Сурдопедагогический модуль в системе комплексного мониторинга динамики общего развития обучающегося с нарушенным слухом
Цель:
Определение сурдопедагогического статуса обучающегося в системе
комплексного мониторинга динамики общего развития обучающегося с нарушенным слухом.
Задачи деятельности:
Выявление основных показателей сформированности коммуникативно-речевой компетенции обучающегося с нарушенным слухом.
На первоначальном этапе сурдопедагогическое обследование обучающегося носит комплексный характер и включает следующие показатели:
- анамнестические данные об обучающемся (время и причина потери слуха, заключение сурдолога о состоянии слуховой функции, данные о родителях, сопутствующие нарушения психофизического развития);
- данные о слухопротезировании (время, тип слухового аппарата);
- данные о дошкольной подготовке;
- данные психологического обследования;
- педагогическое обследование состояния и резервов развития слухового восприятия устной речи (с помощью электроакустической аппаратуры и на голое ухо);
- выявление фазы состояния слуховой функции на первоначальном периоде обучения;
- выявление уровня речевого развития учащихся (способности понимать собеседника и быть понятым при устном общении, самостоятельной связной речи и восприятия текста);
- выявление уровня произносительных навыков;
- определение уровня коммуникативно-речевой компетенции.
Алгоритм проведения первоначального сурдопедагогического обследования Первоначальное сурдопедагогическое обследование начинается с изучения особенностей психофизического развития ребенка, состояния его аудиометрического обследования за весь период его дошкольного воспитания на основе медицинского заключения, педагогической характеристики дошкольного учреждения, беседы с родителями. Выясняются особенности устного общения ребенка в семье, навыки пользования индивидуальным слуховым аппаратом.
Комплексное обследование слуховой функции, состояния устной речи (ее восприятия и воспроизведения), определение уровня самоконтроля за
произношением и уровня сформированности коммуникативно речевой компетенции, проводится не раньше, чем через две недели после поступления в школу, что связано с периодом адаптации к школьным условиям и уточнения режима работы звукоусиливающей аппаратуры.
Обследование проводится на индивидуальных занятиях по 20-25 минут. В целом комплексное обследование занимает примерно две недели.
Педагогическое обследование состояния слуха (слуховой функции)
(без использования и с использованием электроакустической аппаратуры).
Задачи обследования:
- выявление у обучающегося наличия условной двигательной реакции при восприятии на слух речевых стимулов;
- определение оптимального расстояния, на котором обучающийся уверенно реагирует на голос разговорной и шепотной речи на голое ухо и с использованием индивидуального слухового аппарата;
- выявление возможности обучающегося в восприятии на слух различных по фонетическому составу групп слов;
- выявление резервов развития слухового восприятия речи;
- соотнесение полученных результатов с состоянием слуха обучающегося по данным субъективной тональной пороговой аудиометрии.
Алгоритм проведения обследования
Обследование проводится на нескольких занятиях. В процессе обследования выявляют реакцию обучающегося на определенные речевые стимулы, предъявляемые учителем на слух. Обследуются оба уха, сначала - лучше слышащее. Перед проверкой учитель убеждается, что обучающийся знает слова, которые ему будут предъявлены. В зависимости от данных аудиометрического обследования подбираются группы слов для обследования слуха. Сначала обучающийся учится различать слова из первой группы на основе слухозрительного восприятия и соотносить с картинкой или игрушкой. Затем предъявляются данные слова в последовательности, исключающей догадку. Если обучающийся уверенно различает слова первой группы, ему предлагают следующие группы слов. В случае уверенного выполнения задания на слух обучающемуся предлагают слова из всех трех групп. Кроме этого, предлагают на слух слова, незнакомые по звучанию.
Обследование слуха у слабослышащих обучающихся
Для определения расстояния, на котором слышит обучающийся, берется 8-10 слов:
- хорошо воспринимаемые слова: барабан, собака, рука, дом, дедушка;
- хуже воспринимаемые слова: заяц, стол, часы, суп, сапоги.
Фиксируется расстояние, на котором обучающийся слышит каждое слово. Определяется рабочее расстояние для слуховых тренировок на каждое ухо. Аналогично проводится обследование восприятия слов с использованием слухового аппарата. Определяется рабочее расстояние для восприятия речевого материала с использованием индивидуального слухового аппарата.
Для определения резервного расстояния применяются следующие группы слов:
- первая группа слов: бабушка, корова, карандаш, курица, шапка;
- вторая группа слов: мяч, нос, доска, часы, санки.
Этапы обследования:
1 Проверяется восприятие слов по картинкам на рабочем расстоянии.
2 Предъявляются слова с опорой на картинку на увеличенном расстоянии.
3 Без опоры на картинку определяется резервное расстояние.
Обследование глухих обучающихся
Для обучающихся, имеющих потерю слуха свыше 90 Дб, обследование проводится с предъявлением следующих групп слов:
- первая группа слов: мяч, рыба, бабушка;
- вторая группа слов: папа, рыба, корзина;
- третья группа слов: самолет, корзина, бабушка.
Далее, проводится анализ полученных результатов. По результатам проведенного обследования обучающиеся условно делятся на следующие группы:
- первая группа обучающихся – не различают слова первой группы после тренировки, а лишь реагируют на голос возле ушной раковины;
- вторая группа обучающихся - различают первую группу слов и с большим трудом различают вторую группу слов;
- третья группа обучающихся - различают первую и вторую группу слов свободно, но с большим трудом различают третью группу слов;
- четвертая группа обучающихся - хорошо различают все группы слов.
Учитывая, что процесс формирования слуховых представлений у обучающихся с различными нарушениями слуха носит длительный характер и осуществляется поэтапно в ходе обучения, в обследование слуховой функции включается определение фазы развития речевого слуха (фазы слуховой функции).
Фазы развития речевого слуха характеризуются следующими показателями (Л.П.Назарова):
- Нулевая фаза характеризуется отсутствием каких бы то ни было слуховых представлений. Этой фазе соответствуют пропуски слов в предложениях и целых предложений. (1 группа обучающихся)
- Первая фаза характеризуется наличием у детей реакции на слово, фразу, появление недифференцированного слухового образа, фрагментарного представления о слове, фразе. Данной фазе соответствуют замены случайного характера. (2 группа обучающихся)
- Вторая фаза характеризуется недостаточной дифференциацией слова, фразы и наличием общих существенных признаков в заменяющем материале и предъявляемом (соответствие количества слов, ритмического рисунка в предложениях, места ударения, ударного гласного в словах). Второй фазе соответствуют обоснованные замены. (3 группа обучающихся)
- Третья фаза - адекватные слуховые представления, т.е. точная дифференциация слов, фраз, которые полностью соответствуют предъявляемому речевому материалу.(4 группа обучающихся)
Содержание речевого материала для обследования развития речевого слуха разрабатывается сурдопедагогами школы для каждого класса с учетом слухоречевых возможностей детей, и прилагаются к рабочим программам по обучению произношению и развитию слухового восприятия. В речевой материал включаются: фразы общеобразовательных предметов, фразы разговорно- обиходного характера и речевого этикета, фразы и задания развивающего характера, задания по различению ритмико-интонационной структуры речи, восприятие текстов. Речевой материал предъявляется на слух с учетом рабочего расстояния. Данная работа проводится в конце каждого учебного года в период сурдопедагогического обследования по итогам года.
Выявление уровня речевого развития обучающихся Обследование включает:
- выявление способности понимать собеседника и быть понятым;
- выявление состояния связной речи;
- способности восприятия текста;
- формирование общего представления об уровне внятности речи.
В ходе обследования у обучающихся проверяется умение самостоятельно составлять рассказ по серии картинок. Отмечается уровень внятности речи в процессе устной коммуникации. Обращается внимание на особенность
произносительной стороны самостоятельной речи и умение подражать внешнему образцу речи.
Алгоритм обследования уровня речевого развития обучающихся.
Для обследования используются разноуровневые по сложности тексты (с сериями картинок к ним), близкие жизненному и эмоциональному опыту обучающихся. Данные тексты включают речевой материал, соответствующий программе обучения данного контингента обучающихся. Содержание речевого материала подбирается с учетов слухоречевых возможностей обучающихся.Тексты сочетают диалогическую и монологическую речь, раскрывают контрастные эмоциональные состояния, включают фразы с разными интонационными конструкциями. В процессе обследования используют только один текст.
Этапы обследования:
1. Предъявление в случайной последовательности трех картинок, передающих содержание текста.
Задание: «Положи картинки по порядку: первая, вторая, третья, а потом расскажи».
2. Фиксируется воспроизведение текста после первого и второго предъявления.
Задание: «Послушай рассказ по картинкам и повтори».
3. Восприятие текста по фразам. Каждая фраза предъявляется на слух два раза и фиксируется ответ.
4. Самостоятельное подкладывание табличек к картинкам. Фиксируются особенности речи при чтении и то, как соотносит обучающийся прочитанное с картинкой.
5. Учитель эмоционально и выразительно произносит каждую фразу текста, используя естественные невербальные средства коммуникации. Задание: «Послушай и скажи, как я».
Результаты обследования фиксируются в Карте комплексного обследования в таблице «Общее звучание речи».
В результате проведенного обследования, определяются уровень речевого развития обучающегося.
Уровни речевого развития обучающегося (Е.П. Кузьмичёва):
- Оптимальный уровень речевого развития характеризуется тем, что обучающийся имеет достаточно полный словарный запас. Хорошо
понимают обращенную речь, свободно общаются с окружающими. Владеет развёрнутой фразой. Характерны ошибки в виде аграмматизмов и искажений звукобуквенного состава слова. На слух воспринимается 52 % от предъявляемого материала.
- Сниженный. уровень речевого развития характеризуется тем, что словарный запас обучающегося близок к оптимальному. В самостоятельной речи короткая фраза с аграмматизмами и отдельными полными словами. Характерно искажённое произношение, неточное овладение окончаниями, суффиксами. Правильное восприятие речи на слух 45%.
- Ограниченный уровень речевого развития характеризуется значительным ограничением словарного запаса, неадекватной заменой слов. В произношении значительные искажения при сохранении контура слов. Понимание речи снижено. В самостоятельной речи отдельные короткие слова. Фразы нет. Восприятие речи на слух 20%.
- Резко ограниченный уровень речевого развития характеризуется полным ограничением словарного запаса Самостоятельная речь отсутствует. Понимание обращённой речи резко ограничено. В произношении характерны грубые искажения. Самостоятельной речи нет даже в виде отдельных полных слов. При восприятии речи на слух правильно воспринимается не более 7% речевого материала.
Аналитическая проверка произношения
Аналитическая проверка произношения помогает выявить качество усвоения обучающимися различных элементов произношения. В ходе обследования изучается: звуковая структура слова, ритмическая структура слова, слитность речи, правильное использование пауз, соблюдение ритмических структур и фразового ударения, изучается особенность мелодики речи, динамики, темпа речи, соблюдение интонации и норм орфоэпии.
Речевой материал для обследования подбирается педагогом соответственно слухоречевым возможностям детей. Результаты обследования также фиксируются в Карте комплексного обследования, заносятся в таблицу
«Аналитическая проверка произношения» и «Общее звучание речи».По результатам проверки произносительной стороны речи выделяются показатели внятности речи.
Показатели внятности речи.
(А. Н. Пфафенродт, Е.П. Кузьмичёва):
- Речь невнятная характеризуется крайней неразборчивостью. Непонятны даже отдельные слова. Звуковой состав с грубыми нарушениями, словесное ударение не соблюдается, слова произносятся по звукам или слогам. Образцу речи обучающийся подражает, иногда - нет.
- Речь маловнятная отличается тем, что является малоразборчивой или неразборчивой совсем. Понятны только отдельные слова. Слова произносятся иногда слитно, иногда по звукам, по слогам. Темп речи замедленный. Словесное ударение соблюдается только в отдельных случаях. Звуковой состав с грубыми нарушениями. Образцу речи обучающийся подражает не всегда.
- Речь недостаточно внятная также отличается малоразборчивостью. Смысл высказывания не всегда понятен, хотя понятны отдельные предложения. Короткие фразы и слова произносятся слитно, иногда по слогам, по звукам. Словесное ударение в знакомых словах, в основном, соблюдается. Темп речи замедлен, иногда нормальный. Звуковой состав с нарушениями, в отдельных случаях с грубыми. Образцу речи при таком уровне произносительных навыков, обучающийся подражает.
- Речь ближе к достаточно внятной характеризуется достаточной разборчивостью. Имеется большее количество дефектов, чем при оценке
«достаточно внятная», но смысл высказывания понятен, хотя и не в полном объёме. Фразы воспроизводятся слитно, иногда по словам. Темп речи нормальный, иногда замедленный или торопливый. Словесное и логическое ударение воспроизводится на знакомом речевом материале. Имеются нарушения звукового состава.
- Речь достаточно внятная – это эмоциональная и достаточно разборчивая речь. Фраза в большинстве случаев воспроизводится слитно. Темп речи нормальный, редко замедленный или торопливый. Словесное и логическое ударение воспроизводится в большинстве случаев. Имеются отдельные дефекты произношения, которые не затрудняют понимания смысла высказывания.
Обследование у обучающихся уровня самоконтроля за произношением
В ходе обследования определяется уровень сформированности навыков самоконтроля за произносительной стороной речи у обучающихся.
Речевой материал для обследования подбирается педагогами соответственно слухоречевым возможностям детей.
Алгоритм обследования сформированности уровня самоконтроля
Первоначально проводится беседа, включающая вопросы разговорно- обиходного характера в соответствии с уровнем слухоречевого развития и возрастными особенностями обучающегося. В ходе беседы педагогом фиксируются звуки с регулирующим (высшим) уровнем самоконтроля; отмечаются дефектные звуки по группам: гласные, взрывные (п, т, к), фрикативные (в, ф), носовые (м, н),свистящие (с, з, ц), шипящие (ш, ж, ч, щ), сонорные (р, л),дифтонги (й, я, ё, е, ю).
Для уточнения произношения дефектных звуков предъявляется предметная или сюжетная картинка и предлагается назвать эту картинку (ответить на вопрос, составить предложение). При этом отмечается регулирующий уровень самоконтроля.
Далее, обучающемуся дается установка на правильное произношение звуков этой же группы. Отмечается наличие или отсутствие констатирующего уровня развития навыков самоконтроля над данными звуками.
Если обучающийся после установки на правильное произношение воспроизводит звуки определенной группы неверно, то фиксируется низкий уровень самоконтроля.
Все данные по результатам обследования самоконтроля у обучающихся фиксируются в Карте комплексного обследования в таблице «Уровень сформированности навыков самоконтроля за произношением».
Характеристика показателей уровня сформированности самоконтроля за произношением обучающихся со слуховой депривацией: (Е.И.Андреева)
Низкий уровень самоконтроля за произношением отмечается в случае, если обучающийся допускает большое количество ошибок в произношении и не замечает их. Необходим постоянный контроль и указания на ошибки со стороны педагога.
Констатирующий уровень самоконтроля за произношением характеризуется тем, что ошибки в произношении обучающимся уже замечаются, однако в последующем допускаются вновь.
Регулирующий уровень самоконтроля за произношением характеризуется правильным действием и способностью самостоятельно предупреждать ошибки в произношении.
В результате комплексного сурдопедагогического обследования обучающиеся могут быть условно разделены на 4 группы.
Общие показатели, характерные для первой группы обучающихся:
- самостоятельной речи нет даже в виде отдельных полных слов;
- условная двигательная реакция на речевые стимулы неустойчивая, у некоторых - устойчивая;
- слова на слух не опознают;
- речь невнятная, произнесение слов по звукам или слогам, словесное ударение не соблюдается, звуковой состав с грубыми нарушениями;
- образцу речи педагога иногда подражают, иногда - нет. Данная группа рассматривается как диагностическая.
Общие показатели, характерные для второй группы обучающихся:
- в самостоятельной речи отдельные полные слова, фразы нет;
- условная двигательная реакция на слух устойчивая в большинстве случаев;
- слова на слух опознают в отдельных случаях;
- прочитанные фразы с картинкой соотносят;
- речь малоразборчива или неразборчива;
- темп речи замедленный;
- словесное ударение соблюдают в отдельных случаях;
- образцу речи подражают не всегда.
Общие показатели, характерные для третьей группы обучающихся:
- в самостоятельной речи короткая фраза с аграмматизмами и отдельные слова;
- условная двигательная реакция на слух устойчивая в большинстве случаев;
- на слух воспринимают отдельные слова и фразы;
- прочитанные фразы с картинкой соотносят;
- речь малоразборчива;
- короткие фразы и слова произносят слитно, иногда по слогам;
- словесное ударение в знакомых словах соблюдают;
- темп речи близок к нормальному; образцу речи подражают.
Общие показатели, характерные для четвертой группы обучающихся:
- в самостоятельной речи развернутая фраза, иногда с аграмматизмами;
- условная двигательная реакция на слух устойчивая;
- знакомые слова и фразы опознают на слух;
- речь разборчивая;
- фразы воспроизводят слитно, иногда по словам;
- темп речи нормальный;
- словесное и логическое ударение воспроизводят на знакомом речевом материале;
- имеются нарушения звукового состава.
Общим итогом сурдопедагогического обследования и главной составляющей для единого «Комплексного мониторинга динамики психолого-педагогического статуса обучающегося», является определение уровня коммуникативно-речевой компетенции обучающегося, включающей в себя все составляющие сурдопедагогического обследования.
Для определения уровня коммуникативно-речевой компетенции обучающегося также используются важные критерии: умение вести диалог на заданную тему или с целью получения информации; составление диалога из деформированного текста; моделирование ситуации; самостоятельное формулирование вопросов; ответы на вопросы по содержанию текста; понимание речи собеседника. Выявление уровня коммуникативно-речевой компетенции обучающегося с нарушенным слухом осуществляется по специально разработанным показателям.
Показатели для выявления уровня коммуникативно-речевой компетенции обучающегося с нарушенным слухом
(разработаны МО учителей – дефектологов)
Низкий уровень коммуникативно-речевой компетенции:
- отсутствие потребности в использовании речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- отсутствие (низкий уровень) самоконтроля за произношением;
- отсутствие умения пользоваться словесной речью в общении с товарищами и взрослыми (неспособность вести диалог по заданной теме, по ситуации; невнятное и маловнятное произношение отработанного речевого материала; отсутствие навыка передавать в речи эмоциональные оттенки высказывания; редкое использование форм речевого этикета);
- отсутствие навыка распознавания, опознавания и различения знакомого и незнакомого по звучанию речевого материала.
Средний уровень коммуникативно-речевой компетенции:
- использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- Наличие констатирующего уровня самоконтроля за произношением;
- использование словесной речи в общении с товарищами и взрослыми (участие в общении чаще происходит по инициативе других; наличие первоначальных навыков ведения диалога по заданной теме, по ситуации; недостаточно внятное, либо ближе к достаточно внятному произношение отработанного речевого материала; способность передавать в речи эмоциональные оттенки высказывания; неустойчивое умение пользоваться формами речевого этикета);
- наличие навыка распознавания, опознавания и различения знакомого и незнакомого по звучанию речевого материала.
Высокий уровень коммуникативно-речевой компетенции
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- наличие констатирующего и регулирующего уровня самоконтроля за произношением;
- активное использование словесной речи в общении с товарищами и взрослыми (наличие стойких навыков ведения диалога по заданной теме, по ситуации; ближе к достаточно внятному и достаточно внятное произношение отработанного речевого материала;передача в речи эмоциональных оттенков высказывания; умение пользоваться формами речевого этикета; легко входит в контакт с другими обучающимися);
- наличие стойкого навыка распознавания, опознавания и различения знакомого и незнакомого по звучанию речевого материала.
Требования к результатам сформированности коммуникативно-речевой компетенции выпускника школы:
Выпускник должен научиться:
1. Пользоваться разговорной речью в общении со взрослыми и товарищами (умение вести диалог по заданной теме, по ситуации, расспрашивать об интересующем), употребляя типы фраз, в соответствии с программой.
2. Быть способным инсценировать диалог без опоры на таблички самостоятельно или в паре с учителем, товарищем, активно используя неречевые средства коммуникации.
3. Произносить отработанный речевой материал достаточно внятно, естественно, голосом нормальной высоты, силы, тембра (под контролем и самостоятельно), в нормальном темпе. Передавать в речи различные эмоциональные оттенки высказывания, реализовывать умения воспроизведения звуковой и ритмико-интонационной структуры речи (на основе самоконтроля и под контролем учителя).
4. Знать и соблюдать орфоэпические правила.
5. Реализовывать в самостоятельной речи сформированные произносительные умения, говорить достаточно внятно и естественно (прежде всего, на основе самоконтроля, а также под контролем учителя); правильно произносить новые слова, руководствуясь надстрочными знаками; самостоятельно использовать адекватные речевые средства коммуникации (в рамках речевого этикета).
6. Осуществлять самоконтроль за различными сторонами произношения. 7.Различать, опознавать, распознавать речевой материал, знакомый и незнакомый по звучанию с учетом своих индивидуальных слуховых возможностей.
Список методической литературы, используемой при разработке и проведении сурдопедагогического обследования:
1. Андреева Е.И. Психологические основы обучения глухих детей произношению.- Л.,1977.
2. Кузьмичева Е.П. Развитие устной речи у глухих школьников. - М.,
«Издательство НЦ ЭНАС», 2001;
3. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. - М., «Владос», 2001.
4. Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих. – М., «Просвещение»,1981.
5.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.