Сценарный план урока русского языка в 5-м классе по теме: «Буквы з и с на конце приставок»

  • doc
  • 14.12.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Сценарный план урока Ларина Т. Е..doc

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПОЛЕВСКОЙ ЛИЦЕЙ»

КУРСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

 

Сценарный план урока русского языка в 5-м классе

по теме: «Буквы з и с  на конце приставок»

 

 

 

Учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории Ларина

Татьяна Егоровна

 

 

 

 

Курск

2020

 

Тема урока: Буквы з и с  на конце приставок

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: освоение способа действия при выборе согласных з – с на конце приставок.

Задачи урока:

1.    Образовательные:

ü выявить условия выбора согласных з – с на конце приставок;

ü формировать навык написания приставок, оканчивающихся на –з, с;

ü повторить морфемный разбор слов;

ü развить умение формулировать определение понятий;

ü обогащать словарный запас учащихся;

ü совершенствовать орфографические и  умения.

2.    Развивающие:

ü осуществление системно-деятельностного подхода;

ü развитие критического мышления;

ü развитие внимания;

ü формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

o   развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

o   развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

o   развивать умение применять новые знания;

o   развитие творческих, речевых способностей учащихся;

o   формирование логических умений;

o   развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

o   развитие умения формулировать проблему;

o   развитие умения групповой и парной работы.

3.    Воспитательные:

ü воспитание интереса и уважения к родному языку;

ü воспитание ценностного отношения к слову;

ü развитие коммуникативных УУД:

o   создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

o   взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

 

                         

Планируемые  результаты:

   Личностные:      1) уважительное отношение к родному языку;

  2) стремление к речевому самосовершенствованию;

                                3) пополнение словарного запаса;

 4) способность к самооценке на основе критерия успешности;

 

Метапредметные:   1) овладение изучающим видом чтения;

                                    2) умение воспроизводить прочитанный текст;

                                    3) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;

                                    4) взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи,

                                     участия  в обсуждении;

 

Предметные:        1) развитие творческой самостоятельности;

                                2) владение разными видами речевой деятельности;

                                3) умение воспроизводить прочитанный текст;

                                4) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме

  5) способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета

  6) проведение морфемного анализа слов.

                                

Основные понятия: приставка, морфема, звонкие и глухие согласные звуки, фонетика

 

 

Ресурсы:      1) М.Т.Баранов., Т.А.Ладыженская. Русский язык. Учебник для 5-го класса основной школы. М.: Просвещение, 2010.

            

Оборудование:

§  ПК;

§  мультимедийный проектор;

§  интерактивная доска

 

Структура урока:

1)      Организационный этап.

2)      Мотивация к учебной деятельности.

3)       Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

4)       Выявление причин затруднений и постановка цели деятельности.

5)      Построение проекта выхода из затруднения и его реализация

6)       Первичное закрепление во внешней речи

7)       Промежуточная рефлексия.

8)       Физминутка (пауза релаксации).

9)       Самостоятельная работа с самопроверкой

10)                     Включение в систему знаний и повторение

11)                     Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия), выставление оценок за урок.

12)                     Информация о домашнем задании (комментирование).

 

 

№ п/п

 

Этапы урока

 

Формируемые УУД

 

Деятельность учителя

Деятельность            обучающегося

1.

Организационный этап.

Коммуникативные

Регулятивные

-А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё на месте, всё ль в порядке?

Книжки, ручки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Включение в работу

 

2.

Мотивация к учебной деятельности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Приветственное слово учителя (на фоне аудиозаписи из м/ф «Крошка Енот» - «От улыбки…»):

- Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Приветствие учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запись даты в тетрадях

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЦЕЛЬ: актуализировать знания детей по теме «приставок»

УУД: Регулятивные

Коммуникативные

 

1. Проверка домашнего задания через выявление затруднений учащихся, возникших в ходе его выполнения (употребление приставок с единообразным написанием).

2. Самостоятельная работа с новым материалом.

Учащимся предлагается записать ряд слов (даны на доске) с пропущенными согласными в приставках.  Слова необходимо сгруппировать (принцип группировки в слабом классе можно  указать: с учётом собственных знаний о правописании приставок), вставить в них пропущенные буквы, в случае сомнения можно оставлять в слове «дырку», выделить приставки.

             О…дать, ра…смотреть, с…здавать, ра…жигать, бе…конечно, з…править, в…шёл, в…бираться, и…пугаться, …делать, бе…вкусный, по…держать. 

Обсудить предложенные варианты группировки слов. Должна получиться следующая запись:

 отдать                    рассмотреть                        создавать                   разжигать                   

заправить                  бесконечно                  

вошёл              взбираться                        сделать                       испугаться

поддержать               безвкусный

Фронтальная беседа по вопросам:

- Сравните. Все согласны с таким делением слов на группы? Дополнения есть?

- На какие группы разделили слова?

- Что объединяет приставки слов первого столбика?

- Что объединяет приставки слов второго столбика?

- Все ли пропущенные буквы в приставках второго столбика вы вставили?

 

 

 

 

 

 

К доске выходит 1человек:

- задача – распределить слова по группам

-  задача остальных – распределить по группам и записать в тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка работы.

4.

 

Выявление причин затруднений и постановка цели деятельности.

 

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность

УУД: познавательные

коммуникативные

 

- Почему вы затруднялись вставлять пропущенные буквы?

- Стоит ли выделять эти слова в отдельную группу и учиться писать?

- Надо постараться разрешить возникшую проблему?

- Есть ли ещё слова с этими приставками? Приведите примеры.

- Сформулируйте тему урока.  Какие цели можем поставить перед собой на уроке?

(1. Выяснить, когда на конце приставок пишется -з, когда –с.

  2. Потренироваться в написании слов с этими приставками.)

 

-Давайте проверим, правы ли вы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети формулируют тему и цели урока

После ответа детей открывается доска с названием темы урока

(научиться правильно  писать слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня)

Запись темы урока в тетради

5.

Построение проекта выхода из затруднения и его реализация.

 

ЦЕЛЬ: спланировать  дальнейшую деятельность

УУД: личностные,

познавательные,

регулятивные,

коммуникативные

 

- Итак, что же нам предстоит выяснить?

 

Для решения выявленной проблемы ребятам предлагается стать исследователями и самим постараться определить условия выбора согласных з – с на конце приставок.

Необходимо вспомнить правила работы в группах.

Для работы предлагается инструкция и текст. (См. Приложение 1).

- Прочитайте инструкцию к тексту. Какое задание вам необходимо выполнить?

Работаем с лексическим значением неизвестных ребятам слов с помощью толкового словаря.

     В результате выполнения работы должна получиться следующая запись:

разносится            беспрерывно

низвергающейся   рассыпается

вздрагивает         бесчисленные

безмолвном         растворяются

чрезмерно

производит

безоблачные

- В каких случаях  на конце приставок пишется з-, а когда с-.

Работа в группах

Учащиеся перечисляют правила работы в группе:

- Получив задание, разберись в нем.

- Не пренебрегай опытом других - он твой помощник.

- Определите, что вам понадобится в работе.

- Каждый несет персональную ответственность за свой участок работы.

- Согласовывай свою работу с другими.

- Вместе работали - вместе обсуждаем.

Определение лексическо-

го значения слов

Выполнение заданий в тетрадях

Выделяют приставки.

 Группы предлагают свои варианты схематичной записи правила, например:

                  звон. согл.

з

                  гласный

с                глух. согл.                                

6.

Первичное закрепление во внешней речи

 

ЦЕЛЬ: Развивать умения   применять новые знания

УУД: регулятивные, познавательные

- Проверим себя по учебнику, к правильным ли выводам мы пришли в результате исследования. Чтение правила (параграф 83).

Возвращаемся к «дыркам», оставленным в словах на 2-м этапе урока, объясняем правописание приставок.

 

 

 

 

 

Учащиеся доказывают, в каких словах на конце приставок и почему пишется з-, а в каких – с-.

7.

 Промежуточная рефлексия

 

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

УУД: познавательные, регулятивные

 

- Сейчас вы сделали маленькое, но открытие. А открытия не делаются на пустом месте, для них нужен определённый багаж теоретических знаний.

- Какие знания вас приблизили сегодня к открытию?

 

- Что было трудным на этом этапе работы? Что удалось?

- Как бы вы оценили работу группы и свою собственную?

 

 

 

 

 

Умение выделять приставки, т.е. знание морфемики; знание глухих и звонких согласных, т.е. фонетические знания.

Самооценка

8.

Физминутка (пауза релаксации)

 

На фоне аудиозаписи (н-р, «Космическая музыка» или классической музыки)

 

9.

Самостоятельная работа с самопроверкой и озвучиванием результатов.

ЦЕЛЬ: развивать умения   применять новые знания.

УУД: личностные,

Регулятивные, коммуникативные

 

 Выполнение тестового задания с помощью интерактивной доски.

1)      бе ..мерно                           

2)      и ..пользовать                    

3)      во..поминание

4)      ра ..жигать

5)      ни ..падающие

6)      бе ..ценный

7)      бе .. шумный

8)      в ..бираться

9)      ра..топить

10)   бе..численные

Оцените свою деятельность:

    УВЕРЕН

Сомневаюсь

 

Трудно

Записи в тетрадях

 

 

 

 

 

 

 

Самооценка

Взаимопроверка работ по заранее определённым критериям, например:

«5» - без ошибок

«4» - 1-2 ошибки

«3» - 3-4 ошибки

«2» - 5 и более ошибок

10.

Включение в систему знаний и повторение.

 

ЦЕЛЬ: закрепить полученные знания

УУД: познавательные, коммуникативные,

регулятивные

 

а) Работа с сигнальными ракетками:

     Распахнуть, беспокойный, избежать, разработать, ниспадать, расположиться, исправить, беззаботный, безжалостный, воздвигнуть, исследовать.

Объяснительный словарный диктант:

     Безбрежный простор, ранний рассвет,  пышно расцвели, исследовать местность, бесчисленные богатства, возвышаются вдали, испуганные птицы, взлетела на сосну, бескрайние поля.

 

Выполнение упр. 423.

 

Объясняют условия выбора орфограмм.

Работают над своей устной речью.

Отрабатывают правило «Буквы з и с на конце приставок»

 

Пишут диктант и объясняют условия выбора орфограмм.

Работают над своей устной речью.

Отрабатывают правило «Буквы з и с на конце приставок»

 

Комментированное письмо

11.

Рефлексия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

УУД: познавательные, регулятивные

-  Какую цель мы поставили в начале урока?  

– Выполнили мы цель? Научились писать слова на это правило?

- Удалось ли нам достичь поставленных целей? Почему?

- Что было самым интересным на уроке? Самым трудным?

- Чью работу на уроке можно выделить (почему?) и оценить (как?)?

- Кто доволен своей работой на уроке? Возьмите такой знак

 

 

 


- А кто не доволен, такой

 

 

 

 


Оценка работы класса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самооценка

12.

 

Объяснение домашнего задания.

 

 

Параграф 83, упр.427 (написать мини – сочинение) или придумать грамматическую сказку о правописании приставок, оканчивающихся на – з, - с.

Записывают задания в дневники

Приложение 1

Инструкция

1.     Прочитайте текст, найдите в нём слова с приставками, оканчивающимися на –з, -с.

2.     Выпишите найденные слова, распределяя их по группам:

                   а) слова с приставками, оканчивающимися на З,

                   б) слова с приставками, оканчивающимися на С.

3.   Выделите приставки, подчеркните в них согласные З, С.

4.   Наблюдая за словами, постарайтесь высказать предположение о том, от чего может зависеть выбор согласных З, С в приставках.

5.   Графически обозначьте орфограмму.

6.   Результаты своих наблюдений представьте в виде схемы.

 

 

Водопад.

     Перед нами мощный поток воды, который бурно устремляется вниз с большой высоты. Далеко разносится грохот низвергающейся с обрыва воды. Всё кругом вздрагивает от шума. Беспрерывно падает вода и рассыпается внизу на миллиарды мелких брызг. Путешественники смотрят в безмолвном оцепенении на это чрезмерно величественное явление природы.  

     Особенное впечатление на зрителей  водопад производит в безоблачные дни, когда бесчисленные капельки как бы растворяются в воздухе.

 

Источники:

1. Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 5 классе.  М. Мнемозина, 2003

2. Е. А. Влодавская. Поурочные разработки по русскому языку: 5 класс. М.: Из-во «Экзамен», 2006

3. Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку 5 класс. М. «ВАКО» 2011

4. Т.А. Ладыженская.  Русский язык  5 класс. М. «Просвещение», 2012


Скачано с www.znanio.ru