Свойства интересные и удивительные.
Некоторые приёмы устных вычислений.
В своей работе я использую различные способы быстрых вычислений. Они развивают память учащихся, быстроту их реакции, воспитывают умение сосредоточиться. Навыки устных вычислений являются важным элементом общего и математического развития. Устные упражнения в сочетании с другими видами упражнений способствуют активизации мыслительной деятельности, развитию логического мышления, сообразительности, памяти, творческих начал и волевых качеств. Проведение устных упражнений повышает интерес к математике, развивает внимание, наблюдательность и смекалку учащихся, способствует более прочному усвоению программы, помогает учителю дисциплинировать учащихся, воспитывать у них навыки самостоятельности, умение ценить время.
В целях выработки прочных навыков рекомендуется проводить устные вычисления на применение особых приёмов не реже одного раза в неделю. В начале занятий учитель проводит устные упражнения по материалу, заданному для повторения. После изложения новой темы уместно предложить учащимся устные задания на выработку умений и навыков по этой теме.
Устные упражнения проводятся не только в начале урока, но и в середине урока.
Во время устного счёта учитель вырабатывает у учащихся полезные навыки,
Определяет знания по той или иной теме, принимает меры для устранения замеченных недостатков, ставит ученикам оценки, которые проявили активность в работе, инициативу, самостоятельность и оригинальность мышления.
Устным вычислениям, как одной из форм обучения математике, в советской школе всегда отводилось должное место.
Устному счёту уделял большое внимание известный русский деятель в области просвещения доктор естественных наук Сергей Александрович Рачинский (1832 – 1902). Одним из его учеников и был будущий художник – академик Коля Богданов – Бельский. Он потом писал: «На дорогу меня вывел вот он… Удивительный человек, учитель жизни. Я всем ему обязан».
С.А.Рачинский обращал на то, что способность к умственному (устному ) счёту полезна и в отношении практическом, и как средство для здоровой умственной гимнастики. Он всегда учил детей решать быстро, оригинально,
красиво; учил видеть неожиданные, особые свойства чисел и соотношения между ними.
Пример:
8484=(712)(712)=49144=501144)=7200-144=7056
Каждый из вас видел репродукцию с талантливой картины художника Устный счёт в народной школе с.А.Рачинского».
Сергей Александрович был одним из выдающихся профессоров Московского университета. Его глубоко волновала тяжёлая судьба русского крестьянина. В 1875 учёный едет в село Татево Смоленской губернии и открывает народную школу, в которой обучает крестьянских детей. В картине «Устный счёт» художник хорошо передал урок математики своего ученика. На доске пример:
++++:365.
Решите его устно.
++=+
Б.А. Кордемский в книге «Математическая шкатулка» писал:
«Покопайтесь в огромном месиве чисел, которых больше, чем руды в земле, и вы найдёте свойства интересные и удивительные, диковинные и забавные, неожиданные и курьезные».
Привитие ученикам элементов поисковой, творческой работы положительно сказывается на формирование их личности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.