Сценарий внеклассного занятия "Очарование русского романса".

  • Мероприятия
  • doc
  • 09.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данное внеклассное занятие было проведено на классном часе для восьмиклассников. Цель занятия: познакомить с историей русского романса, понять его очарование, воспитывать чувство прекрасного. Мероприятие выстроено по принципу системно-деятельностного подхода и инсценировками и исполнением романсов. Групповая и парная работа способствуют эффективной деятельности.
Иконка файла материала классный час Очарование русского романса.doc
Внеклассное занятие «Очарование романса» Класс: 8А Учитель: Шестакова Ольга Валерьевна Цели занятия: познакомить уч­ся с романсом, его историей и неповторимостью, привить  чувство прекрасного, сформировать УУД Личностные­ духовно­нравственное воспитание; Регулятивные­ развитие организационных умений, решение учебных проблемных ситуаций, Познавательные­ выделение и формулирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от  конкретных условий, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; Коммуникативные­ эффективное взаимодействие, основанное на восприятии (слушании) и понимании автора (собеседника), умение полно и ясно  выражать свои мысли. Технологическая карта мероприятия Этапы 1.Орг. момент 2.Мотивацион ный этап Приемы Деятельность учителя Кабинет тематически оформлен как музыкальный салон. Назначаются роли в группах. ­лидеры,­секретари,­инициаторы,­ораторы. Выдаются рабочие карты для заполнения Звучит музыкальный отрывок. ­Запишите, пожалуйста,  эпитеты к прослушанному  произведению( до 10 слов) ­Можете ли вы определить жанр прослушанного  музыкального произведения?  ­Чему будет посвящена наша встреча? ­Что мы должны узнать сегодня? (запишите задачи в рабочие карты) Учитель показывает на слайде задачи урока: ­ узнать, что такое романс, ­ узнать историю романса, Деятельность уч­ся Уютно располагаются, слушают романс  «Я тебя никогда не забуду» (в исполнении  Геннадия Трофимова 2.5). Время 6 мин Дети на отдельных листах записывают  эпитеты Ответственный­ лидер Дети формулируют учебные задачи и  записывают в рабочие карты. Дети сравнивают. Дополняем  друг друга.3. Основной  этап ­ особенности его исполнения, ­узнать секрет его долголетия. 1.Учитель предлагает изучить материал. Необходимо совместно изучить материал,  подготовиться к встрече в музыкальном салоне  журналистов с любителями романса. На столах  в конвертах лежит информация:  ­история появления романса; ­история появления романса в России; ­особенности исполнения; ­тексты романсов. 2.Работа с текстами. Учитель предлагает познакомиться с текстами  романсов. ­прочитать, определить тему романса, предысторию  его написания 3.Посмотр сценок, сопровождаемых романсами. ­ сцена из пьесы А.Островского «Бесприданница»   Как вы думаете, какой романс подойдет к  показанной сцене? Ответ обосновать. (исполняется романс «Любовь­ волшебная страна»­  2 мин) ­ сцена из пьесы А.Островского «Не в свои сани не  садись».  А к этой сцене,  какой подошел бы романс и  почему? (исполняется романс «Отцвели уж давно хризантемы  в саду»­  1.54мин) 7 мин Дети читают и готовятся к встрече  (5 вопросов)  по прочитанному материалу и  представляют его. Ответственный­ инициатор 1­2 гр­ (журналисты)­ подготовить 10, но  задать надо 5 вопросов, 3 гр­ (искусствоведы)­ изучают историю  появления романса, 4 гр­ (музыкальные критики)­ изучают  историю романса в России, 5 гр – (исполнители)­ изучают особенности  исполнения романса. Ответственный – лидер Дети читают тексты, заполняют карты 4 мин 10 мин Дети дают аргументированный ответ.На ваш взгляд, какова роль романсов в данных  постановках? 4.Предлагаю вашему вниманию романс из  кинофильма  «Мы из будущего»  2010 года. А  зародился романс когда?  Исполнение романса «За все спасибо, добрый друг»  инсценируют сами дети. (Юноши надевают  гимнастерки и садятся в полукруг. Ромашук Лиза  исполняет романс­ 2 мин )  ­ Как вы думаете, зачем авторы фильма о  современной молодежи, циничной,  безнравственной, которую возвращают  назад в  прошлое, в  военный 1942 год вставляют  исполнение романса медсестры? 4. Предлагаю выступить в роли сценаристов и  самим поработать над созданием проекта  будущего клипа к романсу «Я тебя никогда не  забуду», но прежде ознакомившись с историей  героев романса. ­Требования к оформлению (место, время года); ­ требования к игре актеров; ­ требования к исполнению романса. 5. Просмотр клипа в исполнении Дмитрия  Певцова и Зары­ 3.25. Какое бы название вы бы дали нашему  сегодняшнему мероприятию?  Письменно продолжите фразу: « Секрет долголетия  романса в …» 8 мин 4 мин Презентация проектов будущих  клипов. Выступают ораторы. Обсуждают увиденное, высказывают свое  мнение от номера актеров. Дети узнают тему мероприятия. 2 мин Дети индивидуально выполняют задание  учителя 4.Рефлексия.Приложения: Для искусствоведов История романса Родиной романса является Испания. Именно там, в 13­14 веках, в творчестве странствующих поэтов­певцов утвердился новый песенный жанр, объединивший речитатив, напевность, мелодичность и мимический танец. Песни исполнялись на родном романском языке. Отсюда и пошло название "романс". Романс исполнялся одним солистом и обязательно с инструментальным сопровождением – чаще всего это была гитара.  В   Испании   выходили   сборники   романсов,   которые   назывались   «Романсеро».   В   романсах   красивые,   плавные   мелодии,   лирические, проникновенные слова, которые легко запоминаются. В них рассказывается о дружбе, любви, разлуке, красоте родной природы, тоске по Родине – словом, о том, что близко и понятно каждому человеку. Романс это небольшое стихотворение положенное на музыку для сольного исполнения, обязательно в сопровождении музыкального  инструмента. Для музыкальных критиков История появления романса в России Слово «Романс» пришло к нам из Франции, несмотря на то, что оно Испанского происхождения. В те времена в России детей аристократов  обучали французским манерам и языку, и, естественно, большой популярностью стали пользоваться романсы.            Барышни того времени непременно должны были уметь изъясняться по – французски. Сносно играть на фортепиано, и обязательно знать хотя  бы несколько романсов. Следуя тогдашней моде, русские композиторы стали сочинять множество таких «Офранцуженных романсов».              В русском же романсе, по существу отражена вся история русской поэзии, от Пушкина – до наших дней.          Первые русские романсы сочинялись не только композиторами, но и певцами­любителями. Они имели сходство с русской народной песней.  Иногда мелодию народной песни приспосабливали к какому­нибудь известному стихотворению. И тогда песня начинала новую жизнь.Каждое поколение творцов романса оставляло свой след в его беспокойной судьбе. Искало в нем утешение, опору, заставляло его говорить о  горестях и печалях, несправедливостях и страданиях. Как не трудна была судьба романса, он, словно маленький звонкий родничок, бился и сверкал,  чтобы напоить жаждущих. Для исполнителей Особенности исполнения романса Романс издавна считался одним из любимейших жанров российских любителей музыки. В XIX веке он звучал в аристократических салонах и в  домах простых горожан. Часто плодом совместного музицирования являлось сочинение песни или романса любителем­поэтом и любителем­ музыкантом. «Ведь не одними великими композиторами и виртуозами живёт музыка. Она держится и существует её звучанием во всех слоях  общества и множеств её безымянных сочинителей, отвечающих на потребности своего круга только тем, что они в своих произведениях собирают и  фиксируют то, что нравится в данный момент среде» (Асафьев). А масса жаждала слышать простую речь, сердечную и волнующую мелодику, потому что приближалось господство семейственности, чувствительности, культа «простых нравов», простодушных людей и «домашности», умиления перед  природой, тихой созерцательности. Этими качествами обладает старый русский романс – мелодичный, задушевный, сердечный, слова и музыка  которого овеяны единым строем – звучанием от сердца к сердцу. Непременным условием успеха певца при исполнении русского романса является даже не его музыкальный талант вообще. От него требуется  не только одухотворённое исполнение, но и сердечная любовь к исполняемому произведению. Русские романсы первой половины XIX века создавались не для исполнения на концертах, а для любителей, встретившихся в непринуждённой обстановке, в кружке или салоне, зачастую – за праздничным столом. Отсюда традиция – не столько петь романс, сколько напевать его. И ещё об одной особенности русского романса хочется сказать: часто романс словно не принадлежит конкретным авторам, а, как бы,  создаётся исполнителем и слушателем – так много в нём импровизационного воздуха. Романс обращён не к публике, а к каждому слушателю в  отдельности. Незабываемая история о силе любви. В начале 19 века русский граф совершает морское путешествие из Аляски в Калифорнию, чтобы добыть  провизии для голодающих колонистов из России, живущих в Америке. Уже немолодой граф Резанов без памяти влюбляется в юную красавицу ­  дочку губернатора Сан­Франциско, а она в ответ испытывает такие же пылкие чувства. Но пожениться без разрешения церкви нельзя: ведь жених ­  православный, а невеста ­ католичка. И Резанов отправляется за разрешением, но вернуться к любимой ему не суждено. 35 долгих лет будет ждать  его невеста, а узнав о его гибели, уйдет в монастырь. Юнона и Авось Незабываемая история о силе любви. В начале 19 века русский граф совершает морское путешествие из Аляски в Калифорнию, чтобы добыть  провизии для голодающих колонистов из России, живущих в Америке. Уже немолодой граф Резанов без памяти влюбляется в юную красавицу ­  Юнона и Авосьдочку губернатора Сан­Франциско, а она в ответ испытывает такие же пылкие чувства. Но пожениться без разрешения церкви нельзя: ведь жених ­  православный, а невеста ­ католичка. И Резанов отправляется за разрешением, но вернуться к любимой ему не суждено. 35 долгих лет будет ждать  его невеста, а узнав о его гибели, уйдет в монастырь. Рабочая карта внеклассного занятия Название группы: Участники группы: ­ лидер ( который руководит)­ ­секретарь ( который записывает)­  ­инициатор ( который предлагает идеи)­ ­оратор (который выступает)­ На какие вопросы Вы  хотели бы ответить? Встреча в музыкальном салоне Анализ текста  Анализ текста Название: Тема: Предположить  предысторию  сюжета: Название: Тема: Предположить  предысторию  сюжета: Сцены из пьес.Паратов и Лариса. Паратов. Не ожидали? Лариса. Нет, теперь не ожидала. Я ждала вас долго, но уж давно перестала ждать. Паратов. Отчего же перестали ждать? Лариса. Не надеялась дождаться. Вы скрылись так неожиданно, и ни одного письма… Паратов. Я не писал потому, что не мог сообщить вам ничего приятного. Лариса. Я так и думала. Паратов. И замуж выходите? Лариса. Да, замуж. Паратов. А позвольте вас спросить: долго вы меня ждали? Лариса. Зачем вам знать это? Паратов. Мне не для любопытства, Лариса Дмитриевна; меня интересуют чисто теоретические соображения. Мне хочется  знать, скоро ли женщина забывает страстно любимого человека: на другой день после разлуки с ним, через неделю или через  месяц… имел ли право Гамлет сказать матери, что она «башмаков еще не износила» и так далее. Лариса. На ваш вопрос я вам не отвечу, Сергей Сергеич; можете думать обо мне, что вам угодно. Паратов. Об вас я всегда буду думать с уважением; но женщины вообще, после вашего поступка, много теряют в глазах моих. Лариса. Да какой мой поступок? Вы ничего не знаете, Паратов. Эти «кроткие, нежные взгляды», этот сладкий любовный шопот, — когда каждое слово чередуется с глубоким  вздохом, — эти клятвы… И все это через месяц повторяется другому, как выученный урок. О, женщины! Лариса. Что «женщины»? Паратов. Ничтожество вам имя! Лариса. Ах, как вы смеете так обижать меня? Разве вы знаете, что я после вас полюбила кого­нибудь? Вы уверены в этом? Паратов. Я не уверен, но полагаю. Лариса. Чтобы так жестоко упрекать, надо знать, а не полагать. Паратов. Вы выходите замуж?Лариса. Но что меня заставило… Если дома жить нельзя, если во время страшной, смертельной тоски заставляют любезничать,  улыбаться, навязывают женихов, на которых без отвращения нельзя смотреть, если в доме, скандалы, если надо бежать и из  дому и даже из городу? Паратов. Лариса, так вы?.. Лариса. Что «я»? Ну, что вы хотели сказать? Паратов. Извините! Я виноват перед вами. Так вы не забыли меня, вы еще… меня любите? Лариса молчит. Не в свои сани не садись! Бородкин (быстро вскакивает.) Наше вам почтенье, Авдотья Максимовна. Дуня.  Здравствуйте,  Иван  Петрович.  Здорова  ли  ваша маменька? Бородкин. Слава богу, покорно вас благодарю. Ваше как здоровье­с? Дуня. Понемножку. Вы папеньку дожидаетесь?  Бородкин. Папеньку. Дуня. Он скоро придет, подождите.  Бородкин. Подождем­с. (Садится на стул.)  Дуня. А я, тетенька, к вам погадать пришла. Загадайте мне на трефового короля.  Бородкин. Кто же это трефовый король­с? Арина Федотовна (раскладывая карты)­ Уж, конечно, не  ты.  Ты  думаешь, что только у нас и свету, что ты... (После  молчания.) Вот,  Дуня,  смотри!.. Он  тебя  любит.  Вот  видишь...  (Показывает  на  карты  и  шепчет Дуне)  Бородкин. Загадайте мне­с.  Арина Федотовна (гадает). Ну, брат, не  дожидайся  ничего.  Слезы  тебе выходят...  Бородкин. Что ж такое­с, плакать­то нам не впервой­с;  радости­то  мало видали­с!Дуня. Вы давеча говорили что­нибудь с папенькой? Бородкин. Насчет чего­с? Дуня. Вы говорили, так сами знаете, насчет чего. Бородкин. У нас вообще был разговор, втроем­с ­ и Селиверст Потапыч тут был­с. Арина Федотовна. Ты полно сиротой­то притворяться; мы уж слышали. Дуня. Как же это вам,  Иван  Петрович,  не  совестно:  несказавши мне ни слова, да прямо к папеньке!  Арина Федотовна. Захотела ты от мужика совести!  Бородкин. Да вы что ж такое, в самом деле!.. Все мужик да мужик!..  Арина Федотовна. Он братцу Лазаря поет да штуки разные подводит, а  тот ему и верит.  Бородкин. Полноте обижать­то, Арина Федотовна, мы  на  этакие  дела  не пойдем­с. Эх, Авдотья Максимовна, вспомните­с! Было времячко­с,  да,  должно быть, прошло­с! Должно быть, лучше нас нашли­с.   Арина Федотовна. Да уж, разумеется, лучше вас. Ишь ты, какой  красавец! Думаешь, что уж лучше тебя и на свете нет.  Бородкин. Были и мы хороши­с. Арина Федотовна. Пойтить велеть самоварчик  поставить,  братец  придет, чтоб готово было. (Уходит.) Бородкин. Эх, Авдотья Максимовна, грех вам! Вспомните: бывало,  осенние темные вечера вдвоем просиживали, вот у  этого  окошечка.  Был я  и  Ванечка,  и  дружок,  атеперь не хорош стал.  Дуня. (оглядывается  кругом,  тихо).  Да  ты,  Ваня,  не сердись! Я тебе все расскажу, ты сам рассудишь.  За  меня  теперь   сватается благородный. Какой красавец собой­то, какой умный. Любила я тебя, ты знаешь, а уж как его полюбила, я и не знаю,  как это словами сказать. Увидала я его у Анны Антоновны, на прошлой неделе... Сидим это мы с ней, пьем чай, вдруг  он  входит... как увидела я этакого красавца, так у меня  сердце  и  упало;  ну, думаю, быть беде. А он, как нарочно, такой  ласковый, такие речи говорит.  Бородкин. Знаем мы эти  речи­то.  Оне  хороши,  пока  вы  их  слушаете. Видимое  дело,  что  ему  твои деньги нужны; нешто б он не нашел невесту помимо тебя.  Дуня . Нет, Ваня, не говори этого, он меня любит.  Бородкин. А нешто я­то тебя, Дуня, не люблю?Дуня. Что же мне делать­то! На грех я  его  увидела!  Так вот с тех пор из ума нейдет, и  во  сне  все  его  вижу.  Словно  я  к   нему привороженная какая. (Сидит  задумавшись.)  И  нет  мне  никакой  радости!,. Прежде я веселилась, девка, как птичка  порхала, а теперь  сижу  вот,  как  к смерти приговоренная, не веселит меня ничто, не глядела б я ни на кого. Уж и что я,  бедная, в эти дни слез пролила!.. Ведь надо ж быть такой беде!..  Бородкин. Ты, может, думаешь, что мне легче тебя!.. Тебе, горе,  а  мне вдвое. Дуня.  Женись,  Ваня,  на  Вареньке,  она  мне  ровесница  и подруга, а уж со мной пусть будет, что бог велит.  Бородкин. Что мне жениться­то!.. на что?..  Чужой  век  заедать?  Я  уж любить ее не буду. Дуня . Вот я тебе, Ваня, все сказала,  что  только  сердце мое чувствовало... Не захотела я тебя обмануть.  Бородкин. Эх! загубила ты мою  молодость!..  (Плачет,  отворотившись  к окну, потом берет гитару и поет).