Предлагаемый методический материал представляет собой тематическую подборку информации для проведения занятий по предметам по выбору, для элективных курсов, внеклассных мероприятий, предметных декадников по предметам естественнонаучного цикла. Также материал вполне успешно может быть использован для подготовки сообщений, докладов, рефератов по соответствующей теме.
свойства металлов и неметаллов.docx
П р а к т и ч е с к а я р а б о т а
СВОЙСТВА МЕТАЛЛОВ И НЕМЕТАЛЛОВ
Теоретические сведения.
Характерным химическим свойством металлов является способность их
атомов легко отдавать свои валентные электроны, превращаясь в
положительно заряженные ионы:
Меº – n е
Ме→ n+
атом
ион
Атомы же неметаллов обладают способностью притягивать к себе
электроны, превращаясь в отрицательно заряженные ионы:
неМеº + n е
→
атом
n–
неМе
ион
В связи с этим металлы являются восстановителями, а неметаллы – в
основном окислителями:
усиление неметаллических свойств,
ослабление
металлических, усиление окислительной способности,
уменьшение восстановительной (увеличение заряда
ядра и количества валентных ē)
усиление металлических свойств,
неметаллических,
ослабление
окислительной
снижение
способности,
увеличение
восстановительной способности
(увеличение радиуса атома)
Выполнение работы.
О п ы т 1. Восстановительные свойства металлов.
1. В четыре пробирки налить по 2–3 мл раствора соляной кислоты. В одну
пробирку опустить кусочек железа, в другую – кусочек цинка, в третью –
кусочек алюминия и в четвертую – кусочек меди.
Какие металлы реагируют с кислотой?
Написать молекулярные и ионные уравнения реакций, объяснив их как
окислительновосстановительный процесс.
2. В две пробирки налить по 2–3 мл концентрированной серной кислоты. В
одну опустить кусочек железа, в другую – кусочек меди. Содержимое слегка
подогреть. Осторожно понюхать выделяющийся газ.Составить окислительновосстановительные реакции и объяснить процессы
окисления и восстановления.
3. Положить в две пробирки по кусочку меди. В одну из них прилить 2–3
мл разбавленной азотной кислоты, в другую – концентрированной. При
необходимости немного подогреть.
Какой газ образуется в первой пробирке, какой – во второй?
Составить уравнения химических реакций в молекулярном и ионном виде
и объяснить их как окислительновосстановительный процесс.
4. В пробирку поместить кусочек алюминия и прилить 2–3 мл
концентрированной азотной кислоты. Через 2–3 минуты слить кислоту.
Промыть металл водой и подействовать на него раствором соляной кислоты.
Почему после обработки азотной кислотой алюминий не растворяется в
соляной кислоте?
5. В две пробирки налить 2–3 мл раствора щелочи. В одну пробирку
насыпать немного цинковой пыли, в другую – алюминиевого порошка (или
стружек). Если реакция не идет, слегка нагреть.
Что наблюдается? Какой газ выделяется?
Составить уравнения происходящих реакций, имея в виду, что образуются
соли цинковой (Н2ZnO2) и метаалюминиевой (HA?O2) кислот.
О п ы т 2. Окислительные свойства неметаллов.
1. Налить в одну пробирку 2–3 мл раствора бромида калия, в другую – 2–3
мл раствора иодида калия и в каждую пробирку добавить понемногу хлорной
воды (C?2). Содержимое взболтать.
Что наблюдаете?
Составить уравнения происходящих реакций в молекулярном и ионном
виде и объяснить эти процессы как окислительновосстановительные.
2. Налить в пробирку 2–3 мл бромной воды (Br2), прибавить 3–4 капли
сероводородной воды (H2S) и сильно взболтать. Наблюдать образование
свободной серы.
Написать молекулярное и ионное уравнения реакции и объяснить его как
окислительновосстановительный процесс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с
договором-офертой сайта. Вы можете
сообщить о нарушении.
Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с политикой использования Cookies. Это файлы в браузере, которые помогают нам сделать ваш опыт взаимодействия с сайтом удобнее.