Сущность трудового воспитания.
Трудовое воспитание - это целенаправленный процесс формирования
готовности трудиться, стремление и умение участвовать в трудовом
процессе. Интеллектуальная собственность зависит от культуры
умственного потенциала человека, где особое значение приобретает
социальная значимость продукта труда.
Задачи трудового воспитания:
1. Воспитание психологической и практической готовности к труду
(через обучение конкретному виду труда).
2. Формирование личных и общественных мотивов трудовой
деятельности (которые не должны находиться в противоречии).
3. Формирование культуры труда (умение определить цель,
планировать рациональный путь для ее достижения, отбор средств и
материала, умение работать в коллективе, устанавливать деловые и личные
связи, качество работы, экономическое воспитание и т.д.).
4. Воспитание культуры чувств (уважение к собственности, к продуктам
и средствам труда, к людям).
5. Выявление индивидуальных способностей (выбор профессии,
обучение определенному виду трудовой деятельности).
Виды трудового воспитания в начальных классах: учебный, ручной,
хозяйственно-бытовой, производительный труд, самообслуживание, труд в
природе.
Виды труда
54
2. Педагогические условия и правила организации детского труда.
Условия эффективности детского труда:
• раннее приобщение к труду;
• труд должен иметь глубокую нравственную основу;
• труд должен приносить радость;
• предоставлять выбор в трудовой деятельности;
• творческий характер труда;
• смена труда и отдыха;
• руководство со стороны взрослых;
• научить самостоятельно ставить задачи, продумывать ход работы,
прогнозировать продукт труда, уметь дать самооценку;
• труд необходимо стимулировать через различные виды поощрений;
• учет возрастных, психолого-физиологических и физических
особенностей и возможностей ребенка;
• учет интересов и мотивов деятельности.
Правила организации детского труда:
1. Любые действия должны быть осмысленными.
2. Дети должны испытывать чувства личной причастности к результатам
деятельности, удовлетворения от работы с другими детьми.
3. Каждый на своем рабочем месте должен иметь возможность показать,
на что он способен, утвердить свою значимость.
4. Работа должна обеспечить возможность выразить себя в труде, узнать
себя в каких-либо результатах.
5. Каждый ребенок имеет свою собственную точку зрения на то, как
можно улучшить свою работу и ее организацию, ему должна быть
предоставлена возможность реализовывать некоторые из этих пожеланий.
6. Каждый хорошо работающий ребенок должен рассчитывать на
признание и поощрение.
7. Необходимо избегать ситуаций, при которых старания детей приводят
к тому, что их еще больше нагружают.
8. Необходимо поощрять творчество и инициативу детей, контроль за
их деятельностью должен быть ненавязчивым.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.