Сущность и принципы обучения
Оценка 4.9

Сущность и принципы обучения

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа +4
docx
английский язык +1
Взрослым
18.02.2017
Сущность и принципы обучения
Под обучением в педагогической литературе, как правило, понимается подсистема образования, представляющая собой процесс активного, целенаправленного взаимодействия между обучающими и обучаемыми, в результате которого у последних формируются определенные знания, умения и навыки, опыт деятельности, поведения, а также личностные качества. В этом определении выявляются следующие стороны процесса обучения:  он нацелен прежде всего на овладение знаниями;  подсистема обучения не исчерпывает свои задачи только сообщением знаний, а ставит целью также и формирование определенных качеств обучаемого,умений, навыков, поведения, т.е. процесс обучения оказывается так или иначе тесно связанным, переплетенным с подсистемой воспитания;  процесс обучения не есть только сфера активности обучающего, а есть отношение между двумя его участниками — обучающим и обучаемым, приоритет в котором принадлежит преподавателю, но где и обучаемый отнюдь не остается пассивным. Отсюда кратким, но достаточным определением предмета теории обучения или дидактики может служить следующее: Дидактика — составная часть педагогики, исследующая общие принципы и закономерности взаимодействия преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи обучения в тесной связи с задачами воспитания.
Сущность и принципы обучения.docx
Сущность и принципы обучения Под обучением в педагогической литературе, как правило, понимается подсистема  образования, представляющая собой процесс активного, целенаправленного  взаимодействия между обучающими и обучаемыми, в результате которого у последних  формируются определенные знания, умения и навыки, опыт деятельности, поведения, а  также личностные качества. В этом определении выявляются следующие стороны процесса обучения:  он нацелен прежде всего на овладение знаниями;  подсистема обучения не исчерпывает свои задачи только сообщением знаний, а  ставит целью также и формирование определенных качеств обучаемого,умений,  навыков, поведения, т.е. процесс обучения оказывается так или иначе тесно  связанным, переплетенным с подсистемой воспитания;  процесс обучения не есть только сфера активности обучающего, а  естьотношение между двумя его участниками — обучающим и обучаемым,  приоритет в котором принадлежит преподавателю, но где и обучаемый отнюдь не  остается пассивным. Отсюда кратким, но достаточным определением предмета теории обучения или  дидактики может служить следующее: Дидактика — составная часть педагогики, исследующая общие принципы и  закономерности взаимодействия преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются  задачи обучения в тесной связи с задачами воспитания. Причем под принципами обучения понимаются основные требования к процессу  обучения, позволяющие оптимизировать его. А под закономерностями подразумевается  отражение в теории общих, необходимых, устойчивых и повторяющихся связей,  определяющих развитие процесса обучения. Среди таких закономерностей процесса  обучения обычно выделяют следующие:  зависимость содержания и целей обучения от потребностей личности, общества и  государства;  зависимость каждого последующего этапа обучения от качества предыдущего, от  объема и характера уже изученного учебного материала;  взаимосвязь эффективности обучения с характером его мотивации у участников  процесса;  активное влияние управления учебным процессом, его планирования, организации,  системы стимулирования и контроля на общие результаты обучения, его качество. Важнейшими же принципами обучения, его исходными установками, которые и  обеспечивают его высокое качество, являются:  объективность предлагаемого к изучению материала, его соответствие реальной  действительности, его научность;  последовательность, систематичность, четкое планирование учебного процесса;  доступность предлагаемых знаний, их соответствие уровню развития учащихся;  наглядность обучения, многообразие его методов;  поддержание активности учащихся при их обучении;  обеспечение прочного усвоения знаний;  поддержание тесной связи теории с практикой. Успех в реализации этих принципов во многом определяется содержанием обучения. Специфика реализации дидактических принципов в обучении иностранным языкам Принципы обучения иностранным языкам При чтении настоящего материала обратите внимание на следующие проблемы: ∙ Взаимосвязь и взаимозависимость принципов обучения. ∙ Специфические методические принципы обучения ИЯ. ∙ Принципы коммуникативного обучения иноязычной культуре. Принципы обучения как методическое понятие Принципы обучения – одна из наиболее спорных областей дидактики, психологии, методики, ибо в их понимании существуют противоположные мнения, часто противоречащие друг другу. Что же такое принцип? Это понятие связано, прежде всего, с понятием «закон, закономерность». В теории познания отмечается, что принципов в природе нет, в природе существуют лишь законы. Познавая эти законы и стремясь к их использованию в целях эффективного воздействия на природу, человек выдвигает на их основе принципы. Таким образом, принцип – это часто закон, выполняющий функции принципа. Вполне понятно, что чем лучше, полнее мы познаем объективные законы, тем точнее выдвигаемые нами принципы. Процесс обучения очень объемен и многопланов. Трудно даже представить, что все принципы могут быть значимы для всего процесса. Скорее всего, есть принципы разных рангов: одни определяют весь процесс обучения, другие – обучение какому­то виду речевой деятельности, третьи значимы лишь для какой­то области обучения иностранному языку и т.д. Вот почему так «разношерстны» по рангу многие выдвигаемые методистами принципы (а всего их предложено в литературе 40!). Вначале, пока не вставал вопрос о методике как самостоятельной науке, пока не выявились хотя бы некоторые специфичные закономерности обучения иностранным языкам, всех как будто удовлетворяли общедидактические принципы. Вопрос о пересмотре принципов снова встал в связи с переориентацией на обучение устной речи (1961 г.). Со временем оказалось, что даже «преломленных» дидактических принципов недостаточно. Появляются работы, в которых различаются дидактические и методические принципы (А.П. Старков, П.Б. Гурвич). К сожалению, методисты мало обсуждают вопросы принципиального обоснования процесса обучения иноязычной речи. Между тем нечеткие, неправильные, неадекватные принципы столь же опасны, как опасен косой или непрочный фундамент здания, имя которому – «процесс обучения».  Ни одна проблема – отбор и организация материала, выбор упражнений и построение их системы, выбор приемов работы и т.д. – не может быть решена без четкого представления о принципах обучения (Пассов Е.И.). Принципы обучения – основные положения, определяющие характер процесса обучения, которые формируются на основе избранного направления и соответствующих этому направлению подходов. Четко сформулированные принципы обучения помогут решить вопрос о том, как и какое содержание обучения отбирать, какие материалы и приемы использовать. Зарубежные методисты отмечают важность лингвистических, психологических и дидактических факторов в обучении иностранному языку, однако понятие «принцип обучения» не является базисной категорией зарубежной методики и в настоящее время достаточно редко встречается в публикациях, вероятно, в силу того, что сам термин предполагает доминирующую роль учителя в учебном процессе, а это часто отвергается современными методистами. Нужно отметить, что некоторые авторы признают необходимость учета принципов учения и обучения и выделяют следующие: • когнитивные принципы (cognitive principles): принцип автоматизации речевых единиц (automaticity); принцип использования внутренней мотивации (intrinsic motivation principle); принцип использования личного вклада учащегося (strategic investment principle) – его времени, сил, индивидуальных способностей и т. д. – и ряд других принципов; • эмоционально­психологические принципы (affective principles): принцип «языкового Я» (language ego), который означает, что при овладении иностранным языком у человека формируется «второе Я», влияющее на его чувства, эмоции, поведение и т. д.; принцип взаимосвязанного овладения языком и культурой страны изучаемого языка (language­culture connection). Также следует учитывать такие качества, как уверенность в своих силах (selfconfidence, self­esteem), способность экспериментировать и рисковать при использовании нового материала в процессе речеподражания на иностранном языке (risk­talking); • лингвистические принципы (linguistic principles): учет влияния родного языка на овладение иностранным (native language effect); учет особенностей овладения изучаемым языком как промежуточной языковой системой (interlanguage ­ постоянно меняющаяся языковая система, которая находится между родным и изучаемым языками и по своей сути индивидуальна для каждого учащегося; совершенствуется по мере овладения языком, приближаясь к системе изучаемого языка); принцип коммуникативной компетенции (communicative competence) в процессе обучения иностранному языку. Как в отечественной, так и в зарубежной методике не существует единого мнения относительно классификации принципов обучения

Сущность и принципы обучения

Сущность и принципы обучения

Сущность и принципы обучения

Сущность и принципы обучения

Сущность и принципы обучения

Сущность и принципы обучения

Сущность и принципы обучения

Сущность и принципы обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2017