«Судьба, долг, сострадание… или Почему люди несчастны» (по рассказу И. С. Тургенева «Бирюк»).
Оценка 4.9

«Судьба, долг, сострадание… или Почему люди несчастны» (по рассказу И. С. Тургенева «Бирюк»).

Оценка 4.9
docx
27.05.2020
«Судьба, долг, сострадание… или Почему люди несчастны» (по рассказу И. С. Тургенева «Бирюк»).
Конспект урока литературы в 7 классе.docx

Конспект урока литературы в 7 классе по теме: «Судьба, долг, сострадание… или Почему люди несчастны» (по рассказу И. С. Тургенева «Бирюк»).

Цель: анализ рассказа И. С. Тургенева «Бирюк».
Задачи:
• показать мастерство писателя в создании портретной характеристики;
• формировать навыки исследовательской работы с текстом;
• развивать логическое мышление, наблюдательность,
• развивать и обогащать речь обучающихся;
• создать условия для воспитания чувства любви к природе, к человеку.

Опережающие задания к уроку:

1. Творчество И.Тургенева.

2. История создания рассказа.

Оборудование
: учебник, тетрадь, презентация, иллюстрации к произведению, портреты писателя.
Используемые технологии: личностно-ориентированная; проблемно-поисковая.
Методические приемы: беседа, чтение, работа с учебником, просмотр презентации.
Основные понятия: герой, портрет, интерьер, описание.
Межпредметные связи: история.

Но что может быть интересного 
в грубом, необразованном человеке?
Как что? – Его душа, ум, сердце, всё 
то же, что и в образованном человеке.
В. Г. Белинский
Структура урока
I. Организационный момент. 
Цель этапа: создание эмоционального настроя урока.
- Здравствуйте. Давайте настроимся на работу. Пожмите друг другу руку те, кто к сегодняшнему уроку прочитал вступительную статью в учебнике об И. С. Тургеневе.
- Давайте вспомним, что нам известно о творчестве И.С. Тургенева

II. Работа по теме урока.
Цель этапа: анализ рассказа И. С. Тургенева «Бирюк»

1. Беседа.
Цель этапа: Подготовка к восприятию.
- Какого писателя и автора какого произведения мы видим на  картинке (И. С. Тургенева, автора «Записок охотника»).история создания данного рассказа.

- Над «Записками охотника» И. С. Тургенев начинает работать в 1847 году, были опубликованы в 1852 . В сборник вошло 25 рассказов.
Во всех произведениях присутствует один и тот же герой - Петр Петрович. Это дворянин из села Спасское. Он рассказывает о случаях, произошедших с ним во время охоты. Поэтому сборник назван «Записки охотника»
Создавая его, Тургенев опирался на собственные впечатления о жизни крестьян в Орловской губернии. Многие герои, упоминаемые в рассказах, были знакомы автору. 
2. Работа с учебником.
Цель этапа: расширение знаний о Тургеневе И. С.
- С творчеством И. С. Тургенева мы знакомились в предыдущих классах. Какие факты вы помните? 
- Сейчас я предлагаю вам ещё раз обратиться к биографии писателя и восполнить пробелы. (Стр. 238 - 240) 
3. Мотивация
- Почему же Тургенева так интересовали крестьяне? Что именно в крестьянстве видел классик? 
4. Создание проблемной ситуации.
- Мы сегодня тоже попробуем пройти охотничьей тропой вместе с Тургеневым и тоже будем... (узнавать чью-то тайну) 
-Чью? (тайну Бирюка, героя одноименного рассказа Тургенева).
- На какие вопросы вы хотели бы ответить сегодня на уроке? 
5. Целевая установка.
Цель этапа: постановка целей урока.
• попробуем разобраться в характере главного героя;
• обязательно найдём ответ на вопрос, чем же так заинтересовала Тургенева судьба Бирюка, что он отводит ему центральное место в своём произведении. 

6. Беседа.

Цель этапа: подготовка к анализу.
- Вспомните, какие пункты традиционно включаются в характеристику (имя, портрет, семейное положение, отношение к работе, взаимоотношения с другими персонажами, отношение автора к своему герою и проч.) 
- Какие детали образа Бирюка мы знаем? Перечислите.
- Имя
- Портрет
- Отношение Бирюка к работе
- Отношение к Бирюку мужиков – крестьян (в том числе и вора)
- Отношение самого Бирюка к мужику-вору
- Быт Бирюка, его семейное положение
- Итак, сейчас нам предстоит серьезная работа. 
7. Анализ текста. Характеристика персонажа. Реализация воспитательной цели урока.
- Каково настоящее имя Бирюка? Имя – Фома Кузьмич, но все называют его Бирюком.
- Что обозначает прозвище - Бирюк? Бирюк- это прозвище (одинокий и угрюмый человек). Бирюком называют ВОЛКА.
- Кто прозвал лесника Бирюком? Лесника так прозвали мужики. 
- Откуда его прозвище известно барину – Тургеневу? (Стр. 242. «от моего Ермолая и от других я часто слышал рассказы о леснике Бирюке…»). 
- Какой вывод можно сделать? Ни с кем не общается, угрюм, его не любят, он одинок, его считают волком, зверем, можно пожалеть героя.

Портрет
Молодец, высокого роста, плечист, сложен на славу, могучие мышцы, черная борода, суровое и мужественное лицо, смелые глаза Суровый, мужественный, красивый
- Что во внешности Бирюка нравится Тургеневу? Молодец «высокого роста, плечист и сложен на славу», «могучие мышцы», «суровое и мужественное лицо», «смело глядели глаза», «силён и ловок, как бес», богатырь. Не боится грозы, он сам «гроза» для воров.

В. Г. Белинский в своей критической статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года» задает вопрос: «… что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?» На этот вопрос мы попробуем ответить в конце урока.

Отношение Бирюка к работе
Мастер своего дела, вязанки хвороста не даст утащить, никому спуску не дает, господский хлеб даром не ест Очень строгий, жестокий, 
добросовестный работник
• Как объясняет Бирюк Тургеневу свое отношение к работе? Очень добросовестный, неподкупный.

- Почему мужикам-крестьянам приходится воровать в лесу? Он пытался объяснить Бирюку причину того, почему он пришел в лес воровать: «с голодухи, разорены, с голодухи, детки пищат, нужда». 

Отношение к Бирюку мужиков – крестьян (в том числе и вора)
Сжить хотят со свету, да не дается. Его мужик-вор называет кровопийцей, душегубцем, зверем (3 раза) Его ненавидят, хотят убить, сочувствуем ему
• Почему мужики ненавидят Бирюка? Именно потому, что он ответственно и честно выполняет свою работу, не позволяет воровать, с ним крестьяне и не общаются. За строгость, честность и даже жёсткость его не любят, считают волком, зверем. «Уж не раз добрые люди его сжить со свету собирались».
- Как называет Бирюка пойманный им мужик-вор? Его мужик-вор называет кровопийцей, душегубцем, зверем (3 раза).

Отношение самого Бирюка к мужику-вору Поймал его во время преступления, связал кушаком и хочет наказать, но все же отпускает, выталкивает из избы Жестокий, но жалеет,
понимает беду мужика и отпускает, берет вину на себя
- Понимает ли Бирюк, почему мужик пришел воровать лес? Несмотря на то, что Фома и сам находится в таком же положении, он отвечает мужику, что все равно нельзя воровать. 

- Жалеет ли вора Бирюк или нет? Жестокий, но жалеет,
- Кого накажут за срубленное дерево? Бирюк говорит в разговоре с мужиком: «Я тоже человек подневольный, с меня взыщут». 

- Почему Бирюк отпускает вора? Легко ли ему принять такое решение? Легко ли беречь барский лес? Фома и сам так же бедно живет, как мужик, он понимает крестьянина, сочувствует ему, Фома умеет сострадать, сопереживать, он добрый. Прощает мужику жестокие оскорбления: «кровопийца, душегубец, зверь». Нет, Бирюк не кровопийца, он не злой Понимает беду мужика и отпускает, берет вину на себя. 

Быт Бирюка, его семейное положение. Жена сбежала, живет с двумя детьми: девочка 12-ти лет, грудной ребенок. Изба низкая, пустая, бедность, нет хлеба и чая жена не выдержала характера Бирюка. ответственен за своих детей
очень беден, несчастен, автор его жалеет
- Какие чувства испытывает Тургенев, видя, как живет Бирюк? «Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой». «Изодранный тулуп». Кушать нечего. Двое детей. «Я посмотрел кругом,- сердце во мне заныло».
-Счастлив ли Бирюк?
- Почему от него сбежала жена?

8. Сопоставление деталей. Прием «недописанный тезис».
- Попробуйте теперь всё, нами сказанное, сопоставить в одном предложении, С одной стороны, Бирюк_________________________________________________________, 
но с другой стороны, 
__________________________________________________________________, ПОТОМУ ЧТО________________
С одной стороны, Бирюк одинокий, бедный, несчастный, брошенный, понимающий, мужественный, добросовестный работник, его можно пожалеть, но с другой стороны, жестокий, строгий, его хотят сжить со свету.
- Итак, мы уже частично узнали Бирюка. Каким человеком он предстает перед нами? (хорошим, умным, добросовестным).
- Но только одно слово у нас осталось непонятным – ПРИЧИНА, которая не дает ему раскрыться перед мужиками, чтобы они поняли, каков он на самом деле.
9. Поиск причины явления
- Бирюк делает что-то против своей воли? (да, он задерживает вора – несчастного мужика – и собирается его наказать)
- А кто же и почему заставляет этого сильного, мужественного человека поступать против своей воли, заставляет выполнять свои приказы? (барин, помещик, потому что Бирюк - КРЕПОСТНОЙ)
- Вот мы и нашли причину, по которой Бирюк жесток, угрюм, излишне суров. Подберите ключевые к слову КРЕПОСТНОЙ (какой? Несвободный, должен выполнять приказы барина)
10. Раскрытие тайны. Прием «недописанный тезис».
- Можем ли мы теперь раскрыть тайну Бирюка? (да)
- Попробуйте теперь письменно ее изложить и закончить предложение, используя ключевые слова.
Тайна Бирюка в том, что он хороший и добрый человек, но, так как он крепостной, он должен подчиняться барину и быть жестоким с крестьянами, поэтому они его ненавидят 
11. Авторская позиция
- Как вы думаете, а Тургенев смог раскрыть тайну Бирюка?
- Как оценивает поступок Бирюка по отношению к вору Тургенев? (он называет Бирюка «славный малый», то есть понимает, каков Бирюк на самом деле).
- Попробуем теперь ответить на вопрос, заданный Белинским. Попробуйте закончить предложение.
…что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?
Как что? – Его душа, ум, сердце, всё то же, что и в образованном человеке. 
12. Тайна Тургенева. Прием «недописанный тезис».
- Да, действительно, Тургенев был одним из первых русских писателей, которые поняли душевную силу и красоту крепостных крестьян и рассказали об этом миру. 
-И теперь я вам приоткрою завесу тайны самого Тургенева. Он желал, чтобы на его памятнике были высечены слова о том, что его _________________послужила делу освобождения крестьян от крепостного права. Вставьте пропущенное слово (книга «Записки охотника»)
Известно, что в решении царя Александра II (воспитанника В.А.Жуковского) освободить крестьян в 1861 году, "Записки охотника" сыграли большую роль. Вот как литература влияет на историю. 
III. Итог урока. Реализация воспитательной цели урока.
Цель этапа: подведение итога урока.
1. Беседа
- Один из бывших крепостных Тургенева вспоминал спустя время: «Бабушка и мать говорили мне, что почти все лица, упоминаемые в «Записках охотника», не выдуманные, а списанные с живых людей, даже имена их настоящие: был Ермолай…, был Бирюк, которого в лесу убили свои же крестьяне…» 
Все – таки добрый, мужественный, честный Бирюк погиб от рук своих же крестьян. И возникает вопрос: почему такой славный человек, одаренный от природы многими положительными качествами, жил в нищете, в условиях, вызывающих жалость? Бирюка ценил барин, доверял ему свой лес. Почему же Бирюк живет ничуть не лучше, чем остальные крестьяне? Почему погиб из-за того, что честно выполнял свою работу? Кто в этом виноват (или что)?

(ответ: Бирюк говорит: «Я человек подневольный». Насколько подневольный? Такой же подневольный, как и другие крестьяне – он крепостной. А барин, видимо, очень жадный, потому что обдирает своих крестьян до нитки, и они вынуждены воровать, чтобы прокормиться. И даже о Бирюке, которого барин ценит как работника, которому доверяет, он не заботится. И даже взыскивает с него недоимки. Виновато в ужасной жизни людей и в смерти Бирюка крепостное право. Из-за него крестьяне голодали и воровали. Из-за него Бирюк тщательно охранял лес, не позволял воровать крестьянам. Но крепостным очень тяжело жилось, у них не было другого выхода, кроме как воровать, а Бирюк был помехой, поэтому его и убили).
- Крепостное право. В произведении нет прямого протеста против него. И все же рассказ – обвинительный акт крепостному праву (идея произведения). И не только крепостному праву, но и вообще насилию над личностью человека. Когда мы чувствуем, что Тургенев нам об этом говорит?
(ответ: мы чувствуем это в словах крестьянина – вора, когда он в отчаянии выкрикивает обвинения Бирюку, да и образ Бирюка – это протест против крепостного права и насилия над человеком).
- Попробуйте ответить на вопрос, сформулированный в теме урока? Почему несчастен Бирюк и другие крестьяне – герои рассказа?
2. Рефлексия. 
- Какие знания вы сегодня получили на уроке?
- Чем на уроке вы порадовали учителя, одноклассников?
- Какое у вас настроение от урока?
- Ребята, я благодарю вас за урок и желаю каждому из вас иметь большое и доброе сердце и всегда сохранять человеческое достоинство. 
IV. Домашнее задание.
Цель этапа: сообщение и разъяснение содержания домашнего задания.
Прочитать стр. 250 – 253.
По желанию: нарисовать иллюстрацию к произведению. 


 

Конспект урока литературы в 7 классе по теме: «Судьба, долг, сострадание… или

Конспект урока литературы в 7 классе по теме: «Судьба, долг, сострадание… или

Стр. 238 - 240) 3. Мотивация -

Стр. 238 - 240) 3. Мотивация -

Отношение Бирюка к работе Мастер своего дела, вязанки хвороста не даст утащить, никому спуску не дает, господский хлеб даром не ест

Отношение Бирюка к работе Мастер своего дела, вязанки хвороста не даст утащить, никому спуску не дает, господский хлеб даром не ест

Счастлив ли Бирюк? - Почему от него сбежала жена? 8

Счастлив ли Бирюк? - Почему от него сбежала жена? 8

Известно, что в решении царя Александра

Известно, что в решении царя Александра
Скачать файл