Сценарий внеклассного занятия "Очарование русского романса".
Оценка 4.6

Сценарий внеклассного занятия "Очарование русского романса".

Оценка 4.6
Мероприятия
doc
воспитательная работа
8 кл
09.02.2019
Сценарий внеклассного занятия "Очарование русского романса".
Данное внеклассное занятие было проведено на классном часе для восьмиклассников. Цель занятия: познакомить с историей русского романса, понять его очарование, воспитывать чувство прекрасного. Мероприятие выстроено по принципу системно-деятельностного подхода и инсценировками и исполнением романсов. Групповая и парная работа способствуют эффективной деятельности.
классный час Очарование русского романса.doc
Внеклассное занятие «Очарование романса» Класс: 8А Учитель: Шестакова Ольга Валерьевна Цели занятия: познакомить уч­ся с романсом, его историей и неповторимостью, привить  чувство прекрасного, сформировать УУД Личностные­ духовно­нравственное воспитание; Регулятивные­ развитие организационных умений, решение учебных проблемных ситуаций, Познавательные­ выделение и формулирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от  конкретных условий, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; Коммуникативные­ эффективное взаимодействие, основанное на восприятии (слушании) и понимании автора (собеседника), умение полно и ясно  выражать свои мысли. Технологическая карта мероприятия Этапы 1.Орг. момент 2.Мотивацион ный этап Приемы Деятельность учителя Кабинет тематически оформлен как музыкальный салон. Назначаются роли в группах. ­лидеры,­секретари,­инициаторы,­ораторы. Выдаются рабочие карты для заполнения Звучит музыкальный отрывок. ­Запишите, пожалуйста,  эпитеты к прослушанному  произведению( до 10 слов) ­Можете ли вы определить жанр прослушанного  музыкального произведения?  ­Чему будет посвящена наша встреча? ­Что мы должны узнать сегодня? (запишите задачи в рабочие карты) Учитель показывает на слайде задачи урока: ­ узнать, что такое романс, ­ узнать историю романса, Деятельность уч­ся Уютно располагаются, слушают романс  «Я тебя никогда не забуду» (в исполнении  Геннадия Трофимова 2.5). Время 6 мин Дети на отдельных листах записывают  эпитеты Ответственный­ лидер Дети формулируют учебные задачи и  записывают в рабочие карты. Дети сравнивают. Дополняем  друг друга. 3. Основной  этап ­ особенности его исполнения, ­узнать секрет его долголетия. 1.Учитель предлагает изучить материал. Необходимо совместно изучить материал,  подготовиться к встрече в музыкальном салоне  журналистов с любителями романса. На столах  в конвертах лежит информация:  ­история появления романса; ­история появления романса в России; ­особенности исполнения; ­тексты романсов. 2.Работа с текстами. Учитель предлагает познакомиться с текстами  романсов. ­прочитать, определить тему романса, предысторию  его написания 3.Посмотр сценок, сопровождаемых романсами. ­ сцена из пьесы А.Островского «Бесприданница»   Как вы думаете, какой романс подойдет к  показанной сцене? Ответ обосновать. (исполняется романс «Любовь­ волшебная страна»­  2 мин) ­ сцена из пьесы А.Островского «Не в свои сани не  садись».  А к этой сцене,  какой подошел бы романс и  почему? (исполняется романс «Отцвели уж давно хризантемы  в саду»­  1.54мин) 7 мин Дети читают и готовятся к встрече  (5 вопросов)  по прочитанному материалу и  представляют его. Ответственный­ инициатор 1­2 гр­ (журналисты)­ подготовить 10, но  задать надо 5 вопросов, 3 гр­ (искусствоведы)­ изучают историю  появления романса, 4 гр­ (музыкальные критики)­ изучают  историю романса в России, 5 гр – (исполнители)­ изучают особенности  исполнения романса. Ответственный – лидер Дети читают тексты, заполняют карты 4 мин 10 мин Дети дают аргументированный ответ. На ваш взгляд, какова роль романсов в данных  постановках? 4.Предлагаю вашему вниманию романс из  кинофильма  «Мы из будущего»  2010 года. А  зародился романс когда?  Исполнение романса «За все спасибо, добрый друг»  инсценируют сами дети. (Юноши надевают  гимнастерки и садятся в полукруг. Ромашук Лиза  исполняет романс­ 2 мин )  ­ Как вы думаете, зачем авторы фильма о  современной молодежи, циничной,  безнравственной, которую возвращают  назад в  прошлое, в  военный 1942 год вставляют  исполнение романса медсестры? 4. Предлагаю выступить в роли сценаристов и  самим поработать над созданием проекта  будущего клипа к романсу «Я тебя никогда не  забуду», но прежде ознакомившись с историей  героев романса. ­Требования к оформлению (место, время года); ­ требования к игре актеров; ­ требования к исполнению романса. 5. Просмотр клипа в исполнении Дмитрия  Певцова и Зары­ 3.25. Какое бы название вы бы дали нашему  сегодняшнему мероприятию?  Письменно продолжите фразу: « Секрет долголетия  романса в …» 8 мин 4 мин Презентация проектов будущих  клипов. Выступают ораторы. Обсуждают увиденное, высказывают свое  мнение от номера актеров. Дети узнают тему мероприятия. 2 мин Дети индивидуально выполняют задание  учителя 4.Рефлексия. Приложения: Для искусствоведов История романса Родиной романса является Испания. Именно там, в 13­14 веках, в творчестве странствующих поэтов­певцов утвердился новый песенный жанр, объединивший речитатив, напевность, мелодичность и мимический танец. Песни исполнялись на родном романском языке. Отсюда и пошло название "романс". Романс исполнялся одним солистом и обязательно с инструментальным сопровождением – чаще всего это была гитара.  В   Испании   выходили   сборники   романсов,   которые   назывались   «Романсеро».   В   романсах   красивые,   плавные   мелодии,   лирические, проникновенные слова, которые легко запоминаются. В них рассказывается о дружбе, любви, разлуке, красоте родной природы, тоске по Родине – словом, о том, что близко и понятно каждому человеку. Романс это небольшое стихотворение положенное на музыку для сольного исполнения, обязательно в сопровождении музыкального  инструмента. Для музыкальных критиков История появления романса в России Слово «Романс» пришло к нам из Франции, несмотря на то, что оно Испанского происхождения. В те времена в России детей аристократов  обучали французским манерам и языку, и, естественно, большой популярностью стали пользоваться романсы.            Барышни того времени непременно должны были уметь изъясняться по – французски. Сносно играть на фортепиано, и обязательно знать хотя  бы несколько романсов. Следуя тогдашней моде, русские композиторы стали сочинять множество таких «Офранцуженных романсов».              В русском же романсе, по существу отражена вся история русской поэзии, от Пушкина – до наших дней.          Первые русские романсы сочинялись не только композиторами, но и певцами­любителями. Они имели сходство с русской народной песней.  Иногда мелодию народной песни приспосабливали к какому­нибудь известному стихотворению. И тогда песня начинала новую жизнь. Каждое поколение творцов романса оставляло свой след в его беспокойной судьбе. Искало в нем утешение, опору, заставляло его говорить о  горестях и печалях, несправедливостях и страданиях. Как не трудна была судьба романса, он, словно маленький звонкий родничок, бился и сверкал,  чтобы напоить жаждущих. Для исполнителей Особенности исполнения романса Романс издавна считался одним из любимейших жанров российских любителей музыки. В XIX веке он звучал в аристократических салонах и в  домах простых горожан. Часто плодом совместного музицирования являлось сочинение песни или романса любителем­поэтом и любителем­ музыкантом. «Ведь не одними великими композиторами и виртуозами живёт музыка. Она держится и существует её звучанием во всех слоях  общества и множеств её безымянных сочинителей, отвечающих на потребности своего круга только тем, что они в своих произведениях собирают и  фиксируют то, что нравится в данный момент среде» (Асафьев). А масса жаждала слышать простую речь, сердечную и волнующую мелодику, потому что приближалось господство семейственности, чувствительности, культа «простых нравов», простодушных людей и «домашности», умиления перед  природой, тихой созерцательности. Этими качествами обладает старый русский романс – мелодичный, задушевный, сердечный, слова и музыка  которого овеяны единым строем – звучанием от сердца к сердцу. Непременным условием успеха певца при исполнении русского романса является даже не его музыкальный талант вообще. От него требуется  не только одухотворённое исполнение, но и сердечная любовь к исполняемому произведению. Русские романсы первой половины XIX века создавались не для исполнения на концертах, а для любителей, встретившихся в непринуждённой обстановке, в кружке или салоне, зачастую – за праздничным столом. Отсюда традиция – не столько петь романс, сколько напевать его. И ещё об одной особенности русского романса хочется сказать: часто романс словно не принадлежит конкретным авторам, а, как бы,  создаётся исполнителем и слушателем – так много в нём импровизационного воздуха. Романс обращён не к публике, а к каждому слушателю в  отдельности. Незабываемая история о силе любви. В начале 19 века русский граф совершает морское путешествие из Аляски в Калифорнию, чтобы добыть  провизии для голодающих колонистов из России, живущих в Америке. Уже немолодой граф Резанов без памяти влюбляется в юную красавицу ­  дочку губернатора Сан­Франциско, а она в ответ испытывает такие же пылкие чувства. Но пожениться без разрешения церкви нельзя: ведь жених ­  православный, а невеста ­ католичка. И Резанов отправляется за разрешением, но вернуться к любимой ему не суждено. 35 долгих лет будет ждать  его невеста, а узнав о его гибели, уйдет в монастырь. Юнона и Авось Незабываемая история о силе любви. В начале 19 века русский граф совершает морское путешествие из Аляски в Калифорнию, чтобы добыть  провизии для голодающих колонистов из России, живущих в Америке. Уже немолодой граф Резанов без памяти влюбляется в юную красавицу ­  Юнона и Авось дочку губернатора Сан­Франциско, а она в ответ испытывает такие же пылкие чувства. Но пожениться без разрешения церкви нельзя: ведь жених ­  православный, а невеста ­ католичка. И Резанов отправляется за разрешением, но вернуться к любимой ему не суждено. 35 долгих лет будет ждать  его невеста, а узнав о его гибели, уйдет в монастырь. Рабочая карта внеклассного занятия Название группы: Участники группы: ­ лидер ( который руководит)­ ­секретарь ( который записывает)­  ­инициатор ( который предлагает идеи)­ ­оратор (который выступает)­ На какие вопросы Вы  хотели бы ответить? Встреча в музыкальном салоне Анализ текста  Анализ текста Название: Тема: Предположить  предысторию  сюжета: Название: Тема: Предположить  предысторию  сюжета: Сцены из пьес. Паратов и Лариса. Паратов. Не ожидали? Лариса. Нет, теперь не ожидала. Я ждала вас долго, но уж давно перестала ждать. Паратов. Отчего же перестали ждать? Лариса. Не надеялась дождаться. Вы скрылись так неожиданно, и ни одного письма… Паратов. Я не писал потому, что не мог сообщить вам ничего приятного. Лариса. Я так и думала. Паратов. И замуж выходите? Лариса. Да, замуж. Паратов. А позвольте вас спросить: долго вы меня ждали? Лариса. Зачем вам знать это? Паратов. Мне не для любопытства, Лариса Дмитриевна; меня интересуют чисто теоретические соображения. Мне хочется  знать, скоро ли женщина забывает страстно любимого человека: на другой день после разлуки с ним, через неделю или через  месяц… имел ли право Гамлет сказать матери, что она «башмаков еще не износила» и так далее. Лариса. На ваш вопрос я вам не отвечу, Сергей Сергеич; можете думать обо мне, что вам угодно. Паратов. Об вас я всегда буду думать с уважением; но женщины вообще, после вашего поступка, много теряют в глазах моих. Лариса. Да какой мой поступок? Вы ничего не знаете, Паратов. Эти «кроткие, нежные взгляды», этот сладкий любовный шопот, — когда каждое слово чередуется с глубоким  вздохом, — эти клятвы… И все это через месяц повторяется другому, как выученный урок. О, женщины! Лариса. Что «женщины»? Паратов. Ничтожество вам имя! Лариса. Ах, как вы смеете так обижать меня? Разве вы знаете, что я после вас полюбила кого­нибудь? Вы уверены в этом? Паратов. Я не уверен, но полагаю. Лариса. Чтобы так жестоко упрекать, надо знать, а не полагать. Паратов. Вы выходите замуж? Лариса. Но что меня заставило… Если дома жить нельзя, если во время страшной, смертельной тоски заставляют любезничать,  улыбаться, навязывают женихов, на которых без отвращения нельзя смотреть, если в доме, скандалы, если надо бежать и из  дому и даже из городу? Паратов. Лариса, так вы?.. Лариса. Что «я»? Ну, что вы хотели сказать? Паратов. Извините! Я виноват перед вами. Так вы не забыли меня, вы еще… меня любите? Лариса молчит. Не в свои сани не садись! Бородкин (быстро вскакивает.) Наше вам почтенье, Авдотья Максимовна. Дуня.  Здравствуйте,  Иван  Петрович.  Здорова  ли  ваша маменька? Бородкин. Слава богу, покорно вас благодарю. Ваше как здоровье­с? Дуня. Понемножку. Вы папеньку дожидаетесь?  Бородкин. Папеньку. Дуня. Он скоро придет, подождите.  Бородкин. Подождем­с. (Садится на стул.)  Дуня. А я, тетенька, к вам погадать пришла. Загадайте мне на трефового короля.  Бородкин. Кто же это трефовый король­с? Арина Федотовна (раскладывая карты)­ Уж, конечно, не  ты.  Ты  думаешь, что только у нас и свету, что ты... (После  молчания.) Вот,  Дуня,  смотри!.. Он  тебя  любит.  Вот  видишь...  (Показывает  на  карты  и  шепчет Дуне)  Бородкин. Загадайте мне­с.  Арина Федотовна (гадает). Ну, брат, не  дожидайся  ничего.  Слезы  тебе выходят...  Бородкин. Что ж такое­с, плакать­то нам не впервой­с;  радости­то  мало видали­с! Дуня. Вы давеча говорили что­нибудь с папенькой? Бородкин. Насчет чего­с? Дуня. Вы говорили, так сами знаете, насчет чего. Бородкин. У нас вообще был разговор, втроем­с ­ и Селиверст Потапыч тут был­с. Арина Федотовна. Ты полно сиротой­то притворяться; мы уж слышали. Дуня. Как же это вам,  Иван  Петрович,  не  совестно:  несказавши мне ни слова, да прямо к папеньке!  Арина Федотовна. Захотела ты от мужика совести!  Бородкин. Да вы что ж такое, в самом деле!.. Все мужик да мужик!..  Арина Федотовна. Он братцу Лазаря поет да штуки разные подводит, а  тот ему и верит.  Бородкин. Полноте обижать­то, Арина Федотовна, мы  на  этакие  дела  не пойдем­с. Эх, Авдотья Максимовна, вспомните­с! Было времячко­с,  да,  должно быть, прошло­с! Должно быть, лучше нас нашли­с.   Арина Федотовна. Да уж, разумеется, лучше вас. Ишь ты, какой  красавец! Думаешь, что уж лучше тебя и на свете нет.  Бородкин. Были и мы хороши­с. Арина Федотовна. Пойтить велеть самоварчик  поставить,  братец  придет, чтоб готово было. (Уходит.) Бородкин. Эх, Авдотья Максимовна, грех вам! Вспомните: бывало,  осенние темные вечера вдвоем просиживали, вот у  этого  окошечка.  Был я  и  Ванечка,  и  дружок,  атеперь не хорош стал.  Дуня. (оглядывается  кругом,  тихо).  Да  ты,  Ваня,  не сердись! Я тебе все расскажу, ты сам рассудишь.  За  меня  теперь   сватается благородный. Какой красавец собой­то, какой умный. Любила я тебя, ты знаешь, а уж как его полюбила, я и не знаю,  как это словами сказать. Увидала я его у Анны Антоновны, на прошлой неделе... Сидим это мы с ней, пьем чай, вдруг  он  входит... как увидела я этакого красавца, так у меня  сердце  и  упало;  ну, думаю, быть беде. А он, как нарочно, такой  ласковый, такие речи говорит.  Бородкин. Знаем мы эти  речи­то.  Оне  хороши,  пока  вы  их  слушаете. Видимое  дело,  что  ему  твои деньги нужны; нешто б он не нашел невесту помимо тебя.  Дуня . Нет, Ваня, не говори этого, он меня любит.  Бородкин. А нешто я­то тебя, Дуня, не люблю? Дуня. Что же мне делать­то! На грех я  его  увидела!  Так вот с тех пор из ума нейдет, и  во  сне  все  его  вижу.  Словно  я  к   нему привороженная какая. (Сидит  задумавшись.)  И  нет  мне  никакой  радости!,. Прежде я веселилась, девка, как птичка  порхала, а теперь  сижу  вот,  как  к смерти приговоренная, не веселит меня ничто, не глядела б я ни на кого. Уж и что я,  бедная, в эти дни слез пролила!.. Ведь надо ж быть такой беде!..  Бородкин. Ты, может, думаешь, что мне легче тебя!.. Тебе, горе,  а  мне вдвое. Дуня.  Женись,  Ваня,  на  Вареньке,  она  мне  ровесница  и подруга, а уж со мной пусть будет, что бог велит.  Бородкин. Что мне жениться­то!.. на что?..  Чужой  век  заедать?  Я  уж любить ее не буду. Дуня . Вот я тебе, Ваня, все сказала,  что  только  сердце мое чувствовало... Не захотела я тебя обмануть.  Бородкин. Эх! загубила ты мою  молодость!..  (Плачет,  отворотившись  к окну, потом берет гитару и поет).

Сценарий внеклассного занятия "Очарование русского романса".

Сценарий внеклассного занятия "Очарование русского романса".

Сценарий внеклассного занятия "Очарование русского романса".

Сценарий внеклассного занятия "Очарование русского романса".

Сценарий внеклассного занятия "Очарование русского романса".

Сценарий внеклассного занятия "Очарование русского романса".

Сценарий внеклассного занятия "Очарование русского романса".

Сценарий внеклассного занятия "Очарование русского романса".

Сценарий внеклассного занятия "Очарование русского романса".

Сценарий внеклассного занятия "Очарование русского романса".

Сценарий внеклассного занятия "Очарование русского романса".

Сценарий внеклассного занятия "Очарование русского романса".

Сценарий внеклассного занятия "Очарование русского романса".

Сценарий внеклассного занятия "Очарование русского романса".

Сценарий внеклассного занятия "Очарование русского романса".

Сценарий внеклассного занятия "Очарование русского романса".

Сценарий внеклассного занятия "Очарование русского романса".

Сценарий внеклассного занятия "Очарование русского романса".

Сценарий внеклассного занятия "Очарование русского романса".

Сценарий внеклассного занятия "Очарование русского романса".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.02.2019