Под обучением в педагогической литературе, как правило, понимается подсистема образования, представляющая собой процесс активного, целенаправленного взаимодействия между обучающими и обучаемыми, в результате которого у последних формируются определенные знания, умения и навыки, опыт деятельности, поведения, а также личностные качества.
В этом определении выявляются следующие стороны процесса обучения:
он нацелен прежде всего на овладение знаниями;
подсистема обучения не исчерпывает свои задачи только сообщением знаний, а ставит целью также и формирование определенных качеств обучаемого,умений, навыков, поведения, т.е. процесс обучения оказывается так или иначе тесно связанным, переплетенным с подсистемой воспитания;
процесс обучения не есть только сфера активности обучающего, а есть отношение между двумя его участниками — обучающим и обучаемым, приоритет в котором принадлежит преподавателю, но где и обучаемый отнюдь не остается пассивным.
Отсюда кратким, но достаточным определением предмета теории обучения или дидактики может служить следующее:
Дидактика — составная часть педагогики, исследующая общие принципы и закономерности взаимодействия преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи обучения в тесной связи с задачами воспитания.
Сущность и принципы обучения.docx
Сущность и принципы обучения
Под обучением в педагогической литературе, как правило, понимается подсистема
образования, представляющая собой процесс активного, целенаправленного
взаимодействия между обучающими и обучаемыми, в результате которого у последних
формируются определенные знания, умения и навыки, опыт деятельности, поведения, а
также личностные качества.
В этом определении выявляются следующие стороны процесса обучения:
он нацелен прежде всего на овладение знаниями;
подсистема обучения не исчерпывает свои задачи только сообщением знаний, а
ставит целью также и формирование определенных качеств обучаемого,умений,
навыков, поведения, т.е. процесс обучения оказывается так или иначе тесно
связанным, переплетенным с подсистемой воспитания;
процесс обучения не есть только сфера активности обучающего, а
естьотношение между двумя его участниками — обучающим и обучаемым,
приоритет в котором принадлежит преподавателю, но где и обучаемый отнюдь не
остается пассивным.
Отсюда кратким, но достаточным определением предмета теории обучения или
дидактики может служить следующее:
Дидактика — составная часть педагогики, исследующая общие принципы и
закономерности взаимодействия преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются
задачи обучения в тесной связи с задачами воспитания.
Причем под принципами обучения понимаются основные требования к процессу
обучения, позволяющие оптимизировать его. А под закономерностями подразумевается
отражение в теории общих, необходимых, устойчивых и повторяющихся связей,
определяющих развитие процесса обучения. Среди таких закономерностей процесса
обучения обычно выделяют следующие:
зависимость содержания и целей обучения от потребностей личности, общества и
государства;
зависимость каждого последующего этапа обучения от качества предыдущего, от
объема и характера уже изученного учебного материала;
взаимосвязь эффективности обучения с характером его мотивации у участников
процесса;
активное влияние управления учебным процессом, его планирования, организации,
системы стимулирования и контроля на общие результаты обучения, его качество.
Важнейшими же принципами обучения, его исходными установками, которые и
обеспечивают его высокое качество, являются:
объективность предлагаемого к изучению материала, его соответствие реальной
действительности, его научность;
последовательность, систематичность, четкое планирование учебного процесса;
доступность предлагаемых знаний, их соответствие уровню развития учащихся; наглядность обучения, многообразие его методов;
поддержание активности учащихся при их обучении;
обеспечение прочного усвоения знаний;
поддержание тесной связи теории с практикой.
Успех в реализации этих принципов во многом определяется содержанием обучения.
Специфика реализации дидактических принципов в обучении иностранным языкам
Принципы обучения иностранным языкам
При чтении настоящего материала обратите внимание на следующие
проблемы:
∙ Взаимосвязь и взаимозависимость принципов обучения.
∙ Специфические методические принципы обучения ИЯ.
∙ Принципы коммуникативного обучения иноязычной культуре.
Принципы обучения как методическое понятие
Принципы обучения – одна из наиболее спорных областей дидактики,
психологии, методики, ибо в их понимании существуют противоположные
мнения, часто противоречащие друг другу. Что же такое принцип? Это
понятие связано, прежде всего, с понятием «закон, закономерность». В
теории познания отмечается, что принципов в природе нет, в природе
существуют лишь законы.
Познавая эти законы и стремясь к их использованию в целях
эффективного воздействия на природу, человек выдвигает на их основе
принципы. Таким образом, принцип – это часто закон, выполняющий
функции принципа. Вполне понятно, что чем лучше, полнее мы познаем
объективные законы, тем точнее выдвигаемые нами принципы.
Процесс обучения очень объемен и многопланов. Трудно даже
представить, что все принципы могут быть значимы для всего процесса.
Скорее всего, есть принципы разных рангов: одни определяют весь процесс
обучения, другие – обучение какомуто виду речевой деятельности, третьи
значимы лишь для какойто области обучения иностранному языку и т.д. Вот
почему так «разношерстны» по рангу многие выдвигаемые методистами
принципы (а всего их предложено в литературе 40!).
Вначале, пока не вставал вопрос о методике как самостоятельной
науке, пока не выявились хотя бы некоторые специфичные закономерности
обучения иностранным языкам, всех как будто удовлетворяли
общедидактические принципы. Вопрос о пересмотре принципов снова встал
в связи с переориентацией на обучение устной речи (1961 г.). Со временем
оказалось, что даже «преломленных» дидактических принципов
недостаточно. Появляются работы, в которых различаются дидактические и
методические принципы (А.П. Старков, П.Б. Гурвич).
К сожалению, методисты мало обсуждают вопросы принципиального обоснования процесса обучения иноязычной речи. Между тем нечеткие,
неправильные, неадекватные принципы столь же опасны, как опасен косой
или непрочный фундамент здания, имя которому – «процесс обучения».
Ни одна проблема – отбор и организация материала, выбор упражнений и
построение их системы, выбор приемов работы и т.д. – не может быть
решена без четкого представления о принципах обучения (Пассов Е.И.).
Принципы обучения – основные положения, определяющие характер
процесса обучения, которые формируются на основе избранного направления
и соответствующих этому направлению подходов. Четко сформулированные
принципы обучения помогут решить вопрос о том, как и какое содержание
обучения отбирать, какие материалы и приемы использовать.
Зарубежные методисты отмечают важность лингвистических,
психологических и дидактических факторов в обучении иностранному языку,
однако понятие «принцип обучения» не является базисной категорией
зарубежной методики и в настоящее время достаточно редко встречается в
публикациях, вероятно, в силу того, что сам термин предполагает
доминирующую роль учителя в учебном процессе, а это часто отвергается
современными методистами.
Нужно отметить, что некоторые авторы признают необходимость учета
принципов учения и обучения и выделяют следующие:
• когнитивные принципы (cognitive principles): принцип автоматизации
речевых единиц (automaticity); принцип использования внутренней
мотивации (intrinsic motivation principle); принцип использования личного
вклада учащегося (strategic investment principle) – его времени, сил,
индивидуальных способностей и т. д. – и ряд других принципов;
• эмоциональнопсихологические принципы (affective principles): принцип
«языкового Я» (language ego), который означает, что при овладении
иностранным языком у человека формируется «второе Я», влияющее на его
чувства, эмоции, поведение и т. д.; принцип взаимосвязанного овладения
языком и культурой страны изучаемого языка (languageculture connection).
Также следует учитывать такие качества, как уверенность в своих силах (selfconfidence,
selfesteem), способность экспериментировать и рисковать при
использовании нового материала в процессе речеподражания на иностранном
языке (risktalking);
• лингвистические принципы (linguistic principles): учет влияния
родного языка на овладение иностранным (native language effect); учет
особенностей овладения изучаемым языком как промежуточной языковой
системой (interlanguage постоянно меняющаяся языковая система,
которая находится между родным и изучаемым языками и по своей сути
индивидуальна для каждого учащегося; совершенствуется по мере
овладения языком, приближаясь к системе изучаемого языка); принцип коммуникативной компетенции (communicative competence) в процессе
обучения иностранному языку.
Как в отечественной, так и в зарубежной методике не существует
единого мнения относительно классификации принципов обучения
Сущность и принципы обучения
Сущность и принципы обучения
Сущность и принципы обучения
Сущность и принципы обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.