, и гусеницу тащит в свой подземный дом. Как увидишь, что спешит он своей дорогой, Ты его не обижай, ты его не трогай.                    А. Бободжан – Чем питаются муравьи? – Можно ли их назвать хищниками? – Почему муравьев называют санитарами леса? – Нарисуйте эскиз экологического знака об охране муравейника. –   Идем   дальше…   И   вот   мы   входим   в   лес.   Как   надо   вести   себя   в лесу? –   Какие   меры   следует   принимать   для   сохранения   красиво   цветущих растений? …Но мед в них запрятан душистый. Мы любим простые цветы, Что выросли в зелени чистой. Мы лютик сорвем золотой И розовый клевер медовый, Мы в зелени густой   колокольчик Найдем лиловый. В просторных лугах наберем Охапки росистых ромашек. С цветами домой мы пойдем, Поставим   их   в   комнате нашей.                                                 В. Донникова – Нарисуйте условные знаки об охране редких растений. Учитель. Ребята, если вы правильно разгадаете кроссворд и определите ключевое слово, то узнаете, о чем прозвучат стихи. Н а  д о с к е: 1. Он был желудем – и вот царь лесной, гигант растет. (Дуб.) 2. Белые овечки бегают по свечке. (Верба.) 3. Весной зеленела, летом загорала,Осенью надела красные кораллы. (Рябина.) 4. Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит,  А в один из теплых дней май сережки дарит ей. (Береза.) 5. Кудри в речку опустила и о чем­то загрустила,  А о чем она грустит – никому не говорит. (Ива.) 6. Летят с него пушинки, как белые снежинки. (Тополь.) 7. Висит на ней шар, а на боку – пожар. (Яблоня.) В выделенных клетках: деревья. Учащиеся читают стихотворения о деревьях по желанию. –   Послушайте   экологическую   сказку   «Плач   березы».   О   каких экологических ошибках она рассказывает? Стоял летний солнечный день. Дул легкий ветерок. Он качал высокие травы и волновал СКАЗКА «ПЛАЧ БЕРЕЗЫ» речную гладь. Он гнал по небу белые облака и шелестел в листве одинокой старой березы. Зимой эту березу обдували холодные ветры, засыпали тяжелые снега, осенью дожди сбивали   пожелтевшую   листву,   и   только   летом   отдыхала   она   от   немилости   природы. Сочные травы нежно касались ее ствола, птицы вили гнезда в мягкой листве. Одинокая береза перешептывалась с далекими соснами, елями. По лесу с корзинкой шел мальчик. Он собирал грибы. Грибов было много. Мальчик часто   наклонялся   за   ними   и   очень   устал.   Корзинка   была   уже   полная.   И   вот   лес расступился,   и   мальчик   вышел   на   опушку.   Он   увидел   одинокую   березу.   Он   сел, прислонившись  к ее стволу, и заснул в тени. Ему снился  удивительный  сон. Когда он проснулся, листва березы все так же пела свою песню, травы касались его лица. Чтобы запомнить это место и снова вернуться сюда, мальчик достал ножик, вырезал на стволе свое имя. Замерла береза от боли. Горькие слезы потекли по стволу. Затрепетала береза от ран   и   потянулась   к   небу,   прося   у   него   защиты.   Но   не   было   помощи   от   неба.   Тогда рванулась береза ветвями к соснам и елям, но и они молчали, поникнув вершинами. Еще сильнее   заплакала   береза,   еще   сильнее   заныли   свежие   раны.   А   через   некоторое   время пожелтела и осыпалась листва. Засохли ветви, почернел бывший когда­то белым ствол. Только имя мальчика огромными буквами зияло на нем. – Могло ли так быть на самом деле? Как вы думаете – почему? – Человек – царь природы, ее властелин, как вы это понимаете? – Ребята, отгадайте, кто сидит на березе? Днем спит, ночью летает. (Сова.) У совы глаза, как плошки, а не видят днем ни крошки – Зато ночью эти плошки видят все в лесу густом: И ежонка на дорожке, и зайчонка под кустом, И травинку на пригорке, и хвоинку на земле, Даже мышку в темной норке, даже белочку в дупле.                                                                И. Мазнин – Какова роль совы в природе? – Составьте пищевую цепочку по стихотворению, дополнив недостающие звенья. – Отгадайте загадку. Кто сидит на следующем дереве?Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник. (Дятел.) – Почему дятла называют доктором леса? – Каким вы представили дятла? По лесу шел я. Кругом ни звука. Утреннее затишье. И вдруг  Дятел вдали равномерно затукал: Тук­тук, тук­тук. Сколько забот у тебя, непоседа, – только работать да поспевать! Ну, берегитесь, жуки­короеды, всем вам сегодня несдобровать!                                         Н. Старшинов Учитель. Идем дальше… Мы вернулись домой. Ребята, какие пословицы и поговорки о лесе вы знаете?  Лес нас согревает, кормит и одевает, зеленая крыша от жары укрывает.  Кто дерево посадит, тот человеку друг.  Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.  Срубить дерево – пять минут, вырастить – сто лет.  Сосны – наши зеленые друзья.  Разоряя муравейник, ты разоряешь дом друзей.  Дерево держится корнями, а человек – друзьями.  Деревья скоро садят, да не скоро с них плод едят.  Лес сечь – не жалеть плеч.  Лес сплошь рубить – себя оголить.  Без леса не житье, а вытье.  Лес по дереву не плачет, а по молодежнику сохнет. IV. Итог занятия. – Какие экологические правила сегодня мы вспомнили? – Почему надо беречь лес? Ребята, любите лес. Недаром говорится: «Все лесом живут, да это в толк не  берут». Вы же, смею надеяться, теперь взяли в толк, что следует, и хотите  «жить­поживать да добро наживать».