Урок русского языка в 6 классе 31.03
Тема: Глаголы совершенного и несовершенного вида
Цель: формирование умений определять вид глаголов и способы образования видовых пар.
Задачи:
образовательные:
* дать понятие о совершенном и несовершенном видах глагола, о способах образования видовых пар глаголов;
*познакомить учащихся с правилом глаголы совершенного и несовершенного вида;
развивающие:
*сформировать умение правильно использовать глаголы несовершенного и совершенного вида в речи;
*развивать орфографическую зоркость, монологическую речь, мышление, память, внимание, активизировать познавательную деятельность.
воспитательные:
*воспитывать самостоятельность, общительность, коммуникативность;
*воспитывать культуру речи;
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Цель: создать работоспособную атмосферу на уроке, дать психологический настрой на изучение темы.
2. Проверка домашнего задания.
Девизом к нашему уроку будут слова Н.Заболоцкого: «Слова должны обнимать и ласкать друг друга, образовывать живые гирлянды и хороводы, они должны петь, трубить и плакать». Давайте запишем их.
- Какое чудо могут творить слова? Какие слова указывают на это? Какой частью речи они являются?
- А что вы знаете о глаголе?
- На какие вопросы отвечает?
- Что обозначает?
- Как пишется не с глаголами?
3. Объяснение новой темы.
-Продолжаем изучение темы Глагол.
Чтение и запись в тетради зарисовки «Апрель», запись с комментированием орфограмм.
Апрель - настоящий водолей. Заиграли талой в..дой овра…ки.
М…росит на сне… первый весе…ий дождик. Широко разл…лись лужи и разводья в низинах.
Трогают…ся вешние воды. Идёт лёд.
- Лексическое значение всех слов этого текста вам понятно?
- Что такое разводье? (пространство воды между льдинами)
- Что в этом тексте показывает нам автор?
- Почему в первом предложении поставлен знак тире?
- Какие слова в тексте несут основную смысловую нагрузку, показывают движение в природе? (глаголы).
- Найдите и выпишите глаголы, соответствующие схемам:
¬ᴖ˄˄□ (заиграли) ᴖ˄□˄ (трогаются)
- Зададим вопросы к этим глаголам?
- Какой из глаголов обозначает законченность действия?
- Какой из глаголов обозначает незаконченность действия?
- Какие глаголы в тексте обозначают законченность действия?
(заиграли, разлились). На какой вопрос они отвечают?
- Какие глаголы обозначают незаконченность действия?
(моросит, трогаются, идёт). На какой вопрос они отвечают?
- Какие глаголы употреблены с приставкой? (те, которые обозначают законченность) - заиграли, разлились.
Вывод: Глаголы различаются по смыслу, морфемами и по вопросам.
- Мы выделили вопросы - Что делать? Что сделать?
Глаголы, которые отвечают на вопрос – что делать? – глаголы несовершенного вида.
Глаголы, отвечающие на вопрос – что сделать? – это глаголы совершенного вида.
Подскажите, как будет называться тема нашего урока?
- Глаголы совершенного и несовершенного вида. (Записать в тетради тему урока).
Чему мы будем учиться на нашем уроке? (отвечают дети)
Давайте запишем:
Вид глагола
/ \
совершенный несовершенный
Что сделать? Что делать?
- Сравним свои выводы с материалом учебника (пар. 71)
4. Первичное закрепление.
Коллективное выполнение задания (по цепочке)
Распределите глаголы по графам таблицы. Подчеркните вставленные буквы.
Несовершенный вид (что делать?) |
Совершенный вид (что сделать?) |
|
|
Приплыть, спасать, з..влечь, н..ступить, пр..бегать, пробежать, запл..тить, предл..гать, предл..жить, зап..вать (песню), запеть, вып..лнять, вып..лнить, дружить, ср..жаться, прин..сти, подружиться, сберечь, сберегать, мирить, примириться, белеть, белить, побелить, побелеть, пл..тить.
Видовые пары.
- Давайте рассмотрим пары слов. Что вы можете сказать об этих глаголах? Что в них общего, а чем они отличаются?
Думал - придумал
Жгу - сожгу
Белю - побелю
Писал - написал
- Из этого примера мы увидели, что глаголу одного вида соответствует однокоренной глагол другого вида. Такую пару называют видовой парой.
Запишем:
Свистеть – свистнуть, кричать – крикнуть, махать – махнуть, стучать – стукнуть.
Выделяется суффикс -ну-. Учитель сообщает, что данный суффикс обозначает мгновенность, законченность действия и указывает на то, что глаголы совершенного вида.
Устная работа. «Подбери пару»
Скосить - …..(косить)
Задержать -….(держать)
Подарить -….(дарить)
Написать -…(писать)
Решать -….(решить)
Мелькать -….(мелькнуть)
СрезАть - …..(срЕзать)
Свистеть - .....(свистнуть)
Вывод: глаголы одной видовой пары могут различаться: суффиксами, приставками, ударением.
Выполнение упражнений учебника по выбору учителя.
5. Рефлексия.
Давайте повторим урок.
(фронтальный опрос)
- Что нового вы узнали о глаголе?
- Какого вида бывают глаголы?
- Чем они отличаются друг от друга?
- А теперь попробуйте самостоятельно оценить свои знания по данной теме.
Итоги урока: а то,как вы поняли сегодняшнюю тему,мы проверим с помощью небольшого теста:
1. Укажите вопросы к глаголам несовершенного вида.
А) Что сделать? Что сделал? Что сделал бы? Что сделает?
Б) Что делать? Что делал? Что делал бы? Что делает?
2. Укажите вопросы к глаголам совершенного вида.
А) Что сделать? Что сделал? Что сделал бы? Что сделает?
Б) Что делать? Что делал? Что делал бы? Что делает?
3. В предложении найдите глагол(ы) несовершенного вида:
Ася словно избегала(1) меня, но уже не позволяла (2) себе ни одной из тех шалостей, которые так удивили (3) меня.
А) 1
Б) 2
В) 1,2
Г) 3
4. Укажите глаголы совершенного вида.
А) Расправлять, плавать, загорать, требовать, закрывать
Б) Расправить, уплыть, загореть, потребовать, закрыть.
5. Подбери видовую пару.
Перемолоть -……….
Разрешить -…………
Обедать -……………
6. Домашнее задание: пар. 71, упр.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.