Сущность и содержание конфликтного поведения младших подростков

  • docx
  • 27.10.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Сущность и содержание конфликтного поведения младших подростков.docx

Сущность и содержание конфликтного поведения младших подростков

Н.Л. Кондрашина

         Под конфликтным поведением младших подростков понимают совокупность действий и реакций, направленных на разрешение противоречий и несогласий, возникающих в процессе их взаимодействия с окружающими. Это поведение может проявляться в различных формах, от вербальных споров до физической агрессии, и часто связано с эмоциональными и психологическими изменениями, происходящими в этом возрасте.

Исследование конфликтного поведения младших подростков привлекло внимание многих ученых. Так, например, известный американский психолог, специализирующийся в области психологии развития, один из основателей теории когнитивизма и теории развития нравственности, Лоуренс Кольберг изучал моральное развитие детей и подростков. Он выделил шесть стадий морального развития, которые проходят через три уровня. Он отмечал, что в младшем подростковом возрасте дети часто находятся на уровне конвенциональной морали, где они стремятся соответствовать ожиданиям общества и близких людей. Кольберг сделал вывод о том, что конфликты в младшем подростковом возрасте могут возникать из-за стремления к признанию и одобрению со стороны сверстников и взрослых.

В свою очередь, швейцарский философ и психолог, известный работами по изучению психологии детей, создатель теории когнитивного развития. Жан Пиаже изучал когнитивное развитие детей и выделил несколько стадий развития. В частности, он утверждал, что в младшем подростковом возрасте дети находятся на стадии конкретных операций, где они начинают понимать и принимать правила и логику. Здесь конфликты часто возникают из-за различий в понимании этих правил и норм поведения.

Эрик Эриксон, известный, прежде всего, своей теорией стадий психосоциального развития и автор термина «кризис идентичности». Эриксон разработал теорию психосоциального развития, включающую восемь стадий. Он определил, что в младшем подростковом возрасте дети проходят через стадию «трудолюбие против чувства неполноценности», и считал, что конфликты в этим возрасте могут возникать по причине стремления к успеху и признанию, а также из-за страха неудачи и критики.

Знаменитый советский педагог, психолог и педолог, автор культурно-исторической теории в психологии и основатель социального конструктивизма и современной коррекционной педагогики Лев Выготский изучал социальное и культурное развитие детей, и пришёл к выводу о том, что в младшем подростковом возрасте дети активно взаимодействуют с окружающей средой и обучаются через социальные взаимодействия. Он отмечал, что в младшем подростковом возрасте конфликты могут возникать из-за различий в культурных и социальных нормах, а также из-за стремления к самостоятельности.

Джон Боулби, английский психоаналитик и психиатр, специалист в области психологии развития, психологии семьи, психотерапии и психоанализа, основоположник теории привязанности, разработал теорию привязанности, изучая, каким образом ранние отношения с родителями влияют на поведение детей. Он пришёл к выводу о том, что в младшем подростковом возрасте дети могут испытывать конфликты из-за изменений в семейных отношениях и привязанностях. Стремление к независимости может вызывать напряжение и конфликты в отношениях с родителями.

Работы современных учёных, исследовавших причины конфликтов в подростковой среде, одним из важных аспектов определяют внутриличностный конфликт. В частности, Н.Г. Тормосина в своей диссертации на тему «Психологическая профилактика аутодеструктивного поведения в подростковом возрасте», отмечает, что основной причиной конфликтных ситуаций можно назвать особенности пубертатного кризиса: заниженной самооценке, подвижной «Я-концепции», критичном отношение к действительности, болезненном восприятии точек зрения окружающих. К такому выводу в своей работе «Роль симпатии в преодолении подросткового одиночества» присоединяется А.А. Петрова, которая говорит, что внутренние конфликты порождают внешние.

А.А. Ганеева, изучая особенности психических состояний подростка в ситуации конфликта в зависимости от социально-психологического типа личности, также считает, что специфика эмоционального состояния подростка в конфликтной ситуации зависит от механизмов самозащиты и типа личности, а корни конфликта сокрыты в их внутренних индивидуальных чертах.

Важно отметить, что многие современные исследователи сходятся во мнении о том, что такая черта личности как конфликтность, является основным источником противоречий. В частности, об этом писали И.И. Гончарова в своей работе «Формирование представлений о своей индивидуальности у младших подростков в учебно-воспитательном процессе», А.В. Локтева, исследовавшая клинико-психологические детерминанты алкоголизации в подростковом возрасте, О.В. Рубцова в работе «Преодоление внутреннего ролевого конфликта у старших подростков посредством сюжетно-ролевой игры».

Подростковая конфликтность возникает на основании таких факторов как: проблемы, связанные с физиологическими и психическими особенностями развития (пол, возраст, ситуация развития внутри семьи, уровень самооценки, акцентуации характера); особенностями личности; социальными причинами, так называемыми факторами среды и др.

В целом, такая позиция совпадает с классическими положениями психологии, утверждающими, что в основе конфликтов лежат противоречия, которые возникают в результате противоречия между желаниями, интересами, мотивами, взглядами, потребностями и психологическими особенностями человека. В этой связи Е.В. Морозова, исследовавшая влияние межличностных отношений на адаптацию подростков к педагогической среде приюта, выделила факторы, способствующие возникновению межличностного конфликта, в том числе: личностный фактор, под которым она понимает определенный набор эмоциональных качеств личности, самооценку и отношение к своим обязанностям; деятельностный фактор, который включает в себя учебную, спортивную и общественную деятельность, а также фактор физиологический.

В свою очередь, Е.В. Янгичер, в работе «Развитие конструктивных фрустрационных реакций подростков средствами арт-терапии» описывает неконструктивные реакции у подростков, которые часто имеют ориентацию на окружение. Она считает, что «дети стремятся всячески обострять ситуацию, осуждать окружающих, чтобы не признавать собственной вины, занимаются самообвинением, ссылаясь на обстоятельства и пытаясь оправдать свои поступки». В результате их эмоциональные реакции злости, агрессивности и гнева отталкивают оппонентов и часто приводят к конфликтам.

М.Р. Хачатурова, исследовавшая межличностные взаимоотношения подростков утверждает, что на поведение в конфликтах оказывает влияние множество факторов. Среди них: уровень развития индивида, его ресурсы и возможности, степень выраженности мотивации.

Отдельным аспектом межличностных конфликтов в подростковом возрасте она выделяет конфликт на базе отношений детей и родителей. В отношениях «подросток–родитель», говорит Милана Родионовна, конфликты могут происходить на фоне излишней опеки и диктатуры родственников, неустойчивого родительского восприятия, авторитетности, но даже в целом мирное сосуществование может стать фактором возникновения столкновения.

Эти и некоторые ученые внесли значительный вклад в понимание конфликтного поведения младших подростков. Их исследования показывают, что конфликты в этом возрасте часто связаны с процессами морального, когнитивного и социального развития, а также с изменениями в отношениях и стремлением к признанию и самостоятельности.

К основным характеристикам конфликтного поведения можно отнести:

-     эмоциональную нестабильность: младшие подростки часто испытывают сильные эмоции, такие как гнев, обида, ревность, которые могут стать причиной конфликтов;

-     стремление к самостоятельности: в младшем подростковом возрасте дети начинают стремиться к большей независимости, что может приводить к конфликтам с родителями и педагогами;

-     потребность в признании: желание быть принятыми и признанными в среде сверстников может вызывать конкуренцию и конфликты в группе.

-     низкая сопротивляемость к фрустрации: младшие подростки могут испытывать трудности в контроле своих эмоций и реакций на критику или неудачи.

С позиции содержания конфликтного поведения можно выделить:

-     вербальные конфликты, включающие в себя обиды, споры, ссоры, оскорбления и т.п. Младшие подростки могут использовать слова как оружие в конфликтных ситуациях.

-     физические конфликты: агрессивные действия, толчки, драки и т.д. Иногда дети в качестве средства разрешения конфликтов прибегают к физической агрессии;

-     пассивно-агрессивное поведение: которое проявляется в игнорировании, замкнутости, отказе от общения, что также может быть формой выражения конфликта;

-     конфликты с авторитетами, проявляющиеся в спорах с учителями, родителями, тренерами, педагогами и пр. Стремление к независимости часто приводит к столкновениям с теми, кто имеет власть и контроль;

-     конфликты со сверстниками: которые включают в себя конкуренцию, зависть, борьбу за лидерство и т.п. Взаимоотношения с ровесниками становятся важной частью жизни младших подростков, и здесь часто возникают конфликты.

Естественно, что конфликтное поведение имеет не только причины, но и последствия, среди них можно выделить позитивные и негативные:

-                   позитивные выражаются в формировании самостоятельности, развитии навыков разрешения конфликтов, укреплении характера и пр.

-                   негативные проявляются в снижении успеваемости, ухудшении отношений с окружающими, развитии агрессивного поведения и других психологических проблемах.

Литература

1.     Бровкина А.Р. Теория развития морального субъекта Л. Колберга.

2.     Викторенко Е.Ю. Особенности поведения подростков в конфликтах в новой образовательной среде.

3.     Рубцова О.В. Преодоление внутреннего ролевого конфликта у младших подростков посредством сюжетно-ролевой игры.

4.     Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов.

5.     Самсонова Н.В., Дейнега Е.В. Девиантное конфликтное поведение подростков.

6.     Фирсова Е.С. Особенности поведения подростка в конфликте.

7.     Чмутова Ю.С. Особенности преодоления коммуникативных барьеров в учебном процессе гиперактивными подростками.

8.     Янгичер Е.В. Развитие конструктивных фрустрационных реакций подростков средствами арттерапии.


 

9.