Конспект урока литературы в 7 классе по теме: «Судьба, долг, сострадание… или Почему люди несчастны» (по рассказу И. С. Тургенева «Бирюк»).
Цель: анализ рассказа И. С.
Тургенева «Бирюк».
Задачи:
• показать мастерство писателя в создании
портретной характеристики;
• формировать навыки исследовательской работы с
текстом;
• развивать логическое мышление,
наблюдательность,
• развивать и обогащать речь обучающихся;
• создать условия для воспитания чувства любви к
природе, к человеку.
Опережающие задания к уроку:
1. Творчество И.Тургенева.
2. История создания рассказа.
Оборудование: учебник, тетрадь, презентация, иллюстрации к
произведению, портреты писателя.
Используемые технологии:
личностно-ориентированная; проблемно-поисковая.
Методические приемы: беседа, чтение, работа с
учебником, просмотр презентации.
Основные понятия: герой, портрет, интерьер,
описание.
Межпредметные связи: история.
Но что может быть интересного
в грубом, необразованном человеке?
Как что? – Его душа, ум, сердце, всё
то же, что и в образованном человеке.
В. Г. Белинский
Структура урока
I. Организационный момент.
Цель этапа: создание эмоционального настроя
урока.
- Здравствуйте. Давайте настроимся на работу.
Пожмите друг другу руку те, кто к сегодняшнему уроку прочитал вступительную
статью в учебнике об И. С. Тургеневе.
- Давайте вспомним, что нам известно о
творчестве И.С. Тургенева
II. Работа по теме урока.
Цель этапа: анализ рассказа И. С. Тургенева
«Бирюк»
1. Беседа.
Цель этапа: Подготовка к восприятию.
- Какого писателя и автора какого произведения
мы видим на картинке (И. С. Тургенева, автора «Записок охотника»).история
создания данного рассказа.
- Над «Записками охотника» И. С. Тургенев
начинает работать в 1847 году, были опубликованы в 1852 . В сборник вошло 25
рассказов.
Во всех произведениях присутствует один и тот же
герой - Петр Петрович. Это дворянин из села Спасское. Он рассказывает о
случаях, произошедших с ним во время охоты. Поэтому сборник назван «Записки
охотника»
Создавая его, Тургенев опирался на собственные
впечатления о жизни крестьян в Орловской губернии. Многие герои, упоминаемые в
рассказах, были знакомы автору.
2. Работа с учебником.
Цель этапа: расширение знаний о Тургеневе И. С.
- С творчеством И. С. Тургенева мы знакомились в
предыдущих классах. Какие факты вы помните?
- Сейчас я предлагаю вам ещё раз обратиться к
биографии писателя и восполнить пробелы. (Стр. 238 - 240)
3. Мотивация
- Почему же Тургенева так интересовали
крестьяне? Что именно в крестьянстве видел классик?
4. Создание проблемной ситуации.
- Мы сегодня тоже попробуем пройти охотничьей
тропой вместе с Тургеневым и тоже будем... (узнавать чью-то тайну)
-Чью? (тайну Бирюка, героя одноименного рассказа
Тургенева).
- На какие вопросы вы хотели бы ответить сегодня
на уроке?
5. Целевая установка.
Цель этапа: постановка целей урока.
• попробуем разобраться в характере главного
героя;
• обязательно найдём ответ на вопрос, чем же так
заинтересовала Тургенева судьба Бирюка, что он отводит ему центральное место в
своём произведении.
6. Беседа.
Цель этапа: подготовка к
анализу.
- Вспомните, какие пункты традиционно включаются
в характеристику (имя, портрет, семейное положение, отношение к работе,
взаимоотношения с другими персонажами, отношение автора к своему герою и проч.)
- Какие детали образа Бирюка мы знаем?
Перечислите.
- Имя
- Портрет
- Отношение Бирюка к работе
- Отношение к Бирюку мужиков – крестьян (в том
числе и вора)
- Отношение самого Бирюка к мужику-вору
- Быт Бирюка, его семейное положение
- Итак, сейчас нам предстоит серьезная работа.
7. Анализ текста. Характеристика персонажа. Реализация воспитательной цели урока.
- Каково настоящее имя Бирюка? Имя – Фома
Кузьмич, но все называют его Бирюком.
- Что обозначает прозвище - Бирюк? Бирюк- это
прозвище (одинокий и угрюмый человек). Бирюком называют ВОЛКА.
- Кто прозвал лесника Бирюком? Лесника так
прозвали мужики.
- Откуда его прозвище известно барину –
Тургеневу? (Стр. 242. «от моего Ермолая и от других я часто слышал рассказы о
леснике Бирюке…»).
- Какой вывод можно сделать? Ни с кем не
общается, угрюм, его не любят, он одинок, его считают волком, зверем, можно
пожалеть героя.
Портрет
Молодец, высокого роста, плечист, сложен на
славу, могучие мышцы, черная борода, суровое и мужественное лицо, смелые глаза
Суровый, мужественный, красивый
- Что во внешности Бирюка нравится Тургеневу?
Молодец «высокого роста, плечист и сложен на славу», «могучие мышцы», «суровое
и мужественное лицо», «смело глядели глаза», «силён и ловок, как бес»,
богатырь. Не боится грозы, он сам «гроза» для воров.
В. Г. Белинский в своей критической статье
«Взгляд на русскую литературу 1847 года» задает вопрос: «… что может быть
интересного в грубом, необразованном человеке?» На этот вопрос мы попробуем
ответить в конце урока.
Отношение Бирюка к работе
Мастер своего дела, вязанки хвороста не даст
утащить, никому спуску не дает, господский хлеб даром не ест Очень строгий,
жестокий,
добросовестный работник
• Как объясняет Бирюк Тургеневу свое отношение к
работе? Очень добросовестный, неподкупный.
- Почему мужикам-крестьянам приходится воровать
в лесу? Он пытался объяснить Бирюку причину того, почему он пришел в лес
воровать: «с голодухи, разорены, с голодухи, детки пищат, нужда».
Отношение к Бирюку мужиков – крестьян (в
том числе и вора)
Сжить хотят со свету, да не дается. Его
мужик-вор называет кровопийцей, душегубцем, зверем (3 раза) Его ненавидят,
хотят убить, сочувствуем ему
• Почему мужики ненавидят Бирюка? Именно потому,
что он ответственно и честно выполняет свою работу, не позволяет воровать, с
ним крестьяне и не общаются. За строгость, честность и даже жёсткость его не
любят, считают волком, зверем. «Уж не раз добрые люди его сжить со свету
собирались».
- Как называет Бирюка пойманный им мужик-вор?
Его мужик-вор называет кровопийцей, душегубцем, зверем (3 раза).
Отношение самого Бирюка к мужику-вору Поймал
его во время преступления, связал кушаком и хочет наказать, но все же
отпускает, выталкивает из избы Жестокий, но жалеет,
понимает беду мужика и отпускает, берет вину на
себя
- Понимает ли Бирюк, почему мужик пришел
воровать лес? Несмотря на то, что Фома и сам находится в таком же положении, он
отвечает мужику, что все равно нельзя воровать.
- Жалеет ли вора Бирюк или нет? Жестокий, но
жалеет,
- Кого накажут за срубленное дерево? Бирюк говорит
в разговоре с мужиком: «Я тоже человек подневольный, с меня взыщут».
- Почему Бирюк отпускает вора? Легко ли ему
принять такое решение? Легко ли беречь барский лес? Фома и сам так же бедно
живет, как мужик, он понимает крестьянина, сочувствует ему, Фома умеет
сострадать, сопереживать, он добрый. Прощает мужику жестокие оскорбления:
«кровопийца, душегубец, зверь». Нет, Бирюк не кровопийца, он не злой Понимает
беду мужика и отпускает, берет вину на себя.
Быт Бирюка, его семейное положение. Жена
сбежала, живет с двумя детьми: девочка 12-ти лет, грудной ребенок. Изба низкая,
пустая, бедность, нет хлеба и чая жена не выдержала характера Бирюка.
ответственен за своих детей
очень беден, несчастен, автор его жалеет
- Какие чувства испытывает Тургенев, видя, как
живет Бирюк? «Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и
пустой». «Изодранный тулуп». Кушать нечего. Двое детей. «Я посмотрел кругом,-
сердце во мне заныло».
-Счастлив ли Бирюк?
- Почему от него сбежала жена?
8. Сопоставление деталей. Прием «недописанный тезис».
- Попробуйте теперь всё, нами сказанное,
сопоставить в одном предложении, С одной стороны,
Бирюк_________________________________________________________,
но с другой стороны,
__________________________________________________________________,
ПОТОМУ ЧТО________________
С одной стороны, Бирюк одинокий, бедный,
несчастный, брошенный, понимающий, мужественный, добросовестный работник, его
можно пожалеть, но с другой стороны, жестокий, строгий, его хотят сжить со
свету.
- Итак, мы уже частично узнали Бирюка. Каким
человеком он предстает перед нами? (хорошим, умным, добросовестным).
- Но только одно слово у нас осталось непонятным
– ПРИЧИНА, которая не дает ему раскрыться перед мужиками, чтобы они поняли,
каков он на самом деле.
9. Поиск причины явления
- Бирюк делает что-то против своей воли? (да, он
задерживает вора – несчастного мужика – и собирается его наказать)
- А кто же и почему заставляет этого сильного,
мужественного человека поступать против своей воли, заставляет выполнять свои
приказы? (барин, помещик, потому что Бирюк - КРЕПОСТНОЙ)
- Вот мы и нашли причину, по которой Бирюк
жесток, угрюм, излишне суров. Подберите ключевые к слову КРЕПОСТНОЙ (какой?
Несвободный, должен выполнять приказы барина)
10. Раскрытие тайны. Прием «недописанный тезис».
- Можем ли мы теперь раскрыть тайну Бирюка? (да)
- Попробуйте теперь письменно ее изложить и
закончить предложение, используя ключевые слова.
Тайна Бирюка в том, что он хороший и добрый
человек, но, так как он крепостной, он должен подчиняться барину и быть
жестоким с крестьянами, поэтому они его ненавидят
11. Авторская позиция
- Как вы думаете, а Тургенев смог раскрыть тайну
Бирюка?
- Как оценивает поступок Бирюка по отношению к
вору Тургенев? (он называет Бирюка «славный малый», то есть понимает, каков
Бирюк на самом деле).
- Попробуем теперь ответить на вопрос, заданный
Белинским. Попробуйте закончить предложение.
…что может быть интересного в грубом,
необразованном человеке?
Как что? – Его душа, ум, сердце, всё то же, что
и в образованном человеке.
12. Тайна Тургенева. Прием «недописанный тезис».
- Да, действительно, Тургенев был одним из
первых русских писателей, которые поняли душевную силу и красоту крепостных
крестьян и рассказали об этом миру.
-И теперь я вам приоткрою завесу тайны самого
Тургенева. Он желал, чтобы на его памятнике были высечены слова о том, что его
_________________послужила делу освобождения крестьян от крепостного права.
Вставьте пропущенное слово (книга «Записки охотника»)
Известно, что в решении царя Александра II
(воспитанника В.А.Жуковского) освободить крестьян в 1861 году, "Записки
охотника" сыграли большую роль. Вот как литература влияет на историю.
III. Итог урока. Реализация воспитательной цели урока.
Цель этапа: подведение итога урока.
1. Беседа
- Один из бывших крепостных Тургенева вспоминал
спустя время: «Бабушка и мать говорили мне, что почти все лица, упоминаемые в
«Записках охотника», не выдуманные, а списанные с живых людей, даже имена их
настоящие: был Ермолай…, был Бирюк, которого в лесу убили свои же крестьяне…»
Все – таки добрый, мужественный, честный Бирюк
погиб от рук своих же крестьян. И возникает вопрос: почему такой славный
человек, одаренный от природы многими положительными качествами, жил в нищете,
в условиях, вызывающих жалость? Бирюка ценил барин, доверял ему свой лес.
Почему же Бирюк живет ничуть не лучше, чем остальные крестьяне? Почему погиб
из-за того, что честно выполнял свою работу? Кто в этом виноват (или что)?
(ответ: Бирюк говорит: «Я человек подневольный».
Насколько подневольный? Такой же подневольный, как и другие крестьяне – он
крепостной. А барин, видимо, очень жадный, потому что обдирает своих крестьян
до нитки, и они вынуждены воровать, чтобы прокормиться. И даже о Бирюке,
которого барин ценит как работника, которому доверяет, он не заботится. И даже
взыскивает с него недоимки. Виновато в ужасной жизни людей и в смерти Бирюка
крепостное право. Из-за него крестьяне голодали и воровали. Из-за него Бирюк
тщательно охранял лес, не позволял воровать крестьянам. Но крепостным очень
тяжело жилось, у них не было другого выхода, кроме как воровать, а Бирюк был
помехой, поэтому его и убили).
- Крепостное право. В произведении нет прямого
протеста против него. И все же рассказ – обвинительный акт крепостному праву
(идея произведения). И не только крепостному праву, но и вообще насилию над
личностью человека. Когда мы чувствуем, что Тургенев нам об этом говорит?
(ответ: мы чувствуем это в словах крестьянина –
вора, когда он в отчаянии выкрикивает обвинения Бирюку, да и образ Бирюка – это
протест против крепостного права и насилия над человеком).
- Попробуйте ответить на вопрос,
сформулированный в теме урока? Почему несчастен Бирюк и другие крестьяне –
герои рассказа?
2. Рефлексия.
- Какие знания вы сегодня получили на уроке?
- Чем на уроке вы порадовали учителя,
одноклассников?
- Какое у вас настроение от урока?
- Ребята, я благодарю вас за урок и желаю
каждому из вас иметь большое и доброе сердце и всегда сохранять человеческое
достоинство.
IV. Домашнее задание.
Цель этапа: сообщение и разъяснение содержания
домашнего задания.
Прочитать стр. 250 – 253.
По желанию: нарисовать иллюстрацию к
произведению.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.