Сценарная разработка для младших школьников "Птицы в народном календаре" (устный журнал)

  • docx
  • 27.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала СШ № 9 устный журнал.docx

ГУО «Средняя школа № 9 г.Слуцка»

 

 

Птицы в народном календаре

 

http://thumbs.dreamstime.com/x/retro-fabric-ornament-6360106.jpg,http://www.rukodelie.by/articles/bel3.jpg
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Методическая разработка устного журнала для младших школьников

 

 

 

Автор:

Валетко

Жанна Александровна,

руководитель   клуба

«Крылатый дозор»

г.Слуцк, ул.Ленина, 327

 

 

 

 

Слуцк, 2020

 

Тема:  «Птицы в народном календаре»

Место проведения: актовый зал  (учебный кабинет)

Педагогическая  технология: КТД.

Форма: устный журнал

Цель:

·        вовлечение учащихся в работу по сохранению и приумножению орнитологической фауны Республики Беларусь, пропаганда природоохранной деятельности, развитие творческой и практической деятельности по охране и защите птиц.

Задачи:

·        формировать  представления о роли птиц в народных традициях, обычаях и обрядах;

·        обобщить и углубить знания о  птицах родного края;

·        формировать познавательный интерес к изучению птиц Беларуси;

·        содействовать воспитанию бережного отношения к пернатым, вовлечению  учащихся в практическую природоохранную деятельность.

 

План

проведения устного журнала

 

1.   Введение:  народный календарь

2.   Страница 1  «Синичкин  день»

3.   Страница 2  «Кукушка – символ богини Живы»

4.   Страница 3  «Грач на горе – весна на дворе»

5.   Закрытие  устного журнала: викторина «Что? Где? Когда»

 

Методы, используемые во время  подготовительной  работы:

·      словесные: монологический метод: рассказ; активные методы: дискуссия, «мозговой штурм»;

·      наглядные: иллюстрация (рисунки, фото, географические карты); демонстрация (просмотр мультимедийных презентаций, документальных кинофильмов, видеороликов о птицах, народных обрядах)

·      практические: упражнения в наблюдении за поведением птиц (грачей) с использованием бинокля, учёт наблюдений (звуки грачей, места гнездования), использование коммуникационных технологий;

·      эвристические (частично-поисковый): поиск информации по теме, представление устного журнала (творческий отчёт).

Методы, используемые при проведении устного журнала: 

·      словесные: монологический метод: рассказ; активные методы: беседа,

·      демонстрация (мультимедийная презентация, видеофильм, видеорепортаж);

·      игровой (викторина, подвижная пауза).

Материально-техническое обеспечение:

·     мультимедийная  установка;

·     видеорепортаж «Интересные факты из жизни синиц»;

·     м/м презентация «Птицы в народном календаре» для иллюстрирования страниц устного журнала;

·     фонограммы голосов птиц, песни-заклички «Синиченька-невеличенька;

·     видеофильм «Кукушка»;

·     призы-сувениры (календарики, наклейки, флаеры)  для викторины.

По окончании мероприятия  участники (слушатели, зрители)  должны знать:

·     названия  птицучастниц  обрядовых праздников «Герасим-грачевник» (17 марта – грач), «Георгий Победоносец» ( 6 мая –кукушка), «Зиновий-синичник» (12 ноября – синица) в традиционной культуре славян;

·     особенности  жизнедеятельности  синицы, грача, кукушки  и  некоторые народные приметы, связанные с поведением этих птиц.

Участники

В подготовке и проведении устного журнала  задействованы члены школьного клуба «Крылатый дозор»,   учащиеся  ГУО «Средняя школа № 9 г.Слуцка»

 

 

 

Список использованных источников

 

1.     http://sueveriya.ru/archives

2.     http://www.calend.ru/narodevent
http://www.nexplorer.ru/news

3.     http://www.ptushki.org

4.     http://www.wildlife.by/node

5.     https://ru.wikipedia.org/wiki/Народный_календарь_восточных_славян

6.     Жизнь животных: Птицы/ Гладков А.Н., Михеева А.В. – М.: Просвещение, 1970. – 612с.: ил.

7.     Недолин И.К. Рассказы о птицах. – М.: «Просвещение», 1983. – 138с.

8.     Скребицкий Т.А. Крылатые соседи. – М.: Детская литература, 1997. – 32с.: ил.

9.     Соколов – Микишов И.С. От весны до весны. – Л.: Детская литература, 1997. – 176с.: ил.

10. Строков В.В. Пернатые друзья лесов. – М.: «Просвещение», 1975. – 143с.: ил.

 

 

 

 

 

 

 

Содержание устного журнала

 

Введение

( демонстрация слайдов )

Ведущий 1:

- Наро́дные календари́ у славя́н  - это исторически сложившиеся у славянских народов системы счёта годового времени.  С давних времен человек следил за природой, подмечал те или иные явления, отмечал сезонные изменения и подмечал характерные признаки, по которым можно было предугадывать погоду. Так появлялись народные приметы, передаваемые из поколения в поколение, которые и составляли народный календарь.

Ведущий 2:

- Народный календарь имеет свою давнюю историю, свой быт, связанный с земледелием и особенностями природы в нашей стране.  Зачастую народные приметы воспевались песнопениями, фигурировали в сказаниях и былинах, а многие приметы о поведении птиц  в природе  используются в народном календаре до сих пор.

Ведущий 1:

- Какая птица расскажет о наступлении первых зимних морозцев уже в ноябре?

Ведущий 2:

- О ком в народе горят так: если он на горе, то весна на дворе?

Ведущий 1:

- Какая лесная птица  является символом богини жизни?

Ведущий 2:

- Об этом и многом другом  расскажут  странички  нашего  устного журнала «Птицы в народном календаре».

Страница 1  «Синичкин день»

Ведущий 1:

К нам синички прилетели,

Песенку свою запели:

- Помогите, помогите,

Репортаж про нас снимите!

Ведущий 2:

- Синица – одна из самых узнаваемых птиц в нашей стране. Специалисты-орнитологи утверждают, что именно полет синицы, а не ястреба, журавля, аиста или вороны — это яркий пример экономного расхода сил и энергии. Именно поэтому птички-синички летают с огромной скоростью, но при этом довольно редко взмахивают крыльями.

Ведущий 1:

- Об  интересных фактах из  жизни синиц репортаж наших корреспондентов.

 

 

Видеорепортаж «Интересные факты из жизни синиц»(2 мин)

·        В ходе видеорепортажа на фоне ответов ребят демонстрируются фото 10 видов синиц, встречающихся в Беларуси,  места ночёвок в зимний период, изготовление угощения для пернатых, подкормка птиц у кормушек на фоне звучания народной песни-заклички «Синиченька-невеличенька».

Корреспондент:

- Сколько видов синиц встречается в Беларуси? Где они проводят зимнюю ночь? Об этом и многом другом  мы узнали у юных орнитологов из клуба «Крылатый дозор» средней школы № 9 г.Слуцка.

Ответы:

- Название «синица» произошло вовсе не от синего оперения этих птиц, как многие могут подумать. Свое имя они получили за звонкие песни, напоминающие перезвон колокольчика: «Зинь-зинь!».

- В Беларуси встречается 10 видов синиц. Это белая и обыкновенная лазоревки, московка, буроголовая и черноголовая гаички, обыкновенный ремез, длиннохвостая, большая, усатая и хохлатая синицы.

- По народным приметам, в середине ноября синицы, предчувствуя скорые холода, перелетали из лесов ближе к жилью человека и ждали помощи от людей.

- День 12 ноября в народе  назвали  Синичкин день или Синичкин праздник. Дети под руководством взрослых начинали мастерить и развешивать кормушки.

- По поведению синиц судили о погоде: если они целыми стайками появлялись у дома — это предвещало скорые холода. Если синица свистит — это к ясному дню, если пищит — к ночному морозу. Собирается много синиц на кормушках – к метели и снегопаду.

- С XVII века царскими указами запрещалось убивать синиц. А тому, кто убьет, полагалось суровое наказание — могли высечь или взять крупный штраф.

Корреспондент:

- У многих людей возникает закономерный вопрос — а чем, собственно, кормить синичек?

Ответы:

- Для того, чтобы птички были довольны, достаточно насыпать в кормушку семечек тыквы или подсолнечника. Также подойдут зерна гречки, можно положить в кормушку небольшой кусочек несоленого сала.
- Синички едят в течение всего дня, так что еда в кормушках должна быть всегда. Интересно, что все зернышки, которые не помещаются в желудок, эта птичка складывает в укромном месте, а потом возвращается за провиантом.

-В длинные зимние ночи стайки синиц забираются в укрытия (дупла, щели домов) и спят, тесно прижавшись  друг  к  другу, образовав  пушистый шарик с торчащими из него хвостиками. Такая ночевка помогает экономить тепло.

 

Постройте кормушки, ведь их очень мало.

Пусть гости съедят и крупы, и сало.

Зимой  непросто день прожить.

Пернатые  хотят  с людьми дружить.

Корреспондент:

- Народная  мудрость  гласит: покорми синицу зимой -  вспомнит тебя весной. В наших силах помочь им пережить зиму, это так просто! Позаботьтесь о маленьких крылатых друзьях, ведь, как писал  Александр Яшин, «в нашем сердце есть и для птиц тепло».

Синиченька-невеличенька,

Прилетай ты к нам

Из чужих краёв.

Принеси ты нам

Зиму снежную,

Зиму тёмную.

Синиченька-невеличенька,

Созывай снегирей

И лети к нам скорей.

 

Страница 2  «Кукушка – символ  богини Живы»

( демонстрация слайдов )

Ведущий 1:

- Жива – богиня жизни. Согласно сказаниям  западных славян, весной она превращается в кукушку, чтобы известить людей о времени года.

Ведущий 2:

- Жива пришла впервые к людям с яблоком и виноградом и вырастила первое ржаное зерно.

Ведущий 1:

- Богине Живе было построено капище на горе, названное ЖИВЕЦ, куда в первые дни мая сходился многочисленный люд просить у неё долголетнего здоровья. Убийство кукушки считалось преступлением и сурово наказывалось.

Ведущий 2:

- В последнее воскресенье мая, славяне отмечают праздник Кукушечки.

Основа этого праздника — установление духовной связи между девушками для взаимной помощи и поддержки.

Ведущий 1:

- Девушки, собирались в лесу на поляне, водили хороводы, пели веселые песни о весне, прыгали через ритуальный костер, заплетали венки на берёзах.

Ведущий 2:

- В этот праздник, единственный раз в году, можно было породниться душой с любым человеком. Девушка, наряженная богиней Живой, держала в руках фигуру кукушечки. Славяне  верили, что лесная птица услышит клятву и передаст её богине Живе.

Ведущий 1:

- Славяне звали кукушку «райской ключницей», поскольку птица первой улетала в тёплые страны и последней возвращалась. С кукованием птицы наши предки связывали множество примет.

 

·        Ведущие озвучивают приметы на фоне демонстрации видеоролика «Песня кукушки» ( 2 мин )

Ведущий 2:

- Кукует долго и упорно – заморозки вот-вот прекратятся, и установится хорошая погода.

Ведущий 1:

- Кукушка запела рано -  весна будет тёплой и долгой.

Ведущий 2:

- Если закуковали, перекликаясь, много кукушек – день будет солнечным и ясным.
Ведущий 1:

- Кукует на деревьях без листьев – жди неурожай.

Ведущий 2:

- Если поваляться на земле, слушая первую кукушку, удача будет сопутствовать ровно год.
Ведущий 1:

- Если пение птицы раздалось впереди – на долгую жизнь в добром здравии.

Ведущий 2:

- Когда первый крик кукушки раздаётся с востока или запада, а также справа от того, кто его слышит, это сулит богатую и благополучную жизнь.

Ведущий 1:

- Удача  будет тому, кто слышал первое кукование, стоя на траве или мягкой земле.

Ведущий 2:

- Слушая кукование в первый раз, можно загадывать желание, особенно, если крик птицы раздаётся справа – желание точно исполнится.

Ведущий 1:

- Чтобы желание сбылось, во время кукования нужно перекинуть монетку с руки на руку.
Ведущий 2:

- Бедность грозила тем, кто слышал первую кукушку, не имея при себе денег.

Ведущий 1:

- Плохая примета – смотреть на землю, в то время, когда разносится первое кукование.

Ведущий 2:

- Кукушка, поющая после Петрова дня (12 июля), могла принести беды тем, кто её слышал, поэтому в ответ на пение птицы нужно было обязательно сказать «Ку-ку!», чтобы она замолчала.
Ведущий 1:

- Считалось, что сучок от дерева, на котором сидела кукушка, обладает магическими свойствами. Он служил амулетом от несчастий, оберегом от наговоров.

Ведущий 2:

- Охотники носили его с собой в кармане, чтобы охота была успешной.

Ведущий 1:

- Эта птица издавна была символом ясновидения и пророчества. Талисман кукушка способен приумножить ваши способности к предсказанию и наделить острым умом, правдивостью и интуицией. Для амулета можно использовать изображение кукушки на брелке или  кулоне.

 

Страница 3  «Грач на горе – весна на дворе»

(демонстрация слайдов)

Ведущий 1:

- В древности  на весну приходилось много народных праздников. С марта люди начинали совершать целый цикл обрядов встречи весны.

Ведущий 2:

- Чтобы ускорить наступление тепла на Герасима-грачевника пекли из ржаного кислого теста птичек —  грачиков.

Ведущий 1:

- Ребятишки выбегали с ними в руках на улицу, подбрасывали кверху и выкрикивали коротенькие песни — веснянки, сохранявшие отзвуки древних заклинательных песен, в которых люди призывали Весну.

Ведущий 2:

-Перелетные птицы «замыкали» зиму и «отмыкали» лето. 

Ведущий 1:

- Особую весть о весне несут грачи. Наши предки, слушая грачиный грай, старались понять: «Что сулит птица — добрые ли всходы? Ненастье ли?»
10 фактов о грачах

1.     Грач- постоянный спутник пахаря и тракториста. Натуралисты, исследуя желудки грачей, нашли в одном из них 133 вредных свекловичных долгоносика, а в другом более 500 проволочных червей.

2.     От постоянного трения клюва о землю оголяются от перьев лицевые части. От этого клюв становится  светлым. У молодых грачей еще нет "белого клюва".

3.     Расстояние ежедневного перелета грача от гнезда до места кормления может варьироваться от 4 км  до 20 км. 

4.     В  период выкармливания птенцов грач использует около 60 видов насекомых.

5.     Грачи научились размачивать высохший хлеб в лужах или фонтанах, добывать молоко и масло, остающиеся на обертках и в пакетах. Вытащив пакет из мусорного контейнера, грач продалбливает в нем дырку до 4-5 см. в диаметре и через нее очищает внутренность пакета. Грачи собирают бумагу от мороженного, сладких сырков или масла и даже умудряются накормить этим своих птенцов.

6.     Грачи могут издавать до 120 различных звуков.

7.     Вдоль железных и шоссейных дорог, по полям вытянулись лесозащитные полосы. В них прочно обосновались грачиные державы - колонии.

8.     В колонии грачей существует определённый порядок, согласно которому, старые и опытные птицы гнездятся в центре, а по краям находятся гнёзда молодых. Благодаря этому гнёзда в центре лучше защищены от нападения хищников и разорения.

9.     Грачи  размещают гнёзда на высоте 15-20 м от земли.

10. Продолжительность жизни грачей -  до 22 лет.

 

5. Закрытие  устного журнала

 

Ведущий 1:

- Неотделим образ птицы от обрядов и обычаев в традиционной культуре славян.

Ведущий 2:

- Птицы – дети воздуха.

Ведущий 1:

- Птицы – дети радуги.

Ведущий 2:

- Птицы – вестники радости.

Ведущий 1:

- Птицы – это верные наши помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов.

 Ведущий 2:

- Птицы- наши друзья. Будем вместе для птиц и людей!

 

Спасибо за внимание!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru