Сущность и основные направления анализа деловой активности предприятия
Деловая активность предприятия является одним из главных факторов определяющих эффективность его деятельности. В ши- роком смысле деловая активность означает весь спектр усилий, направленных на продвижение хозяйствующего субъекта на рын- ках продукции, труда, капитала. В контексте анализа финансово- хозяйственной деятельности термин понимается более узко — как текущая производственная и коммерческая деятельность пред- приятия. С одной стороны, она может быть охарактеризована такими качественными критериями, как широта внутренних и внешних рынков сбыта, деловая репутация предприятия и его конкурентоспособность, наличие стабильных поставщиков и по- требителей и т.д. Эти качественные критерии целесообразно сравнивать с аналогичными параметрами конкурентов, действу- ющих в отрасли или сфере бизнеса. В финансовом же аспекте деловая активность предприятия проявляется в динамичности
его развития, достижении поставленных целей, эффективном использовании экономического потенциала. Поэтому количес- твенная оценка и анализ деловой активности могут проводиться по следующим направлениям:
– оценка степени выполнения планов по основным финансо- вым показателям и анализ отклонений;
– оценка и обеспечение приемлемых темпов наращивания объемов финансово-хозяйственной деятельности;
– оценка эффективности использования ресурсов предпри- ятия (материальных, трудовых, финансовых).
Среди количественных критериев деловой активности выде- ляют такие абсолютные показатели как объемы продаж (оборот), прибыль, величину авансированного капитала (активы) и т.п., и ряд относительных показателей, отражающих их динамику и соотношение.
В рамках первого направления анализа деловой активности производится план-факт анализ — сравнение фактических зна- чений абсолютных и относительных финансовых показателей с запланированными. При этом плановые показатели могут уста- навливаться в различных разрезах — по центрам ответственнос- ти, структурным подразделениям, стратегическим бизнес-еди- ницам и т.п. Такой анализ основывается на внутренних данных предприятия и потому не включается в методику внешнего фи- нансового анализа.
В рамках второго направления анализа деловой активности целесообразно сравнивать основные параметры финансово-хо- зяйственной деятельности в динамике в соответствии с «золо- тым правилом экономики предприятия». Такой анализ основ- ных темповых показателей проводится еще на предварительном этапе финансового анализа для характеристики основных тен- денций развития предприятия. Кроме непосредственной оцен- ки выполнения «золотого правила» на предприятии, темповые показатели используются для сравнения и ранжирования ряда предприятий отрасли, региона и т.д. Чем выше показатели дина- мики развития, выражающиеся в темпах роста стоимости иму- щества, оборота и прибыли, тем более привлекательно предпри- ятие для контрагентов.
Эффективность использования ресурсов (имущества) пред- приятия проявляется прежде всего в скорости оборота его средств, т.к. финансовое положение предприятия находится в непосредственной зависимости от того, насколько быстро средства вложенные в его активы превращаются в реальные де- нежные поступления. Поэтому в рамках третьего направления анализа деловой активности определяется ряд относительных показателей, отражающих скорость оборота активов и капита- ла, т.е. насколько быстро финансовые ресурсы и сформирован- ные активы обращаются в процессе хозяйственной деятельности предприятия.
Управление оборачиваемостью активов и капитала является важным рычагом финансового менеджмента. Во-первых, от ско- рости оборота авансированных средств зависит объем выручки от реализации товаров. Во-вторых, с размерами выручки от реа- лизации, а следовательно и с оборачиваемостью активов связана относительная величина управленческих расходов: чем быст- рее оборот, тем меньше таких расходов приходится на каждый оборот. В-третьих, ускорение оборота на определенной стадии индивидуального кругооборота фондов предприятия приводит к ускорению оборота и на других стадиях производственного цикла (снабжения, производства, сбыта и расчетов за продук- цию). В-четвертых, скорость оборота активов является одним из важнейших факторов, влияющих на рентабельность продукции: предприятия с высокой скоростью оборота могут позволить себе снижение рентабельности продукции, сохраняя или даже по- вышая при этом рентабельность капитала за счет роста объемов продаж, предприятия с низкой скоростью оборота должны ком- пенсировать низкую оборачиваемость активов за счет высокой рентабельности продукции, что не всегда возможно в условиях конкуренции. Таким образом, управление оборачиваемостью активов становится одним из главных рычагов повышения фи- нансовых результатов и рентабельности капитала. Поэтому, по- казатели оборачиваемости в западной практике также называют коэффициентами управления. Именно, уровень и динамика пока- зателей оборачиваемости активов и капитала отражает эффек- тивность финансового менеджмента и ее динамику, позволяет
выявить проблемные элементы системы финансового менедж- мента предприятия (управление запасами, дебиторской и креди- торской задолженностью и т.п.).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.