Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Русский язык
ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
Урок 108 (97).
Тема:Суффикс л в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам
– Развитие умений отличать глаголы прошедшего времени от глаголов других времён по признаку – наличию суффикса
л, изменять глаголы в прошедшем времени по родам и числам.
П – повышенный уровень
М – максимальный уровень
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания
учебных успехов)
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
3 4
Словарная работа.
1. Грамматическая загадка.
– У этого слова есть синонимы: независимость, воля; есть антоним:
рабство.
– Какое это слово? (Свобода.)
2. – Найдите однокоренное с ним слово в одном из предложений из упр.
350. Прочитайте его по слогам.
3. – Запишите по схемам словосочетания с этим словом.
Сущ. + свобода (любовь к свободе, борьба за свободу);
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять информацию в виде
схемы.
3. Выявлять сущность, особенности
объектов.
4. На основе анализа объектов делать
выводы.
5. Обобщать и классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на развороте
учебника.
© ООО «Баласс», 2014
1Гл. + свобода (мечтать о свободе, писать о свободе);
Прил. + свобода (полная свобода, политическая свобода).
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
4. Письменный опрос.
Учитель читает незаконченное предложение. Ученики «дописывают»
его: пишут однодва слова в тетрадях.
Глаголы обозначают ... (действия предметов).
Глаголы изменяются ... (по временам).
Летел, мечтал, плясали – это глаголы в ... (прош. вр.).
Глаголы настоящего времени отвечают на вопрос ... .
5. Выполнение задания № 2, тема 10 в рабочей тетради.
– Как определили настоящее время?
6. Упр. 352 – самостоятельное выполнение. Проверка коллективная.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
1 3 3
– Откройте учебник на с. 108. Прочитайте слова в зелёной рамке.
– Почему слова разбиты на три группы? (Имеют близкое значение, это
синонимы.)
– А что общего у глаголов во всех трёх группах? Подсказка, если не
II.
Формулирование
проблемы.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё
предположение на основе работы с
материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
© ООО «Баласс», 2014
2соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять познавательную и
личностную рефлексию.
III. Открытие
новых знаний.
определят сразу: когда происходит действие? (Это глаголы в прошедшем
времени.)
– Сформулируйте тему урока. (Глаголы прошедшего времени.) Запись на
доске.
– Составим план урока.
3 4 3
Наблюдение над отличительным признаком глаголов прошедшего
времени – суффиксом л.
Упр. 353 – продолжение работы со словами в зелёной рамке.
Выполняется коллективно по «шагам».
– Различие в оттенках значения синонимов. (Например, в 1м столбике
слова горевал, сокрушался передают очень сильные страдания.)
– У всех глаголов прошедшего времени на конце или перед ся есть буква
л.
– Почему эта буква выделена жирным шрифтом? Ответ на этот вопрос вы
найдёте в тексте в серой рамке на следующей странице.
– Прочитайте текст.
– Что же такое л? (Это суффикс прошедшего времени глагола.)
– По этому суффиксу вам всегда легко будет найти глагол прошедшего
времени. Это самый яркий отличительный признак прошедшего времени.
IV. Развитие
умений.
3 4 6 1 3
Работа в учебнике.
1. Упр. 354. Сначала дети устно находят лишнее слово, зачёркивают
его простым карандашом. Затем самостоятельно записывают,
выполняя все задания. Коллективная проверка.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё
отношение к героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с
© ООО «Баласс», 2014
3определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и
целенаправленной познавательной
деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными
задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной
форме.
4. Умение работать в паре.
Образец записи:
Встречает, празднует, трещит (наст. вр.)
Прочитает, засмеётся, оживёт (наст. вр.)
Вытащила, рассказала, уточнила (прош. вр.)
2. Наблюдение за изменением глаголов в прошедшем времени по родам.
а) Работа на доске под руководством учителя. На доске записано:
Фонарь светил...
Лампа светил...
Солнце светил…
Огоньки светил...
– Прочитайте. Согласны ли вы с таким написанием? Чего не хватает?
(Окончаний у глаголов.)
– Допишите их. Прочитайте только глаголы.
Сделайте вывод: как изменяются глаголы в прошедшем времени?
(Глаголы в прошедшем времени изменяются по родам в единственном
числе и по числам.)
б) Практическая работа.
– Запишите такие же пары слов, изменяя глагол плыл. Поставьте
ударение. (Лодка плыла. Человек плыл. Бревно плыло. Листья плыли.)
3. Письмо по памяти.
Упр. 355. Подготовка к письму по памяти проводится по заданиям к
упражнению. Дополнительное задание: указать число и род глаголов в
прошедшем времени.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
© ООО «Баласс», 2014
4– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
V. Итог урока.
4 4
– Прочитайте ещё раз тему урока.
– Сформулируйте, какие задачи мы решали на уроке. (Определяли
признаки глаголов прошедшего времени, наблюдали, как они
изменяются.)
– Какой получили результат? (В глаголах прошедшего времени есть
суффикс л, они изменяются по родам и числам.)
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
VI. Домашнее
задание.
1. Упр. 5, с. 117–118. Звукобуквенный анализ слова взял.
2. Задание № 3, тема 10 в рабочей тетради.
Деятельность учеников:
Наблюдать за ролью глаголов в речи.
© ООО «Баласс», 2014
5