МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПОЛЕВСКОЙ ЛИЦЕЙ»
КУРСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Сценарный план урока русского языка в 5-м классе
по теме: «Буквы з и с на конце приставок»
Учитель русского языка и литературы
I квалификационной категории Ларина
Татьяна Егоровна
Курск
2020
Тема урока: Буквы з и с на конце приставок
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: освоение способа действия при выборе согласных з – с на конце приставок.
Задачи урока:
1. Образовательные:
ü выявить условия выбора согласных з – с на конце приставок;
ü формировать навык написания приставок, оканчивающихся на –з, с;
ü повторить морфемный разбор слов;
ü развить умение формулировать определение понятий;
ü обогащать словарный запас учащихся;
ü совершенствовать орфографические и умения.
2. Развивающие:
ü осуществление системно-деятельностного подхода;
ü развитие критического мышления;
ü развитие внимания;
ü формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
o развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
o развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
o развивать умение применять новые знания;
o развитие творческих, речевых способностей учащихся;
o формирование логических умений;
o развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
o развитие умения формулировать проблему;
o развитие умения групповой и парной работы.
3. Воспитательные:
ü воспитание интереса и уважения к родному языку;
ü воспитание ценностного отношения к слову;
ü развитие коммуникативных УУД:
o создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
o взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.
Планируемые результаты:
Личностные: 1) уважительное отношение к родному языку;
2) стремление к речевому самосовершенствованию;
3) пополнение словарного запаса;
4) способность к самооценке на основе критерия успешности;
Метапредметные: 1) овладение изучающим видом чтения;
2) умение воспроизводить прочитанный текст;
3) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;
4) взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи,
участия в обсуждении;
Предметные: 1) развитие творческой самостоятельности;
2) владение разными видами речевой деятельности;
3) умение воспроизводить прочитанный текст;
4) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме
5) способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета
6) проведение морфемного анализа слов.
Основные понятия: приставка, морфема, звонкие и глухие согласные звуки, фонетика
Ресурсы: 1) М.Т.Баранов., Т.А.Ладыженская. Русский язык. Учебник для 5-го класса основной школы. М.: Просвещение, 2010.
Оборудование:
§ ПК;
§ мультимедийный проектор;
§ интерактивная доска
Структура урока:
1) Организационный этап.
2) Мотивация к учебной деятельности.
3) Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
4) Выявление причин затруднений и постановка цели деятельности.
5) Построение проекта выхода из затруднения и его реализация
6) Первичное закрепление во внешней речи
7) Промежуточная рефлексия.
8) Физминутка (пауза релаксации).
9) Самостоятельная работа с самопроверкой
10) Включение в систему знаний и повторение
11) Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия), выставление оценок за урок.
12) Информация о домашнем задании (комментирование).
№ п/п |
Этапы урока |
Формируемые УУД |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающегося |
|||
1. |
Организационный этап. |
Коммуникативные Регулятивные |
-А теперь проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё на месте, всё ль в порядке? Книжки, ручки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? |
Включение в работу
|
|||
2. |
Мотивация к учебной деятельности. |
УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
Приветственное слово учителя (на фоне аудиозаписи из м/ф «Крошка Енот» - «От улыбки…»): - Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. |
Приветствие учащихся.
Запись даты в тетрадях |
|||
3.
|
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
|
ЦЕЛЬ: актуализировать знания детей по теме «приставок» УУД: Регулятивные Коммуникативные
|
1. Проверка домашнего задания через выявление затруднений учащихся, возникших в ходе его выполнения (употребление приставок с единообразным написанием). 2. Самостоятельная работа с новым материалом. Учащимся предлагается записать ряд слов (даны на доске) с пропущенными согласными в приставках. Слова необходимо сгруппировать (принцип группировки в слабом классе можно указать: с учётом собственных знаний о правописании приставок), вставить в них пропущенные буквы, в случае сомнения можно оставлять в слове «дырку», выделить приставки. О…дать, ра…смотреть, с…здавать, ра…жигать, бе…конечно, з…править, в…шёл, в…бираться, и…пугаться, …делать, бе…вкусный, по…держать. Обсудить предложенные варианты группировки слов. Должна получиться следующая запись: отдать рассмотреть создавать разжигать заправить бесконечно вошёл взбираться сделать испугаться поддержать безвкусный Фронтальная беседа по вопросам: - Сравните. Все согласны с таким делением слов на группы? Дополнения есть? - На какие группы разделили слова? - Что объединяет приставки слов первого столбика? - Что объединяет приставки слов второго столбика? - Все ли пропущенные буквы в приставках второго столбика вы вставили? |
К доске выходит 1человек: - задача – распределить слова по группам - задача остальных – распределить по группам и записать в тетрадь
Проверка работы. |
|||
4.
|
Выявление причин затруднений и постановка цели деятельности.
|
ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность УУД: познавательные коммуникативные
|
- Почему вы затруднялись вставлять пропущенные буквы? - Стоит ли выделять эти слова в отдельную группу и учиться писать? - Надо постараться разрешить возникшую проблему? - Есть ли ещё слова с этими приставками? Приведите примеры. - Сформулируйте тему урока. Какие цели можем поставить перед собой на уроке? (1. Выяснить, когда на конце приставок пишется -з, когда –с. 2. Потренироваться в написании слов с этими приставками.)
-Давайте проверим, правы ли вы |
Дети формулируют тему и цели урока После ответа детей открывается доска с названием темы урока (научиться правильно писать слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня) Запись темы урока в тетради |
|||
5. |
Построение проекта выхода из затруднения и его реализация.
|
ЦЕЛЬ: спланировать дальнейшую деятельность УУД: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные
|
- Итак, что же нам предстоит выяснить?
Для решения выявленной проблемы ребятам предлагается стать исследователями и самим постараться определить условия выбора согласных з – с на конце приставок. Необходимо вспомнить правила работы в группах. Для работы предлагается инструкция и текст. (См. Приложение 1). - Прочитайте инструкцию к тексту. Какое задание вам необходимо выполнить? Работаем с лексическим значением неизвестных ребятам слов с помощью толкового словаря. В результате выполнения работы должна получиться следующая запись: разносится беспрерывно низвергающейся рассыпается вздрагивает бесчисленные безмолвном растворяются чрезмерно производит безоблачные |
- В каких случаях на конце приставок пишется з-, а когда с-. Работа в группах Учащиеся перечисляют правила работы в группе: - Получив задание, разберись в нем. - Не пренебрегай опытом других - он твой помощник. - Определите, что вам понадобится в работе. - Каждый несет персональную ответственность за свой участок работы. - Согласовывай свою работу с другими. - Вместе работали - вместе обсуждаем. Определение лексическо- го значения слов Выполнение заданий в тетрадях Выделяют приставки. Группы предлагают свои варианты схематичной записи правила, например:
гласный
|
|||
6. |
Первичное закрепление во внешней речи
|
ЦЕЛЬ: Развивать умения применять новые знания УУД: регулятивные, познавательные |
- Проверим себя по учебнику, к правильным ли выводам мы пришли в результате исследования. Чтение правила (параграф 83). Возвращаемся к «дыркам», оставленным в словах на 2-м этапе урока, объясняем правописание приставок. |
Учащиеся доказывают, в каких словах на конце приставок и почему пишется з-, а в каких – с-. |
|||
7. |
Промежуточная рефлексия
|
ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка УУД: познавательные, регулятивные
|
- Сейчас вы сделали маленькое, но открытие. А открытия не делаются на пустом месте, для них нужен определённый багаж теоретических знаний. - Какие знания вас приблизили сегодня к открытию?
- Что было трудным на этом этапе работы? Что удалось? - Как бы вы оценили работу группы и свою собственную? |
Умение выделять приставки, т.е. знание морфемики; знание глухих и звонких согласных, т.е. фонетические знания. Самооценка |
|||
8. |
Физминутка (пауза релаксации) |
|
На фоне аудиозаписи (н-р, «Космическая музыка» или классической музыки) |
|
|||
9. |
Самостоятельная работа с самопроверкой и озвучиванием результатов. |
ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. УУД: личностные, Регулятивные, коммуникативные
|
Выполнение тестового задания с помощью интерактивной доски. 1) бе ..мерно 2) и ..пользовать 3) во..поминание 4) ра ..жигать 5) ни ..падающие 6) бе ..ценный 7) бе .. шумный 8) в ..бираться 9) ра..топить 10) бе..численные Оцените свою деятельность:
|
Записи в тетрадях
Самооценка Взаимопроверка работ по заранее определённым критериям, например: «5» - без ошибок «4» - 1-2 ошибки «3» - 3-4 ошибки «2» - 5 и более ошибок |
|||
10. |
Включение в систему знаний и повторение.
|
ЦЕЛЬ: закрепить полученные знания УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные
|
а) Работа с сигнальными ракетками: Распахнуть, беспокойный, избежать, разработать, ниспадать, расположиться, исправить, беззаботный, безжалостный, воздвигнуть, исследовать. Объяснительный словарный диктант: Безбрежный простор, ранний рассвет, пышно расцвели, исследовать местность, бесчисленные богатства, возвышаются вдали, испуганные птицы, взлетела на сосну, бескрайние поля.
Выполнение упр. 423. |
Объясняют условия выбора орфограмм. Работают над своей устной речью. Отрабатывают правило «Буквы з и с на конце приставок»
Пишут диктант и объясняют условия выбора орфограмм. Работают над своей устной речью. Отрабатывают правило «Буквы з и с на конце приставок»
Комментированное письмо |
|||
11. |
Рефлексия.
|
ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка УУД: познавательные, регулятивные |
- Какую цель мы поставили в начале урока? – Выполнили мы цель? Научились писать слова на это правило? - Удалось ли нам достичь поставленных целей? Почему? - Что было самым интересным на уроке? Самым трудным? - Чью работу на уроке можно выделить (почему?) и оценить (как?)? - Кто доволен своей работой на уроке? Возьмите такой знак
- А кто не доволен, такой
|
Оценка работы класса
Самооценка |
|||
12.
|
Объяснение домашнего задания.
|
|
Параграф 83, упр.427 (написать мини – сочинение) или придумать грамматическую сказку о правописании приставок, оканчивающихся на – з, - с. |
Записывают задания в дневники |
Приложение 1
Инструкция
1. Прочитайте текст, найдите в нём слова с приставками, оканчивающимися на –з, -с.
2. Выпишите найденные слова, распределяя их по группам:
а) слова с приставками, оканчивающимися на З,
б) слова с приставками, оканчивающимися на С.
3. Выделите приставки, подчеркните в них согласные З, С.
4. Наблюдая за словами, постарайтесь высказать предположение о том, от чего может зависеть выбор согласных З, С в приставках.
5. Графически обозначьте орфограмму.
6. Результаты своих наблюдений представьте в виде схемы.
Водопад.
Перед нами мощный поток воды, который бурно устремляется вниз с большой высоты. Далеко разносится грохот низвергающейся с обрыва воды. Всё кругом вздрагивает от шума. Беспрерывно падает вода и рассыпается внизу на миллиарды мелких брызг. Путешественники смотрят в безмолвном оцепенении на это чрезмерно величественное явление природы.
Особенное впечатление на зрителей водопад производит в безоблачные дни, когда бесчисленные капельки как бы растворяются в воздухе.
Источники:
1. Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 5 классе. М. Мнемозина, 2003
2. Е. А. Влодавская. Поурочные разработки по русскому языку: 5 класс. М.: Из-во «Экзамен», 2006
3. Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку 5 класс. М. «ВАКО» 2011
4. Т.А. Ладыженская. Русский язык 5 класс. М. «Просвещение», 2012
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.